В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`О приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы)` Назад
`О приоритетных задачах и направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы)`
Уважаемый Борис Вячеславович!

Уважаемые депутаты!

Прежде всего, я бы хотел привести ряд цифр, характеризующих макроэкономическую ситуацию в нашей стране в настоящее время, а затем перейти к тем мерам, которые, по мнению Правительства, позволят в перспективе улучшить динамику ряда показателей. (Слайд 2)

По итогам семи месяцев 2005 года был зафиксирован рост ВВП, равный 5,8%. Некоторое замедление динамики ВВП по сравнению с прошлым годом обусловлено замедлением темпов роста экспорта, прежде всего нефти, и снижением инвестиционной активности, которое не компенсировалось высокими темпами роста спроса со стороны домашних хозяйств.

Экспорт товаров в январе-августе в стоимостном выражении вырос почти на 40% относительно соответствующего периода 2004 года. Вместе с тем, прослеживается тенденция замедления физических объемов экспорта товаров. Экспорт нефти в январе-июле практически стабилизировался, тогда как в 2000-2004 гг. его рост составлял 14% в среднем ежегодно.

В январе-июле внешнеторговое сальдо составляет около 68 млрд. долл., что значительно выше, чем в январе-июле 2004 г.

В текущем году достаточно динамично росли реальные располагаемые доходы населения. За семь месяцев их рост составил более 8%. Вследствие этого, а также заметного расширения потребительского кредитования оборот розничной торговли увеличился в январе-июле на 11.4%, объем платных услуг населению - на 6.5 процента.

В первом полугодии несколько сбавила обороты промышленность: рост за шесть месяцев составил около 4% (против 7,3% за аналогичный период предыдущего года). Вместе с тем, за последние 2 месяца наблюдается некоторое оживление в промышленности - 6,9 и 4,9% в июне и июле.

Инвестиционный спрос хотя и показывает более низкую динамику по сравнению с 2004 годом, в последние месяцы уверенно оживает. Инвестиции в основной капитал увеличились в январе-июле на 9,7%, в том числе в июле на 11,2%. При этом прямые иностранные инвестиции за первое полугодие увеличились на 31%.

Прочным остается финансовое положение страны. В 2005 году доходы федерального бюджета значительно превышают запланированный уровень. Профицит федерального бюджета по итогам года составит порядка 7% ВВП.

В январе-августе инфляция на потребительском рынке составила 8.3%, что несколько выше, чем в прошлом году, когда за восемь месяцев она составила 7.6%. Однако в отличие от прошлого года, с мая наметилась устойчивая тенденция замедления темпов роста цен. В августе зафиксирована дефляция в размере 0.1%. Для того, чтобы инфляция в текущем году не превысила целевой рубеж 11%, в сентябре-декабре 2005 г. среднемесячный рост цен не должен превысить 0.6%, что является трудной, но выполнимой задачей.

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)






2004
2005


I

полугодие


июль


январь-июль


год


I полугодие


июль


январь-июль


год*

(оценка)

ВВП
107.6
107.91
107.71
107.2
105.61
106.41
105.81
105.9

Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года
106.1
100.44
107. 64
111.7
108.0
99.94
108.3 4
110-111

Индекс промышленного производства (ОКВЭД)2)
107.3
106.9
107.2
107.3
104.0
104.9
104.1
104.4

Индекс производства продукции сельского хозяйства
98.8
111.8
101.7
101.6
100.2
104.5
101.3
99.7

Инвестиции в основной капитал
112.6
110.0
112.1
110.9
109.4
111.2
109.7
109.8

Объемы работ по виду деятельности "строительство"
114.2
107.5
113.0
110.1
105.8
112.9
107.2
109.7

Реальные располагаемые денежные доходы населения
108.9
109.8
109.1
108.4
108.4
107.53
108.33
109.4

Реальная заработная плата
114.2
111.7
113.8
110.6
107.9
109.03
108.03
110.9

Оборот розничной торговли
111.4
112.8
111.6
112.5
111.3
111.8
111.4
111.2

Объем платных услуг населению
106.0
107.9
106.3
107.0
106.3
107.5
106.5
106.0

Экспорт товаров
128.1
135.4
129.2
135.0
139.2
135.71
138.61
134.0

Импорт товаров
123.9
123.1
123.8
126.6
127.7
128.51
127.81
124.9






* Соответствует прогнозу МЭРиТ от 09.08.2005 г.

