В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О новом порядке формирования органов исполнительной власти. В стулии радио `Маяк` Виктор Иванович Гришин, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике. Назад
О новом порядке формирования органов исполнительной власти. В стулии радио `Маяк` Виктор Иванович Гришин, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике.
28 сентября в Госдуму поступил законопроект о формировании органов власти субъектов Российской Федерации, президентские поправки к существующим федеральным законам. Они очень активно обсуждаются во всех средствах массовой информации. Мы решили побеседовать об этом с Виктором Ивановичем Гришиным, председателем Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.

- Я хочу процитировать положение, которое прозвучало вчера из уст заместителя руководителя кремлевской администрации Владислава Суркова, когда он рассказывал о принципиальных моментах поправок к законам. "Любая система строится так, чтобы сохранить государство, это попытка адаптировать государственный механизм к будущим угрозам, хотя со стороны это может показаться начальной стадией паранойи".

ГРИШИН: Это не только мысли Суркова, на самом деле Монтескье, великий французский философ, сказал о том, что любое государство хорошо, которое сохранит единство государства.

- Этот пассаж объясняет некое непонимание, которое существует сегодня в обществе относительно этих инициатив президента, непонимание, которое существует в мировом сообществе. Действительно ли те поправки, которые предлагает президент, настолько неожиданны и настолько революционны?

ГРИШИН: Я бы не считал их неожиданными, хотя, конечно, элемент неожиданности присутствует здесь, и этот элемент связан в том числе и с тем, что в стране в последнее время, мы с вами тому свидетели, обстановка приняла совершенно другие формы. Мы видим и террористические акты, мы видим и другие вещи, которые действительно влияют на государство, которые раскачивают его. И я думаю, что эти факты в какой-то мере ускорили внесение этих предложений.

Я считаю, что здесь есть и системные моменты, которые действительно должны укреплять наше государство. Мы говорим в данном случае не только о выборах губернаторов или высших должностных лиц субъектов Федерации, мы говорим о пропорциональной системе выборов депутатов, мы говорим не только о вертикали исполнительной власти, мы говорим в том числе о простраивании политической вертикали, и это все делается, на мой взгляд, для того, чтобы укрепить государство. По-другому быть не может. И я считаю, что вопросы демократии, вопросы федерализма, вопросы, скажем, государственного регулирования - это не есть что-то застывшее. Жизнь заставляет любое государство отступать от каких-то своих постулатов, от каких-то своих принципов. Мы же не можем сказать, что Рузвельт, когда он получил Америку в момент великого кризиса, ни в коей мере не менял законодательство Соединенных Штатов. Менял. То есть, по сути дела, он вынужден был в силу того, что, видимо, любил свою страну, сосредоточить в своих руках в демократической Америке очень большую долю государственной власти. Были приняты со стороны государства беспрецедентные шаги и по отношению к банкам, и по отношению к производителям. И мы и наше государство должны понимать, где грань демократии и где грань вмешательства государства в эту демократию, позволяющего обеспечить тот порядок, который граждане от нас ждут.

- Видимо, эта грань - Конституция Российской Федерации, которая некие действительно важные принципы государственного устройства закрепила. Критики тех положений, которые высказывает президент, как правило, апеллируют как раз к тому, что это нарушает те принципы, которые заложены в самой Конституции. Требуют ли изменения Конституции эти поправки к законам, или они вписываются в идеологию Конституции Российской Федерации?

ГРИШИН: Я, прочитав те законы, которые вчера были внесены в Государственную Думу, не увидел, где нарушаются конституционные основы или какие-то статьи Конституции. Если говорить о статьях 11-й и 77-й Конституции, которые говорят о том, что субъекты Федерации сами определяют систему власти субъектов Федерации, я не считаю, что этот принцип нарушается. То есть, по сути дела, президент в данном случае предлагает кандидатуру высшего должностного лица на обсуждение в законодательное собрание субъекта Федерации, области, республики, края. Законодательное собрание обсуждает данную кандидатуру и принимает решение: утверждать данную кандидатуру или не утверждать. Депутаты этого законодательного собрания представляют в данном случае избирателей этого региона. И сам регион по этой конструкции определяет назначение должностного лица. Мы в законе должны, видимо, предложить конструкцию данного назначения.

- Законодательное собрание может рассматривать дважды предлагаемую президентом кандидатуру. Если два раза законодательное собрание не утверждает эту кандидатуру, то судьба этого законодательного собрания под большим вопросом. Вот этот конфликт, который заложен внутри поправок, каким образом предполагается разрешать на законодательном уровне?

