В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике: Партии в парламенте станут влиятельнее Назад
Виктор Гришин, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике: Партии в парламенте станут влиятельнее
Госдума приняла в первом чтении законопроект о политических партиях

В своем Послании Федеральному Собранию в этом году Президент России заявил, что необходимо повысить роль политических партий. Для укрепления партийной системы страны глава государства предложил дать возможность партиям, победившим на региональных выборах, представлять свою кандидатуру главы субъекта Федерации. Соответствующий законопроект был подготовлен и внесен главой государства в Государственную Думу. На минувшей неделе палата приняла его в первом чтении. Об особенностях, актуальности документа, какие поправки нужно подготовить ко второму чтению, корреспонденту "ПГ" рассказал председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин .

- Этот законопроект концептуально проработан очень хорошо. В документе есть три основных момента. Первое: партия, победившая на выборах, получает право представлять Президенту кандидатуру на должность высшего должностного лица региона. Второе: если победили две партии, набрав одинаковое количество голосов, то каждая из них представляет свою кандидатуру, а выбор будет зависеть от того, как проголосует региональный парламент.

В-третьих, партия-победитель сможет предоставить право своим региональным отделениям определять кандидатуру будущего губернатора. Но надо уточнить еще и процедуру внесения от партии кандидатуры высшего должностного лица субъекта, когда парламент двухпалатный (а такие есть в четырех регионах России).

Обсуждается и поправка относительно представления своих кандидатур политическими блоками, которые победили на предыдущих выборах. Ведь в соответствии с принятым в июне этого года законом такие объединения как политические блоки отменяются. А потому есть предложение законодательную норму о блоках перенести в переходное положение, то есть не включать ее в сам закон, а записать в конце документа. Именно в конце обычно формулируются переходные положения, которые принимаются лишь на определенный период, затем эти нормы самостоятельно отмирают.

Депутаты нашего комитета также сформулировали поправку, в соответствии с которой правом предлагать свои кандидатуры может обладать не одна партия, а несколько. Как я уже отмечал, похожая норма в законопроекте заложена, но она формулируется иначе: если две партии получили одинаковое число голосов в парламенте, то именно они имеют право на выдвижение своего кандидата. В условиях, когда ни одна партия не может набрать 50 процентов голосов, а набирает, например, 20 или 30 процентов, некоторые депутаты предлагают дать возможность нескольким партиям вносить кандидатуру будущего главы субъекта Федерации. На мой взгляд, эта поправка не совсем правильная, потому что в определенной степени меняет концепцию законопроекта. Ведь в ней заложено стимулирование укрепления партий, создание мотивов для их роста, для победы на будущих выборах. А если мы примем такую поправку, то стимулы набрать большинство голосов в парламенте несколько ослабевают. Поэтому данную инициативу мы вряд ли будем детально рассматривать.

Возникает и еще один вопрос: если выборы в парламент проводятся через небольшое время после назначения губернатора, сможет ли победившая партия вносить свое предложение по новой кандидатуре главы региона? В этом случае многое будет зависеть от подзаконного акта - соответствующего Указа Президента.

Нынешний Указ главы государства гласит: полномочный представитель Президента за 90 дней до окончания срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации представляет на рассмотрение несколько кандидатур. Причем эти кандидатуры вносятся не непосредственно руководителю страны, а главе президентской Администрации, который вместе со своим аппаратом знакомится с предложенными кандидатурами, отбирает из них только две и именно их представляет Президенту. Глава государства за 35 дней представляет Законодательному собранию региона лишь одну кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Федерации из этих двух претендентов. Это один вариант процедуры внесения.

Но есть и другой: если политическая партия победила в выборах в середине срока действий должностного лица региона и считает необходимым внести свою кандидатуру на рассмотрение Законодательного собрания, которое своим постановлением утверждает эту кандидатуру и направляет ее непосредственно Президенту. В этом случае глава государства (уже без полномочного представителя Президента данного округа) определяет свое отношение к этой инициативе Законодательного собрания региона.

Обе эти процедуры представления кандидатуры от партии одновременно действовать не могут. А вот какая из процедур будет выбрана - зависит от того, как будет сформулирован Указ Президента, какие поправки в него будут внесены. Но, наверное, сейчас еще рано следовать второму варианту, потому что менять губернатора в середине срока непросто. Здесь мы должны перейти к формированию исполнительной власти по результатам выборов в парламент.

На мой взгляд, это следующая стадия. Надо испытать временем эту процедуру, следует посмотреть: состоялись ли партии, выдвигают ли они достаточно солидные кандидатуры на должность главы региона, ни одну из которых не отверг Президент.

Уже сейчас ходят разговоры о создании парламентской республики. Это вполне возможно через какое-то время и, возможно, как раз пойдет от регионов.

Но, повторюсь, должно пройти время и только тогда мы увидим, что это не грозит стране какими-то новыми промахами с точки зрения подбора этих кандидатур. А ведь промахи в значительной степени зависят от того, насколько состоятельны партии, выдвигающие ту или иную кандидатуру.

Одновременно возникает и вопрос об отзыве партией-победительницей высшего должностного лица. Такая поправка тоже предлагается депутатами.

Ведь коль мы предлагаем партии назначать высшее должностное лицо региона, то партия должна иметь возможность и инициировать процедуру отзыва главы субъекта. Это изменение, вполне возможно, будет внесено в законопроект.

Ведь если партии давать право в любое время вносить кандидатуру вне зависимости от того, сколько должностное лицо на этом посту пробыло, то мне кажется, что надо предоставить и возможность отзыва любой кандидатуры с этого поста.

Но тогда следует изменить причины, по которым отзывается должностное лицо. Сейчас у Президента на это две причины: по недоверию и по неисполнению должностным лицом своих полномочий. Но тут возникает еще и политическая причина.

То есть чиновник обладает доверием, делает все, как положено, и все равно он отзывается - по политическим причинам: потому что та партия, к которой он принадлежит, не прошла выборы.

Это как раз шаг по направлению к парламентской республике. Такова перспектива, однако, на мой взгляд, об этом говорить пока рано. Сейчас нам надо сформировать сильные, активные партии.


Парламентская Газета. Москва

16 Ноября 2005 г.


Док. 295393
Перв. публик.: 16.11.05
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 383

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``