1) Оценка Минэкономразвития

2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" с учетом поправки на неформальную деятельность.

3) Предварительные данные

4) август, январь-август.



Очевидно, что для ускорения темпов экономического роста и повышения качества жизни населения есть все возможности и мы должны их использовать. В своем выступлении я постараюсь остановиться на тех направлениях, которые Правительство считает ключевыми в этой связи.

Но, прежде всего, я хотел бы отметить, что в течение этого года благодаря Вам был принят ряд законов, которые вооружают нас новыми инструментами государственной политики, позволяющими стимулировать большую экономическую активность в нашей стране. (Слайд 3)

Был принят федеральный закон "Об особых экономических зонах". Предусмотренные законом налоговые и таможенные льготы, инфраструктурная обеспеченность и необременительный административный контроль должны содействовать привлечению инвестиций в предприятия инновационных секторов экономики и перерабатывающего сектора.

Был принят федеральный закон "О концессионных соглашениях", направленный на привлечение частного капитала к развитию инфраструктурных объектов, ускорение модернизации транспортной инфраструктуры, энергетики и ЖКХ.

На повышение эффективности государственных расходов направлен федеральный закон "О государственных закупках", введение которого в действие должно обеспечить соблюдение конкурсности и транспарентности при проведении государственных закупок, увеличение результативности государственного контроля за их проведением.

Изменения, внесенные в налог на добавленную стоимость позволят значительно облегчить крупные инвестиции уже в 2006 году, а с 2007 года завершить затянувшееся движение в сторону упрощенного порядка возмещения НДС при экспорте, что откроет новые перспективы прежде всего малым и средним предприятиям, производящим конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

В то же время многое предстоит сделать и, прежде всего, в области повышения эффективности государства. Предстоит активизировать проведение реформы государственной службы, начать реформу правоохранительной и судебной системы, продолжить совершенствование бюджетного процесса. Все это является залогом формирования благоприятного инвестиционного и социального климата, способного привлечь в страну дополнительные капиталовложения, квалифицированные трудовые ресурсы, новые технологии и знания.

Залогом успешного развития нашей экономики в долгосрочной перспективе являются инвестиции в человека. В этой связи Правительство наметило для себя следующие приоритетные направления деятельности.

Первое. (Слайд 4) Требуется сохранить более высокий уровень российского образования по сравнению с тем, который характерен для стран сопоставимого уровня социально-экономического развития. При этом меры по реформированию образовательной системы, безусловно, должно сопровождаться увеличением средств, которые должны быть направлены на модернизацию системы образования на всех ее уровнях. Президент поставил перед Правительством соответствующие задачи, к решению которых мы уже приступили.

Второе. На повышение качества функционирования системы здравоохранения в следующем году будут направлена существенная часть федерального бюджета. Но увеличение финансирования является лишь одной из необходимых предпосылок для стабилизации системы. Чтобы обеспечить ее устойчивость и при этом кардинально поднять качество обслуживания населения, мы должны параллельно с увеличением финансовых вливаний, приступить к совершенствованию системы здравоохранения.

Третье. (Слайд 5) Один из важнейших приоритетов Правительства - повышение доступности жилья. Остановлюсь на этом подробнее.

Основные усилия будут сосредоточены на ускоренном развитии институтов ипотечного жилищного кредитования, повышении доступности социального жилья и создании условий для увеличения объемов жилищного строительства.

