В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ответят ли губернаторы за свои программы Назад
Ответят ли губернаторы за свои программы
Наша страна проходит этап упорядочивания и усовершенствования федеративных отношений. Идут дискуссии, вносятся новые законопроекты, направленные на обеспечение единства и целостности страны. Как совершенствовать систему управления, оптимизировать функции органов организации власти, привлечь граждан к более активному управлению государством? Что нужно для ускорения социально-экономического развития страны? На вопросы корреспондента "ПГ" отвечает председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин .

- Страна продолжает развиваться, и, как вы считаете, пришло ли время задуматься о более совершенной модели российского федерализма?

- В эпоху глобализации это просто необходимо. Власть должна быть эффективной, а это значит ответственной. Разграничение полномочий уровней власти позволило улучшить управление государством, укрепить территориальное единство страны. Считаю, что проблема совершенствования российского федерализма должна рассматриваться как комплексный процесс при распределении властных полномочий, ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ведь в чем цель преобразований? В том, чтобы приблизить решение задач к тому уровню власти, который способен это сделать более рационально, более эффективно. Разнородность государственно-правовой природы России - а при определенных обстоятельствах это серьезный фактор дестабилизации - требует такой формы федерализма, которая обеспечивала бы баланс интересов всех уровней власти в вопросах реализации государственного территориального управления в рамках единой исполнительной власти.

- В последнее время развернулась дискуссия на тему превращения страны в парламентскую республику. Как вы считаете, это актуально для России?

- Считаю, нам необходима сильная, эффективная президентская власть. Что касается разговоров на тему превращения страны в парламентскую республику, то на нынешнем этапе развития России они несостоятельны. Страна пока не располагает зрелой партийной системой.

- События в Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии показывают, что баланс между Центром и субъектами Федерации пока еще недостаточно устойчив. Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?

- Процесс укрепления вертикали власти пока еще не завершен. И, как мы видим, непродуманная политика, так называемая либерализация в сфере государственного строительства, управления, приводит к самым тяжелым последствиям. Именно поэтому мы решительно противодействуем всяческим попыткам возродить практику договорных отношений между федеральным Центром и отдельными субъектами Федерации. Сейчас на рассмотрение Президента внесены два договора. Наша позиция достаточно четкая: их неприятие. Это связано еще и с тем, что недобросовестная эксплуатация принципа суверенитета субъектов ведет к неразберихе в государстве. Субъект обособляется и в итоге, спекулятивно используя лозунг права нации на самоопределение, пытается выйти из единого государства.

- У нас очень большой разрыв между богатыми и бедными регионами. Что, по вашему мнению, надо сделать для того, чтобы его сократить?

- Нам нужны единые критерии при подходе к предоставлению финансовой помощи бюджетам других уровней. Необходимо также добиться прозрачности бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Здесь много тревожных моментов. Например, те регионы, которые являются донорами, не всегда на самом деле живут лучше, чем те, которые проходят по линии реципиентов. Возьмем бюджетную обеспеченность таких субъектов, как Самарская область и Татарстан. Они несопоставимы. Самарская область - донор, получает из федерального бюджета России порядка 3 процентов всех доходов своего бюджета, а Республика Татарстан в определенной степени тоже донор, но за счет инвестиций получает более 30 процентов.

Кроме того, мне кажется, надо пересмотреть систему предоставления регионом преференций. Я уверен, что в некоторых случаях субъекты получают недостаточно обоснованные с экономической точки зрения льготы.

- Это шаг к тому, что губернатор должен не только отчитываться за свою работу по социально-экономическому развитию региона, но и нести ответственность?

- Сегодня выборы высших должностных лиц или представление их Президентом не всегда ведут к активному социально-экономическому развитию региона. Человек пришел, он может что-то сделать, а может и не сделать ничего. Высшие должностные лица сейчас не берут на себя обязательства по улучшению динамики социально-экономических показателей. Мы в ближайшее время хотели бы внести в законодательство такую норму, согласно которой высшие должностные лица субъектов Федерации, приходя на свою должность, декларировали бы определенный качественный уровень показателей. Сейчас наработано порядка 26 показателей, в том числе экономических, социальных и так далее. Это должно быть программой, которая может вызвать доверие Президента, а может и привести к отстранению чиновника от должности именно через процедуру недоверия. Особенно важно законодательно оформить комплекс мер, обеспечивающих политическую, юридическую ответственность региональных властей за результат социально-экономической деятельности. Если этого не сделать, то ситуация, особенно на Юге России, чревата дальнейшим ухудшением.


Парламентская Газета. Москва

9 Ноября 2005 г.


Док. 295389
Перв. публик.: 09.11.05
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 389

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``