В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О чём думает Госдума Назад
О чём думает Госдума
Не слишком часто нам, журналистам, и тем более читателям, выпадает возможность задать вопросы людям из Москвы, облечённым властью. Тем самым людям, которые за всю страну решают, как жить дальше. Решения эти люди принимают в тиши правительственных или думских кабинетов, а нам не остаётся ничего, кроме как безропотно принимать результаты их деятельности и расхлёбывать последствия их решений... В начале сентября один из таких людей был в Томске, и у "Томской недели" появилась возможность задать ему несколько остроактуальных вопросов.

К чести этого человека, отвечал он откровенно, не пряча свои мысли и даже свои сомнения за привычным словоблудием высоких чиновников. Виктор Гришин чиновником сейчас, собственно говоря, и не является. Он депутат Государственной думы РФ, глава Комитета по делам Федерации и региональной политики. C Томском его связывают приятные воспоминания о прекрасной студенческой юности. Гришин в 1973 году окончил ТИАСУР.

"Роль партии будет вырастать..."

- Для чего вы приехали в Томск?

- У меня было поручение от Государственной думы России поздравить Томск с юбилеем. Государственная дума знает Томск не только по студенчеству и не только потому, что здесь прекрасное деревянное зодчество. Мы знаем Томск и как город великий труженик. Если взять регионы РФ и сравнить их по уровню экономического развития, то Томская область одна из самых развитых областей, она входит в 30-ку ведущих регионов страны с точки зрения промышленного производства. Это достаточно весомый показатель, который заставляет уважать этот город за его высокие технологии, индустрию, и в том числе за нефть. И ещё за вклад в российский бюджет. По этому показателю по результатам прошлого года Томская область занимает восьмое место в России. Это очень высокий результат, при том, что нефти вы добываете не очень много. Ваши 13 миллионов тонн в год из 330 миллионов, добываемых в целом по стране, небольшая доля, и тем не менее такая поддержка российского бюджета. Так что я ещё раз повторяю, что мы знаем Томск не только как город большой науки, но и как город, на котором стоит Россия.

- 22 сентября в Госдуме начнётся осенняя сессия. Что будете обсуждать в первую очередь?

- Как всегда, осенняя сессия бюджетная. Положение сегодня непростое, несмотря на то, что в последние годы бюджет страны формируется достаточно успешно. Когда мы пришли в третью Думу, бюджет России был 670 миллиардов рублей, сейчас три с половиной триллиона. За пять лет бюджет вырос в пять раз, и это при том, что налоги на экономику уменьшались. Мы связываем успешное формирование бюджета, прежде всего, с процессами нормализации экономических отношений и правовой обстановки в стране, был "выведен на поверхность" чёрный и серый нал. Конечно, не до конца, что-то ещё прячется. Но мы и дальше снижаем налоги для того, чтобы предприниматели переходили на прозрачную работу.

Ещё один закон об избирательной системе тоже должен быть принят этой осенью. Если мы перейдём на формирование депутатского корпуса по партийным спискам, многое изменится. Я не считаю эту систему идеальной, но она предназначена для переходного периода, когда мы должны формировать другую мощную партию или тройку-четвёрку партий. У нас не должно быть, что на выборы идут 20-30 партийных структур, которые мало что из себя представляют. Должны пойти только мощные партии. Новое выборное законодательство способно обеспечить выполнение такой задачи.

"Нельзя скрывать зарплату чиновника"

- Вы были одним из авторов законопроекта о государственной гражданской службе. По этому закону чиновникам теперь разрешается один раз за время службы получить квартиру от государства. Вы считаете это правильным?

- Мы базируемся на опыте тех стран, где государственная служба работает успешно и чиста перед людьми. Для того чтобы чиновник был чист перед собой и людьми, ему необходимо создать достойные условия. Это не значит, что он должен получать зарплату на уровне топ-менеджера "ЮКОСА". Но нужно создать систему, которая обеспечивает человека, посвятившего себя госслужбе, всем необходимым, где человек мог бы получить квартиру, достойную зарплату. Он должен дать возможность своей семье достойно существовать, достойно отдыхать. В законе продуман перечень видов оплаты труда, который заставит человека держаться за службу. Мы за то, чтобы у чиновника не было льгот в нынешнем виде отдельная больница, отдельный санаторий... Ему нужно не путевку раз в год выдавать, а обеспечить денежное содержание, чтобы он мог купить путёвку в любой санаторий.

Что касается квартиры, то раз в жизни человек её должен заработать. Какими будут стандарты для этих квартир, предстоит решить. Вот была у нас норма девять "квадратов" на человека, такая же норма, видимо, будет и для госслужащего. У нас кандидаты наук получали дополнительную площадь 12 или 13 квадратных метров, доктора наук получали дополнительную площадь 20-30 квадратных метров... Надо смотреть, до какого уровня государственного чиновника можно давать дополнительную площадь на кабинет или ещё на что-то. Нельзя ничего скрывать от людей сколько и как чиновник получает. Нам важно, чтобы люди знали, как живёт государственный служащий на зарплату или на взятку.

