В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Квота на добро и справедливость Назад
Квота на добро и справедливость
Как известно, всякие сравнения, тем более исторические параллели, подвержены хромоте. Но историческая память в любом случае полезна, особенно когда пытаешься осмыслить сложные процессы, происходящие в наше время в сфере национальных отношений.

Недавно в нижней палате российского парламента в первом чтении одновременно рассмотрены два законопроекта, представленных Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа и Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

По содержанию законопроекты практически идентичны. Они предлагают разрешить региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления своими законами и уставами определять в районах проживания коренных малочисленных народов квоты представительства в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в представительных органах местного самоуправления. И в который уже раз непреодолимым препятствием на пути законопроектов стал многоликий 122-ФЗ.

Вы думаете, Ермак со своими 840 казаками-разбойниками завоевал Сибирь благодаря превосходству пороха и пули над стрелами и мечами противостоящих ему орд кочевников? Конечно, гром и молния пищалей - весомый аргумент. Но гораздо больше ловкости атаман-князь проявлял, как бы сейчас сказали, в дипломатической работе с разноязыкими племенами местного населения, поражая их великодушием, хлебосольством и отходчивостью в гневе. А дальнейшая многовековая работа наследников Строгановых выплавила в котле народов Сибири драгоценный, чисто российский сплав, отражающий уровень нашего национального самосознания, ставший его опорой и в бедах, и в радости.

В Российской Федерации проживают 143 миллиона человек. По последней переписи, более 120 миллионов из них относят себя к коренной, русской национальности. В "остатке" - 159 других народов. Постановлением Правительства РФ 255 от 24 марта 2000 года 45 из них внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Их положение - предмет особой государственной заботы. Она прежде всего необходима в тех регионах, где состоялся стык цивилизаций. Охота, рыболовство, оленеводство - и железные колонны современного прогресса, обеспечивающие стремительный поток газа, нефти, руд и алмазов, несущий человечество на Луну, Марс и далее...

У прогресса много издержек. Ему трудно учитывать маленький интерес маленького человека к какому-нибудь кустику ягеля - природному корму пугливого оленя. Стальные гусеницы сдирают хрупкий покров с тундры, расплескивают и мутят родники - тотем и источник влаги тысячелетнего рода, сгоняют с привычных мест стойбища. Мировая практика взаимоотношения цивилизаций, закрепленная соответствующими документами ООН, давно выработала приемы мирного существования. Основной из них - плодами прогресса нужно делиться. И с учетом того, что когда-то большие народы, проживающие в местах освоения природных богатств, превратились в среде вновь поселившихся здесь открывателей кладовых с их огромными городами и грохочущими дорогами в малые, необходимо предоставить им дополнительные права. Чтобы и они чувствовали себя хозяевами, а не испуганными невольными свидетелями непонятного им прогресса.

Этой цели неплохо служил принятый в апреле 1999 года Закон 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Его статья 13 позволяла устанавливать квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления.

За годы действия этого закона в целом ряде регионов успели воспользоваться этим правом. Так, население Ямало-Ненецкого автономного округа избирает в свой законодательный орган трех депутатов из числа представителей малочисленных народов.

В Ханты-Мансийском автономном округе пять депутатов, избираемых населением, образуют Ассамблею коренных малочисленных народов. При этом правом выдвижения кандидата в депутаты законодательного органа наделен и Съезд малочисленных народов. Характерно, что кандидатом в депутаты может быть выдвинут местный житель любой национальности.

Сахалинская областная Дума еще в 1994 году ввела должность представителя коренных малочисленных народов. Он наделен правом законодательной инициативы, но без права решающего голоса. А в многонациональном Дагестане без регламентирования норм представительства каждого населяющего его народа никакие выборы невозможно провести.

Как отметил в своем докладе представитель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи, такой порядок положительно сказывается на взаимоотношениях между коренными малочисленными народами и основной массой населения, предприятиями топливно-энергетического комплекса и традиционными формами хозяйствования общин этих народов, в целом между представителями разных цивилизаций. Он обеспечивает равноправное участие коренных народов в политических процессах, управленческой системе, дает им реальные возможности осуществлять контроль за собственным развитием.