ГРИШИН: Мы начали с того, что страна живет в необычной обстановке, мы говорили о войне, о терроре, который был развернут в нашей стране. И если мы свои решения будем принимать неограниченное количество времени, то, естественно, будет то же самое, что было в предыдущие пять лет. То есть, по сути дела, мы действительно должны ограничить процедуру принятия решения. Это первое. Второе. Я считаю, что сейчас, когда сама процедура избрания высшего должностного лица меняется, она меняется не совсем в пользу президента Российской Федерации. Я считаю, что президент, назначая высшее должностное лицо в регион, принимает на себя большую ответственность за развитие ситуации в этом регионе. И я считаю, что если не будет каких-то надуманных причин, по которым законодательное собрание отклоняет ту или иную кандидатуру, из двух кандидатур всегда можно выбрать. Я пока не знаю, каким образом президентом будет отбираться кандидатура на этот пост. Но я не считаю, что президент не будет советоваться с регионом, с тем же законодательным собранием или с его представителями, о том, как будет воспринята та или иная кандидатура. То есть какое-то обсуждение этой кандидатуры, я в этом уверен, будет проходить и до рассмотрения на самом заседании законодательного органа.

- Но тогда встает вопрос: а с кем в регионах советоваться? Если пропорциональная система выборов в Государственную Думу, которая предлагается, будет использоваться и на выборах в законодательные собрания регионов, тогда понятно, что, прежде чем назначать губернатора, президент может советоваться с той политической силой, с той партией, которая победила на выборах в законодательное собрание, и тогда эти консультации становятся конструктивными. Если законодательное собрание не имеет такой четкой структуры, тогда советоваться с ним, получается, бесполезно, потому что слишком много векторов силы внутри.

ГРИШИН: Не согласен. Когда будет преобладать одна политическая сила, процесс обсуждения может быть менее трудоемок, он может быть менее критичен. С другой стороны, не советоваться и не находить согласия в рамках какой-то разношерстной областной думы будет тоже неправильно. И я думаю, всегда можно найти и лидеров политических партий, и руководителей групп, фракций в этих законодательных собраниях, для того чтобы детально обсудить ту или другую кандидатуру и придти к согласию в интересах прежде всего того региона, куда эта кандидатура будет предложена.

- Когда мы говорим о регионах, то нельзя не учитывать национальный состав России. Если говорить о Ленинградской области или Красноярском крае, например, это одна ситуация. Если о Кабардино-Балкарии или Татарстане, о Мордовии или той же Чечне, то ситуация несколько иная. Вот вы в Государственной Думе представляете как раз Мордовию, национальную республику, национальное образование. С вашей точки зрения, в той системе, которую сейчас предлагает президент, найдется место для национальных кадров?

ГРИШИН: По-моему, Сурков вчера, отвечая на вопросы о подготовке кадров для избрания их на должность губернатора, достаточно четко обрисовал эту проблему. Он признал, что проблема есть. И мы должны на будущее внимательно рассмотреть проблему подготовки кадров, и рассмотреть ее в том аспекте, чтобы кадры на этот пост готовились именно внутри региона. Другое дело, что эти кадры, скажем, должны быть обкатаны и в регионе, и на хозяйственной, и на политической работе, и в какой-то мере они, может быть, должны поработать и в федеральном центре на каких-то должностях, чтобы понимать структуру власти в федеральном центре, как с ней работать. То есть сама процедура подготовки кадров, в том числе национальных, - это, я думаю, вопрос достаточно непростой. Вот мы сейчас принимаем указы в рамках закона о государственной службе, о подготовке резерва кадров и так далее, и я думаю, что все эти вопросы очень детально будут рассматриваться.

- На какой опыт в кадровой политике можно опираться? На советский: пионерская организация, комсомол, партия, хозяйственная работа, федеральный центр, работа в регионах, в обкомах партии, потом переход в правительство? Это была достаточно отработанная система. Насколько она применима сейчас?

ГРИШИН: Я не считаю, что этот опыт очень плохой. Какие-то элементы этого опыта нам, несомненно, надо использовать. Другое дело, что, скажем, у нас не было законодательного оформления этих процедур. И когда мы изучаем процедуру формирования резерва кадров и в Федеративной Республике Германия, и в той же Англии, мы видим, что там эта процедура подготовки, обучения, переподготовки, продвижения кадров, она действительно открытая, она действительно подконтрольна обществу. И в этой части мы должны формировать кадры не только внутри партий, но и в общегосударственном масштабе.

Владимир Аверин (ведущий программы)


30.09.04 г.



Док. 295362
Перв. публик.: 30.09.04
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 355

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``