За прошлый год выдано порядка 43 тысяч ипотечных кредитов. Это, безусловно, незначительная величина. Президентом перед Правительством поставлена задача довести к 2010 году количество выдаваемых ипотечных кредитов до одного миллиона ежегодно. При этом в ближайшие годы количество ипотечных кредитов должно каждый год удваиваться. Для реализации этой задачи в бюджете следующего года предусмотрены средства на увеличение капитализации Агентства по ипотечному жилищному кредитования, а также предусмотрено выделение гарантий на сумму 14 миллиардов рублей. Кроме того, существенно повысились бюджетные расходы на ипотеку и строительство жилья для военнослужащих.

Сейчас активно прорабатывается вопрос об обеспечении жильем специалистов, работающих в сельской местности. По нашим оценкам, кадровый дефицит на селе составляет сегодня не менее 70 тысяч специалистов. И возможность льготного приобретения жилья должна стать одним из стимулов прохода профессионалов в село. Планируется, что жилье будет предоставляться на разных условиях - от социального найма с правом последующего выкупа в депрессивных регионах, субсидирования половины стоимости жилья в регионах со средним уровнем развития, до субсидирования 30% в высокоразвитых регионах. При этом срок кредитов продлен до 27 лет при ежегодно уменьшающейся процентной ставке.

Но кроме развития ипотеки, обеспечивающей спрос на жилье, необходимо создать условия для конкурентной работы строительных компаний, обеспечивающих этот спрос. В этой связи предстоит осуществить большую работку по внедрению открытых конкурентных процедур предоставления прав собственности на сформированные земельные участки застройщикам, упрощение процедур согласования и экспертизы градостроительной и проектной документации. Требуется обеспечить интенсивное развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры, реализовать эффективное реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики, должно являться не самоцелью, а реально способствовать росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса, в том числе при его финансовом участии, создающем гарантии эффективности таких проектов.

Для успешного развития инфраструктуры предстоит продолжить реформирование электроэнергетики, железнодорожного транспорта, активизировать реформирование газовой отрасли.

Важный вклад в развитие инфраструктуры может обеспечить использование механизмов частно-государственного партнерства, основой которого должно стать появление законодательства о концессиях, о котором я уже говорил, позволяющее обеспечить приток частного капитала в развитие социальной и производственной инфраструктуры, строительство и эксплуатацию дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов, жилищно-коммунальное хозяйство.

И, безусловно, вопросы развития инфраструктуры не могут быть решены без долевого финансового участия государства. (Слайд 6) Именно поэтому финансирование создания инфраструктуры станет для нас одним из приоритетных направлений расходования средств инвестиционного фонда.

Этот новый механизм участия государства в проектах частно-государственного партнерства также призван сыграть ключевую роль в создании элементов национальной инновационной системы, поддержке институциональных преобразований.

(Слайд 7) Важную роль в планах Правительства играет развитие агропромышленного комплекса, в котором предстоит обеспечить формирование необходимых институциональных предпосылок, включая повышение доступности кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей (через развитие сельской кредитной кооперации, формирование системы земельно-ипотечного кредитования), обеспечить развитие механизмов лизинга и повышение эффективности системы информационного обеспечения АПК. Приоритетами содействия устойчивому развитию сельских территорий станет развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры, обеспечение эффективной поддержки малых форм хозяйствования в АПК.

В рамках (слайд 8) развития российских регионов действия Правительства будут направлены прежде всего на содействие реализации важнейших реформ на уровне органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В частности, речь идет о проведении бюджетной и административной реформы - внедрении инструментов стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования.

Ряду регионов, находящихся в зоне геополитического риска будет уделено особое внимание. В частности, предполагается реализация ряда проектов в южном и дальневосточном федеральных округах, направленных на обеспечение жителей этих регионов качественными и своевременными услугами, прежде всего образовательными и медицинскими, а также способных реинтегрировать эти регионы в целостную экономическую систему российской экономики.

