В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Неуправляемый занос Назад
Неуправляемый занос
Председатель Комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков : "Бороться с этим злом можно и нужно"

Накануне Международного дня борьбы с коррупцией гостем редакции "Трибуны" стал председатель Комиссии Госдумы по противодействию этому явлению Михаил ГРИШАНКОВ

- Михаил Игнатьевич , по оценкам международной организации "Транспэренси Интернешнл", Россия за прошедший год серьезно ухудшила свои показатели в мировом рейтинге коррумпированных государств и переместилась с 90-го на 126-е место. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Моя личная оценка - уровень коррупции в стране высочайший. То, что совсем недавно сотрудники ФСБ арестовали чиновника из налоговой службы со взяткой миллион долларов, - это лишь один из эпизодов, подтверждающих это. Что касается рейтингов, я довольно скептически отношусь к ним. Мы говорили об этом с директором Центра антикоррупционных программ и инициатив Российского филиала "Транспэренси Интернешнл" Еленой Панфиловой. Она предложила нам самим проводить исследования и составлять рейтинг. И мы на следующий год планируем организовать совместный проект по исследованию уровня коррупции в России с тем, чтобы его результаты были основаны на понятных и прозрачных критериях. Все это будет открыто и публично.

- Вы считаете, что рейтинг России намеренно занижен?

Рейтинг - понятие относительное. Что на него влияет? Во многом отношение внутри самой страны, прежде всего, со стороны власти, к вопросам борьбы с коррупцией.

Вот простой пример. Россия подписала стамбульский план по борьбе с коррупцией в рамках ОЭСР - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, в которую входит 30 стран. На них приходится 80 % мирового валового продукта. Россия в ОЭСР не входит, но на официальном уровне нами было заявлено о том, что мы стремимся к активному сотрудничеству с этой авторитетной организацией. Около месяца назад по приглашению Организации по экономическому сотрудничеству и развитию я участвовал в заседании рабочей группы, на котором обсуждались вопросы противодействия коррупции в России и Казахстане. Честно говоря, я был просто в шоке от того, что увидел на этой конференции. Там должен был заслушиваться официальный доклад Российской Федерации о законодательных мерах по противодействию коррупции. И с огромным удивлением я обнаружил, что официально в ОЭСР правительством России был направлен документ полуторагодовой давности! За это время в России, к примеру, был принят закон о защите свидетелей, предпринят еще ряд конкретных действий. Но в докладе об этом, естественно, ничего не говорилось. Мне было просто стыдно. Более того, Россия даже своих официальных представителей в штаб-квартиру ОЭСР в Париже почему-то не послала.

- По данным "Транспэренси Интернешнл", самые коррумпированные учреждения в современном мире - политические партии, парламенты, полиция и юридическая система. С этим вы согласны?

- Самое тягостное впечатление лично у меня связано с коррупционными преступлениями, совершаемыми сотрудниками правоохранительных органов, спецслужб, прокуратуры, а также представителями судейского корпуса, т. е. людьми, которые призваны поддерживать законность, правопорядок. Торговля властью в этих структурах подрывает веру населения в справедливость и способность государства защищать права граждан. Список, приводимый "Транспэренси Интернешнл", можно расширять и дальше: это и распределение средств федерального бюджета, и ряд других областей, где объемы взяток исчисляются миллиардами долларов в год. На ровном месте вымогаются деньги за то, что просто обязаны делать чиновники.

Приведу следующий пример: в прошлом году в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы мне удалось добиться выделения на строительство объектов газификации в сельских районах моего округа 5 млн. рублей. В течение почти полугода строительство не финансировалось, поскольку структуры при Госстрое в Москве отказывались согласовывать документацию, хотя она была в полном порядке. И только после моего вмешательства удалось выяснить, в чем дело - оказывается, таким образом нам намекали, что за согласование одной из посреднических структур необходимо перечислить 1 млн. рублей, то есть 20% пресловутого "отката". У нас, разумеется, хватило сил добиться выделения средств в полном объеме без "откатов" и "заносов".

- Беда в том, что люди, и небезосновательно, испытывают недоверие как раз к правоохранительным органам?

- Все это верно. Как верно и то, что многие работают честно и расследуют очень сложные дела. Сегодня происходит следующее: люди из правоохранительных органов, готовясь к какой-то операции, связанной с серьезным делом по коррупции, сначала садятся и считают: кто на нашей стороне, а кто на той стороне, прогнозируют, откуда пойдут звонки, как их можно нейтрализовать и кого можно записать в союзники в конкретном деле.

- Есть ли у вас данные, сколько дел заводится, сколько доводится до суда, по скольким из них выносятся приговоры и какие?