- Почему по этому закону в разряд госслужащих не попали учителя, врачи, другие бюджетные работники, что было бы логичным?

- Бюджет сегодня этого не позволяет. Кроме того, учителя и врачи получают зарплаты из региональных бюджетов. И региональные власти вправе приравнять их к государственным служащим, если считают возможным.

"Давайте заставим предпринимателей разориться..."

- В одном из интервью вы говорили, что непопулярные меры в сфере ЖКХ будут неизбежно приняты, плата за услуги увеличится. При этом Ваше мнение таково, что тарифы должны подниматься только в том случае, если будет расти зарплата. Но пока этот процесс односторонний: тарифы растут, а зарплата не торопится...

- Государство не всегда успевает оценить, где рост тарифов и цен правильный, а где неправильный, где государство должно регулировать, а где не должно. Нам удалось за последние три года навести порядок в энергетике, в газовой отрасли. Но, с другой стороны, цена на металл увеличилась на 60 процентов, стоимость горюче-смазочных материалов с начала года увеличилась на 40 процентов... Конечно, надо внимательно смотреть, почему увеличились или это сговор монополий, или упущение антимонопольного комитета. Почему мы с вами, являясь беднее среднего американца в пять-семь раз, имеем такие же цены на бензин? Нет государственного регулирования в этой сфере и не создано регуляторов рыночных. Может быть, государство должно было создать не три-четыре компании, которые, возможно, за столом где-нибудь собрались и договорились цены на бензин повысить, а десять таких компаний. Антимонопольный комитет должен был бы озаботиться этой проблемой и внести предложения в правительство. Давайте выкупим акции, заставим кого-то с помощью определённых механизмов разориться или ещё что-то. Мне бы не хотелось пугать своими словами предпринимателей, но такое положение явно ненормально.

На льготы денег нет

- Одной из самых "горячих" тем прошедшего лета была тема монетизации льгот. Депутаты Госдумы, в том числе лично вы, считают систему адресной денежной помощи более справедливой, а народ, тем не менее, протестует. Кто прав вы или народ?

- Правы и те, и другие. Людям достаточно тяжело отказаться от льгот. И правительство, на мой взгляд, непродуманно провело кампанию по монетизации льгот. Не было чётко объяснено, для чего это сделано. А ведь это очень болевые вопросы, надо было к ним детально готовиться, выходить на телевидение, выезжать к людям... Предыдущие пять лет большинство льгот не обеспечивались ни денежно, ни организационно. Как только принимался бюджет, обязательно принимался перечень законов, которые в рамках этого бюджета не выполняются. Предыдущие думы в рамках выборных кампаний напринимали этих законов сверх головы... Президент в прошлом году говорил, что общий бюджет страны оценивается в пять с лишним триллионов рублей. 3,3 триллиона бюджет Федерации, 2,3 триллиона консолидированные бюджеты регионов. А для того чтобы обеспечить льготами все категории, необходимо было в будущем году 7,3 триллиона рублей. То есть почти на два триллиона рублей мы имели обязательств, которые не могли выполнить, не заняв деньги за границей. Занимать же деньги за границей тоже неправильно, сейчас четвёртую или пятую часть бюджета мы тратим на то, чтобы покрыть уже существующие долги.

Это больно признавать себя недееспособными, несостоятельными, но когда-то государство должно было это сделать. И оно сделало, сказав: да, мы будем выполнять только то, что в состоянии выполнить. В рамках весенней сессии много споров у нас было по льготам кто берёт одни льготы, кто другие. В итоге Федерация взяла на себя обеспечение льгот ветеранам войны и инвалидам, на регионы упала обязанность поддержки ветеранов труда и тружеников тыла. Это огромная армия людей. У нас самая большая категория в РФ это ветераны труда и труженики тыла. Ветеранов войны примерно два миллиона человек. Ветеранов труда и тружеников тыла 19 миллионов. Получается так, что Федерация, всё больше укрепляя свой бюджет, создаёт сложности для формирования бюджетов регионов.

"Не совсем понятно, кому из госслужащих оставить машины, а у кого их отнять. Надо дать чиновнику такую зарплату, чтобы он мог сам машину купить, или дать ему личного шофёра. Если человек целый день мотается по совещаниям, собраниям, у него море времени уходит на передвижение, то для нас всех важно, насколько он будет быстро и эффективно это делать..."

Ирина КОРНЕВА.

Томская неделя. Томск

16 сентября 2004 г.


Док. 295360
Перв. публик.: 16.09.04
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 300

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``