В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Меры по борьбе с терроризмом Назад
Меры по борьбе с терроризмом
В: Здравствуйте! Здравствуйте! Это программа "Основной инстинкт". Мы долго не виделись, и за это время произошло много событий. Мне очень жаль, что не удалось обсудить их, поговорить, попереживать, хотя бы вот выговориться всем миром. Что можно сделать сегодня? Сегодня, наверное, нужно помнить о тех, кто пострадал в этих чудовищных душераздирающих терактах, кто потерял своих близких и помогать им. Наверное, мы хотим знать правду о том, что произошло. Всю правду для того, чтобы сделать выводы, осознать и сделать хоть что-то, чтобы живые жили подольше и не так боялись за своих близких и за себя.

Что можно сделать сейчас, немедленно? Депутаты Государственной думы на этой неделе приступили к работе и, разумеется, первое о чем они стали говорить, это о мерах по борьбе с терроризмом. Они заявили о готовности принять любые меры, ужесточить уже существующее законодательство, и вот, что это за меры, есть ли в них прок, и что еще можно сделать - об этом мы будем говорить сегодня с людьми, которые сидят здесь в первом ряду, и которых я сейчас вам представлю.

Итак, я представляю вам руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко. Здравствуйте, Максим! Член Совета Федерации от Саратовской области Рамазан Абдулатипов. Здравствуйте, Рамазан! Первый заместитель председателя Госдумы РФ Любовь Слиска. Здравствуйте, Любовь Константиновна! Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. Здравствуйте! Руководитель фракции "Родина" в Государственной думе Дмитрий Рогозин. Здравствуйте! Председатель комиссии по законодательству и безопасности Московской городской думы Юрий Попов. Председатель комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Советник Президента РФ Асламбек Аслаханов. Здравствуйте!

Предложений очень много. Много людей, много предложений. И они очень разные. Есть радикальные, есть менее радикальные. Я назвала эту программу "Жесткие меры", и мы сейчас поговорим о некоторых из них. Итак, я сейчас хочу обратиться к вам в первую очередь, Юрий Юрьевич, потому что меня очень заинтересовало ваше предложение. Еще некоторое время назад в Московской городской думе вы предложили некие жесткие меры, которые, на мой взгляд, ограничивают, в том числе вот передвижение граждан России по территории России, по территории нашей страны и ограничивают в какой-то мере приезд и эмигрантов на территорию нашей страны. Если можно, очень коротко суть ваших предложений.

ЮРИЙ ПОПОВ (председатель комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы): Действительно, еще в марте месяце мы в Думе на комиссии по законодательству и безопасности рассматривали несколько законопроектов, федеральных, об изменении кое-каких правил, которые позволяли бы нам немножко по-другому регулировать взаимоотношения москвичей и приезжающих к нам в город. Я предлагал ввести такую норму, которая позволяла бы временно частично для отдельных категорий граждан, проживающих на отдельных территориях, ограничивать их въезд на территорию субъекта федерации федеральным законом.

В.: Скажите, пожалуйста, почему нужно ограничивать, какие это преследует цели и кого конкретно ограничивать в передвижении?

ЮРИЙ ПОПОВ: Я очень удивлен был, когда услышал такую жесткую критику, потому что я ничего нового не предложил. Такая норма в нашем законодательстве есть. В режиме о чрезвычайном положении это заложено, этот закон действует, то есть, мы можем ограничивать это право человека по другому закону.

- Сегодня я твердо убежден, что я совершенно правильно предлагал такую норму, потому что своими глазами увидел пример жизни, это подтвердило мою правоту, когда президент, после совещания ночного в Беслане, объявил о том, что он поставил задачу закрыть временно административные границы Северной Осетии. По большому счету, я считаю, он без введения режима ЧП, не мог этого сделать. Хотя я сразу говорю, что с действиями президента абсолютно и полностью согласен. Он поступал как пожарник, который должен сломать дверь, но попасть в квартиру.

