В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Богатые поделятся, бедные вздохнут свободнее Назад
Богатые поделятся, бедные вздохнут свободнее
Председатель комитета по делам Федерации и региональной политике Госдумы РФ В.И. Гришин ответил на вопросы политического обозревателя "ИМ"

В НОРМАЛЬНОЙ СТРАНЕ НЕ БЫВАЕТ 30 МИЛЛИАРДЕРОВ ПРИ 70 ПРОЦЕНТАХ БЕДНЫХ

- Виктор Иванович, Президент страны В.В. Путин в качестве одной из амбициозных задач выдвинул и такую, архиважную: борьба с бедностью. Однако, как сказал глава государства, для ее решения в числе других будут приняты и непопулярные, или, как уточнил Владимир Владимирович, "нужные меры". Учитывая это, не превратится ли борьба с бедностью в акцию борьбы с бедными?

- Здесь сложно однозначно сказать "нет". Возникает невольно мысль и о том, как бы министерства и ведомства в очередной раз не переложили трудности борьбы с бедностью на плечи самих бедных. Такая опасность, видимо, полностью пока не исключена. Однако надо отметить, что у большинства политиков, не только левого, но и правого толка, созрело понимание того, что не может быть в нормальной стране такой чудовищной диспропорции: 30 миллиардеров и при этом 70 процентов населения страны, живущего на пороге бедности.

Власть пришла к пониманию того, что перекладывать дальше бремя экономических реформ только на нищее население страны нельзя. Невозможно построить нормальную экономику, если люди, производящие товары и услуги, получают, условно говоря, сто долларов.

Как показывает практика высокоразвитых стран, той же Японии или США, там уделяется большое внимание внутренней мотивации человека.

Обратимся к селу, возьмем "человека в фуфайке". Для того чтобы он работал с высокой отдачей, у него должен быть стимул - что он реально может в обозримом будущем построить себе хороший дом с набором коммунальных удобств, что он получит достойную зарплату, на которую спокойно можно содержать семью.

Поэтому, я думаю, что так называемые непопулярные шаги будут предприниматься в основном в отношении богатых. То есть, прежде всего, произойдет перераспределение доходов за счет повышения природной ренты, за счет строгого взимания налогов.

Но в то же время в качестве непопулярных населением будут восприняты, наверное, меры по укреплению трудовой дисциплины. Придется добиваться того, чтобы человек не просто вовремя приходил на работу, но и плодотворно трудился, создавал качественный продукт. Пора понять: чтобы жить, как на Западе, надо и работать, как работают там. Например, в Англии или, скажем, в Турции существуют твердые правила: если сотруднику трижды вернули назад недоработанную до высокого стандарта продукцию, он будет уволен с работы.

К числу непопулярных кто-то может отнести меры по борьбе с пьянством, самогоноварением. Но они необходимы. Спившаяся нация не может жить богато.

Непопулярные меры, видимо, будут приняты касательно сферы ЖКХ. Очевидно, что увеличится плата за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее, наша позиция такова: тарифы должны подниматься только в том случае, если будет расти и зарплата. И очень важно, чтобы люди видели: есть за что платить.

К одной из непопулярных мер можно отнести отмену льгот. Сейчас как раз разрабатывается этот блок. Часть людей льготы просто не получат, поскольку они и так достаточно обеспечены. Зато другие - те, до которых сегодня льготы, может быть, реально и не доходили, будут получать денежную компенсацию. Я думаю, такая система - адресной денежной помощи - более справедлива.

- В Госдуме РФ в ближайшее время будут приняты законопроекты, которые реально улучшат положение бедных?

- Самый главный законопроект - поправки к налоговому и бюджетному кодексу. Например, намечается сократить единый социальный налог с предприятий и организаций с 36 до 26 процентов. Экономия при этом составит порядка 250 млрд. рублей. Эти деньги никуда не уйдут. Они останутся на производстве. Это даст возможность повысить зарплату сотрудникам. Во всяком случае, у руководителей появится такой ресурс.

С 1 апреля, как известно, повышены пенсии. А вообще такая большая проблема, как борьба с бедностью, предполагает принятие целого блока законопроектов.

