В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Лицензирование управляющих не могло воспрепятствовать приходу непрофессионалов` Назад
`Лицензирование управляющих не могло воспрепятствовать приходу непрофессионалов`
Принятый в 2002 году закон о банкротстве является уже третьим по счету законом о банкротстве, действующим в Российской Федерации. Первый закон был принят в 1992 году.

Этот закон устанавливал такие признаки банкротства, которые практически не позволяли возбудить дело о банкротстве.

Второй закон о банкротстве 1998 года решил макроэкономическую проблему того периода - массовые взаимные неплатежи. Законом были определены четкие признаки неплатежеспособности (задолженность юридических лиц, неисполняемая в течение трех месяцев в размере не менее 500 МРОТ), но не было фактически предусмотрено возможности восстановления платежеспособности должника. И в результате институт банкротства стал дешевым способом захвата предприятия недобросовестными участниками хозяйственного оборота. Лицензирование арбитражных управляющих не могло воспрепятствовать приходу в данную сферу непрофессионалов, а, с другой стороны, делало их зависимыми от органа государственной власти.

В связи с этим разработка нового закона в 2002 году была вызвана необходимостью прекращения недобросовестного передела собственности и развития саморегулирования в сфере банкротства.

Стоит отметить, что этот закон - один из первых примеров замены функции лицензирования деятельности системой саморегулирования. Результаты реализации законодательства о банкротстве по сравнению с 2002 годом свидетельствуют о существенном снижении количества дел о банкротстве.

По состоянию на 1 сентября 2004 года в производстве арбитражных судов Российской Федерации находилось 48 833 дела о банкротстве.

Уменьшению количества дел о банкротстве способствовало фактическое прекращение практики недобросовестных банкротств.

Кроме того, статистика показывает, что существенно уменьшилось количество дел о банкротстве отсутствующих должников. Причиной этому послужили положения закона о банкротстве, устанавливающие, что при отсутствии финансирования проведения процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченный орган не вправе инициировать введение процедур банкротства. Федеральным бюджетом на 2005 год предусмотрено 200 млн руб. на реализацию ФНС России мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в том числе и на финансирование процедур банкротства отсутствующих должников. Снижение количества поданных заявлений в 2004 году произошло также по причине проведения административной реформы и передачи функций от ФСФО России в ФНС России.

Уже сейчас можно сказать, что закончен первый этап становления института саморегулирования в сфере арбитражного управления. По состоянию на 1 ноября 2004 года Минюстом России в единый государственный реестр саморегулируемых организаций включены 38 некоммерческих организаций, которые объединяют 5617 арбитражных управляющих. Создан и осуществляет свою деятельность Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В его состав входят 29 СРО арбитражных управляющих, объединяющих около 3500 членов. Создание союза не было предусмотрено законом и поэтому служит важным знаком профессионального сообщества, что вектор развития саморегулирования выбран правильно.

После вступления закона о банкротстве в силу правительство должно было утвердить свыше 20 нормативных актов, обеспечивающих его применение. К настоящему времени правительством утверждены 17 актов, а в отношении некоторых актов принято решение о нецелесообразности их дальнейшей разработки... В целом можно сказать, что подзаконная база закона о банкротстве сформирована.

Во исполнение актов правительства федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития, Минюст, ФНС) были утверждены также свыше 20 нормативных актов, регулирующих деятельность органов власти, арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

В связи с передачей полномочий по представлению требований Российской Федерации ФНС России в течение июня-августа 2004 года было обеспечено завершение ликвидационных мероприятий ФСФО России. При этом Минэкономразвития России обеспечило формирование нормативной базы деятельности ФНС России как уполномоченного органа. К настоящему моменту в Минюсте России зарегистрированы основные приказы Минэкономразвития России по данному вопросу, в том числе порядок голосования уполномоченного органа, порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации при подаче в арбитражный суд заявления банкротом.

Кроме того, постановлением правительства от 3 декабря 2004 года No 732 Минэкономразвития предоставлены полномочия по определению порядка принятия решения. Причиной этому послужили положения закона о банкротстве, устанавливающие, что при отсутствии финансирования проведения процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченный орган не вправе инициировать введение процедур банкротства. Федеральным бюджетом на 2005 год предусмотрено 200 млн руб. на реализацию ФНС России мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в том числе и на финансирование процедур банкротства отсутствующих должников. Снижение количества поданных заявлений в 2004 году произошло также по причине проведения административной реформы и передачи функций от ФСФО России в ФНС России.

Уже сейчас можно сказать, что закончен первый этап становления института саморегулирования в сфере арбитражного управления. По состоянию на 1 ноября 2004 года Минюстом России в единый государственный реестр саморегулируемых организаций включены 38 некоммерческих организаций, которые объединяют 5617 арбитражных управляющих. Создан и осуществляет свою деятельность Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Кроме того, постановлением правительства от 3 декабря 2004 года No 732 Минэкономразвития предоставлены полномочия по определению порядка принятия решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятий. На этом основании в настоящее время завершается разработка приказа, устанавливающего, что решения о подаче в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий возлагаются на уполномоченный орган с участием заинтересованных государственных органов.

Таким образом, Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целом сформировало правовую базу, обеспечивающую реализацию закона о банкротстве и деятельность всех участников процедур банкротства.

Вместе с тем практика применения законодательства о банкротстве показала, что в нем есть еще пробелы, внутренние противоречия и неточности. Накоплен также почти трехлетний опыт реализации закона. В этой связи Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами в рамках реализации плана законопроектной деятельности правительства на 2004 год подготовило шесть проектов федеральных законов в сфере банкротства.

21 апреля 2005 г.


Док. 295106
Перв. публик.: 21.04.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 482

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``