В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Герман Греф: `Я оптимист в отношении стабильности экономического курса после 2008 года` Назад
Герман Греф: `Я оптимист в отношении стабильности экономического курса после 2008 года`
Российская экономика последние восемь лет растет темпами около 7% в год. Семь из этих восьми лет ответственным в правительстве за экономику является Министр экономического развития и торговли Герман Греф.

О своем видении проходящих в экономике процессов, о растущей роли государства, о замедлении процесса приватизации, о возможных налоговых изменениях, о том, как западные инвесторы относятся к России и об ожиданиях того, что будет после выборов 2008 года, Герман Греф рассказал в интервью специальному корреспонденту "ИНТЕРФАКСА" Алексею Уварову.


- Герман Оскарович, оцените вкратце итоги 2006 года. Насколько Вас устраивают темп и качество экономического роста? Какие основные задачи Вы себе определили на 2007 год?

- На мой взгляд, 2006 год для нашей страны был удачным почти по всем позициям. Но что касается качества экономического роста, то оно, безусловно, не может устраивать ни в предыдущем году, не будет устраивать и в ближайшие годы тоже - в первую очередь, с точки зрения, оценки диверсификации экономики и устойчивости ее в долгосрочной перспективе.

В экономике у нас очень серьезные накопленные проблемы, они не решаются быстро. На мой взгляд, значительно активней нужно заниматься привлечением инвестиций в отрасли перерабатывающей промышленности, высоких технологий и сектор услуг. Здесь есть еще большое количество резервов, как на федеральном уровне, так и, самое главное, на региональном уровне.

"Региональный медведь" в ряде мест остался не разбуженным. "Разбудить" его - это, может быть, ключевая задача, которая стоит перед нами в 2007 году. Следует распространить имеющийся хороший опыт лучших регионов на большее количество регионов России. В регионах, где действуют эффективные администрации, где они имеют ясное видение того, что необходимо сделать, способов как этого добиться и реализовать, достигаются очень хорошие результаты. И каждый человек в регионе, в какой бы отрасли он ни был занят, чувствует позитивный результат этой работы.

К сожалению, не все регионы работают успешно, и не до всех регионов федеральный центр дошел с точки зрения стимулирования этой работы. Это, наверное, одна из ключевых задач на текущий год.

Конечно же, ключевыми остаются задачи правоприменения, создания равноконкурентных условий и прозрачной системы защиты прав.

- Только что завершился Давосский экономический форум. Какие выводы по его итогам можно сделать для России? Почувствовали ли Вы какие-либо изменения в отношении иностранных инвесторов к России после ряда международных торговых скандалов, связанных как с проектом "Сахалин-2", так и с Белоруссией?

- Есть как минимум два восприятия России инвесторами. Во-первых, это восприятие России теми инвесторами, которые работают внутри страны, и оно, как правило, позитивное. В подавляющем большинстве своем инвесторы довольны тем, как они работают здесь, как у них растет в России бизнес. Я провел большое количество встреч с руководством международных крупнейших корпораций, и они говорили о том, что 2006 год является для них знаковым, потому что по темпам роста, а в некоторых корпорациях и по объемам реализации товаров и услуг, Россия становится для них первым рынком даже по отношению к Китаю.

Но есть вторая категория инвесторов, которые в России не работают и у которых объем, а главное, характер информации о России, ограничен текущими публикациями в европейских и других СМИ. И когда идет поток негативных оценок, как правило, складывается и соответствующий негативный настрой. Но именно с такими инвесторами мы и работаем, чтобы объяснять наши позиции, объяснять перспективы политики, наши цели и задачи. Для этого мы и используем такие площадки как Давос, Петербургский форум, Краснодарский форум, Каннскую выставку прямых инвестиций и так далее. Все равно никакая информация, ни из каких газет не может заменить знакомство и живое общение с руководством регионов и России в целом, ощущение непосредственно от тех людей, которые определяют политику в стране. Живое общение невозможно ничем заменить, и у нас есть пространство для работы, чтобы существенно улучшить имидж нашей страны, восприятие России инвесторами.

- Одним из Ваших лозунгов был и остается максимальный уход государства из экономики. Большинство экспертов констатируют прямо противоположную тенденцию. В частности ОЭСР в последнем обзоре прямо пишет, что "особое беспокойство вызывает аппетит Газпрома" в части приобретения активов, что нередко происходит в ущерб основной деятельности". Считаете ли Вы критику и беспокойство обоснованным? И в продолжение этого вопроса - считаете ли Вы целесообразным участие "Газпрома" и "Роснефти" в будущих аукционах по распродаже активов ЮКОСа?