- Мы получили ответ из Верховного суда по ситуации, характеризующей коррупцию в правоохранительных органах и судейской системе за 2004 год. По статье "Злоупотребление должностными полномочиями" 337 человек осуждены. Из них 159 - условно. Примерно 50% дел, связанных с коррупцией, заканчиваются условным наказанием. Реальные сроки получают лишь 11%. Штрафом отделываются примерно 17% обвиняемых. При этом у нас максимальный штраф - миллион. Это иногда в тысячи раз меньше принесенного ущерба. Вот, кстати, один из главных аргументов, которые мы используем, предлагая вернуть институт конфискации в Уголовный кодекс. Кроме того, в развитых демократических государствах чиновники и парламентарии обязаны декларировать свои доходы и объяснять при необходимости их происхождение. А в США, Франции и еще нескольких государствах требование декларировать свое финансовое положение распространяется и на членов их семей.

У нас же заместитель губернатора одной из областей после того, как против него было возбуждено уголовное дело, тут же задекларировал около 4 миллионов евро. При этом он сообщил, что эти деньги заработал еще до того, как вступил в должность. Но когда он вступал в эту должность, евро еще не существовало!

- Каково главное препятствие в борьбе с коррупцией?

- Отсутствие системного государственного подхода. Достаточно вспомнить созданный несколько лет назад Совет по борьбе с коррупцией. До сих пор нет указа от президента о его расформировании или об образовании нового Совета, а значит, Касьянов остается его руководителем. Абсурдная ситуация!

Хотим мы того или нет, но мощный импульс, способный запустить уже имеющиеся механизмы противодействия коррупции, должен идти сверху. Чем скорее Совет при президенте возобновит свою работу, тем быстрее можно будет перейти к системной работе по искоренению таких понятий, как "откат", "занос" и прочих, ранее употреблявшихся лишь на языке автомобилистов.

- За 15 лет государственный аппарат настолько трансформировался, что в нем все происходит по принципу коррупционных связей. Не приводит ли вас в отчаяние тот факт, что бороться с этим почти невозможно?

- По-всякому бывает. Иногда появляется просто желание хлопнуть дверью. Но у меня нет такого права. Даже если мой кпд был бы 0,1 %, бороться все равно необходимо. Но мы, к счастью, делаем гораздо больше.

- Что из конкретных дел вы могли бы записать в актив работы вашей комиссии и что планируете сделать?

Комиссия, председателем которой я являюсь с апреля 2004 года, в соответствии с возложенными на нее задачами и в рамках ее компетенции, делает все, чтобы минимизировать возможности для коррупции в России. Не являясь правоохранительным органом или спецслужбой, мы в качестве одной из главных своих задач видим, в частности, антикоррупционную экспертизу законопроектов. Например, мы дали отрицательное заключение на предлагавшиеся поправки к Закону "О рекламе" (в части, касающейся рекламы пива), мы исключили из него нормы, которые могли создать дополнительную почву для злоупотреблений.

В мае этого года комиссия вынесла отрицательное заключение на инициированный членами Совета Федерации Б. Шпигелем и И. Брынцаловым законопроект "О лекарственных средствах".

Мы выявили в нем положения, которые могли создать коррупционные возможности для чиновников и привилегии для некоторых производителей медицинских препаратов. Авторы после нашего заключения все-таки попытались продавить свою инициативу, но, к счастью, в сентябре президент направил в Думу письмо, в котором указал на неприемлемость предлагаемых авторами норм, тем самым поддержав нашу позицию.

Мы стремимся к тому, чтобы проверка законопроектов приобрела системный характер, для чего в весеннюю сессию внесли предложения об изменении регламента работы Государственной Думы, предусматривающие создание четкого механизма проведения подобных экспертиз.

Недавно руководство Министерства экономического развития и торговли высказало инициативу проводить экспертизу законопроектов, в подготовке которых они участвуют. Наша комиссия эту инициативу поддерживает. Кроме того, по собственной инициативе мы собираемся провести экспертизу Закона "О недрах" и некоторых других.

В настоящее время готовятся совместные заседания Комиссии Госдумы по противодействию коррупции с Комитетами по образованию и здравоохранению для исследования причин коррупции в этих сферах и выработке необходимых законодательных мер для их устранения.

В работе с обращениями граждан нашей комиссии очень помогает принципиальная позиция Генерального прокурора В. В. Устинова, благодаря которой к нашим запросам в органы прокуратуры относятся с серьезным вниманием.

Это, разумеется, только часть нашей работы. Например, деятельность комиссии в рамках подготовки к ратификации международных конвенций в части, касающейся борьбы с коррупцией и внесению изменений в наше антикоррупционное законодательство, является отдельным и весьма важным ее направлением.

Я надеюсь, что национальные проекты, выдвинутые президентом, будут реализованы. Намерения высказаны очень серьезные. Но как это будет осуществляться - большой вопрос. Ведь все будет делаться теми же людьми: сменить весь госаппарат невозможно



Сми: Трибуна. Москва

16 Декабря 2005 г.


Док. 295026
Перв. публик.: 16.12.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 360

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``