В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
14 апреля 2005г. Министр экономического развития и торговли Г. О. Греф выступит на заседании Правительства РФ с докладом по вносимому на рассмотрение Правительства РФ проекту федерального закона `Об Особой экономической зоне в Калининградской области` Назад
14 апреля 2005г. Министр экономического развития и торговли Г. О. Греф выступит на заседании Правительства РФ с докладом по вносимому на рассмотрение Правительства РФ проекту федерального закона `Об Особой экономической зоне в Калининградской области`
Материалы к докладу Г.О. Грефа
"Об Особой экономической зоне в Калининградской области"

Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, территория которого отделена территориями иностранных государств от остальной части Российской Федерации, а административная граница имеет статус государственной границы Российской Федерации.
Для компенсации эксклавного положения Калининградской области в начале 90-х годов на территории региона была создана сначала "свободная", а в 1996 году - "Особая экономическая зона", законодательные основы которой определены в Федеральном законе от 22 января 1996 г. No 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". По своей сути Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - ОЭЗ) является свободной таможенной зоной.
Ситуация, складывающаяся в хозяйственном комплексе Калининградской области в условиях вступления Латвии, Литвы и Польши в Европейский союз, потребовала разработки концепции Основных направлений федеральной политики в отношении Калининградской области. Приоритетным направлением этой концепции является развитие области с учетом трансформации ОЭЗ из компенсационной (с высокой долей импортозамещающей продукции) в зону, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт.
Разработка законопроекта осуществляется с ноября 2001 года (Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 4 октября 2001 г. No41, раздел II, п.З).
Срок внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта новой редакции федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" для рассмотрения на весенней сессии 2005 г. Президентом Российской Федерации установлен -14 апреля 2005 г. (поручение от 16 марта 2005 г. No Пр-412).
Представленный законопроект регулирует отношения, возникающие при создании, функционировании, изменении и прекращении действия Особой экономической зоны с учетом специфического географического положения Калининградской области и её значения для национальных интересов Российской Федерации, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на ее территории. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении ввозимых товаров предполагается
введение на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Устанавливаются особенности административного режима, порядок предоставления таможенных и налоговых преференций.
Содержание специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области состоит в следующем:
На территории Особой экономической зоны действует таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и потребляются на территории Калининградской области без уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера. Исключение составляют товары запрещенные к ввозу на территорию Российской Федерации, подакцизные товары, а также товары, в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Инвесторы, с объемом капитальных вложений в инвестиционный проект более 150-ти миллионов рублей в течение не более трех лет имеют льготы по налогооблажению по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций:
первые 6 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и имеют нулевую ставку по налогу на имущество организаций;
последующие 6 лет - уплачивают 50% от установленной ставки налога на прибыль.
Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан - представителей инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, законопроектом предусматривается упрощенный порядок оформления въездной визы.
Срок действия режима особой экономической зоны - 25 лет.
В отношении российских юридических лиц, которые на момент принятия новой редакции федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. No 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и зарегистрированных в Калининградской области, в течение десяти лет после принятия новой редакции федерального закона сохраняется режим, при котором при выпуске для свободного обращения товаров, ввезённых в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют установленным критериям достаточной переработки.
В Минэкономразвития России осуществлены прогнозные расчеты социально-экономических последствий применения законопроекта на период с 2005 по 2010 год с использованием методов прогнозирования, применяемого в Министерстве для составления прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
С учетом потенциальных возможностей экономики области приток инвестиций в течение первых трех лет прогнозируется в объеме, обеспечивающем ежегодный прирост ВРП Калининградской области на 10-15%. Доходы населения возрастут в 2 раза, что в конечном итоге обеспечит уровень жизни населения области, сопоставимый с сопредельными европейскими странами.
Законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, имеющиеся разногласия 1 апреля 2005 г. рассмотрены на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова.
Доработанный Минэкономразвития России проект федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" 6 апреля 2005 г. внесен в Правительство Российской Федерации (вх. No 2-16640).
Основная идея проекта федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" заключается в создании эффективно работающего механизма экономических отношений в Калининградской области, позволяющего обеспечить ускоренное развитие области и достижение в данном регионе уровня жизни населения, соответствующего показателям, сложившимся в странах Европейского Союза.
Понятие Особой экономической зоны
Особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой осуществляется специальный правовой режим ведения хозяйственной, в том числе производственной, инвестиционной и иной деятельности, установленный в отношении лиц, отвечающих требованиям проекта федерального закона.
Действие режима Особой экономической зоны устанавливается на срок 25 лет. Прекращение действия режима Особой экономической зоны осуществляется на основании федерального закона, принятого по истечении срока его действия. Таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской областиПроектом федерального закона определяется применение таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию Калининградской области и вывозимых с этой территории.
Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых и используемых на территории Калининградской области юридическими лицами, зарегистрированными на территории Калининградской области, в порядке, установленном действующим законодательством.

Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться на территории Калининградской области.В отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, а также продуктов их переработки, допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе их розничная продажа.Под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области могут помещаться иностранные товары, за исключением подакцизных товаров, товаров, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, а также товаров, включенных в Перечень категорий товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сроки с которых (до которых) конкретные категории товаров, включенные в Перечень, не могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки или их помещением под иной таможенный режим с соблюдением условий и требований, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Большегрузные автомобили, тягачи, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территорией иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий:-транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области; -транспортные средства принадлежат российским юридическим лицам, зарегистрированным на территории Калининградской области.Участник Особой экономической зоныУчастник Особой экономической зоны - юридическое лицо, соответствующее требованиям проекта федерального закона и включённое в Единый реестр Участников.
Документом, содержащим условия реализации Участником инвестиционного проекта, осуществляемого в рамках специального правового режима Особой экономической зоны в соответствии с проектом федерального закона, является инвестиционная декларация.

Условия включения юридического лица в Единый реестр Участниковместом государственной регистрации юридического лица является Калининградская область;
производство товаров юридическим лицом осуществляется исключительно на территории Калининградской области;
основная хозяйственная деятельность юридического лица осуществляется на территории Калининградской области (в стоимостном выражении - не менее 70 процентов производимых товаров, работ и услуг);
основные производственные средства юридического лица постоянно располагаются на территории Калининградской области (в стоимостном выражении - не менее 90 процентов собственных и арендованных производственных средств);
70 и более процентов среднесписочной численности работников организации выполняют свои должностные (трудовые) обязанности на территории Калининградской области;
не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации выплачивается работникам, постоянно проживающим в Калининградской области.
инвестиции, осуществляемые юридическим лицом, производятся на территории Калининградской области.
Основные требования к инвестиционным проектам, реализуемым Участниками1)Инвестиционный проект реализуется на территории Калининградской области;2)инвестиционный проект не может быть направлен на:
-добычу сырой нефти и природного газа;
-производство водки, ликероводочных изделий, этилового спирта, табака и табачных изделий, а также других подакцизных товаров по списку, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
-или на оказание следующих услуг:
-услуг, связанных с добычей нефти и газа;
-оптовую и розничную торговлю;
-ремонт автомобилей, ремонт бытовых приборов и предметов личного пользования;
-финансовых услуг;
3) объем капитальных вложений по представленному инвестиционному проекту должен быть не менее 150 млн. рублей;4) капитальные вложения в указанной сумме должны быть произведены в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении в Единый реестр Участников.

Налогообложение УчастниковВ Особой экономической зоне применяется особый порядок уплаты Участниками налога на прибыль организаций, а также налога на имущество организаций.
Иные федеральные, региональные и местные налоги, сборы и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Участники используют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной в рамках инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии с проектом федерального закона, при условии ведения Участником раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках осуществления инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках осуществления иной хозяйственной деятельности.
В течение шести календарных лет с момента включения юридического лица в Единый реестр Участников прибыль Участника от реализации товаров (работ, услуг), полученная в рамках инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии с проектом федерального закона, и определенная в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и проектом федерального закона, освобождается от налогообложения налогом на прибыль организаций.
В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно с момента включения юридического лица в Единый реестр Участников ставка налога на прибыль организаций в отношении налоговой базы по прибыли от реализации инвестиционного проекта в соответствии с проектом федерального закона составляет величину, установленную Налоговым кодексом Российской Федерации, уменьшенную на 50 процентов.
Участники уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении всего налогооблагаемого имущества, за исключением имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии с проектом федерального закона.В течение первых шести календарных лет, начиная с момента включения юридического лица в Единый реестр Участников, налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается в размере 0 процентов.Гарантии УчастникамВ случае если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменяют размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации) либо приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность участника по реализации инвестиционного проекта или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования Участником инвестиционного проекта, то такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не применяются в течение срока действия режима Особой экономической зоны в отношении Участника, осуществляющего инвестиционный проект при условии выполнения Участником требований проекта федерального закона
Указанные положения не распространяются на федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирующие установление, исчисление, взимание и уплату пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территорииДля въезда в Калининградскую область иностранных граждан - представителей Участников, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливается упрощенный порядок оформления въездной визы, предусматривающий возможность оформления въездной визы упомянутым категориям иностранных граждан непосредственно в пункте пересечения государственной границы Российской Федерации при въезде в Калининградскую область.

Таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской областиПереходный период
В отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. No 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", действует переходный период в течение 10 лет с учетом особенностей, установленных проектом федерального закона.
Российские юридические лица, местом государственной регистрации которых является Калининградская область и которые на момент принятия проекта федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. No 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны с особенностями, установленными проектом федерального закона.При выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезённых в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки.
Товары считаются подвергнутыми достаточной переработке при выполнении одного из следующих условий:в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло
изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков;если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров (кроме электроники и сложной бытовой техники) произошло изменение стоимости товаров, когда процентная доля добавленной стоимости достигает 30 процентов, а для электроники и сложной бытовой техники достигает 15 процентов
Управление Особой экономической зоной
Управление Особой экономической зоной осуществляют Уполномоченный орган и Администрация
Уполномоченный орган - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование специального правового режима Особой экономической зоны в соответствии с требованиями проекта федерального закона
Администрация Особой экономической зоны - структурное подразделение администрации Калининградской области осуществляющее функции по администрированию специального правового режима Особой экономической зоны, установленные проектом федерального закона.


2005-04-14
Источник: МЭРиТ


Док. 295170
Перв. публик.: 14.04.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 510

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``