В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Без закона прямого действия терроризм не победить Назад
Без закона прямого действия терроризм не победить
Михаил Гришанков первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности

Участвуя в двух чеченских кампаниях, никак не мог понять тех правил, по которым несли службу и воевали наши солдаты и офицеры. С одной стороны, выполняя волю политического руководства страны, они участвовали в реальных боевых операциях, с другой - были вынуждены действовать, сообразуясь с законами... мирного времени. Ведь даже режим чрезвычайного положения в Чечне объявлен не был.

А вот что происходило на самом деле. Поступает оперативная информация: в таком-то селе окопалась группа боевиков в полторы-две сотни человек. Тут же приказ - уничтожить бандитов. Но как? При поддержке бэтээров отправить две роты спецназа? Так бандиты их в открытом бою выкосят за милую душу. Другой вариант - артиллерия ровняет деревню с землей. Примерно так действуют американские солдаты. Но мы-то воевали в Чечне на своей территории и, не забудьте, де-юре в условиях мирного времени. После такой артподготовки сосчитают уничтоженных боевиков, доложат о выполнении приказа, а потом... сотрудники прокуратуры отдадут под суд и тех офицеров, кто отдавал приказ об артподготовке, и тех, кто его выполнял.

Бойцы находили своё решение этой проблемы. Средь бела дня, улучив момент, когда никого нет на улице, из орудия не самого большого калибра аккуратно укладывали снаряд посреди центральной площади. Обходилось без жертв. "Угроза силой" действовала весьма доходчиво. Вскоре выдвигалась делегация сельских старейшин, с которой и решались условия сдачи бандитами аула. Другие варианты. Например, село Комсомольское, где окопался большой отряд боевиков, было разрушено артиллерией и авиацией на 80 процентов. После боя в самом населённом пункте и его окрестностях подняли около семисот трупов. Поди, разберись - кто из них бандит, кто мирный житель... Среди чеченцев подобные действия не поднимали авторитет Российской армии. С этих примеров, свидетельствующих о явных законодательных прорехах, и началась беседа с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаилом Гришанковым .

- Конечно, прежде всего - это большая законодательная проблема. В условиях, когда международный терроризм развязал против России необъявленную войну, необходимо в срочном порядке принимать комплексные меры, направленные на усиление борьбы с террором. Это очень широкий круг проблем, начиная от совершенствования законодательства и кончая реализацией социально-экономических программ в Чеченской Республике.

- Совсем недавно вы в составе группы депутатов Госдумы, среди которых были Борис Грызлов, Владимир Васильев, Анатолий Куликов, а также члены Совета Федерации, внесли проект нового закона "О противодействии терроризму". Только что состоялось его первое слушание. В нем впервые прописан правовой механизм, позволяющий привлекать армию для пресечения террористических акций.

- Действительно, необходимость подготовки и принятия такого закона давно назрела. В нем нашли отражение изменившиеся внешние и внутренние условия, новые угрозы нашему государству, а также опыт, в том числе и негативный, накопленный за годы борьбы с терроризмом. На мой взгляд, этот законопроект направлен на создание прочной юридической базы в борьбе с любыми террористическими проявлениями. Он позволит ликвидировать и правовой вакуум в отношении действий военнослужащих, участвующих в ликвидации бандформирований на Северном Кавказе, обеспечит надежную правовую защиту солдатам и офицерам, честно выполняющим свой долг. Ведь если государство посылает военнослужащих в "горячие точки", где по существу действуют реалии военного времени, то оно должно создать им и все необходимые правовые условия для решения поставленных задач.

- Насколько мне известно, американские солдаты не комплексуют в связи с потерями среди мирных жителей в ходе проведения своих так называемых "точечных ударов".

