В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Судьба российских военных баз в Грузии Назад
Судьба российских военных баз в Грузии
В: А теперь к главной теме программы. Парламент Грузии принял сегодня беспрецедентно жесткое постановление по российским военным базам. Фактически, парламентарии предлагают руководству страны объявить России ультиматум. Решить судьбу оставшихся военных баз до 15 мая, или поставить их вне закона. В любом случае грузинские депутаты требуют, чтобы после 1 января 2007, российских военных баз на территории республики не осталось. С подробностями из Тбилиси наш собственный корреспондент Михаил Робакидзе.
КОР: Российские военные базы после проблем высшего образования. Именно в такой последовательности обсуждались вопросы повестки дня грузинскими законодателями. Спикер Нино Бурджанадзе периодически покидала зал заседаний и проводила консультации с руководителями фракций, для того чтобы максимально смягчить текст постановления. Такое решение было принято в ходе телефонной беседы с президентом Саакашвили. Последний рекомендовал депутатам не ...... ситуацию и дать возможность поработать дипломатам.
НИНО БУРДЖАНАДЗЕ (председатель парламента Грузии): В постановлении говорится о желании договориться, о желании сотрудничать, но говорится также очень открыть, что если такого компромисса найти не удастся, то есть если не будет воли со стороны российского руководства договариваться, то тогда Грузия действительно начнет ставить вопрос о безотлагательном выводе российских военных баз с территории Грузии. Мы очень четко, ясно, и мне кажется, открыто сказали, что будет, если мы не договоримся. Я не хочу, чтобы это было воспринято как шантаж, поверьте, это ни в коем случае не является нашей целью. Но с другой стороны, наверное, будет несправедливо, если мы будем скрывать, что последует за тем, если договоренности не будут достигнуты.
КОР: Скорректированный вариант постановлений по базам был принят после долгих дебатов. "За" проголосовало 158 парламентариев из 160 присутствующих в зале. Позже было сказано, что у двоих не сработали пульты. Принятый документ поручает исполнительной власти принять ряд мер в отношение баз, если до 15 мая не будет достигнуто соглашение с российской стороной по взаимоприемлемым срокам вывода Батумской и Ахалкалакской баз, а также центрального штаба в Тбилиси.
ЗВИАД ДЗИДЗИГУРИ (депутат парламента Грузии): Это постановление подразумевает, что грузинская сторона готова помочь и в финансовых и в других мероприятиях принять участие, чтобы для российской стороны было легче вывести военные базы.
КОР: Гораздо сдержаннее были сегодня заявления сделанные в госканцелярии Министерства иностранных дел. Так глава внешнеполитического ведомства просит парламентариев остудить свой пыл и дождаться итогов работы смешанной российско-грузинской рабочей группы, созданной после визита ее коллеги Сергея Лаврова в Тбилиси. Ведь именно на основе консультаций и должны определиться сроки вывода баз, приемлемые как для Тбилиси, так и для Москвы.
Первый канал. Тбилиси.
В: И вот первая реакция Москвы на постановления, принятые сегодня грузинским парламентом. Депутаты утратили чувство реальности, сказал в интервью ИТАР-ТАСС начальник пресс-службы Минобороны полковник Вячеслав Седов, их резолюция контрпродуктивна, ультиматумом этой проблемы не решить.
Тему российских военных баз за рубежом мы обсуждаем сегодня с директором Института политического и военного анализа Александром Шаравиным. Здравствуйте, Александр Александрович.
- Добрый вечер.
В: И первым заместителем главы думского комитета по безопасности Михаилом Гришанковым . Добрый вечер, Михаил Игнатьевич.
- Добрый вечер.
В: Для чего нужны базы в Грузии? Что это - остатки империи или у них реальные военно-стратегические задачи? Вам вопрос, Александр Александрович.
АЛЕКСАНДР ШАРАВИН (директор Института политического и военного анализа): Ну, во-первых, военное значение этих баз весьма незначительно. Именно поэтому Россия дала принципиальное согласие на их вывод с территории Грузии. Но сама по себе практика использования военных баз за рубежами общемировая. Например, Соединенные Штаты Америки имеют за рубежами несколько сот баз и объектов, и Россия тоже имеет подобные объекты, которые нам сегодня жизненно необходимы. Те базы, которые существуют сегодня в Грузии, я думаю, для России принципиального значения не имеют. Однако это не означает, что мы должны поспешно решать вопрос об их выводе.
В: Сегодня в российском Министерстве обороны России заявили, что минимальный срок, который требуется для закрытия баз, 3-4 года. Ранее российская сторона настаивала на 11 годах. То есть сокращение срока почти в три раза.
Михаил Игнатьевич, что это означает? Ситуация изменилась? Сколько вообще войск и техники содержится на этих базах и сколько реально времени требуется на их вывод?
МИХАИЛ ГРИШАНКОВ (первый заместитель председателя комитета ГД РФ по безопасности): Снижение сроков, что было сегодня заявлено Министерством обороны, на мой взгляд, просто адекватная оценка ситуации. Россия выполняла и будет выполнять все свои международные соглашения. При этом исходить, прежде всего, из своих национальных интересов. На сегодняшний день в Грузии находятся несколько тыс. военнослужащих, около 4 тыс., ну и соответственно еще техника. Поэтому для подготовки вывода такого количества военнослужащих необходимо построить военные городки и определиться с их местонахождением. И я думаю, что за 3-4 года вполне можно с этим справиться. Но опять же эти сроки не окончательные, они будет урегулированы в результате переговоров руководителей стран. И надо отдать должное, что президент Саакашвили достаточно четко высказал свою позицию. Т.е. инициатива грузинских парламентариев, на мой взгляд, была просто пробным шаром для проверки, в том числе и президента своей страны и для того, чтобы может быть, где-то проверить отношения между Россией и Грузией. Но я уверен, что трезвый расчет будет преобладать.