- Начну с первого Вашего тезиса - о том, что я ратую за уход государства из экономики. Это не совсем так. Государство увести из экономики невозможно. Ни в одной стране мира не существует абсолютно свободной от государства экономики - более того, без государства она не может быть эффективной. Вопрос стоит в определении места и роли государства. Очевидно, что России еще предстоит серьезно наращивать регулятивную и правоприменительную функции государства.

В своем вопросе под увеличением участия государства в экономике я подразумевал тенденцию к расширению доли госсобственности.

Как Вы сформулировали вопрос, так я и отвечаю. Хотел бы именно на этом акцентировать внимание, потому что журналисты зачастую упрощенно интерпретируют позиции, и выхваченная из контекста цитата в дальнейшем становится объектом критики со всех сторон и разнообразных политических спекуляций.

Еще раз хочу сказать, что роль государства в экономике должна быть усилена - но роль регулятивная и правоприменительная.

А роль государства, связанная с заменой функций граждан и юридических лиц в экономике, то есть создание добавленной стоимости - коммерческая функция, - такая роль должна быть минимизирована. Государство не всегда хороший предприниматель, и граждане подчас лучше и эффективней справляются с этой функцией. Предпринимательство - это как раз то пространство, которое следует оставить людям. Если государство начнет подменять собой частную инициативу, возникает опасность получить повторение того, что уже было раньше: экономика может стать огромной, неповоротливой и, в конце концов, обанкротиться. И поэтому нужно ориентироваться на то, что из коммерческих секторов, там, где выгоднее работать частному капиталу, - государству следует уйти.

Но государство все равно будет всегда регулировать определенный ряд секторов экономики. И чем более монопольными будут отдельные сектора, чем более важными они окажутся для государства с точки зрения обеспечения безопасности и обороны, тем более жестким будет их регулирование.

В конкурентных же секторах предприятиям нужно предоставить максимально прозрачные правила игры, создать равные условия для конкуренции, и государство не должно подменять собой коммерческих агентов.

Нет необходимости отрицать тенденцию расширения некоторых сегментов государственного присутствия в коммерческой деятельности. Это факт. Считаю ли я эту тенденцию оправданной - не всегда. И считаю сложившуюся ситуацию временной - она будет преодолена, и, в конечном итоге, эти сектора приватизируются. Приватизируются сознательно или по необходимости - если будет доказано, что государственное участие в этих секторах не дало необходимых результатов, и возникнет необходимость привлечения капитала в эти компании либо через прямую приватизацию, либо через первичное или вторичное размещение акций на рынке.

Что касается приобретения новых активов "Роснефтью" и "Газпромом". Если эти компании уже существуют как коммерческие агенты на рынке, как обычные коммерческие субъекты, то, хотим мы или не хотим, они присутствуют там и действуют в соответствии со своими коммерческими соображениями. И поэтому, если такие сделки выгодны, то очевидно, что они будут осуществляться.

Вопрос о моем отношении - вопрос не столько участия, сколько создания равных условий доступа к активам, которые будут продаваться всем остальным участникам.

Что касается "Газпрома", то я считаю, что его финансовые усилия должны быть главным образом сосредоточены на развитии газотранспортной системы и освоении новых месторождений, чтобы наращивать как свою добычу, так и обеспечить возможность наращивания поставок газа независимыми производителям - для удовлетворения растущего спроса на газ.

- Естественным путем уменьшения государственной доли в экономике является приватизация. Тем не мене процесс выхода государства из крупных компаний явно застопорился (в 2006 году доходы от приватизации составили менее 60% от планируемого). С чем Вы это связываете?

- Есть две основные причины "недовыполнения плана по приватизации". Первая причина - это все-таки недостаточное привлекательность тех активов, которые выставляются на продажу. Случается, что они продаются по три-четыре раза и не могут быть проданы.

Вторая причина - организационные неувязки. Зачастую менеджмент государственных предприятий не заинтересован в продаже предприятия. Кроме того, сохраняется необходимость совершенствования процедур приватизации, эффективности работы органов приватизации. Сейчас вышло новое положение о порядке продажи федерального имущества, переутвержден устав РФФИ. Надеюсь, все это поможет повысить эффективность в сфере приватизации уже в текущем году.

