В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин, председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике: Судьбу национальных проектов решат регионы Назад
Виктор Гришин, председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике: Судьбу национальных проектов решат регионы
В обществе уже сформированы большие ожидания, связанные с воплощением в жизнь национальных проектов. Но как-то на задний план отодвинута простая и очевидная истина, что большие ожидания предполагают большую кропотливую работу. И самое главное - конкретную. Что делается для реализации приоритетных проектов, выдвинутых Президентом, в регионах? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с председателем думского Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктором Гришиным .
- Реализация национальных проектов - стратегическая задача. От ее решения зависит повышение качества жизни граждан. Все остальное, хотя и чрезвычайно важное, - производное и сопутствующее. Это задача даже не на десятилетия, а навсегда. Можно сказать, квинтэссенция проблем, от решения которых зависит наше благосостояние и существование как народа и государства.
В этом направлении многое делается, хотя также немало недоработок и ошибок. Так, с 2001 по 2005 годы экономика России выросла почти на 40 процентов; мы добились макроэкономической стабильности; увеличиваются, хотя и недостаточно, доходы населения. Особое внимание уделяется обеспечению условий жизни для пенсионеров, ветеранов войны и труда, малоимущих, детей. По мере роста экономических возможностей государства, а на это направлены все силы, будут существенно увеличены и социальные расходы.
Сейчас нужно обратить особое внимание на реализацию приоритетных национальных проектов в регионах. Анализ получаемой информации с мест свидетельствует, что, к примеру, по проекту "Здоровье" наметился очевидный прогресс. Отмечается существенный рост зарплаты медперсонала родильных домов благодаря реализации программы родовых сертификатов, а также работников других медучреждений. Вместе с тем недостаточно активно ведется работа по доукомплектованию участков терапевтами, не хватает участковых врачей. В Коми-Пермяцком округе, к примеру, только 34 процента сельского населения могут воспользоваться доступной медицинской помощью.
Имеются и перекосы, когда отдельные мероприятия негативно сказываются на работе стационарных медучреждений. В ряде мест медики недовольны тем, что их разделили на получающих и не получающих доплату. На уровне первичного звена здравоохранения сохраняется проблема улучшения качества медицинской помощи.
В сфере образования радует рост зарплаты учителей. Ведется в массовом порядке отбор лучших школ для участия в проекте на получение президентской премии. Так, в Чувашии на премию Президента претендуют свыше 30 школ. В то же время, вероятно, стоило бы включить в этот проект и профессиональное образование. Нам известно, что в ряде республик и областей доплату получают только те классные руководители, которые работают в общеобразовательных школах, а учителя начальных классов в список не попали.
Больше всего проблем с национальным проектом "Доступное жилье", в основном из-за чиновников на местах. Чаще всего речь идет об игнорировании норм федерального законодательства по расселению ветхих и аварийных жилых домов, попадающих в зону строительства. К тому же реализация проекта натолкнулась на барьеры, выставленные естественными монополистами. Не хватает площадок и инфраструктуры для строительства жилья. Особенно неудовлетворительная ситуация сложилась с темпами выдачи ипотечных кредитов.
Немалые средства из федерального бюджета направляются на реализацию проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В текущем году будет дополнительно выделено 500 млн. рублей, а общая кредитная масса, которая попадет в сельхозсектор, составит порядка 100 млрд. рублей. Общий объем финансирования агропромышленного комплекса в 2006 году достигнет почти 33 млрд. рублей против 18,8 млрд. рублей в 2005 году. Довольно широкое распространение приобретает кредитование сельхозпроизводителей через Сбербанк. Вместе с тем обращают на себя внимание такие проблемы, как медленная работа по созданию сельских потребительских кооперативов, агрофирм, других рыночных структур, способных привлечь инвестиции в отрасль. В итоге - низкое пока доверие крестьян к проекту. Кредитная политика недостаточно отработана: условия, под которые предлагается брать кредиты, невыполнимы для большинства личных и крестьянских хозяйств.
- Что нужно делать для успешной реализации национальных проектов?
- Прежде всего продолжать работу по дальнейшей консолидации, сплочению страны.
Вряд ли можно было говорить о таких проектах в 90-х годах прошлого века, когда Россия шла по пути дезинтеграции и распространившегося одностороннего толкования права наций и народов на самоопределение. Сейчас, слава богу, утверждается другое мнение. Отсутствие принципа унитаризма в основополагающих законодательных документах или снижение его значимости в политике государства является основой, в том числе идеологической, для сепаратистских тенденций. Считаю, что можно справедливо и обоснованно говорить об унитарности Российского федеративного государства, понимая под этим государственную и территориальную целостность России, верховенство и суверенитет федеральной власти. Недобросовестная эксплуатация принципа суверенитета субъектов ведет к внутригосударственной дисгармонии, к обособлению регионов.
