В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
27 мая 2005 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в работе краевой конференции `О развитии малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае`. Назад
27 мая 2005 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в работе краевой конференции `О развитии малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае`.
На конференции обсуждались вопросы взаимодействия власти и бизнеса, перспективы развития малого и среднего бизнеса России, пути формирования благоприятного инвестиционного климата и стратегия развития предпринимательской деятельности Краснодарского края.

На конференции также выступил с докладом директор Департамента государственного регулирования в экономике А.В. Шаров.

В рамках конференции состоялась Церемония награждения победителей конкурса "Лучшие предприниматели Краснодарского края".



Справка
о развитии малого бизнеса в Краснодарском крае

Для развития и поддержки малого предпринимательства в крае сформирована законодательная база, принята программа государственной поддержки на 2003-2005 годы. Созданы система взаимодействия органов власти с предпринимателями и инфраструктура поддержки развития малого бизнеса - действуют краевой и 42 муниципальных совета по предпринимательству, в 80 процентах муниципальных образованиях - центры содействия развитию малого предпринимательства, в 35 территориях приняты программы поддержки малого бизнеса, в том числе в 25 - предусмотрено финансирование из местного бюджета.
В крае действует более 37 тыс. малых предприятий, из них в сфере торговли и общественного питания - 42%, промышленности - 13%, строительстве - 12%, сельском хозяйстве -9 процентов.
Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями занимает в краевых объемах строительных подрядных работ почти 37%, промышленности - 14%, торговли и общественного питания - 9% , транспорта - 8%, сельского хозяйства- 2 процента.



ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА Г.О. ГРЕФА

Уважаемые участники конференции, благодарю Вас за предоставленную возможность изложить взгляд Министерства экономического развития и торговли на проблемы взаимоотношений малого бизнеса и власти.
У бизнеса и власти накопилось масса взаимных претензий. Пересказывать их нет смысла. Они известны обеим сторонам диалога.
Несмотря на положительную динамику прироста новых субъектов малого предпринимательства (увеличение на 10 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом), рост малого предпринимательства мог быть более значительным и устойчивым при условии снижения административных барьеров.

1. Деятельность Правительства РФ, направленная
на устранение административных барьеров
Общие затраты субъектов малого предпринимательства, связанные с преодолением административных барьеров, по-прежнему высоки и составляют до 10% выручки от реализации (по данным общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ").
Для сравнения, в Германии данные расходы составляют 3,5% от прибыли предприятия.
1.1. лицензирование

По-прежнему для малых предпринимателей существуют проблемы, связанные с открытием собственного дела. И если с регистрацией предприятия, индивидуального предпринимателя ситуация кардинально изменилась, то с лицензированием, выдачей различного рода разрешений, 0проведением проверок, приостановлением деятельности нерешенные проблемы сохраняются.
Проведя анализ действия законодательства о лицензировании, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными ведомствами подготовило проект поправок, который был в 2004 году поддержан Правительством Российской Федерации, и 20 мая 2005 г. Государственной Думой принят во втором чтении.
Проект федерального закона предусматривает поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности (на треть от действующих в настоящее время) и оптимизацию порядка лицензирования.
Сокращается срок получения лицензии с 60 до 45 дней.
Вводится упрощенный порядок получения лицензии в течение 15 дней при условии страхования ответственности (например, для деятельности по перевозке грузов всеми видами транспорта, погрузочно-разгрузочной деятельности, эксплуатации автозаправочных станций); при этом плановый лицензионный контроль не проводится, он будет осуществляться только по информации о нарушении лицензионных требований.
Закрепляются требования к лицензирующим органам по раскрытию лицензионных требований и реестра выданных лицензий.
Приостановление действия лицензии будет возможно только на основании решения суда, а в исключительных случаях, при угрозе жизни и здоровью населения контролирующим органом на 5 дней (до судебного решения).
На процедуры проверки соблюдения лицензионных требований будут распространены общие нормы, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", что сделает защиту предпринимателей от недобросовестных проверяющих более эффективной.

