В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Западные стандарты круче российских Назад
Западные стандарты круче российских
23 ноября в Государственной думе прошли парламентские слушания о реализации международных антикоррупционных конвенций в российском законодательстве. Проблема настолько важна, что в ее обсуждении приняли участие представители администрации президента РФ, правительства и обеих палат парламента, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Счетной палаты РФ, известные российские ученые. О чем шла дискуссия и какие в результате приняты рекомендации? Об этом специально для нашей газеты рассказывает организатор парламентских слушаний, председатель комиссии Государственной думы по противодействию коррупции, член фракции "Единая Россия" Михаил ГРИШАНКОВ.

Политическое значение обсуждавшейся нами проблемы сформулировал, открывая слушания, вицеспикер Государственной думы Владимир Катренко. Он сказал, что без эффективной системы противодействия коррупции в стране невозможно реформирование политической системы России. Срочных "безотлагательных антикоррупционных действий требует внутриполитическая обстановка, характеризующаяся активизацией международного терроризма, который использует коррупцию в качестве одного из инструментов своей подрывной деятельности", - заметил вице-спикер.

Во многих западных странах террористические угрозы еще не так остры, как в России. Но и там уже поняли, что коррупция в подобных обстоятельствах превращается в одну из наиболее серьезных проблем. Поэтому международное сообщество объединяет усилия в борьбе с этим явлением, используя весь арсенал правовых средств, начиная с мер уголовно-правового и гражданско-правового характера и заканчивая специфическими методами налогового и финансового контроля.

Стало очевидным, что в сочетании со слабым государственным управлением коррупция оказывает крайне неблагоприятное влияние на инвестиционный климат, перспективы экономического роста, тормозит развитие рыночной экономики и демократических институтов, подрывает политическую стабильность и авторитет власти в глазах народа.

В выступлении на заседании совета при президенте по борьбе с коррупцией 12 января 2004 года президент Владимир Путин подчеркнул, что коррупция паразитирует на изъянах в устройстве экономической и административной жизни государства, некачественном законодательстве и имеет устойчивую тенденцию к росту при отсутствии эффективного контроля за деятельностью государственных должностных лиц.

В декабре 2003 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против коррупции. Там прямо говорится, что государствам-участникам следует включить в национальные законодательства положения, позволяющие проводить оценку соответствующих правовых актов и административных мер для определения их адекватности в борьбе с коррупцией. На этом же акцентировал внимание президент России, предложивший организовать постоянную и системную антикоррупционную экспертизу законодательства.

В России такой механизм пока не создан. Но он крайне необходим и должен быть детально определен в федеральном законе. Наработки уже имеются.

Конвенция ООН против коррупции рекомендует странам-участницам выделить специально уполномоченный орган по предупреждению и борьбе с коррупцией и сообщить о принятом решении Генеральному секретарю ООН. На такой государственный орган, исходя из требований Конвенции, должны быть возложены надзорные и координирующие функции в сфере осуществления государственной политики по противодействию коррупции. На Западе подобная практика зарекомендовала себя положительно.

Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что в российских условиях эти функции могла бы взять на себя Генеральная прокуратура как орган, накопивший значительный опыт в борьбе с наиболее опасными криминальными проявлениями и имеющий подготовленные кадры, а также все необходимое для успешного осуществления столь сложной и масштабной работы.

Из Конвенции ООН прямо вытекает задача по разработке концепции антикоррупционной политики и национальной стратегии борьбы с коррупцией. Это одно из приоритетных направлений социальноэкономического развития страны.

И участники слушаний рекомендовали президенту Российской Федерации поручить соответствующим органам ускорить разработку такой концепции. В ней следовало бы дать развернутое политическое видение проблемы в целом, обозначить конкретные направления борьбы с коррупцией, структуру государственных органов, ответственных за эту работу, механизмы взаимодействия государства с обществом и СМИ в сфере противодействия коррупции. А профильным комитетам Государственной думы рекомендовано принять активное участие в этой работе.

К сожалению, международные конвенции пока еще не ратифицированы, даже не представлены правительством к ратификации парламентом России. Поэтому участники парламентских слушаний и рекомендовали правительству ускорить этот процесс.

Особо стоит отметить ту часть рекомендаций парламентских слушаний, которая обращена к политическим партиям. Речь идет о необходимости обеспечить прозрачность финансирования избирательных кампаний, чтобы деятельность политических партий и движений не использовалась в личных и корпоративных интересах, а была направлена на решение вопросов общегосударственной значимости.


Единая Россия. Москва

27 Ноября 2004 г.





Док. 294986
Перв. публик.: 27.11.04
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 492

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``