Реализация же приоритетных национальных проектов возможна только при полном единстве федеральной власти, региональных структур и органов местного самоуправления, то есть при поддержке и конкретной работе всего народа России.
- О каком полнокровном развитии может идти речь, если большая часть регионов находится на дотации?
- Действительно, что делать? Сейчас к развитым относятся только около двух десятков регионов, 40 - являются "середнячками", а более 20 регионов находятся на низком или крайне низком уровне развития. А если взять округа, то разница в темпах роста промышленности между ними составляет 15 раз. Можно сколь угодно долго дотировать так называемые депрессивные регионы, и это делается, но толку нет. Нужно принимать меры по оптимизации социально-экономических возможностей отсталых субъектов.
- Что значит оптимизация?
- Нужны конкретные меры. Во-первых, федеральный Центр старается сделать все необходимое для финансово-экономической самостоятельности регионов в соответствии с принципом бюджетного федерализма и существующим законодательством о разграничении полномочий. Как известно, основные подходы к разграничению полномочий федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления были определены в федеральных законах 95-ФЗ и 131-ФЗ, а Федеральный закон 122-ФЗ закрепил разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству. Однако надо признать, что за Центром по-прежнему сохраняется чрезмерное количество исполнительно-распорядительных полномочий, которые более успешно могли бы решаться на региональном уровне.
Необходимо также признать, что реализация национальных проектов и других важнейших общегосударственных задач будет затруднена, если власть и в Центре, и на местах будет вмешиваться во все и вся, вместо того чтобы сосредоточиться на главном. В связи с этим показательно, что Президент дал указание разработать предложения по ограничению вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, включая прекращение избыточного государственного регулирования. Не будет преувеличением сказать, что деятельность в этом направлении будет тем более эффективной, чем более активной станет борьба с коррупцией. Как подчеркнул недавно Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, "необходимо всемерно ограничить воздействие бюрократической системы на решения, принимаемые в рамках реализации приоритетных проектов".
Немаловажным фактором успеха в последовательном осуществлении национальных проектов должно стать дальнейшее укрупнение субъектов на основе добровольного волеизъявления их населения. При этом я убежден, что этот процесс не противоречит принципу нерушимости административных границ, сложившихся в Российской Федерации. Вместе с тем необходимо уважать и соблюдать право граждан на сохранение своей этнической самобытности, языка и культуры. Главной целью объединения, как подчеркивал Президент, является оптимизация управления, проведение более эффективной социально-экономической политики. Национальные проекты полностью вписываются в рамки поставленной задачи. Ни у кого нет сомнений, что в крупных регионах выше потенциал природных и трудовых ресурсов, мощнее финансовая база и интеллектуальные возможности.
- А как тогда будут решаться проблемы с дотационными регионами?
- Конечно, проблем здесь хватает. Однако, если мы хотим добиться ускорения социально-экономического развития, мы не можем все время ориентироваться на трудности отстающих. Убежден, стоило бы обеспечить поощрение передовых регионов. Можно было бы, к примеру, давать дополнительные преференции таким субъектам по итогам исполнения бюджета.
- Но ведь Конституция говорит о равенстве субъектов?
- Абсолютно верно, о формально-юридическом и политическом равенстве. Но ведь есть реалия - социально-экономическое неравенство, которое было, есть и, я считаю, будет. По известным объективным, да и субъективным причинам тоже. Это не значит, что с таким положением нужно мириться. Надо бороться за приближение отстающих к ведущим. Государственная Дума и Правительство многое для этого делают, каждая ветвь власти на своем уровне и в пределах своей компетенции. Но многое пока недостижимо, я подчеркиваю - пока. Взять, к примеру, Чеченскую Республику. Пока туда не вернутся в массовом порядке квалифицированные кадры - русские, украинцы, татары и прочие, вынужденные выехать в свое время с семьями в центральные районы России, - ничего хорошего, в том числе для Чечни, не получится. Никогда автаркия и стремление поднять собственные традиционные способы решения проблем над общечеловеческими не дадут должного позитивного результата. И даже собственная абсолютная власть над нефтедобычей и реализацией не даст позитива. Лишь обогатит элиту. Я говорю о необходимости дальнейшей последовательной работы по формированию единого политического пространства. Это процесс долговременный. Если общежитие народов регулируется добротными и справедливыми законами, а мы над этим постоянно работаем, то это залог процветания и государства, и народов, его составляющих, какими бы маленькими они ни были.
Беседовал Дмитрий Иванов



Парламентская газета. Москва

30 Июня 2006 г.


Док. 295435
Перв. публик.: 30.06.06
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 450

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``