В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ответы Г.О.Грефа на вопросы журналистов в ходе Российско - американского инвестиционного симпозиума в Бостоне, опубликованные в журнале `Деловые люди`, Nо153 декабрь 2003 г. Назад
Ответы Г.О.Грефа на вопросы журналистов в ходе Российско - американского инвестиционного симпозиума в Бостоне, опубликованные в журнале `Деловые люди`, Nо153 декабрь 2003 г.
"Ястребов не видно"

Глава Минэкономразвития России Герман Греф, выступая на Российско-американском инвестиционном симпозиуме в Бостоне, был, как всегда в таких случаях, особенно политкорректен, застегнут на все пуговицы и до предела формален. Положение обязывало. До некоторой степени раскрыться Герману Оскаровичу удалось лишь в ответах на вопросы участников симпозиума, прессы и корреспондента "ДЛ".

- Герман Оскарович, сейчас отечественный и международный бизнес находится в ожидании: что будет в России после парламентских и президентских выборов. Можно ли прогнозировать продолжение либерального курса экономической политики в стране?

- Однозначно да. И никаких сомнений на этот счет быть не должно. Я хорошо знаю точку зрения Владимира Путина на этот процесс. По внутреннему убеждению в экономической политике он - либерал. Я не очень представляю себе усиление вмешательства государства в частный бизнес. Это несовместимо с воззрениями этого человека, этой команды. Поворот от либеральных позиций возможен лишь с иным президентом и не с этим составом правительства.При этом, естественно, мы видим проблемы, которых все еще очень много в нашей экономике. Практически любая ключевая сфера требует серьезного реформирования. И сейчас, даже во время предвыборной кампании, у нас нет свободы маневра. Мы не можем приостанавливать реформы. Поэтому Минэкономразвития, не дожидаясь окончания выборов, не тратя времени даром, разрабатывает пакеты законов, которые могли бы поступить в парламент сразу же после выборов, нормативные акты, важнейшие базовые документы.

- Какую реформу вы считаете основной?

- Реформу исполнительных органов государственной власти в России. Ключевая проблема - неэффективность государственного аппарата. Причем на всех уровнях. До конца не разделены полномочия между различными уровнями власти: федеральной, субфедеральной и муниципальной. У бизнес-сообщества и гражданского общества должна появиться реальная возможность контролировать действия государства, получать всю информацию о действиях чиновников и предотвращать все моменты, которые связаны с коррупцией. К сожалению, эта проблема стоит еще очень остро. Недавно президент дал мне задание подготовить наше видение комплекса мер по борьбе с коррупцией. Это будет не единовременная кампания, а система долгосрочных мер по преодолению мздоимства в рядах чиновников. Но эта реформа никоим образом не отделима от всех остальных важных преобразований.

- Энергетический сектор наиболее привлекателен для иностранных инвесторов и в то же время наибо лее рискован с точки зрения вложений. Какие тут перспективы, например, у Exxon Mobil Corporation, заинтересованной в приобретении акций ЮКОСа?

- Что касается непосредственно энергетического сектора, то тут проблему надо разделить на две части. Первая - это возможная реакция американского и российского частных секторов. В их взаимоотношениях я не вижу проблем. Одна из крупнейших западных компаний "BP" уже владеет 50%-ным пакетом акций российской "Тюменской нефтяной компании". Думаю, что в условиях дальнейшей глобализации мировой экономики и энергетики в частности проблем здесь особых не будет. Какие конфигурации будут складываться, зависит не столько от нас, сколько от самих инвесторов и собственников. Что касается нас, то здесь может идти речь о допуске иностранных компаний к участию в наших фирмах, к разработке месторождений - мы не будем чинить препятствий. Если компании хотят участвовать в тендерах, они могут это сделать. Тут я тоже больших проблем не вижу. Но есть серьезные трудности с правами на получаемые месторождения и другие природные ресурсы. К сожалению, сегодня нет прозрачной процедуры оформления этих прав. Чиновник может дать, а может и забрать их. Эту ситуацию мы будем менять.

- Какой урон бюджету нанес ЮКОС?

- Я не кассир компании ЮКОС, я знаю об этой ситуации от вас. Цифры назывались разные, но ни у меня, ни у вас нет полной информации об этой ситуации.

- Выступая на открытии симпозиума, Джордж Сорос выразил уверенность в том, что ситуация с Ходорковским напрочь подорвет доверие инвесторов к России, а это плохо скажется на перспективах российской экономики. Вы согласны с этой точкой зрения?

