В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законы `отмывают` от некачественности Назад
Законы `отмывают` от некачественности
Насколько совершенно российское законодательство в плане противодействия коррупции?В феврале Россия вошла в группу стран против коррупции - ГРЕКО.Начался внешний мониторинг нашего законодательства на наличие коррупционных норм. Вскоре иностранные эксперты скажут, насколько хорошо, на их взгляд, работает российская анти-коррупционная методика. А пока ее эффективность обсудили участники "круглого стола", организованного Комиссией Госдумы по противодействию коррупции.В течение двух лет проверке подверглись наиболее "подозрительные " законопроекты, касающиеся самых разных сфер жизни. После экспертизы, проведенной Комиссией по противодействию коррупции, существенные изменения были внесены, например, в проекты законов "О лекарственных средствах ", "О защите конкуренции ", "Об основах туристской деятельности в РФ", "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари", "Об индивидуальном страховании особо опасных объектов". "Один из главных принципов нашей работы - это открытость, гласность и публичность, - говорит председатель думской Комиссии по противодействию коррупции, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ .- Все экспертизы проводились с участием авторов законопроектов и специалистов.Практика показала, что дополнительный анализ законопроектов по этой методике позволяет законодателям на ранней стадии выявить те нормы, которые могут способствовать неправомерным действиям".Как работает методика? Сначала Совет Думы, Комиссия по противодействию коррупции или думские комитеты выбирают наиболее сложные в плане коррупциогенности законопроекты и направляют на экспертизу, которую могут проводить как сотрудники правовых управлений и отделов Госдумы, так и специалисты Министерства юстиции и заинтересованные лица. Законопроект проверяется на наличие так называемых "коррупционных факторов " - практика выявила более-менее стандартный список из 18 пунктов. Типичные коррупционные нормы устраняются из законопроекта в соответствии с этим списком. Сейчас комиссия работает над законопроектами по образованию, здравоохранению и госзакупкам. "Все наши проблемы можно обозначить словами Президента, сказанными 22 января 2004 года: "Корни коррупции подпитываются некачественным законодательством". Среди законопроектов есть те, в которых содержатся повышенные коррупционные риски, - уверен руководитель проекта административной реформы Центра стратегических разработок, доктор философских наук, профессор Владимир Южаков. - Есть формулы законодательства, которые стимулируют коррупционные деяния, создают соблазн. Как справиться с коррупционными рисками? Вариант решения очевиден: нужно повышать качество нормативно-правовых актов".У антикоррупционной методики большие перспективы.В ближайшем будущем проверять в соответствии с ней будут не только законопроекты, а все нормативно-правовые акты. А через пару месяцев методику, скорее всего, возьмет на вооружение Правительство. После совещания, которое состоялось в Кремле в ноябре 2006 года, Президент поручил до 1 мая этого года внедрить в практику работы Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности процедуру обязательной криминологи ческой экспертизы законопроектов на предмет их коррупциогенности. "Для нас это большое подспорье, - отметил Михаил Гришанков . - Экспертиза - один из инструментов борьбы с беспардонной деятельностью лоббистов, потому что иногда в законопроекты в наглую стараются заложить нормы и положения, не совпадающие с интересами законодательства и граждан. Каждая экспертиза - это большая битва. Нужно сказать, что в правительственных законопроектах встречаются формулировки, допускающие двойное, тройное и четверное толкование. Проведение экспертизы на уровне Правительства будет способствовать более высокому качеству законодательных актов".Говорят, что Генеральная прокуратура тоже проводит подобную экспертизу. Михаил Гришанков не подтвердил этого, так как "пока не видел результата", но если экспертиза действительно проводится и Генпрокуратура дает какие-то рекомендации Правительству, это хорошо. "Если экспертизу будет проводить каждый на своем уровне, закон будет чище и так будет лучше для всех граждан, - считает глава Комиссии Госдумы по противодействию коррупции. - Не думаю, что есть смысл объединять усилия. В этом вопросе монополии быть не может".В рамках "круглого стола" депутатам, сотрудникам аппаратов комитетов Госдумы детально рассказали о механизмах работы анти-коррупционной методики. Подобные семинары проходят в региональных законодательных собраниях.Некоторые регионы, например Самарская Дума, уже занялись чисткой местного законодательства, активно используя анти-коррупционную методику. "Я неоднократно направлял данную методику во все субъекты Федерации: руководителям региональных органов исполнительной власти, в региональные законодательные собрания, - рассказал Михаил Гришанков . - Кому-то нужен серьезный политический импульс: Президент скажет, и они начнут работать. А ряд регионов уже сегодня активно использует методику".Параллельно Комиссия по противодействию коррупции работает над поправками к Анти-коррупционной конвенции, которую Россия должна вот-вот ратифицировать.Осенью прошлого года при Комиссии была создана межведомственная рабочая группа по этому вопросу, которую возглавил помощник Президента Виктор Иванов. На вопрос, почему затягивается ратификация, Михаил Гришанков отвечает, что "каждое ведомство по-своему видит законодательное поле" и вспоминает Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию: семь лет(!) разные ведомства согласовывали свои мнения. "Создание межведомственной рабочей группы упрощает задачу, - считает Гришанков . - Мы получаем мощную политическую поддержку, несомненно, все процедуры пойдут гораздо быстрее, когда Президент четко высказал свое мнение о том, что нужно завершить эту работу. Предложения думской Комиссии по противодействию коррупции уже есть, они будут направлены в межведомственную комиссию. Готов пакет предложений и программа первоочередных законодательных мер - поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. На мой взгляд, мы еще должны присоединиться к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию".


Парламентская газета. Москва

21 Февраля 2007 г.


Док. 295079
Перв. публик.: 21.02.07
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 441

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``