Государство может эффективно содействовать развитию отдельных сконцентрированных в рамках единого производственного процесса групп предприятий (кластеров). (Слайд 9) Такого рода объединения могут стать настоящими локомотивами экономического развития территорий на которых они расположены, придать импульс развитию инноваций и технологий, стать источником новых рабочих мест. К числу основных направлений кластерной политики следует отнести:


создание центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;


реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки;


повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностями кластера и др.
Федеральное правительство будет активно содействовать проведению кластерной политики на региональном и муниципальном уровне за счет поддержки пилотных проектов, распространения лучшей практики, разработки модельных нормативно-правовых актов и реализации профильных программ переподготовки кадров.

Все эти, а также многие другие, меры, находящиеся в повестке деятельности Правительства позволят ускорить темпы экономического роста, повысить благосостояние граждан.

Вот в целом, основные направления деятельности Правительства, на которых я бы хотел сегодня остановиться.

По вопросу о вариантах размещения и использования средств Стабфонда в 2006-2008 годах (вопрос фракции "Родина"):

Законодательно определенный механизм функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации выстроен с учетом зарубежной практики и ориентирован на долгосрочное обеспечение стабильности российской бюджетной системы. Кроме того, Стабилизационный фонд выполняет функцию регулирования объема денежного предложения: стерилизация избыточной денежной массы в периоды высоких цен на нефть и увеличение денежного предложения при их снижении ниже 20 долларов за баррель (с 2006 года ниже 27 долларов за баррель).

Расходование средств Стабилизационного фонда Российской Федерации внутри страны приводит при прочих равных условиях к ускорению инфляции.

Кроме того, следует отметить, что федеральный бюджет на 2006 год формировался исходя из базовой цены равной 27 долларам за баррель (2005 год - 20 долларов за баррель), изменение которой позволило увеличить объем доходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение расходных обязательств федерального бюджета, при соответственном уменьшении поступлений в Стабилизационный фонд. Это привело к росту непроцентных расходов федерального бюджета в 2006 году на 29% по сравнению с 2005 годом. Рост непроцентных расходов происходил по следующим направлениям: национальная оборона и безопасность, ЖКХ и социальные расходы. Кроме того, это позволило увеличить расходы, направленные на развитие страны, то есть инвестиционные расходы.

Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году" средства Стабилизационного фонда Российской Федерации, накопленные сверх законодательно установленного минимума, могут быть использованы только на замещение источников погашения внешнего долга. Это позволяет экономить бюджетные средства в силу того, что процентные ставки по российскому внешнему долгу значительно выше, чем доходность активов, в которые можно инвестировать средства Стабилизационного фонда. Кроме того, ускоренное снижение долгового бремени создает более благоприятные условия при необходимости осуществления внешних заимствований в будущем и позволяет увеличить непроцентные расходы бюджета, в том числе на инвестиции в экономику, за счет экономии на обслуживании государственного долга.

По вопросу совершенствования институтов развития (вопрос фракции "Родина").

В отношения РосБР, Россельхозбанка, Росэксимбанка, не имеющих в настоящее время специального статуса и функционирующих как универсальные коммерческие банки, Минэкономразвития предполагает в течение 2005-2006 годов совместно с отраслевыми ведомствами разработать соответствующие стратегии развития банков на среднесрочную перспективу, которые будут основываться на принципах:


специализации (специализация институтов развития на определенных операциях и/или функциональных видах деятельности),


конкуренции (осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе),


децентрализации, (наличие множественности источников поддержки, не только государственной) включая финансовую.


транспарентности (создание прозрачной системы корпоративного управления государственных институтов развития, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых и иных ресурсов).

Предполагается следующая специализация:

ОАО "Российский банк развития".


Реализация государственной политики в области развития малого бизнеса в различных отраслях экономики;


реализация государственной инновационной политики;


выполнений функций агента Правительства Российской Федерации по обеспечению возврата задолженности по кредитам, предоставленным на возвратной основе за счет средств Федерального бюджета в период с 1992 по 2000 годы.

