В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Г.О. Грефа на Всемирном экономическом форуме в России Назад
Выступление Г.О. Грефа на Всемирном экономическом форуме в России
Лейтмотивом этого форума стало обсуждение вопроса, как Россия сможет перейти от экономики, зависимой от природной ренты, к современной, диверсифицированной экономике, опирающейся на инновационное развитие.

Мы разделяем озабоченность бизнеса и международных экспертов эффективностью российских государственных институтов, которые тянут вниз оценки конкурентоспособности страны.

Справочно. По индексу общественных институтов Россия занимает 91 место в выборке, тогда как индексу макроэкономической среды - 58-е (по оценке МВФ, по уровню душевого ВВП по паритету покупательной способности Россия находится на 61 месте).

На преодоление этих институциональных барьеров направлена административная реформа, борьба с коррупцией и развитие институтов гражданского общества, прежде всего по линии создания работоспособного местного самоуправления. У России нет сценария авторитарной модернизации и единственный сценарий, вокруг которого есть консенсус это сценарий демократического развития и в обществе, и в экономике. Все дело в том, какими путями вести развитие демократических институтов и конкурентной экономики. Это не исключает на определенных исторических отрезках и усиления централизации власти, уравновешенной развитием местного самоуправления и его финансовой базы.

Мы прекрасно понимаем, что при всех конкурентных преимуществах России в нефтегазовом секторе и существующем потенциале его развития, он перестает быть основным локомотивом экономического роста. Если финансовая система страны пока еще зависит от нефти и газа более чем наполовину, то рост ВВП уже в текущем году объяснялся этим фактором менее чем на половину (43%, тогда как в 2004 году - 54%). Мы вступаем в новую стадию роста, когда вклад нефтегазового сектора начинает снижаться, а темпы роста добычи не превысят 1-2% в год, даже при освоении новых нефтяных провинций и наращивании экспортной инфраструктуры.

Пока нам скорее угрожает не "голландская болезнь", а стагнация в нефтегазовом секторе. Замечу, для придания нового импульса нефтегазовому сектору, наряду со снижением налоговой нагрузки на нефтяной сектор и усилением его стимулирующей составляющей, мы намерены шире привлекать иностранный капитал к разработке российских месторождений в качестве партнеров российских компаний.

Вернусь к вопросу о диверсификации экономики. Несмотря на высокие темпы укрепления реального курса рубля и его возврату к докризисному уровню обрабатывающие отрасли развиваются в целом быстрее нефте и газодобычи. В прошлом году при росте нефтегазового сектора на 7,7%, обрабатывающие отрасли выросли на 9,2%, а группа машиностроительных производств - на 11,7%, что более чем в полтора раза опередило рост нефтегазового сектора. В текущем году при общем снижении темпов роста в промышленности тенденция к опережающему развитию обрабатывающих и машиностроительных производств еще более усилилась (опережение в 3,8 раза).

Справочно: Эффективный реальный курс преодолеет рубеж 1997 года в 2006 году, а реальный курс рубля к доллару уже к концу этого года будет на 18% выше 1997 года.

Все эти факты говорят о том, что тенденция к диверсификации российской экономики набирает силу, и это касается не только промышленности, но и сферы услуг, где темпы роста розничной торговли втрое, а телекоммуникационного сектора в пять раз превышают темпы развития промышленности.