В: Как вы понимаете это предложение? Какие у вас есть возражения или вы согласны с тем, что предлагает Юрий Юрьевич?

- Заявление президента, когда он приехал, прилетел в Беслан, было обусловлено тем, что "горячие головы" призывали идти, рассчитаться с ингушами, поэтому дана была команда перекрыть границу, чтобы туда и обратно не ходили, чтобы не допустить кровопролития. Если мы начнем вводить ограничения в посещении Москвы лицам определенной национальности, с моей точки зрения, это будет способствовать тому, что мы будем расползаться по национальным или территориальным квартирам.

В: Я не могу понять, у нас же нет графы "национальность". По какому принципу вы собираетесь, по прописке? Это, что?

ЮРИЙ ПОПОВ (председатель комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы): В законе не заложена норма, связанная с национальностью. Это уже домысли журналистов.

В: Прописку смотрим, как?

ЮРИЙ ПОПОВ: Нет. Территория. Основание такое: Мы можем временно запретить въезд на территорию Москвы людям, проживающим на территории, где проводится контртеррористическая операция.

В: Всем.

ЮРИЙ ПОПОВ: Да. Это норма, заложенная в закон. О национальности, там слова не было.

В: Пожалуйста, Дмитрий Олегович.

ДМИТРИЙ РОГОЗИН: Мы сейчас сталкиваемся с типичной ситуацией, когда депутат Московской городской думы предлагает малую толику того, что в принципе принимается в любых других государствах, которые сталкиваются с аналогичной ситуацией. Вы можете себе представить, скажем, сейчас въехать в США невозможно, более того от других они требуют отпечатки пальцев. У нас же сегодня в России - настоящий проходной двор. Мы до последнего времени существовали в условиях не просто открытой границы 7600 километров с Казахстаном, вообще там никакой границы нет. Иди куда хочешь: в ту, другую сторону, вези, что хочешь - оружие, наркотики, террористов, что угодно. У нас даже въезд под безвизовым режимом из Таджикистана, из Узбекистана, Азербайджана. По шестнадцати документам возможно сегодня, в том числе, например, по свидетельству о рождении бывшего гражданина СССР. Метрика, где нет ни фотографий, куда невозможно поставить печать. Поэтому элементарный порядок в области въезда и выезда в Россию и, конечно, в административную столицу Российской Федерации - город Москва, в условиях тяжелейшего положения, с которым мы сегодня столкнулись на Северном Кавказе, эти меры крайне необходимы. Это очевидно, совершенно.

В: Вы именно поддерживаете, я не беру внешнюю границу, внутри страны вы поддерживаете эти меры?

ДМИТРИЙ РОГОЗИН: Внутри страны, если речь идет действительно о зоне конфликта, откуда у нас традиционно приезжают черные вдовы, приезжают террористы, конечно, должны быть меры безопасности предпринятые, в том числе в рамках въезда и выезда из данной республики.

В: Пожалуйста, Максим.

МАКСИМ ШЕВЧЕНКО (руководитель Центра стратегического исследования религии и политики современного мира): Мне кажется, что эти меры нельзя обсуждать, как административные меры. Это меняет политическую составляющую нашего государства и меняет его будущее. Если президенты встречаются в Астане, договариваются о сближении стран СНГ, а гражданам этих стран мы ставим на границах препятствия. Получается так, для президентов, для представителей элит есть сближение, а народам этих стран мы бьем по морде, извините, - украинцам, таджикам, узбекам тем, кто видит в Москве пока еще свою бывшую столицу, тем, кто стремится к единству наших государств. Что касается внутреннего, то мне кажется, что брать пример с США вообще не совсем правило. Давайте возьмем пример Испании, Мадрид стал центром жутких терактов совершенно и, между прочим, не первые теракты в истории Мадрида. А вы что-нибудь знаете про то, что Баскам запрещено въезжать в Мадрид, что ирландцам запрещено въезжать в Лондон, три взрыва в неделю, это для Англии средняя была частота ирландских терактов. Были чудовищные теракты, были взрывы отеля в Брайтоне, где чудом осталась в живых М. Тетчер, никаких расовых законов, национальных законов, законов для проживающих в Ольстере невозможно в демократическом государстве.

