В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Гришанков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности: финансовая разведка доложила точно Назад
Михаил Гришанков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности: финансовая разведка доложила точно
По инициативе первого заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова и ряда депутатов в Госдуму внесен законопроект, согласно которому изъятие крупных сумм денег с вкладов частных лиц в банках может быть затруднено. Предлагается нижняя пороговая сумма в 600 тысяч рублей. Что означает эта акция и каковы ее последствия?

- Михаил Игнатьевич, чем вызвана необходимость подготовки такого проекта?

- Законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов, прежде всего в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", был внесен мной и рядом депутатов в мае 2004 года. Основной причиной была необходимость включения в российское законодательство ряда требований комиссии ФАТФ, которые пока не нашли отражения в действующем законодательстве. Принцип "знай своего клиента" является общепринятой нормой в цивилизованной банковской системе. В законопроекте, предложенном мной и коллегами, предельно четко зафиксированы те требования, которые банки обязаны будут исполнять. И они в первую очередь касаются идентификации клиента.

- В законопроекте предлагается положение о невозможности снять сразу 600 тысяч рублей, оговаривается и срок пребывания денег в данном банке.

- Это существенно. Во-первых, сумма 600 тысяч рублей - это пороговая сумма, которая определена в базовом законе, законе о противодействии отмыванию преступно нажитых средств. И именно эта сумма была определена в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам в прошлой Государственной Думе. Сегодня есть разные точки зрения - увеличивать ее или уменьшать. Пока определились, что для нашей страны 600 тысяч. Скажу, что для Соединенных Штатов Америки это 10 тысяч долларов, то есть в два раза меньше, в ряде стран Европы - 10 тысяч евро, а где-то даже три или пять тысяч. Хочу отметить, что эта сумма звучит только тогда, когда банки должны предоставлять информацию в финансовую разведку, то есть никаких ограничений по каким-либо сделкам не существует.

И мы предложили следующее: если физическое лицо осуществляет операцию с денежными средствами в наличной форме на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей (или валютный эквивалент), то операция может быть приостановлена на два дня в случае, если с момента открытия вклада прошло менее одного месяца. И могу сразу пояснить, почему. Одна из наиболее распространенных методик легализации денег - когда сегодня деньги вносятся на счет, а завтра уже снимаются.

В перечень банковских операций, на которые будет распространяться новый порядок, также входит снятие денежных средств со вкладов в пользу третьих лиц, снятие денежных средств со вклада на предъявителя, получение денежных средств по чеку на предъявителя. То есть практически во всех случаях речь идет об идентификации конкретного получателя денег. Конечного получателя денег. Именно эти требования мы предложили в законопроекте и будем их обсуждать.

- Вы говорите, что только в этих случаях банки должны присылать информацию финансовой разведке. Утверждается, однако, что абсолютно в любом случае, если человек хочет снять 600 тысяч рублей или больше, его счет будет на два дня замораживаться, информация будет уходить в Комитет по финансовому мониторингу, а тот будет принимать решение, выдавать деньги или не выдавать.

- Передо мной лежит законопроект. Там такого нет. Набор требований предельно четкий. "Страшилки", я в этом уверен, распространяются намеренно теми, кто сегодня получает дивиденды от этих сделок.

- Но ведь человек может снять деньги со своего счета как бы для себя и спокойно отдать их другому лицу.

- Данные требования создают достаточно серьезные проблемы для тех, кто занимается действительно легализацией финансовых средств. То есть можно дробить операции, можно сделать операцию на 599 тысяч 999 рублей. Можно сделать в шести банках по сто тысяч. Нет проблем. Но это достаточно серьезное осложнение для тех, кто занимается именно легализацией.

Можно обратить внимание еще и на то, что иностранцы не попали до сих пор под действие закона о противодействии легализации (отмыванию) преступно нажитых средств. В чем проблема? Если сегодня россиянин совершает сделку на 600 тысяч рублей и выше, то информация поступает в органы разведки. Иностранцы-нерезиденты же в ее поле зрения не попадают. Этим пробелом, который существует в нашем законе, достаточно активно пользуются и финансовые структуры, и, думаю, те люди, которые занимаются отмыванием денег.

- Если иностранец совершает сделку на сумму 600 тысяч рублей и выше, то информация об этой сделке никуда не уходит?

- Отслеживают операции только российских граждан. Считаю, что это нужно исправлять, потому что Россия стала, на мой взгляд, и прежде всего Москва, отмывочным центром, потому что здесь самые сильные финансовые структуры. В прошлом году, по официальным данным Центробанка, иностранцами-нерезидентами было обналичено десять с половиной миллиардов долларов США. Причем отдельные граждане стран СНГ умудряются обналичить огромные суммы. Так, один вкладчик умудрился обналичить 605 миллионов долларов США. То есть каждый день он получал наличными более двух миллионов долларов США! Обналичивают деньги представители 130 государств, деньги идут к нам со всего мира. Считаю совершенно обоснованным требование со стороны государства: выяснить, кто эти граждане и на какие цели идут полученные ими деньги.

- Финансовая разведка уже кого-то поймала, есть такие случаи?

- В рамках действующего законодательства органы финансового мониторинга действуют достаточно активно. Есть уголовные дела, которые заводят уже правоохранительные органы, потому что сама по себе финансовая разведка не может возбудить уголовное дело.

Хотел бы сразу акцентировать внимание на следующем. Каких-либо проблем для обычных граждан, накапливающих средства на своих банковских счетах для приобретения автомашин, квартир, эти поправки в закон не несут. То есть они как снимали, так и будут снимать. Без всяких ограничений. Перечень, который мы выставили в законе, предельно конкретен. И все операции по банковским счетам, которые действуют более одного месяца, в категорию операций, подлежащих возможной приостановке, не попадают. Если этот закон будет принят, то в договоре банковского вклада может быть указано, что в случае если человек снимает раньше, то он получит деньги не по первому требованию, а через два дня. И он будет знать об этом, когда будет класть свои деньги.

***

P.S. Разумеется, есть иные мнения по проблеме, изложенной в проекте закона. В частности, заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев возражает против ограничения и самих вкладов, и времени их размещения. Есть и другие возражения. Но, как говорится, в спорах рождается истина.


Парламентская газета.

10.11.2004 г.




Док. 294984
Перв. публик.: 10.11.04
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 547

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``