В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему у нас происходит процесс объединения регионов? Назад
Почему у нас происходит процесс объединения регионов?
В: наши эксперты сегодня Виктор Гришин , глава Думского комитета по делам федерации и региональной политики. Здравствуйте, Виктор Иванович.

-Здравствуйте, Жанна.

В: и Вячеслав Игрунов, директор международного института гуманитарно-политических исследований. Добрый вечер.

-Добрый вечер.

В: Вячеслав Владимирович, честно говоря, не представляю, чтобы два американских штата, например, Южная Каролина и Северная Каролина, заявили об объединении. Почему у нас этот процесс происходит.

ВЯЧЕСЛАВ ИГРУНОВ: - дело в том, что в Соединенных Штатах достаточно устойчивая и развитая и политическая структура, и административная структура, и самое главное, Соединенные Штаты имеют очень развитую рыночную экономику. Очень многое у них решается автоматически без вмешательства государство. Государство наблюдает и регулирует. А в наших условиях, особенно в условиях мало развитых регионов, таких как Эвенкия, Таймыр, Корякия, Чукотка, без административного вмешательства сегодня очень трудно развивать экономические отношения, ну, и, кроме того, есть специфические условия, условия Севера, когда регионы сами по себе рыночно не обеспечат свое существование. А необходимость административного вмешательства, естественно, создает определенные трудности. Если сегодня у нас Чукотка или Таймыр выходят прямо на Москву, это достаточно затруднительно. Необходимы какие-то дополнительные стимулы, и я думаю, что действительно такие регионы, как Красноярск, могли бы взять на себя дополнительную ношу по развитию регионов.

В: - В свое время Россию поделили на 7 федеральных округов. Не являются ли эти 7 округов прообразом той структуры, к которой мы должны прийти в результате укрупнения, Виктор Иванович?

В. ГРИШИН : - Думаю, что об этом судить сейчас рано. И мне думается, что мы сейчас пошли по тому пути, что в первую очередь объединяем автономные округа и республики, или области и края. Я считаю это правильно, потому что здесь наибольшая проблема с точки зрения управления. Потому что округа вынуждены сегодня с одной стороны быть как бы самостоятельными субъектами по конституции, а с другой стороны, в соответствии с нынешним законодательством, основные финансовые потоки, основные полномочия решаются на уровне тех областей, в которые они входят. И они с ними вынуждены заключать как бы дополнительные договора. Поэтому такой подход, что изначально объединяются округа с областями, он сегодня оправдан. Если говорить о дальнейшем объединении, мне кажется, здесь нужны очень четкие и достаточно развернутые расчеты. Иначе мы можем объединить и получить в результате не плюсы, а минусы.

В.: А сколько, вообще, субъекту Федерации нужно, Вячеслав Владимирович?

ВЯЧЕСЛАВ ИГРУНОВ (директор международного института гуманитарно-политических исследований): Если говорить серьезно, то по большому счету можно было бы свести к нескольким уровням управления. При этом субъектов Федерации могло бы оказаться относительно немного. От 20 до 30. Но, конечно же, здесь надо идти не по пути присоединения слабых к сильным. А, например, Центральная Россия совершенно не понятно Липецкая или Воронежская область слабая или сильная. А вместе с тем объединение этих областей в свое время достаточно искусственно разделенных является, на мой взгляд, правильным движением. Но я хотел бы подчеркнуть, что просто слияние в один субъект Федерации, с перенесением столицы в одну из ныне действующих столиц является неправильным. На мой взгляд, объединение субъекта Федерации должно вести к развитию внутренней структуры управления, к усилению инфраструктурного развития и это особая задача. Кроме того, на мой взгляд, всякое объединение требует очень значительного развития местного самоуправления. Развитие местного самоуправления должно компенсировать ту централизацию власти, которая происходит при объединении.

Вячеслав Владимирович, а сколько нужно времени, чтобы жители объединившихся регионов почувствовали позитивные результаты этого процесса?

- Это сложный вопрос, но я думаю, в лучшем случае это годы.

В: - Виктор Иванович, а может ли в конечном итоге Россия переобразоваться в унитарное государство, то есть укрупниться до одного субъекта?

ГРИШИН: - Я думаю, что это не просто на самом деле. Потому что существует конституция, существует законодательное обеспечение федерализма и перевести страну из одного измерения в другое тоже очень непросто. Я бы считал, что мы все-таки в рамках федерального государства должны построить такое государство, которое давало бы возможность людям жить с гораздо большим достатком, в гораздо большем порядке, с меньшим уровнем коррупции и так далее. И в этой части я бы сказал немножко по губернаторам. Кому-то кажется, что губернатор это такая должность, за которую каждый человек будет бороться до конца. Я уверен, что если у губернатора не будет завтра денег, он вынужден будет думать, а как, каким образом развить регион, как его, к какому региону присоединить, чтобы действительно его регион, его люди, они были бы в достатке. Потому что любая власть, будь то федеральное государство, будь то унитарное государство, прежде всего, должно думать о людях. Об их свободах, об их достатке.

В: - Спасибо. Это был комментарий Виктора Гришина , главы Думского комитета по делам федераций и региональной политики, и Вячеслава Игрунова, директора международного института гуманитарно-политических исследований.


1 Канал Ночное Время. Москва

14 Апреля 2005 г.


Док. 295377
Перв. публик.: 14.04.05
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 423

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``