Д. РОГОЗИН (руководитель фракции "Родина" в Госдуме РФ): Причем тут расовые законы, мы говорим не об отношениях национальностей, мы говорим о выходцах из определенных территорий, которые, да, которые мятежными территории, которые были мятежными, где до сих пор не наведен конституционный порядок. Мы обязаны ограничивать здесь въезд и выезд и наводить определенный контроль. Что касается республики Средней Азии

В: Одну секундочку, давайте не уходить, вот это все-таки хочу сосредоточиться сейчас давайте на внутренней вот этой миграции, это вот больше волнует.

Д. РОГОЗИН (руководитель фракции "Родина" в Госдуме РФ): И о других государств тоже, о границе мы тоже обязаны говорить. Если мы говорим о том, что нужно дли вводить визовые отношения, например, Таджикистана, у нас поезда ходят из Душанбе в Астрахань, которые забиты наркотиками, героином, который является оружием массового уничтожения. Такая же угроза, не меньше, чем терроризм. Мы имеем право ввести визы в отношении граждан Таджикистана или мы все время будем в добреньких играть, будем открывать себя всем, кому угодно, будут убивать наших детей, будут расстреливать наших граждан, а мы не можем предпринять меры из-за псевдолживого гуманизма.

В: Я вот правда тоже согласна с .... я не слышала, чтобы участвовали в терактах таджики.

Д. РОГОЗИН (руководитель фракции "Родина" в Госдуме РФ): Наркотики ведут из Таджикистана.

В: Пожалуйста.

Р. АБДУЛАТИПОВ (член Совета Федерации): Во-первых, Москва действительно терпит огромную нагрузку и за все эти годы очень много приезжает в том числе приезжает из зон межнациональных конфликтов, это проблема есть, но подобные меры ограничения показывают ограниченность нашего сознания, потому что есть Конституция РФ и кстати, по Конституции у нас одна национальность, гражданство РФ. И подобные меры являются фактически внутренним сепаратизмом. Эти люди вольно или невольно работают на тех сепаратистов, которые действуют по-другому и совершенно правильно вот А. Аслаханов говорит, ну хорошо. Но тогда такие меры надо ввести дать право каждой территории ввести ограничения по отношению к другой территории. Тогда что мы из себя будем представлять, как государство. Все те нормы, о которых говорил Юрий Юрьевич, все эти нормы действующего законодательства есть, я имею в виду нормальные нормы. Вместо того чтобы обеспечивать их четкое выполнение, реализацию, правоприменительной практики, мы начинаем бесконечно выдумывать новые и новые нормы, тем самым утяжеляем и законодательство, утяжеляем жизнь людей.

В: На самом деле так, ведь есть же регионы, где сильно не любят москвичей и даже этих регионов много, а еще есть регионы, где питерских не любят. И что с этим делать. Пожалуйста, Любовь ...

Л. СЛИСКА (первый заместитель председателя Госдумы РФ): Мы когда произошли серьезные события говорили, что все что происходит это направлено на развал России и то, что сегодня обсуждаем это может быть тоже потом причиной развала России. Об особенностях каждого субъекта РФ принят свой закон, и я из Саратова никогда не смогу приехать в Москву, мы, что тогда разобьемся на отдельные княжества отдельно. Не надо этому способствовать, другие меры есть и механизмы, которые могут навести порядок в этом вопросе.

- Один вопрос можно задать? Вот за этот период назовите мне хоть одного, который пытался совершить теракт, задержали? Или хоть одного бандита? Да они имеют великолепные документы, по стойке смирно будут стоять. У них есть мощная карта, в карман полез, дал - и его хоть куда пропустят, хоть что он провезет.