Тем не менее, можно констатировать, что пакеты крупных компаний все меньше выставляются на аукционы. В частности уже несколько лет идет речь о приватизации Связьинвеста, Аэрофлота, Иркутскэнерго, а никаких конкретных решений нет.

Все компании, которые Вы называете - это не мелкие лавочки, которые можно вынести на аукцион и продать. Зачастую это по-настоящему крупные предприятия, представляющие собой целые инфраструктурные отрасли российской экономики. Необходима осторожность, и выбор способов, и длительное размышление на тему, как обеспечить развитие таких предприятий, - потому что приватизация не является самоцелью.

Если приватизация приводит к ощутимому повышению эффективности деятельности предприятий - тогда приватизацию имеет смысл осуществлять. Это первое. Второе - нужно всегда смотреть, каким способом осуществлять приватизацию. И впервые за последние несколько лет предприятия приватизируются путем дополнительной эмиссии акций, размещения акций на бирже и получения средств от продажи не государством, а самим предприятием с тем, чтобы получить капитал для собственной модернизации. И в этом смысле практически все перечисленные Вами предприятия числятся в этой категории.

- Можно ли сказать, что по Аэрофлоту окончательно отказались от приватизации?

- Нет, не окончательно. Приватизация Аэрофлота планируется - но при этом, естественно, ведется дискуссия о размере пакета, способах и формах приватизации.

- Какова ситуация с авиаальянсом на базе "КрасЭйра"?

- Про "Красэйр" уже можно сказать, что документы находятся на заключительной стадии на выпуске в правительстве России.

- Можете рассказать, что будет со "Связьинвестом"? Когда может быть принято окончательное решение?

- Что касается компании "Связьинвест", то наше министерство совместно с Мининформсвязи, консультантом и новыми акционерами, которые недавно приобрели миноритарный пакет акций в "Связьинвесте" ("Комстар-ОТС", входящий в АФК "Система" - ИФ), ищет наиболее эффективные пути для дальнейшего развития компании. Не думаю, что можно утверждать, будто в ближайшее время произойдет приватизация или реорганизация "Связьинвеста". Решение еще не принято. Об этом можно будет сказать что-то определенное, только когда мы выработаем дальнейшую стратегию развития компании.

- Все-таки, что произошло в прошлом году, когда и Вы и глава Мининформсвязи Леонид Рейман поддерживали скорейшую приватизацию, в спешном порядке был принят закон о спецпотребителях услуг связи, а затем процесс с продажей вдруг застопорился?

- Было принято решение сделать подробный анализ всех возможных способов приватизации "Связьинвеста" или способов привлечения инвестиций в компанию. Эта инфраструктура очень важна, чем и обусловлена и чувствительность вопроса. После того как анализ всех возможных действий государства будет завершен, и будет принято окончательное решение. Те предложения, которые были предварительно проработаны, были признаны не исчерпывающими все имеющиеся возможности. Поэтому мы обсудили еще 2-3 дополнительные альтернативные возможности и после их анализа выйдем на окончательное решение.

- Помощник президента РФ Игорь Шувалов неоднократно заявлял, что Роснефть может стать через несколько лет полностью частной компанией. Недавно о возможной продаже 25% акций в ходе второго этапа публичного размещения заявил и глава Росимущества Валерий Назаров. Когда, на Ваш взгляд, может пройти следующий этап приватизации компании?

- О сроках говорить пока рано. Такая продажа принципиально возможна с целью привлечения инвестиций в компанию. Но опять-таки это не самоцель. Все зависит от инвестиционных планов компании. Если станет очевидно, что есть достаточно серьезные планы по развитию компании и отсутствуют иные источники и возможности привлечения инвестиций, то такой способ возможен.

- Раньше IPO КАМАЗа планировалось на начало 2008 года. Эти планы остаются в силе?

- Да, в силе.

- Вы неоднократно заявляли, что инфраструктурные ограничения в электроэнергетике являются тормозом экономического роста. Устраивает ли Вас нынешняя концепция и темпы реформы электроэнергетики, в частности, принципы реорганизации РАО "ЕЭС России"?