В последние годы значительные возможности роста открылись в аграрном секторе экономики. В этом году мы ожидаем сбор зерна на уровне 78-80 млн. т. и к 2010 году - около 95-100 млн. т. Россия начинает превращаться в устойчивого экспортера зерна. В этом году мы надеемся экспортировать около 10 млн. т. (шестое место в мире) на рубеже 2010 года выйти на устойчивый экспорт до 13-15 млн. т. Правда, Евросоюз может помешать этим планам, ограничивая доступ российского зерна на европейские рынки, а также увеличив в очередной раз экспортные субсидии своим производителям. Российский аграрный рынок является довольно открытым, например, импорт мяса и мясопродуктов достигает 32% внутреннего спроса. Учитывая опережающий рост спроса населения, мы идем на увеличение квот на 1,5-3% в год. Но мы заинтересованы не столько в росте импорта, сколько в увеличение внутреннего производства и иностранных инвестиций в аграрный сектор. Главное здесь стабильные правила игры, которые гарантирует государство. В бюджете 2006 года заложено значительное увеличение субсидий сельскому хозяйству, но они направлены не на расширение государственного вмешательства в дела сельхозпроизводителей, а на стимулирование роста кредитной поддержки села и развитие системы лизинга. Пока кредиты российским крестьянам и компаниям обходятся значительно дороже, чем их европейским конкурентам, а сроки в среднем не превышают 1,5 лет.

Позитивные структурные изменения в российской экономике не могут скрыть и серьезных угроз экономическому росту, порожденных низкой технологической и инновационной конкурентоспособностью российских компаний, слабым уровнем менеджмента. Пока мы проигрываем конкуренцию импортной продукции, а экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью растет медленно.

Справочно: Темп роста импорта вдвое превышает рост внутреннего спроса (в первом полугодии 2005 года импорт в физическом выражении вырос на 16,7%, а внутренний спрос - на 8,4%). Импорт инвестиционных товаров вырос по стоимости на 25,3% в основном за счет повышения цен (+18), и в физическом выражении и (+6,2) уступает росту инвестиций и отечественного машиностроения. Импорт потребительских товаров в физическом выражении вырос на 24,6% (по стоимости на 35,8%), что более чем вдвое превысило темп роста потребительского спроса на товары. В легковом автомобилестроении импорт уже достиг 58% рынка, в легкой промышленности, с учетом неорганизованного импорта, около 90%.

Многие сектора российской экономики находятся на переломной точке своего развития. Если конкурентоспособность бизнеса будет падать и дальше, а идти на закрытие внутреннего рынка мы не будем, то темп роста экономики упадет до 3-4% в год, а нам надо не ниже 6% в год. На наш взгляд есть значительные резервы в самом бизнесе, в перестройке корпоративного управления. Государство готово идти на значительные затраты по развитию бизнес-образования. Скажу, что в проекте бюджета 2006 года заложены средства на создание двух новых бизнес школ мирового уровня.
Для усиления инновационной составляющей экономического роста вместе с развитием традиционных инструментов государственной политики в виде федеральных целевых программ, мы идем на формирование новой финансовой инфраструктуры развития. Она включает в себя Инвестиционный фонд, Венчурный фонд, а также запуск Особых экономических зон.

Намеченный и уже реализуемый комплекс мер позволит, на наш взгляд, преобразовать российскую экономику и значительно улучшить инвестиционный климат. Мы ожидаем, что приток прямых иностранных инвестиций возрастет к 2015 году до 3%ВВП, что вдвое превышает нынешний уровень. Это конечно еще не китайские рекорды, но значительный прорыв, а главное, мы рассчитываем на то, что русский капитал вместе с расширением своей внешней экспансии начнет вкладывать в Россию в значительно больших размерах. ВВП вырастет в 1,96-2 раза к 2015 году (по сравнению с 2004 годом).

Демографические потери (сокращение населения на 4% и трудовых ресурсов почти на 10%) будут стоить российской экономике почти 1,5-2 лет экономического роста. Мы понимаем, что надо формировать новую миграционную и демографическую политику в стране. Изменится структура экономики. Доля нефтегазового сектора понизится с 27,4% ВВП в 2004 году до 20% в 2015 году, а доля высокотехнологичного и инновационного сектора, включая сферу образования и научных исследований - повысится с 8,8% ВВП в настоящее время до 19,1%. Тем самым она практически сравняется с нефтегазовым сектором по своим масштабам. Сценарий инновационного развития экономики позволит сформировать на рубеже 2010-х годов широкий средний слой населения и существенно сократить отставание от европейских стран по уровню жизни.

18 октября 2005 г.


Док. 295103
Перв. публик.: 18.10.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 484

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``