- В осмыслении любой ситуации обязательно бывают крайние взгляды и радикальные комментарии. Думаю, что истина, как всегда, лежит где-то посередине. Все, что связано с ситуацией вокруг ЮКОСа, можно условно разделить на три составляющие. Первая. Это правовая оценка действий. Совершенно бессмысленно, считаю, этим заниматься, поскольку, как я уже говорил, у нас нет полной информации по этому вопросу. Ответ на него может дать только открытое судебное рассмотрение дела и решение суда. Давайте дождемся этого результата.
Что касается второй составляющей - влияния на экономику, - конечно, она отрицательная. Краткосрочным или долгосрочным окажется это влияние, станет понятно после того, как его оценят инвесторы: как частный случай или как изменение политики. Третья составляющая, и я уже пытался это донести до участников симпозиума, никаких кардинальных перемен в экономической политике не произойдет. Но этот частный случай будет сопровожден еще рядом мер, связанных с преодолением в нашей стране коррупции. С напоминанием об уважении к закону со стороны всех субъектов, всех граждан, живущих в стране, чем бы они ни занимались.

- Если бы вы были бизнесменом и получали одновременно столь взаимоисключающие сигналы: из Кремля и от силовых ведомств о том, что над частным бизнесом нависла угроза, и от Минэкономразвития - уверения в том, что все будет в порядке... Как бы вы повели себя?

- Если бы я получил такую информацию из Кремля, я бы испугался. Но в сегодняшней ситуации я не вижу разных сигналов. Кремль, по-моему, не придерживается иной позиции. Президент несколько раз говорил на эту тему. Вы видели логику всех последних назначений. На месте бизнесмена я бы задумался: что-то там не видно "ястребов", которые собираются на меня напасть. Зато есть понимание и стремление выстроить нормальный баланс. И какие бы истеричные заявления мы ни слышали, логика всех действий Путина, которые мы видим, подталкивает именно к этому выводу.

- Из разных подразделений правительства, из разных министерств исходит несхожая, нескоординированная информация о ситуации вокруг ЮКОСа.

- Сколько людей, столько и мнений. Это ненормально, когда все мнения координируются. Такое характерно для страны с другим режимом. А в нынешней ситуации вам, журналистам, есть о чем писать. Так бы кто-то один выступил, и никакой иной информации уже не вытянуть.

- Будет суд над Ходорковским?

- Логика процесса говорит о том, что обязательно будет, а как же иначе? У нас любое уголовное дело заканчивается судом. Суд принимает либо оправдательное решение, либо обвинительное. Третьего не дано.

- Президент поручил вам разработать меры по борьбе с коррупцией. Стоит ли ждать показательных порок в рядах чиновничества?

- Не стоит ждать показательных кампаний. Все предложения, которые сейчас готовятся, носят системный характер. Только транспарентность, причем заложенная в законодательстве прозрачность деятельности чиновников, может дать гарантию некоррупционности и стабильных условий для рынка. Поэтому я не думаю, что будут какие-то кампании. Все разумные люди, все должны сделать выводы: пришло время соблюдать закон, платить то, что положено платить. Нужно самое главное - понимание того, что в жизни страны наступает переломный этап.

- Почему так велика дистанция между успокаивающими декларациями властей и реальной экономикой?

- Вы не можете не видеть, что за три года страна прошла огромный путь, произошли колоссальные изменения.

- Насколько эффективны сегодня попытки убедить инвесторов и рынки в том, что ничего страшного Россию не ожидает?

- Почему вы меня об этом спрашиваете? Это нужно выяснять у тех, кого убеждают. Со временем мы это увидим сами. Между словами и делом длинная дистанция. Давайте подождем.

- А как закрыть этот ящик Пандоры? Вы будете предлагать президенту подвести черту под приватизацией, законодательно амнистировать нарушения?

- Нарушения были очень разные.

- Ну те, которые без отягощающих обстоятельств - например, убийств...

- Сложный вопрос, я не готов выступать за всеобщую амнистию. Хотя подвести черту под определенными категориями правонарушений было бы необходимо. Это, безусловно, успокоило бы и общество, и бизнес. Над идеей такого уровня в числе прочих мы сейчас работаем.

- Когда закончится административная реформа в России?

- Вы лучше спросите меня, когда она начнется.

Публикация подготовлена редактором
отдела экономики Викторией ЧЕБОТАРЕВОЙ.

декабря 2003 г.


Док. 295115
Перв. публик.: 17.12.03
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 469

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``