Необходимый размер государственной поддержки в форме пополнения уставного капитала до 10 млрд. рублей.





Справочно: показатели финансово-экономической деятельности, млн. руб.:




01.01.2003
01.01.2004
01.01.2005

Валюта баланса
6 452
8 005
9 168

Уставный капитал
4 660
4 660
4 660

Собственные средства (капитал)
5 196
5 610
5 766

Прибыль
570
525
395

Предоставленные кредиты клиентам

в т.ч. малому бизнесу *)


1 034

-


3 441

134


4 981

876

Привлеченные средства
980
2 225
2 991







*) в рамках двухуровневой процедуры кредитования
ОАО "Российский экспортно-импортный банк".

Реализация государственной политики по кредитно-гарантийной поддержке российских экспортеров, реализация программ по финансированию и гарантированию внешней торговли, с учетом зарубежного опыта в данной области. Необходимый размер государственной поддержки в форме пополнения уставного капитала не менее 25-30,0 млрд. рублей.





Справочно: показатели финансово - экономической деятельности, млн. рублей:




01.01.2003
01.01.2004
01.01.2005

Валюта баланса
1 179
2 609
3 031

Уставный капитал
51
951
951

Собственные средства (капитал)
170
1309
1 804

Прибыль
19
17
25.

Предоставленные кредиты клиентам


385


608


27.

Привлеченные средства
1 009
857
35





ОАО "Российский сельскохозяйственный банк".
Реализация государственной политики по развитию сельского хозяйства.

Необходимый размер государственной поддержки в форме пополнения уставного капитала не менее 30,0 млрд. рублей.





Справочно: показатели финансово - экономической деятельности, млн. рублей:




01.01.2003
01.01.2004
01.01.2005

Валюта баланса
9 068
813 211
42 697

Уставный капитал
3 799
4 649
4 649

Собственные средства (капитал)
4 034
4 170
4 771

Прибыль
334
133
157

Предоставленные кредиты клиентам


5 211


9 430


19 300

Привлеченные средства
2 230
8 360
20 267






По вопросу модернизации транспортной инфраструктуры (вопрос фракции "Родина") :

Общий объем финансирования транспортной отрасли из всех источников финансирования составляет в настоящее время порядка 2,5% ВВП, в том числе немногим более 1% ВВП - на финансирование дорожного хозяйства. При этом средства федерального бюджета, направляемые на финансирование транспортной отрасли, составляют около 1% ВВП.

Развитие транспортной системы в рамках такого финансирования можно охарактеризовать как экстенсивное, а сам уровень финансирования как критичный.

Проектом Стратегии развития транспорта Российской Федерации до 2010 года предусматривается увеличение объема финансирования транспортной отрасли из всех источников финансирования до 3,5% ВВП на первом этапе, и до 4% ВВП на втором этапе.

Важнейшим направлением, где необходим прирост инвестиций, является дорожное хозяйство, на его финансирование должно быть направлено не менее 2,5 % ВВП. Только это позволит решить проблему постоянного увеличения недоремонта и количества объектов незавершенного строительства.

Очевидно, что решение задачи финансирования транспортной отрасли не может быть целиком возложено на бюджеты разных. Необходимо задействовать дополнительные источники. Главная тенденция - изменение соотношения бюджетных и внебюджетных инвестиций в пользу внебюджетных источников. Считаю необходимым активнее развивать частно-государственное партнерство, приоритетными направлениями которого должны стать концессии в сфере платных дорог и городского транспорта, портов и аэропортов, железнодорожных объектов.

Следует отметить, что в настоящее время Минэкономразвития внесен в Правительство проект положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации, который предусматривает использование механизма ЧГП, в том числе в области транспортной инфраструктуры.