В: И все-таки к чему может привести вот блокада баз, ультиматум, о котором сегодня говорили грузинские парламентарии.
МИХАИЛ ГРИШАНКОВ (первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности): К сожалению, любой ультиматум влечет за собой достаточно серьезные последствия для всех сторон. Я уверен, что такой ультиматум не будет предъявлен России, и базы будут продолжать свою работу.
В: В Москве сегодня комментировали ситуацию вокруг российских военных баз в Грузии. Политики и политологи говорят о том, что Россия должна отстаивать на переговорах свою позицию, свои интересы и придерживаться жесткой позиции. Вот несколько заявлений.
ВЛАДИМИР ХАРИХИН (заместитель директора Института стран СНГ): Россия в переговорном процессе с Грузией недостаточно использует те аргументы по целому ряду проблем, которые у нее есть. Например, проблема поставки электроэнергии, долгов Грузии за электричество. Не достаточно, мне кажется, увязывает вопрос, связанный с базами. Здесь, мне кажется, на жесткость надо зачастую отвечать не меньшей жесткостью по другим вопросам.
БОРИС ГРЫЗЛОВ (председатель Госдумы РФ, руководитель фракции "Единая Россия"): Главный вопрос, который должны обсудить представители Грузии и России, это вопрос о сроках вывода военной базы и о компенсации, которую Россия получит за то имущество, которое находится на территории Грузии. Я думаю, что это вопрос принципиальный, пока по нему договоренности нет. Российская сторона и сроки большие предлагает и суммы большие. Я считаю, что мы должны настаивать на своих предложениях.
В: Александр Александрович, за что мы требуем компенсации? Какое имущество мы собираемся оставить на этих базах? Оружие?
А.ШАРАВИН (директор Института политического и военного анализа): Вы знаете, я считаю, что вообще призывы к жесткости с той и с другой стороны не очень продуктивны. Мне кажется, мы должны искать компромиссы и если отношения между Россией и Грузией были бы дружественными, то и вопрос о военных базах не был бы первостепенным. И в этом случае и вопрос о компенсациях, наверное, решался бы в более мягкой форме. И, например, я не исключаю такой вариант развития событий, когда материальная база тех соединений, которые существуют сегодня на территории Грузии, могла бы послужить созданию новых вооруженных сил Грузии. Но это, опять же, при благоприятном отношении с грузинской стороны.
В: Почему Грузия настаивает на скорейшем выводе этих баз? Ведь там работало огромное количество местных жителей? Где теперь они будут заняты эти люди? Михаил Игнатьевич, и самое главное, какая судьба ждет российский личный состав?
М. ГРИШАНКОВ (первый заместитель председателя комитета ГД РФ по безопасности): Жанна, я отметил бы, что это, прежде всего, заявление парламентариев, которые занимаются только политикой, в том числе достаточно часто популистской. Поэтому я все-таки оценивают, прежде всего, заявление президента республики... президента Грузии и руководителя парламента. А в отношении тех людей, которые тесно взаимодействовали и обеспечивали жизнедеятельность наших баз, то, конечно, судьба их будет не самая завидная. Ведь на самом деле экономика Грузии переживает сегодня тяжелейшие времена, тяжелейшие времена и эти люди, по сути своей, окажутся без работы.
В: А по поводу российского личного состава?
М. ГРИШАНКОВ (первый заместитель председателя комитета ГД РФ по безопасности): Российский личный состав, я думаю, что на сегодняшний день пока преждевременно говорить какие соединения, где, как они будут размещены. Это опять же вопрос военного руководства страны и опять же, исходя из целей военно-стратегических задач, которые будет решать армия?
В: Еще один вопрос. Александр Александрович, не может ли ситуация с базами в Грузии стать прообразом решения судьбы российского Черноморского флота, который базируется в Севастополе на территории Украины?
А.ШАРАВИН (директор Института политического и военного анализа): Сегодня уже звучат голоса на Украине потребовать вывода наших баз из Севастополя, из других точек за территорией России. Но я думаю, что вот этот путь конфронтации совершенно непродуктивен. У нас есть вполне добрые союзнические отношения с нашими соседями и есть добрые традиции. И я не считаю, что по этому пути все-таки пойдет Украина. Мы должны отстаивать, допустим, присутствие наших военных и в Таджикистане, и в Армении, и в Киргизии. Ведь именно там они играют важное стратегическое значение. Особенно, я бы хотел отметить, допустим, нашу военную базу в Канте. Это пример хорошего военно-политического сотрудничества. Я думаю, что по такому пути мы и должны идти и в отношениях с другими государствами.
В: Спасибо. На вопросы программы "Ночное время" отвечал директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин и первый зам главы думского комитета по безопасности Михаил Гришанков .



1 КАНАЛ Ночное Время. МОСКВА.

10 Марта 2005 г.


Док. 294997
Перв. публик.: 10.03.05
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 459

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``