В список отменяемых вошли виды деятельности, которые активно осуществляются малыми предпринимателями: в области строительства, туризма, перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом (такси).
В целях исключения возможности расширения лицензирующим органом сфер деятельности, подпадающих под строительство, до отмены лицензирования строительной деятельности с 1.01.2007 года, Правительством Российской Федерации будет установлен исчерпывающий перечень работ и услуг, на осуществление которых необходима лицензия. Сейчас в строительстве лицензируется около 300 видов деятельности, включая, например, такую "строительную" деятельность как установка на зданиях средств видеонаблюдения.
Новый закон значительно облегчит выход на рынок новых компаний, стимулирует конкуренцию в различных секторах экономики.

1.2. контроль и надзор
Консультативная служба по иностранным инвестициям Всемирного банка (FIAS) в исследовании "Административные барьеры на пути инвестиций" отмечает, 60 % предприятий относят проверки и инспекции со стороны государственных контрольных органов к проблемам средней тяжести.
Исследование "ОПОРЫ РОССИИ" (2005 г.) об условиях и факторах развития малого предпринимательства показывает, что только 22,4% опрошенных предпринимателей относят необоснованные штрафы и нарушения при проверках к категории актуальных рисков.
Нас не могут успокоить эти цифры, поскольку претензии предпринимателей к контрольным органам остаются.
Минэкономразвития России в 2005 году будет вести работу над реформой организации и проведения государственного контроля, используя при этом следующие концептуальные подходы:
- Разделение понятия надзора и контроля, что позволит надзор сохранить как функцию органов власти, а контроль в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемой субъектами рынка, аккредитованными в установленном порядке, передать субъектам предпринимательства; речь идет фактически об открытии новых рынков для деятельности малых предпринимателей - консалтинг, строительные и экологические экспертизы, проведение обследований, исследований, измерительные работы. Сейчас эти функции, как правило, осуществляются монопольно государственными учреждениями;
- Унификация ведомственной нормативной базы, регулирующей применение контрольно-надзорных полномочий, установление процедуры проверок в административных регламентах;
- Установление обязанности органов государственного контроля (надзора) предоставлять на безвозмездной основе информацию в электронном виде об обязательных требованиях к товарам (работам, услугам). Для сравнения скажу, что сейчас в организациях Ростехрегулирования полный пакет действующих технических норм стоит более 200 тысяч рублей;
- Результаты проверок, проведенных с существенным нарушением Закона, будут признаваться недействительными.
Еще одна революционная норма предусматривается в этом законопроекте: переход от плановых проверок к проверкам на основе информации потребителей о нарушенных правах.

Соответствующие поправки в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" будут подготовлены Минэкономразвития России осенью 2005 года.

1.3. судебное приостановление деятельности
9 мая 2005 года приняты изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые закрыли возможность внесудебного и зачастую произвольного приостановления деятельности контролирующими органами.
Теперь административное приостановление деятельности будет применяться только по закрытому перечню составов административных правонарушений и только в двух случаях: а) при угрозе жизни и здоровью людей и б) если иными способами невозможно предотвратить угрозу, - и только судом.
Бремя доказывания лежит на должностном лице контролирующего органа. При этом по закону срок приостановления деятельности сокращен вдвое и составляет максимум 90 суток.
Через 2 месяца этот закон вступит в силу.

1.4. полномочия органов милиции
В настоящее время органы внутренних дел обладают полномочиями по привлечению к административной ответственности предпринимателей по 30 составам правонарушений в сфере торговли, проведения работ и оказания услуг, потребительского рынка.
Минэкономразвития России подготовило законопроект об исключении из полномочий органов милиции рассмотрения дел об административных правонарушениях:
- дела о продаже товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин,
- дела о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций),
а также составление протоколов об административных правонарушениях по следующим нарушениям:
- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
- санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения,
- при продаже товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, при продаже товаров,
- без применения контрольно-кассовых машин.

Проект федерального закона подготовлен и уже в этом полугодии будет рассмотрен Правительственной комиссией по административной реформе.
1.5. налоговые проверки
Проблемы взаимоотношений предпринимателей с налоговыми органами вышли в последнее время на первый план.
Правительством Российской Федерации уже подготовленные поправки в Налоговый кодекс, которые содержат ряд важных для предпринимателей изменений:
- существенно ограничивается право налоговых органов на истребование первичных документов и повторного представления налогоплательщиками документов при проведении камеральных налоговых проверок;
- налогоплательщику предлагается предоставить право при отсутствии деятельности, вместо налоговой декларации представлять в налоговые органы уведомление по упрощенной форме;
- устанавливается запрет на истребование нотариального удостоверения копий документов и запрет на повторное истребование документов, представленных в налоговые органы;
- выездная налоговая проверка одного налогоплательщика не может проводиться в течение одного календарного года более двух раз, Предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца,
- повторные выездные налоговые проверки могут проводиться только в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.
- сроки для представления налогоплательщиками возражений на акты налоговых проверок предлагается увеличить до 15 рабочих дней и установить, что рассмотрение возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей, которые должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения.