- Я хотел бы сказать следующее. Как раз потому, что мы не имеем реальных возможностей предотвратить теракт, мы все время бьем по хвостам. И когда мы говорим о правах человека, мы уперлись в право человека на свободу перемещения. А как себя чувствуют москвичи, у которых находятся около 3 млн. человек, и они платят за холодную, за горячую воду за того парня, которого они не знают, но он живет в Москве, пользуется водой, а мы платим по среднему расходу. Каждый здесь сидящий платит за 380 литров воды в день, хотя ни один из них этой водой не пользуется. Но пользуется вся Москве, все вместе. Это первое. Во-вторых. Когда мы защищаем право человека на въезд, мы ему на самом деле разрешаем стать рабом в Москве, потому что он прибыл к нам как нелегал. Мы не знаем, сколько их в Москве, как их прокормить, как их одеть, как лечить и т.д. Это рабы.

В: Что-то уже все в кучу, это или экономика, или антитеррор?

- Я предлагаю: сделайте их легалами. Почему нелегалы?

- Минуточку. Я не говорил о национальностях вообще. Я говорю о территориях, где проводится контртеррористическая операция. И когда мне говорят: Саратовская область. Если в Саратовской области будет проводиться контртеррористическая операция, возможно, можно будет принять такую временную меру и частичную на 2 месяца запретить въезд в Москву.

В: Постойте. Я только не могу понять, как это сделать практически. Вот как? Как окружить Москву?

- Мы это можем сделать, если завтра будет введен режим ЧП на территории Саратовской области. И по закону мы должны это сделать. Как мы это будем делать?

П. КРАШЕНИННИКОВ (председатель Комитета ГД РФ по законодательству): Да, вы знаете, на самом деле, если кто-то думает, что такими методами можно остановить терроризм, - ничего подобного. Террористы найдут возможность въехать в Москву совершенно легально. На самом деле эти ограничения ударят по добросовестным гражданам, добропорядочным гражданам, которые... Меня вообще потряс аргумент, что столько-то воды они выпивают и т.д. Я слышал одну песню, которая была в советское время, если в кране нет воды. Поэтому мне кажется, что мера абсолютно неэффективная, и, конечно, она абсолютно неконституционная, потому что у нас есть Основной закон, в котором это право конституционно прямо провозглашается. И у нас есть в развитие этого Основного закона специальный закон. Мы помним, когда Москва осуществляла ограничения, когда уже Конституционный суд сказал, что все-таки регистрация, а не прописка. У вас прозвучало опять "прописка", между прочим.

- Нет, про прописку разговора нет.

П. КРАШЕНИННИКОВ: Да, он сказал "прописка". И Конституционный суд несколько раз принимал соответствующее решение. Скрипя зубами, Москва все-таки приняла это решение. Но у нас в архивах есть, это все опубликовано, несколько решений Конституционного суда, который как раз говорит, что свобода передвижения - конституционное право, и ограничивать его ни в коем случае нельзя. Давайте представим себе на секундочку, что Санкт-Петербург, пользуясь своими возможностями, примет свое решение, что к ним нельзя приезжать, в том числе москвичам. Екатеринбург примет свое решение. И так далее. И что мы будем, сидеть в своих регионах? Забудем про свои...

- Это может произойти в одном-единственном случае, если 50% Законодательного собрания Петербурга и плюс один депутат и губернатор одновременно сойдут с ума. Вот тогда они такое решение примут.

В: Что же вы тогда предлагаете московским сойти с ума?

- А я вам говорю, что это можно сделать, если Ленинград запретит въезд в Ленинград москвичам, если на территории Москвы будет идти контртеррористическая операция. Но тогда мы "приплыли", и тогда нет вообще необходимости говорить о каком-то законодательстве.