Аналогичные доводы приводил, докладывая законопроект Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ее представитель, член Совета Федерации Петр Волостригов. "Мы не ради блажи это придумали, - заявил он. - Нам тоже тяжело работать с национальными меньшинствами. Они ставят свои проблемы, они упираются, отстаивают свои интересы. Вы думаете, мы просто так, что ли, это делаем, чтобы показаться оригинальными? Мы действительно хотим учитывать их интересы, их среду обитания. Ханты-Мансийский округ - это территория интенсивного освоения. Здесь добывается 60 процентов российской нефти. И в округе никто не спорит с тем, что представители национальных меньшинств должны иметь возможность отстаивать свои права, во весь голос говорить с трибун, по телевидению, радио, выступать в прессе как представители власти, а не какие-нибудь уполномоченные, на которых никто не обращает внимания".

Как мы уже говорили, за время действия Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" во многих регионах сложилась своя практика представительства малочисленных народов в государственных органах власти. С прошлого года вместе с принятием известного закона 122-ФЗ она поставлена под сомнение. В лучшем случае ее существование продлится до очередных выборов. В худшем - уже сейчас органы прокурорского надзора могут указать на несоответствие местного законодательства федеральному. Так как 122-ФЗ пунктом 7 статьи 119 признал утратившей силу статью 13 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Регионы это тревожит. Они считают решение федерального Центра поспешным. Именно этим можно объяснить причины одновременного обсуждения в Госдуме двух законопроектов на одну тему, пришедших из национальных округов.

Профильный Комитет по делам Федерации и региональной политике в своих заключениях рекомендовал оба законопроекта отклонить. Какова аргументация? Ее можно почерпнуть из докладов председателя комитета Виктора Гришина .

Во-первых, предлагаемое усиление гарантий прав малочисленных народов будет ущемлять избирательные права остальных граждан, проживающих на одной с ними территории. Во-вторых, не ясно, что понимать под понятием "квота представительства". В-третьих, Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" хорош и без утратившей силу статьи 13. Если и не депутаты, то уполномоченные представители малочисленных народов могут принимать участие в подготовке и принятии решений органами государственной власти по вопросам защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Они же могут участвовать в экспертизе соответствующих федеральных законов и нормативных правовых актов. При органах государственной власти могут создаваться и советы представителей малочисленных народов. В-четвертых, на территориях компактного проживания малочисленных народов законом позволено создавать отдельные избирательные округа, как говорится, на льготных условиях - с учетом 40-процентного отклонения от средней нормы представительства. И, наконец, пятый, традиционный аргумент - поправки вносятся не в те законы, не по "теме"...

Докладчики законопроектов эти аргументы отвергали. Их главный довод: никакие "уполномоченные" (тем более что закон не объясняет порядок их выдвижения на административную и законотворческую сцену) не могут заменить полновесного представительства депутата, избранного самим малым народом. Численность некоторых из них - несколько тысяч человек. Расселены же они в преобладающей массе прибывшего на освоение месторождений населения на территориях, равновеликих немаленьким европейским странам. Они должны иметь в государственных органах власти, местных и региональных, своих доверенных лиц, которых они знают, уважают, за которых голосуют. Никто не требует, чтобы им было позволено по праву рождения, как на какой-нибудь Аляске, получать долю доходов от добычи на их территориях полезных ископаемых. Но наши российские малые народы хотят иметь возможность беречь свой язык, обычаи, традиции, среду обитания.

Конечно, в мировом котле народов за тысячелетия переплавились тысячи рас и народов, десятки тысяч наречий и языков. Природные катаклизмы, войны, беспрерывная людская миграция и переселения, хорошие и дурные обычаи и традиции, любовь и ненависть убили и одновременно возродили к жизни новые народы, новые государства. Какова роль в этом нескончаемом диалектическом процессе закона? Это кристаллизатор нравственности, разумности и справедливости.

...Покоритель Сибири Ермак погиб от коварного кочевника Кучума чисто по своей оплошности. Остановись его малочисленная дружина ночевать в дождливую ночь не в своих шатрах на высоком берегу Иртыша, а в ближайшем стойбище коренного, тогда еще не малочисленного народа, она бы была охранена незыблемым здесь обычаем гостеприимства. Знание традиций - великая вещь. Именно они наполняют смыслом законы. Русскому великому народу хорошо известен этот добрый обычай любого малого народа, расселенного на необъятных просторах нашей страны. Почему бы им не заплатить за добро таким же добрым, ожидаемым ими законом?


Парламентская Газета. Москва

9 Ноября 2005 г.


Док. 295391
Перв. публик.: 09.11.05
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 469

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``