- Внутри системы РАО ЕЭС происходят значительные изменения. Они настолько разноплановые и настолько сложные, что, с одной стороны, никогда не может быть полного удовлетворения от происходящего там. Но с другой стороны, этот сложный процесс для нас понятен. Здесь самое главное даже не столько удовлетворенность отдельными элементами происходящих изменений, сколько понятность вектора и направления развития ситуации.

Менеджмент РАО ЕЭС ведет себя достаточно открыто, готов к сотрудничеству в выработке решений, не останавливается на какой-то одной точке зрения, всегда очень внимательно прислушивается ко всем рекомендациям со стороны федеральных органов власти.

И я могу сказать в целом, что мы пока не видим серьезных проблем, связанных с реализацией тех задач, которые были поставлены президентом, правительством, и ситуация пока развивается в соответствии с установленным графиком.

- В прошлом году Вы неоднократно заявляли об угрозе возможного дефицита газа в стране в среднесрочной перспективе. Насколько решения правительства по ускоренному повышению тарифов на газ решают эту проблему? Считаете ли Вы обоснованным такие решения, которые в результате приведут к более высоким темпам инфляции?

- Хотелось бы сказать, что решение об ускоренном повышении тарифов имеет двойное значение. С одной стороны, это действительно возможность достижения баланса между спросом и предложением посредством цены. А с другой стороны - это единственный способ повышения конкурентоспособного уровня энергоемкости нашего ВВП. Сегодня энергозатраты на единицу выпуска продукции превышают расходы наших конкурентов в 2,5-3 раза, а по некоторым видам продукции и в 5-6 раз. Не получится выйти на внешний рынок с такими параметрами. Более того, мы проиграем конкуренцию и на своем рынке. Это вопрос времени. По некоторым видам продукции уже проиграли.

Оптимальный стимул к экономии энергоресурсов - их адекватная стоимость. Сегодня государство фактически в скрытом виде субсидирует этот уровень. Но рано или поздно необходимо выйти на ту цену, в которую реально сегодня обходится производство соответствующих энергетических ресурсов.

По-моему, это происходит достаточно мягко. Были долгие дискуссии по графику, наше министерство предлагало еще более плавный переход, но, в принципе, мне кажется, что срок до 2011 года - это нормальный темп, который позволит промышленности совершенно спокойно адаптироваться к нему, к новым ценам на энергоресурсы.

А для граждан график будет еще более длинным, мы предлагали как минимум до 2015 года.

Мне кажется, баланс интересов здесь все-таки достигнут. Это очень важное решение, как для развития "Газпрома" и РАО "ЕЭС", так и для развития отечественной промышленности.

- Минэкономразвития России - единственное ведомство, не согласовавшее проект учредительных документов по объединению ОАО "Современный коммерческий флот" и ОАО "Новороссийское морское пароходство". Какова позиция министерства на данный момент? При каких условиях возможно одобрение объединения пароходств?

- Процесс укрупнения компаний в России и во всем мире носит неизбежный характер. Это последствие глобализации, с которым бороться не представляется никакой возможности. Можно либо соответствовать этой тенденции, либо препятствовать, таким образом, повышению эффективности и конкурентоспособности компаний. Очевидно, что при наращивании объемов производства товаров и услуг издержки падают. И естественно глобальный рынок такую возможность предоставляет. В прошлом году в мире рынок слияний и поглощений составил рекордную цифру в свыше $3 трлн., в России - свыше $30 млрд. Поэтому, с этой тенденцией будем все больше и больше сталкиваться.

Но всегда необходимо смотреть, что нужно изменить, и как изменится состояние потребителей продукции и услуг. И мы очень внимательно отслеживаем эту часть, чтобы не было монопольного поставщика услуг. Когда происходит процесс слияний и поглощений, очень важно показать весь имеющийся спектр преимуществ, которые дают такие слияния и поглощения.

Что касается Новошипа и Совкомфлота, то, когда была завершена работа консультантов - для этого были наняты два крупных инвестиционных банка, - мы, в принципе, пришли к пониманию, что такое слияние целесообразно. На последнем совещании были оговорены те моменты, которые необходимо еще проработать, чтобы государство могло осознанное принять решение о слиянии. Думаю, что максимум в течение ближайшего месяца эти моменты будут доработаны, и мы будем готовить документы, связанные с реализацией данного решения.

- Каким образом будут объединяться пароходства? Произведены ли оценки компаний?

- Речь идет на первом этапе о внесении пакета Новошипа в уставный капитал Совкомфлота. Оценки компаний сейчас ведутся. Это одно из решений, которые мы приняли на последнем совещании.

