В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин: Сила власти - в балансе её полномочий Назад
Виктор Гришин: Сила власти - в балансе её полномочий
Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении проект закона об изменении порядка избрания глав регионов России

Известно, что только развитие региональной демократии позволит расширить возможности граждан в управлении государством. Именно региональная демократия позволит обществу сохранить устойчивость политической системы, образованной на демократических принципах. Какие новые возможности для этого открывает проводимая реформа структуры власти? Как решить проблему законодательного обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации в свете президентских предложений? Об этом беседует наш корреспондент с председателем Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктором Гришиным.

- Виктор Иванович, некоторые ваши оппоненты утверждают, что последние новации по реформированию структуры власти противоречат основным положениям Конституции России, и при этом ссылаются на постановление Конституционного суда от 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений устава Алтайского края.

- Если говорить об этом постановлении, то Президент подчеркнул, что оно было принято почти 9 лет назад в других временных реалиях и на иной правовой базе. И поэтому к сегодняшней ситуации прямого отношения не имеет. Объясню почему. Согласно части первой статьи 77 Конституции России система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые определяются федеральным законом. То решение Конституционного суда было принято в отсутствие такого базового закона.

Кроме того, Конституция России не содержит прямого указания на порядок избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 3 Конституции устанавливает общий принцип организации государственной власти РФ. Носителем суверенитета и источником власти в РФ является многонациональный народ. Как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции (закрепляющей право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей) можно сделать вывод о том, что органы исполнительной власти могут формироваться как путем избрания непосредственно народом, так и путем формирования представительными учреждениями либо иным конституционным способом. Таким образом, Конституция России допускает различные варианты нормативного решения данной проблемы.

Давайте переведем президентские инициативы на обыденный, общедоступный язык. Итак, всенародно избранный Президент предлагает избранному населением конкретного региона Законодательному собранию наделить полномочиями, избрать, назначить, утвердить (о терминах можно и нужно спорить) главу исполнительной власти региона, преследуя цель укрепить Федерацию, опираясь на Конституцию РФ, которая говорит о единстве исполнительной власти.

Другое дело, что при этом важно обеспечить необходимый баланс полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти. Надо помнить, что сила власти - в балансе ее полномочий.

- А мировой опыт подтверждает правомочность инициатив Президента?

- Да, подтверждает. Что касается принципов федерализма и демократии, то этот опыт убедительно свидетельствует о том, что в различных государствах мира, в том числе и федеративных с развитой демократией и устоявшимися институтами гражданского общества, успешно применяются разные способы формирования системы государственной исполнительной власти. Такие примеры можно найти в устройстве многих стран, например Германии, Австрии, Швейцарии, Индии и еще целом ряде стран, где руководители субъектов федерации назначаются или президентом, или региональным парламентом. То есть в нашем случае явно возрастает роль парламентов.

- Следует заметить, что и принципы федерализма и демократии не являются чем-то раз и навсегда устоявшимися. Каждая страна с учетом особенностей внутренней ситуации принимает свой вариант распределения демократических и авторитарных методов управления и распределения полномочий

- Думаю, что в современных условиях, когда необходима система быстрого реагирования всей вертикали власти (подчеркну, что направление реагирования не только сверху вниз, но и снизу вверх), такой порядок избрания глав субъектов Федерации повысит эффективность государственного управления в кризисных ситуациях, дав возможность главам регионов тесно взаимодействовать с силовыми структурами регионов, что особо важно в сложившейся ситуации террористической угрозы.

Кроме того, все это создаст механизм реальной ответственности высших должностных лиц регионов как перед Президентом страны, так и перед населением, приведет к усилению их политического влияния, а также усилит роль законодательных собраний субъектов Федерации и будет способствовать дальнейшему развитию парламентской демократии на местах.

Таким образом, предложения Президента о реформе структуры власти, как нам представляется, вполне логичны и созвучны реалиям современного состояния российского общества, с учетом социально-экономической составляющей, несовершенства избирательной системы, слабости институтов гражданского общества.

И вместе с тем в ближайшее время нам необходимо решить вопрос о процедуре выдвижения. Как она должна осуществляться, на этот вопрос пока нет четкого ответа и нам необходимо здесь немало поработать. В этой процедуре должна быть прозрачность. Вопрос о кандидатуре выдвиженца тоже не ясен, и тут тоже следует его полностью прояснить. Кто может стать выдвиженцем, какие требования необходимо предъявить при оценке кандидатур? Кто будет заниматься оценкой соответствия выдвиженца этим критериям? Только парламенты или возможно участие представителей создаваемой общественной палаты? Вопросы есть, но они обсуждаются и безусловно, принимаются приемлемые решения.



Парламентская Газета. Москва

1 Декабря 2004 г.


Док. 295373
Перв. публик.: 01.12.04
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 416

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``