1.6. мониторинг предпринимательского климата
Минэкономразвития России совместно с общественными объединениями предпринимателей уже в 2005 году намерено организовать постоянный мониторинг субъектов Российской Федерации с целью выявления регионов и муниципалитетов, в которых наблюдаются массовые нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности со стороны местных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Результаты мониторинга будут размещены в открытом доступе на специализированных интернет-ресурсах по поддержке предпринимательства, в том числе малого; выстроена система реагирования на наиболее значительные нарушения прав предпринимателей.
Результаты мониторинга будут приниматься во внимание при решении вопросов о федеральном софинансировании проектов, направленных на развитие малого предпринимательства.

1.7. программа "административная реформа"
На сокращение административных барьеров направлена и подготавливаемая Министерством федеральная программа "Административная реформа 2005-2010 годы". В ее рамках будут внедрены:
- стандарты оказания государственных услуг гражданам и предпринимателям; В качестве примера стандарта государственной услуги хотел бы привести французский стандарт обслуживания в налоговых органах:
- налогоплательщик не должен тратить более 5 минут на сдачу налоговой отчетности (в течение 15 минут в дни сдачи годовой отчетности);
- ответ на вопрос налогоплательщика по телефону должен быть подготовлен за 48 часов;
- при обслуживании телефонного звонка, налогоплательщик может быть переадресован только 1 раз.

- процедуры ускоренного досудебного обжалования действий органов государственной власти;
- создана система опроса потребителей государственных услуг (граждан и предпринимателей) в целях оценки их качества;
- ведомственные антикоррупционные программы в системе таможенных органов, системе государственных закупок и распоряжения государственным имуществом.
В результате административной реформы административная нагрузка должна сократиться как минимум трехкратно.

2. Финансовая программа поддержки
малого предпринимательства в 2005 году

В Министерстве есть понимание того, что административные барьеры только часть проблем, требующих решения. Малому бизнесу надо не только не мешать, но и помогать.
Впервые за последние годы федеральный бюджет в этом году выделил 1,5 млрд. рублей на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Реализация государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году будет осуществляться на основании постановления Правительства Росси йской Федерации от 22 апреля 2005 года No 249 по следующим направлениям:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий.
Реализация указанных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства будет осуществляться при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации (от 30% до 70% в зависимости от уровня экономического развития субъекта Российской Федерации).
Так что сумма 1,5 млрд. рублей возрастет как минимум вдвое.
Для обеспечения открытости процедур распределения средств федерального бюджета между регионами Минэкономразвития России сформировало конкурсную и экспертные комиссии, в которые привлечены представители Минфина России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, а также представители общественных объединений предпринимателей (Торгово-промышленная Палата РФ, "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)).
Уже в июне будут определены регионы, победившие в конкурсе. Надеюсь, что среди них будут регионы Южного федерального округа.

Направление "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов" подразумевает под собой создание самостоятельных юридических лиц, предоставляющих на правах льготной аренды офисные и производственные помещения по результатам конкурса бизнес-проектов начинающих малых предпринимателей (не более 1 года с момента государственной регистрации). Максимальный срок пребывания предпринимателя 3 года, после чего он обязан покинуть бизнес-инкубатор, освободив помещение для новых предпринимателей.
Для малого предпринимателя устанавливается льготная ставка арендной платы, ставка повышается каждый год и к 3-му году достигает ставки по платежам за аренду государственного имущества в данном субъекте Российской Федерации.
Бизнес-инкубатор обязан обеспечить возможность получения льготного консультационного сопровождения бизнес-проекта предпринимателя, получившего помещения в нем.
Бизнес-инкубаторы позволят решить проблему дефицита пригодных и доступных производственных и офисных площадей для малого бизнеса; значительно снизить высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение), обеспечить поддержку и консультирование на этапе start-up.
В период до 2008 года мы планируем обеспечить создание до 100 бизнес-инкубаторов.
Каждый из начинающих предпринимателей региона, в котором будет открыт бизнес-инкубатор, имеет право участвовать в конкурсе бизнес-проектов, чтобы получить право аренды помещений в бизнес-инкубаторе. В качестве обязательного условия Министерство устанавливает требование к региональным властям привлечь в конкурсную комиссию по отбору бизнес-проектов представителей предпринимателей, имеющих авторитет и репутацию в регионе.