В: Мне грустно вам напоминать, но в Москве тоже бывало... да и МИХАИЛ ГРИШАНКОВ (первый заместитель председателя комитета ГД РФ по безопасности): Позиция совершенно ясна. Я просто хочу отметить, когда говорили об экономике, о воде, которой пользуются - это речь идет о мигрантах. Правильно сказал коллега Абдулатипов, то есть, надо просто выполнять закон, просто выполнять закон. Посмотреть, где есть пробелы. На самом деле немного их есть, но надо выполнять. Ведь все знают, где кто работает, на каких стройках, и толку никакого от этого нет. Ну а в части жестких мер по поводу того, что не допустить представителей одной национальности или другой, действительно, совершенно бессмысленно. Напомню, когда был теракт на Дубровке, шестеро из террористов останавливались милицией, у них не было регистрации, и никаких мер не было принято. Просто даже проверки не было. То есть, вот он результат.

В: Понимаете, вот, вот, я сейчас вам хочу предложить посмотреть один сюжет небольшой. Он моим коллегой подготовлен, Евгением Масловым. Дело в том, что вот все время мы рассуждаем о тех жестких мерах, ограничениях, о том, что это можно сделать, вот... давайте посмотрим.

КОР.: Для того, чтобы в глазах правоохранительных органов стать добропорядочным гражданином сегодня не обязательно ходить в паспортный стол. Способов зарегистрироваться несколько, и они хорошо известны: за тысячу рублей или, максимум, две вам гарантируют получение временной регистрации на полгода. Достаточно просмотреть объявления в газетах, а еще лучше - в Интернете. По запросу "Регистрация в Москве" любая поисковая система выдаст сотни результатов. Открываете страничку и набираете номер.

- На три месяца стоит у нас 900 рублей.

- Хорошо, а вот если без документов, без ничего, можно сделать?

- Мы так не делаем.

КОР.: После недолгих переговоров выясняется, что являться лично не обязательно, достаточно продиктовать имя и паспортные данные. Можно оформить регистрацию на себя, но мы решили усложнить задачу - говорим, что хотим зарегистрировать иностранца.

- Мне надо вот зарегистрировать человека, он из Азербайджана.

- Ну, в общем, мы работаем каким образом: у нас есть определенная база данных людей, которые согласны зарегистрировать граждан СНГ.

КОР.: Миграционная карта и регистрация за символическую плату - 900 рублей, должны быть готовы в течение суток. Их даже согласились подвезти к станции метро.

Вечер следующего дня. Наша съемочная группа ждет, как и договорились у выхода из метро. Наконец, появляется курьер фирмы. Может быть, она попросит показать ей документы? Похоже, что нет.

- А если это не сработает?

- Ребята, никто не жаловался, не переживайте!

КОР.: Итак, вот она заветная миграционная карта с регистрацией, дающая право законно находиться в Москве. Проверяем, все ли на месте? - Фамилия, паспортные данные, печати "Домодедово" и адрес. Всё кажется в норме, как и должно быть, за исключением одного - этого человека не существует. Мы придумали ему имя и даже номер паспорта продиктовали наугад. Выходит, что регистрацию и миграционную карточку можно купить на кого угодно. Единственное, что оказалось настоящим, это адрес регистрации - такая улица и квартира в Москве, действительно, есть. Только там никто на звонки в дверь не отвечает, и соседи никого не видели давно.

ЮРИЙ ИВАШКИН (зам. начальника паспортно-визового управления МВД РФ): К сожалению, подсчитать, сколько таких фирм находится на территории Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов практически невозможно. Они просто рождаются, как снежный ком.

КОР.: Есть и другие способы получить регистрацию. При этом уже не временную, а постоянную. Снова несколько минут поиска в Интернете и еще одни телефонный звонок.

- Это легальная прописка получится?

- Да, абсолютно.

- Ну, то есть, и по компьютеру будет, да?

- Да, будет. Долевое участие у вас.

КОР: Регистрация в подмосковном доме вместе с еще двумя-тремя сотнями приезжих считается, как бы странно это ни звучало, вполне законной. По крайней мере, запретов на этот счет нет. Собственность дает автоматическое право на регистрацию. При этом число собственников, если речь идет о так называемом долевой участии, не ограничено. Стоит такая регистрация дороже - от 500 до 1000 долларов, да и времени придется потратить больше. На оформление документов уходит, как правило, целый день. Это съемки скрытой камерой в одной из фирм Сергиева-Посада. Здесь уже и сверяют паспортные данные, и просят заполнить анкету. В кабинет запускают по несколько человек. Сразу видно, что дело поставлено с размахом.