- Главным международным скандалом осенью стала ситуация вокруг Сахалина-2. Минэкономразвития к концу 2006 года планировало дать оценку экономической эффективности увеличения сметы по второму этапу проекта с $12 до $20 млрд. Готовы ли уже выводы министерства? По последним сообщениям, акционеры проекта достигли договоренности с российским правительством по увеличению сметы. До какого уровня российское правительство согласилось увеличить смету без ущерба для бюджета страны?

- Увеличение сметы объективно и неизбежно. Вопрос в параметрах этого увеличения. На наш взгляд, увеличение в 2 раза - это слишком много. Есть целый ряд расходов, которые можно и необходимо сократить. Нужна работа по оценке.

Знаковым событием в минувшем октябре стал запуск нового брэнда российской нефти REBCO. Как Вы оцениваете первые три месяца торгов? Какие условия должны быть созданы, чтобы правительство перешло на взимание НДПИ и экспортной пошлины исходя из цены на REBCO, а не Urals.

Во-первых, нужно запустить нашу внутреннюю биржу по торговле нефтью. Во-вторых, на бирже следует, полагаю, регулярно продавать хотя бы половину всех объемов нефти. После, наверное, REBCO станет по-настоящему ценовым индикатором, к которому можно привязывать систему налогового и таможенного налогообложения. Это очень ответственный и серьезный шаг.

- То есть со следующего года точно привязки к REBCO не будет?

- Нет, конечно. Это ведь не задача, требующая немедленного претворения в жизнь, а поставленная цель, к которой мы последовательно будем двигаться. Если бы не запустили торговлю REBCO, мы бы не увидели тех проблем, которые складываются внутри российского законодательства, не позволяющего вообще производить торговлю фьючерсами. И шаг за шагом мы должны решать все эти проблемы и создавать нормальные условия для торговли.

- Как все же Вы оцениваете первые результаты торговли на Нью-йоркской бирже?

- Я бы сейчас назвал это пробой пера - и хорошим индикатором для выявления проблем. Будут создаваться условия для торговли в России, и в будущем возможен перенос на российскую площадку.

- Каково Ваше видение дальнейшей налоговой реформы? Когда могут быть снижены ставки НДС или ЕСН. Ваше отношение к возможной замене НДС на налог с продаж?

- Введение налога с продаж вместо НДС представляется пока неосуществимым. Хорошо, что у нас разрабатываются различные подходы к решению проблемы НДС, но сейчас я полагаю такой переход малореалистичным.

Задача номер один, которая стоит перед нами - решение вопросов НДС. Здесь вполне можно будет двигаться по пути снижения ставки НДС и отмены льгот. Думаю, если выйдем на снижение ставки до 15%, то это вполне нормально. Можно это было бы делать с 2009 года и одновременно отменить льготную ставку.

Что касается ЕСН, то пока, к сожалению, не вижу больших возможностей для оптимизации это ставки. Хотя, наверное, это следовало бы делать. Но возможности в ближайшие годы я не вижу.

- Из-за дефицита Пенсионного фонда?

- Да.

- Как Вы относитесь к возможному возвращению прогрессивной шкалы подоходного налога.

- Прогрессивная ставка подоходного налога будет введена, это очевидно. Открытым остается вопрос - когда.

На мой взгляд, то, что была введена плоская ставка налога, оправдало себя со всех точек зрения. И с фискальной - с точки зрения мотивации перехода из серой экономики в легальную и наполнения бюджета. И с точки зрения маркетинга или, можно сказать, "пиара" российских реформ. Сейчас уже могу сказать, что это было задумано заранее - и вот теперь сработало.

Но также очевидно, что рано или поздно ставка станет прогрессивной. Насколько она изменится и когда - я пока сказать не могу. Могу сказать, что в наших планах до 2010 года такой задачи нет. А после 2010 года это, наверно, будет происходить, но когда - это вопрос новому составу правительства и новому президенту.

- Какова Ваша позиция в отношении предложений Минфина о ненефтяном бюджете и нефтегазовом фонде?

- К самой идее отношусь позитивно - в первую очередь, к ненефтяному бюджету. Стабфонд сегодня имеет двойную цель. Во-первых, хеджирование рисков при падении цены на нефть. Так, при цене $20 за баррель сегодняшнего Стабфонда хватит на 2,5 года. Во-вторых - стерилизация денежной массы. И направлением в Инвестиционный фонд $1 сверх цены отсечения мы начали реализовывать третью функцию - инвестиционную, направленную на создание инфраструктуры, диверсификацию экономики.

