В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Второе пришествие пирамид Назад
Второе пришествие пирамид
Как отличить финансовую пирамиду от добросовестной компании

В октябре Ассоциация прямых продаж и Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) выпустили брошюру, главное назначение которой - показать основные признаки финансовых пирамид и их отличия от добросовестных компаний. Советы КонфОП и известных банкиров просты: чтобы выявить пирамиду, надо руководствоваться здравым смыслом, но готовность рискнуть ради быстрого обогащения зачастую празднует над ним победу.

Буйным цветом

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова , первая российская пирамида, о которой стало широко известно, была создана в 1992 году в Перми. Жителям города предлагали купить за полцены мешок сахара при условии, что каждый желающий приведет с собой еще двоих. Вдальнейшем этот принцип использовала печально известная фирма "Властилина". В 1994 году она предлагала возможность получить автомобиль за полцены через какое-то время после внесения денег. За это время за счет притока взносов новых участников аккумулировались деньги, которых хватало на автомобили для первой очереди и так далее. По разным оценкам, "Властилина" "заработала" до 20 трлн руб. Деньги исчезли вместе с надеждой пайщиков. Организатор пирамиды Валентина Соловьева, отсидев пять лет за мошенничество, взялась за старое. Недавно она вновь была арестована по делу фирмы "Интерлайн", которая занималась тем же, что и "Властилина" - предлагала автомобили за полцены.

КонфОП и Ассоциация прямых продаж, выпустившие в этом году специальную брошюру под названием "Пирамидальные схемы: обманчивая внешность", так определяют сущность пирамидальной схемы: "постоянный поток денег от новых участников у подножия пирамиды к тем немногим, кто заранее расположился на ее верхушке".

К концу 1993 года начался настоящий расцвет пирамид всех форм и видов. Их организаторы уже не тратили время на покупку автомобилей: известные МММ и "Гермес" предлагали купить акции с доходом в несколько сотен процентов. Встречались и нетривиальные случаи. Жители Саратова и Энгельса в 1993 году пострадали от "цветочной" пирамиды. Некая фирма предложила всем желающим купить луковицы гладиолусов по 60 руб. за штуку с тем, чтобы весной сдать этой же фирме пророщенные луковицы по 110 руб. Спустя некоторое время Саратов "расцвел". Горожане, вырастившие цветы, не смогли найти фирму, которая обещала их купить. На рынке луковица гладиолуса в то время стоила 5 6 руб. Некоторые саратовцы обогатились на тысячи цветочных луковиц, мошенники - почти на миллион рублей. Деньги никто вернуть не смог.

Скрытные пирамиды

Сегодня на такие удочки тысячи людей поймать невозможно, но, по словам Гришанкова , на смену этим пирамидам приходят новые схемы. "Сейчас нельзя сказать о том, что участниками пирамид становятся неграмотные люди. Как правило, это люди с высшим образованием и жизненным опытом",- отмечает он.

В октябре этого года завершилось расследование в отношении двух пирамид, действовавших в Кемеровской области. По данным областных правоохранительных органов, руководители компаний "Каскад" и "Интеграл плюс", действовавших в 2002 2003 годах в нескольких городах Сибири, обманным путем завладели почти 3 млн руб. Клиентов убеждали, что компания занимается инвестициями. При этом все участники пирамиды должны были подписать договор о неразглашении методов работы компании, а вот документов о получении денег компания не оформляла.

По словам президента-председателя правления "Внешторгбанк розничные услуги" Михаила Задорнова, пирамиды поменяли свою специфику. Например, пирамиды, основанные на желании многих людей купить жилье, встречаются сплошь и рядом. По словам Задорнова, в Москве, с точки зрения закона о долевом строительстве, большое количество компаний, привлекающих деньги дольщиков, вообще не могут гарантировать получения жилья. Это не значит, что все компании и ЖСК являются пирамидами, но примеров, когда это оказывалось именно так, уже масса. "Есть вексельные, страховые схемы, ничего общего с жильем не имеющие",- говорит Задорнов.

Эксперты единодушны во мнении, что бороться с пирамидальными схемами законодательным путем практически бесполезно: запретишь одну, мошенники создадут несколько новых. Гришанков считает, что глобально обсуждать вопрос пирамид бессмысленно- всегда найдутся конкретные схемы, которые не запрещены законом. Речь о том, чтобы научиться определять их признаки и не попадаться на удочки.

Советы бывалых

Задорнов дал несколько советов тем, кто не хочет стать жертвой сомнительных схем. Во-первых, настоятельно рекомендуется работать только с компаниями, вид деятельности которых установлен законом. "Банк, страховая, управляющая компания, пенсионный фонд - да",- говорит он. По его словам, некоммерческое партнерство (которому законом запрещена коммерческая деятельность), ассоциация или товарищество - самая распространенная вывеска, под которой маскируется пирамида.

Задорнов советует обязательно читать договор, а если его нет - не вносить денег, не подаваться на давление подписать договор немедленно, поскольку "предложение ограничено", а также ориентироваться на рыночные показатели: банки не могут гарантировать 40% годовых, ипотечные кредиты не могут выдаваться под 2% годовых.

Советы дают и КонфОП вместе с Ассоциацией прямых продаж в своей брошюре. Ее авторы советуют быть внимательными, если первоначальные затраты на членство в организации велики. В компаниях сетевого маркетинга, по утверждению авторов брошюры, ничего общего с пирамидами не имеющих, первоначальные расходы нового дистрибутора незначительны. У компаний- членов Ассоциации прямых продаж (в нее входят, например, Oriflame, Faberlic, Herbalife, Avon и другие) эта сумма не превышает $80.

Пирамиды, наоборот, получают свой доход именно от членских взносов. Обычно членский взнос маскируется приобретением каких-то товаров или книг, стоимостью "обучения". Как правило, их реальная цена в несколько десятков или даже сотен раз ниже той, по которой их реализуют в пирамиде.

Также КонфОП советует интересоваться, что в конечном итоге продает компания. Пирамиды ничего не продают, а если и продают, то это чаще всего сомнительного качества литература или свои "образовательные" услуги, фактически обучающие привлечению новых участников. Нормальные компании, пусть и построенные по сетевому принципу, основной доход получают именно от продаж товара.

И все же дело не в советах, говорят авторы брошюры. Как показывает опыт, большинство участников пирамид понимают, что дело нечисто, но надеются успеть получить свой доход до того, как схема рухнет. "Пока участники пирамиды покупают место в очереди к большим деньгам, оказывается, что поезд уже ушел",- замечает Гришанков . "Часть пострадавших рисковала вполне осознанно",- напоминает КонфОП в своей брошюре и предупреждает, что шансов выиграть в пирамиде нет. По словам Гришанкова , судиться с пирамидами - дело почти бесполезное, деньги вернуть вряд ли удастся


СМИ: Бизнес. Москва

18 Октября 2005 г.


Док. 295019
Перв. публик.: 18.10.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 382

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``