- Заполняйте анкеты, отвечайте на все вопросы: место рождения, день рождения.

КОР: Те, кто становится счастливым совладельцем подмосковной недвижимости, не расходятся сразу. Всех организованно отвозят посмотреть место регистрации. В доме по адресу: Алексеевская, 4, как выяснилось, живут три семьи. О том, что по этому же адресу прописано еще несколько десятков человек, жильцы слышат впервые.

- Я вам говорю, это ошибка. Не может такого быть.

- Ну, что, значит, что-то неправильно в паспортном столе?

- Может быть, середина дома.

- Тут, конечно, могли прописать черте кого.

КОР: 200 человек, проживающих на 20 кв. метрах звучит абсурдно, но так или иначе, в случае с долевым участием действует правило: что не запрещено, то разрешено. При проверках документов на улицах, в метро и на вокзалах регистрации нет разве что у тех, кто только приехал. Впрочем, уже не редкость, когда регистрация появляется у людей прежде, чем они выходят из вагона. Купить миграционную карту с печатью, по рассказам, можно уже и в поезде. Е. Маслов, Н. Баахчан, П. Ведерников, Первый канал.

В: Я только хочу сказать, что ведь речь не только и не столько об эмигрантах. С любой воюющей территории так же приедут и так же получат любые документы, любую прописку. Что стоит ваше предложение?

Д. РОГОЗИН (руководитель фракции "Родина"): Давайте все-таки поставим вопрос на ноги с головы. По-моему, никто ничего не понял, о чем здесь говорим. Насколько я понимаю, и, наверное, надо ответить на этот вопрос. Можно ли обеспечить безопасность москвичей, не обеспечивая безопасность всех граждан России? Нет, нельзя. Понятно. Можно ли вводить жесткие меры при исполнении этих мер коррумпированной властью, о которой мы сейчас видели? Нет, нельзя. Но нужно что-то делать в этой ситуации? Нужно ли действительно называть вещи своими именами. Если у нас на Северном Кавказе чрезвычайная ситуация, то надо вводить там чрезвычайное положение. То есть речь идет не о том, чтобы закрывать Саратов, Москву, Санкт-Петербург. Каждый будет вводить свои дурацкие законы, никого пускать не будет, будем бороться друг с другом. С этого будут получать только эти коррумпированные милиционеры. Вот это самый дурной сценарий, который только можно предложить в данной ситуации. Но нужно ли нам на самом деле обеспечить безопасность на Северном Кавказе и установить там контроль за перемещением лиц, которые могут быть связаны с террористами? Да, нужно.

В: У меня очень простенький, очень обывательский вопрос. Скажите, учитывая увиденное, если бы просто исполнялось то, что есть, наверное, это уже было бы дело? Почему это не исполняется, а мы ужесточаем? Какой в этом смысл?

Д. РОГОЗИН: Надо исполнять то, что есть. Правильно. И надо на самом деле платить нормально и сотрудникам вооруженных сил, и сотрудникам специальных органов, и милиции и т.д. Но если ты, получая нормальные деньги, при этом еще совершаешь преступление, становишься сообщником террористических групп, за это надо публично карать таких людей. Это очень важно. Это первое.

Д. РОГОЗИН: Первый и второй момент, что тоже нужно понять, есть меры, которые нужно соблюдать, но есть меры, которых до сих пор никто не предпринимает, мы еще раз с вами говорим, ну нет у России границ на юге. Нам говорят: это дорого стоит, 9 миллиардов долларов, ну давайте мы будем жить без границы, тогда не будем жаловаться, что у нас детей будут убивать, что будут взрывать, что террористы, наркотики к нам будут попадать. Надо создавать границу или нет, надо создавать границу.