Постепенно вторая функция - функция стерилизатора избыточного денежного предложения в стране, - будет отмирать, функция третья должна наращиваться.

Должен быть внесен определенный индикатор и в предел выполнения первой функции. Минэкономразвития России в настоящее время работает над этим с Министерством финансов. Пока это все в стадии рабочих дискуссий, но уже определено несколько подходов.

- Если у Вас опасения в отношении будущего российской экономики? С чем они связаны?

- Российской экономике угрожает только одно - неэффективное управление и отсутствие реформ. Наша экономика находится в такой стадии, когда требуется прилагать большое количество усилий, чтобы вовремя менять институциональные условия, инфраструктурные условия ее развития и поддерживать тот темп рост, который сейчас складывается на высоком уровне. Это требует огромного внимания правительства, высокой квалификации людей, которые этим занимаются и, если хотите, зачастую просто самоотверженной работы. Потому что всегда проще плыть по течению или не предлагать каких-то новых решений. Но экономика завтрашнего дня, экономика 2020 года формируется сегодня. Экономика - вещь довольно-таки инерционная и консервативная.

- Раньше Вы сравнивали экономику с женщиной, и что у нее постоянно меняется настроение?

- Если говорить о неких образах, то макроэкономику, наверное, можно сравнивать с течением реки. Она несет то, что в нее сбрасывают. И сколько из нее отберем, настолько и будет полноводным ее течение. Сколько мы вбрасываем в нее лишних и не соответствующих ее природе явлений, тем она нас кормит и поит. Она может нести нам огромную пользу и здоровье, а может нести вред. Она очень долго истощается, но очень долго и восстанавливается. Очень долго выстраивает русло, но потом так же сложно поменять это русло. Другое дело - инвесторы, они очень быстро меняют настроение, в зависимости от конъюнктуры. А сама экономика хоть и поддается воздействию, но достаточно консервативна - и она не прощает каких-то серьезных ошибок. За это обязательно приходится расплачиваться.

- Инвесторы все чаще начинают задавать вопрос - каким будет курс правительства после выборов 2008 года? Может ли, на Ваш взгляд, поменяться экономическая политика правительства?

- Я оптимист в отношении сохранения курса экономической политики после выборов 2008 года. В первую очередь, из-за того, что доверяю интуиции и ответственной политике действующего президента. То, с какой ответственностью президент подходит ко всем моментам, связанным с будущим нашей страны, свидетельствует, что он сделает все от него зависящее, чтобы сохранить стабильность в стране. Полагаю, за прошедшие 7 лет президентства Владимира Путина было достаточно времени убедиться, что он умеет держать свои обещания.

Говорю это не для того, чтобы похвалить президента. Я человек, который однозначно заявляет, что в следующем политическом цикле не связывает свое будущее с работой в правительстве.

- Если Вам все же предложат остаться - готовы ли Вы продолжить работу чиновником или, как неоднократно, заявляли уйдете в бизнес?

- Я свое будущее - ближайшее, во всяком случае, - не связываю с политической деятельностью и работой в правительстве. Полагаю, что нужно проводить ротацию. Считаю, что за последние годы подготовлено достаточное количество квалифицированных, высокопрофессиональных кадров. Можно выбрать достойного человека и на мою должность.

- Кризисы России с ближайшее время не грозят?

- У меня нет беспокойства, во всяком случае, за ближайшее будущее страны после 2008 года. Какие риски и угрозы могут возникнуть потом - прогнозировать не берусь. Как человек, который занимается прогнозированием, должен сказать, что, к сожалению, это очень плохо поддается прогнозам. Весь мировой опыт прогнозирования это показал. Но волноваться на этот счет не надо.

Сегодня ни у нашего населения, ни у нашего бизнеса нет существенных оснований для волнений. Надо жить спокойной и уверенной жизнью и делать все, чтобы каждый из нас был более деятелен, успешен и конкурентоспособен, чем наши конкуренты, и двигать нашу страну вперед. Не тратить свои силы на сомнения и переживания - и наше общее будущее будет счастливым.



ИА "Интрефакс"

28 февраля 2007 г.


Док. 295122
Перв. публик.: 28.02.07
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 432

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``