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА СТАТЬ КОМПЕТЕНТНОЙ, ЧЕСТНОЙ И "ПРОЗРАЧНОЙ"

- Как бы Вы могли прокомментировать начавшийся процесс реформирования структуры власти. Мы уже видим, что происходит в Москве. А какие формы и содержание может принять административная реформа на уровне регионов, в том числе и Мордовии?

- Административная реформа - очень важный момент. Не секрет, что нынешнее бюрократическое управление - это далеко не то, что нужно России. Вот только один пример: из 840 поручений Президента прежними управленцами выполнено чуть более 400. Это говорит о наличии бюрократической волокиты, о некомпетентности чиновничьего аппарата. Молодые люди из правительственных структур ушли в бизнес, где им платят в десятки раз больше. По кадровому составу министерства устарели - средний возраст ответственных работников за 50 лет. Нужна энергичная, динамичная смена. Половина функций министерств избыточна.

И не случайно Президент произвел такую кардинальную реформу в российском Правительстве. В.В. Путин считает, что реформа должна идти быстрее.

Три дня назад принят Закон о государственной гражданской службе - во втором чтении. В нем много нового.

Прежде всего, властные структуры должны стать открытыми для общества. Во всех министерствах будут созданы советы с участием общественности, кадры станут подбирать на конкурсной основе.

И еще один очень важный момент: повышение компетентности чиновников на основе систематического обучения на специальных курсах, регулярных квалификационных экзаменов, аттестации. Естественно, нужно повысить и привлекательность государственной службы. Чиновник должен чувствовать себя социально защищенным, его труд нуждается в достойной оплате.

Госслужба - это слишком важное для государства дело. Дешево такие структуры не создаются. Но при этом нужно добиться, чтобы такое дорогое удовольствие приносило пользу обществу, его гражданам. Поэтому сейчас предпринимаются попытки создать в государстве службу, которая была бы предельно компетентна и вполне ответственна, и где каждый чиновник к своему труду был бы всесторонне подготовлен.

Что касается структурных перемен, то они, думаю, постепенно начнут происходить и в регионах. Идеологи административной реформы (и с ними согласен Президент России) считают, что сейчас новая система управления отрабатывается на российском Правительстве, а потом дойдет очередь и до регионов. Сами подумайте, нормально ли это, когда в Министерстве экономики сидит 24 заместителя министра. Кстати, столько же замов было в свое время и у нашего соседа губернатора И. Склярова. Но раздутые штаты не помогли ему удержаться у власти. Так что, хотя структура власти - дело внутреннее, думаю, что большинство регионов пойдет по тому пути, по которому движется федеральный центр. Будут сформированы аналогичные московским структуры управления. Иначе возникнут определенные трудности взаимодействия с центральными ведомствами.

Естественно, придется решать вопрос и относительно избыточности функций. Они должны быть сокращены и разделены, как это происходит сейчас в Москве. Сокращается при этом и аппарат. Отныне структура власти такова: есть небольшое министерство с правоустанавливающими функциями. Оно готовит принятие законов. Осуществлять эти законы должно агентство, наделенное организаторскими функциями. И, наконец, служба будет контролировать исполнение законов. Эта трехступенчатость позволяет резко сократить коррумпированность чиновничества. Теперь уже взяткой должностному лицу с широкими полномочиями проблему не решить. А всех подкупить трудно, если вообще возможно.

ТРЕТЬ НАКАЗОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНА В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

- Местные "единороссы", а также Глава РМ Н.И. Меркушкин, призвали все властные органы, всех депутатов сосредоточиться на выполнении наказов избирателей. У вас есть "свой" пакет наказов. Как идет работа над их выполнением?

- Моя депутатская "ноша" такова: 132 наказа избирателей и 65 коллективных и ведомственных просьб. Сейчас, по состоянию на 1 апреля, 57 наказов и 5 просьб включены в инвестиционный план 2004 года. И полагаю, будут финансово обеспечены. Кроме того, естественно, я пытаюсь оказывать помощь избирателям в выполнении конкретных наказов - через Фонд социальной защиты, другие фонды. Считаю, что старт взят нормальный, и за четыре года все, что было обещано, удастся выполнить.


ИЗВЕСТИЯ МОРДОВИИ. САРАНСК

6 мая 2004 г.


Док. 295356
Перв. публик.: 06.05.04
Последн. ред.: 18.04.07
Число обращений: 367

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``