В: Внешнюю

Д. РОГОЗИН: Внешнюю, правильно, так что мы тогда спорим здесь.

В: А мы спорим по поводу внутренних перемещений.

Р. АБДУЛАТИПОВ (член Совета Федерации): Вы понимаете, вы как-то невольно все наши политики, все размазывают весь Северный Кавказ, там очень много разные есть регионы, даже внутри Чечни есть совершенно стабильные регионы, которые ни разу вообще не участвовали во всех этих процессах. И кроме того, многие уехали от туда многие люди, потому что жить там не могли. Вот у нас постоянно путают, те которые остались в составе России и те, которые ушли из России. До сих пор наши ведущие политики и чиновники не отличают своих граждан и тем самым работают на сепаратизм.

В: Пожалуйста, Максим.

М. ШЕВЧЕНКО (рук. центра стратегического исследования религии и политики современного мира): Вы знаете вот то, что вот сказал Дмитрий Олегович, ну, поражает воображение, отслеживать перемещение лиц потенциально склонных к террору, целые народу объявляются склонными к террору, там можно потенциально отслеживать перемещение

Д. РОГОЗИН: Вы комментируете то, что я говорю конкретно

М. ШЕВЧЕНКО (рук. центра стратегического исследования религии и политики современного мира): Так можно потенциально отслеживать перемещение лиц склонных к изнасилованию, к воровству, грабежу, как их национальность определяет. По каким критериям. Террористов единицы, террористы десятки, мы объявляем целый народы, целые регионы заложниками преступной деятельности каких-то единиц. Нам говорится, что в этих бандах есть чеченцы, осетины, русские, все национальности, где по каким критериям. Понимаете.

В: Территориальной принадлежности

М. ШЕВЧЕНКО (рук. центра стратегического исследования религии и политики современного мира): Да, но вы говорите, в Москве была антитеррористическая операция, потому что "Норд Ост" - это антитеррористическая операция, Москва закрывалась, выходцы из Москвы закрывались для въезда в другие города, нет. На это нарушение мы не пошли. Вот вы понимаете, президент говорит, мы сохранили с трудом наследие бывшего Советского Союза, то есть многонациональный состав нашей родины, а депутаты Госдумы это наследие еще дальше, втаптывают какие-то южные границы, уже Россия проходят с Казахстаном, понимаете, а в Дагестане уже какая-то другая граница России. Мне кажется, это направление политики надо каким-то образом останавливать, поскольку оно приведет просто к развалу нашей страны.

- Только бы я сказал не депутаты все-таки, не все депутаты.

В: Отдельных депутатов. И Любовь Константиновна, вы хотели что-то сказать?

Л. СЛИСКА (первый заместитель председателя Госдумы РФ): Я вот сейчас послушала, да, мы вот сейчас здесь не можем найти точку соприкосновения в решении этого вопроса, да. И пытаемся каждый раз дискутировать о том, кто виноват и что делать. Я еще раз подтверждаю, что, наверное, нам нельзя сейчас найти такую меру, тем более в такой тяжелый момент. И если мы говорим, что нас Беслан сплотил и консолидировал в этой беде, что эта трагедия потрясла весь мир и тем более всю Россию, то сейчас, наверное, очень детально надо разбираться и уже вот просто произношу эту фразу с каким-то трепетом. Не только Кавказ и Восток - дело тонкое, сейчас Россия - дело тонкое, и очень внимательно надо относиться, чтобы не порвать эту тонкую материю.

В: Сейчас мы прервемся на короткую рекламу, после чего поговорим, какие же еще меры предлагаются, может быть, ценные, необходимые именно сегодня для того, чтобы хотя бы снизить уровень этой опасности. До встречи через несколько минут.


1 КАНАЛ Основной Инстинкт. МОСКВА

24 сентября 2004 г.




Док. 294976
Перв. публик.: 24.09.04
Последн. ред.: 17.04.07
Число обращений: 473

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``