Направление "Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта" заключается:
- в частичном субсидировании процентной ставки (50% от ставки рефинансирования Центрального Банка РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими продукцию на экспорт, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- в частичной компенсации (50% от суммы затрат) предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, стандарты серии ИСО, GMP, IDEF), являющихся необходимыми для экспорта продукции;
- в частичной компенсации (75% от суммы затрат) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).
При этом все три формы поддержки экспорта могут использоваться субъектом малого предпринимательства одновременно, что позволит экспортноориентированной компании получить комплексную поддержку, значительно снизить издержки выхода на внешний рынок.
Очень важно, что субсидии малому предпринимателю предоставляются по заявительному принципу: каждый вправе обратиться в орган исполнительной власти региона с заявлением и подтверждающими документами. В течение 10 дней предприниматель должен получить субсидию.
Вместе с представителями Торгово-промышленной палаты, ОПОРЫ РОССИИ, "Деловой России", РСПП мы будем отслеживать действия местных властей по выдаче субсидий. Ситуации, когда такие субсидии будут выдаваться незаконно или особо приближенным компаниям, будут пресекаться.
В среднесрочной перспективе применение инструментов поддержки экспорта позволит обеспечить двухкратный рост объема валовой выручки малых предприятий - участников программы.

Направление "Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства" будет осуществляться в рамках субсидирования части процентной ставки (50% ставки рефинансирования Центрального банка) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (75% ставки рефинансирования Центрального Банка РФ) для реализации программ предоставления займов членам кооперативов.
Реализация данного механизма позволит расширить доступ субъектов малого предпринимательства к заемным средствам, увеличить рост числа микрофинансовых организаций за счет расширения географии их распространения (в настоящее время они отсутствуют в 1/3 субъектов Российской Федерации), а также снизить процентную ставку для конечного заемщика.
Указанное направление позволит вовлечь дополнительные ресурсы банковской системы в программы кредитования малого предпринимательства, увеличить возможности кредитования небольшими суммами (от 100 до 3000 долл. США) начинающих предпринимателей.

В 2005 году доля выданных кредитов членам кооперативов, охваченных программой, может достигнуть 7 млрд. руб. (около 30% от существующего объема микрофинансирования).

Направление "Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий" подразумевает под собой предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании.
Субъекты Российской Федерации, получившие субсидию по данному направлению, принимают на себя обязательства по формированию специализированных инвестиционных фондов с 50-процентным участием частного капитала.
Малые инновационные предприятия получат возможность обратиться в любой региональный инвестиционный фонд, чтобы получить финансирование новых проектов в обмен на долю в предприятии.
Очень важно, что решение о предоставлении финансирования будет принимать не чиновник, а управляющая компания, рискующая наравне с государством средствами частных инвесторов.
В 2005 году планируем создать 3-4 инвестиционных фонда с совокупным предложением для венчурного финансирования малых предприятий на сумму до 1 млрд. рублей.

5 мая 2005 года Минэкономразвития России объявило конкурс среди субъектов Российской Федерации по мероприятиям государственной поддержки малого предпринимательства. Итоги конкурса будут подведены в первой половине июня 2005 года. В настоящее время заявки на получение конкурсной документации поступили из 50 субъектов Российской Федерации.
Заинтересованность в участии уже проявили Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Волгоградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Дагестан, Астраханская область, Ставропольский край, Республика Северная Осетия (Алания).
В 2006 году планируется продолжить финансирование проектов 2005 года, а также сформировать дополнительные направления поддержки с учетом предложений регионов и малых предпринимателей.



2005-05-27
Источник: МЭРиТ


Док. 295189
Перв. публик.: 27.05.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 625

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``