Второе направление - стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий. Условия для этого складываются благоприятные. Экономический рост объективно повышает спрос на услуги транспорта и привлекательности транспортных проектов.

Третье направление - привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов. Так крупные судоходные компании уже сегодня готовы участвовать в софинансировании проектов модернизации гидроузлов, которые обеспечат повышение конкурентоспособности их бизнеса.

Четвертое направление - выпуск обеспеченных государственными гарантиями целевых облигаций или займов на проекты с длительными сроками реализации.

Реализация мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (далее - Программа), включающей и новую подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг России (2006-2010 годы)".

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2005 г. (протокол No 25, раздел I, п. 2) с 1 января 2006 г. прекращается реализация подпрограмм "Информатизация", "Внутренний водный транспорт", "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования". Также прекращается реализация подпрограммы "Международные транспортные коридоры", в связи с разработкой новой подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг". Прекращается разработка подпрограммы "Безопасность дорожного движения", в связи с разработкой в соответствии с поручением Президента Российской Федерации новой федеральной целевой программы "Безопасность дорожного движения", государственным заказчиком которой определено МВД России.

В 2004 году на капитальные вложения в целом по Программе было выделено 226,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 5,2 млрд. рублей (2,2 %), средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов 65,7 млрд. рублей (29 %), внебюджетных источников 155,8 млрд. рублей (68,8 %).

В 2005 году, по предварительной оценке, капитальные вложения составят 439,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 69,8 млрд. рублей (15,9%), средства бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов - 104,2 млрд. рублей (23,7 %), внебюджетные источники - 265,7 млрд. рублей (60,4 %).
По прогнозной оценке с учетом проекта федерального бюджета на 2006 год расходы на капитальные вложения в целом по Программе составят 482,4 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 97,0 млрд. рублей (20,1 %), средства бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов -.104,8 млрд. рублей (21,7 %), внебюджетные источники - 280,5 млрд. рублей (58,2 %).

В соответствии с проектом федерального бюджета на среднесрочную перспективу объем капитальных вложений за счет средств федерального бюджета по Программе в 2007 и 2008 годах составит 106,3 и 114,9 млрд. рублей соответственно.

При этом следует учесть, что около 77% государственных капитальных вложений, предусматриваемых проектом федерального бюджета на 2006-2008 годы на реализацию Программы, направляются на подпрограмму "Автомобильные дороги". Кроме того, объем средств на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог в 2006 году предполагается увеличить почти в 2 раза.

В 2005 году реализуются мероприятия, направленные на обеспечение транспортной связи Калининградской области с Россией, создание железнодорожного паромного комплекса Усть-Луга - Балтийск, продолжение строительства атомного ледокола "50 лет Победы", проектирование строительства двух дизель-электрических ледоколов для акватории Финского залива. Начато строительство: пускового комплекса Томмот-Кердем железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, морского паромно-пассажирского терминала на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге, второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла водных путей Азово-Донского бассейна Ростовской области. Осуществляется реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Пулково, Внуково, Домодедово. Ведется строительство первой очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга (Восточное полукольцо), строительство и реконструкция федеральных автодорог "Амур" Чита-Хабаровск, М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-27 Джубга-Сочи.

В 2006 году намечен ввод в эксплуатацию паромных комплексов в порту Усть-Луга и в г. Балтийске, атомного ледокола "50 лет Победы". Продолжится строительство двух дизель-электрических ледоколов для акватории Финского залива; строительство морского паромно-пассажирского терминала на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге, развитие объектов Морского торгового порта Оля Астраханской области и Махачкалинского морского торгового порта в Республике Дагестан; строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла; строительство вантового моста через р. Нева, второй очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга (Западное полукольцо), строительство и реконструкция федеральных автодорог "Амур" Чита-Хабаровск, М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-27 Джубга-Сочи.


14 сентября 2005 г.


Док. 295108
Перв. публик.: 14.09.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 510

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``