- Конечно, ведь они полностью защищены своими законами. А в мировом сообществе ни у кого не возникнет мысли пригвоздить США к позорному столбу за отказ от подписания Римского Статута, неприсоединение к работе Международного уголовного суда и отказ отдавать под его юрисдикцию своих военных, которые обвиняются в преступлениях против мирных граждан в бывшей Югославии. Уверен, что не будет широкой кампании и за привлечение к уголовной ответственности американских военнослужащих, виновных в гибели мирных граждан в Эль-Фаллудже. Но стоит нам применить в борьбе с хорошо вооруженными бандитами артиллерию, бронетехнику, самолеты и вертолеты, как на Россию обрушивается вал обвинений в неадекватном применении силы. А возьмите ситуацию внутри страны. Почему у нас можно осудить по законам мирного времени солдата, который выполняет приказы командования в условиях боевых действий? Нужно отдавать себе отчет в том, что война - это тяжелая и страшная работа. Если ты не уничтожишь противника, значит, он уничтожит тебя. Этот закон войны еще никто не смог отменить.

- А Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 года уже совсем устарел?

- Поясню на конкретном примере. К компетенции Министерства обороны этот закон относит обеспечение защиты находящихся на вооружении средств массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов, военных объектов, а также участие армейских сил и средств в контртеррористических операциях. Задачи поставлены правильно, но нет правовой основы для их реализации. А это зачастую ставит активные действия армии вне закона. Уничтожая террористов, солдаты по сути дела находятся в том же правовом пространстве, что и преступники, совершающие свои криминальные действия на улицах наших городов.

- В законопроекте есть статья об условиях проведения контртеррористической операции. Кто принимает решение о ее начале?

- В зависимости от масштабов террористической угрозы решение о проведении операции на территории нескольких субъектов РФ принимает руководитель Федеральной антитеррористической комиссии - Председатель Правительства России. Об этом он информирует Президента страны и принимает решение о создании оперативного штаба. В законопроекте более четко изложены структура и компетенция этого органа, а также полномочия его руководителя, силы и средства, которые могут привлекаться для проведения антитеррористической операции. Важная особенность законопроекта в том, что он устраняет возможность двоякого толкования полномочий участников борьбы с терроризмом. В документе четко зафиксировано, что основным субъектом по пресечению террористической деятельности является Федеральная служба безопасности России. Для усиления взаимодействия, обеспечения координации и повышения эффективности общих усилий каждому субъекту борьбы с терроризмом законодательно определяются конкретные цели и задачи, будь то спецслужбы, милиция или подразделения Вооруженных сил.

- Проект нового закона уже прошел первые слушания. Какие его пункты стоило бы доработать?

- Учитывая особую значимость террористических угроз, полагаю, что структуру федерального и региональных антитеррористических центров, положение об их деятельности должен утверждать лично Президент России. И функционировать эти структуры должны на постоянной штатной основе. Ведь к борьбе с терроризмом должны привлекаться заранее отмобилизованные и обученные подразделения всех силовых структур, в том числе и Вооруженных сил. Особо хочу подчеркнуть, что некоторым из этих служб необходимо в законодательном порядке предоставить право на проведение специальных мероприятий, а участвующий в них личный состав - освободить от гражданско-правовой ответственности за вынужденное причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу террористов, если оно вызвано необходимостью применения силовых методов защиты как участников операции, так и сторонних лиц, оказавшихся в зоне ее проведения.

- А что говорит законопроект о ситуациях, подобных тем, которые произошли в США 11 сентября 2001 года? Не исключено, что террористы вновь могут захватить самолет и нацелить его на особо важный объект - атомную станцию, многоэтажный жилой дом, крупное предприятие или административное здание.

- Этот закон должен включать в себя максимальное количество норм прямого действия. Среди них и такие, которые предусматривают порядок принятия решения по ликвидации самолетов, захваченных террористами для уничтожения важнейших стратегических объектов. Такие решения должны приниматься в максимально сжатые сроки, а исполнителем в зависимости от конкретной ситуации могут быть и Вооруженные силы, и спецподразделения ФСБ.


Парламентская Газета. Москва

21 Декабря 2004 г.





Док. 294987
Перв. публик.: 21.12.04
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 515

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``