Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Мунтян М. А.: Глобализация, международные отношения и мировая политика Назад
Мунтян М. А.: Глобализация, международные отношения и мировая политика
Глобализация как она есть. Среди преобладающих современных тенденций мирового развития большинство политологов называют, прежде всего, глобализацию. Она стала одним из самых обсуждаемых и наименее изученных объектов многих научных дисциплин, сама стала наиболее значимой мировой проблемой на рубеже второго и третьего тысячелетий. Теория международных отношений является той научной сферой, где исследованию проблем глобализации уделяется наиболее серьезное внимание. "Наука о международных отношениях, - пишет В.И. Кузнецов, - обращает главное внимание на завершение периода холодной войны, когда мир воспринимался как биполярная структура Восток - Запад или Север - Юг, на ускорение транснационализации и усиление взаимозависимости стран, на становление международного порядка с помощью ООН и других организаций" .
В целом соглашаясь с такой оценкой, П.А. Цыганков отмечает в этой связи еще три важных обстоятельства:
- во-первых, в отличие от других наук, где глобализация трактуется как "явление абсолютно не новое", то с позиций теории международных отношениях этот вывод выглядит не столь однозначным;
- во-вторых, международно-политическая наука стремится вобрать в себя и обобщить достижения всех других дисциплин;
- в-третьих, вследствие глубоко внутренней неоднородности теории международных отношений, и присущей ей соперничества различных традиций, парадигм и направлений является отсутствие единства в трактовке глобализации .
Анализируя научную литературу о глобализации 90-х годов ХХ века, А.Д. Богатуров отмечает, под термином "глобализация" отражались в различных сочетаниях по меньшей мере восемь основных тенденций и явлений:
- объективное усиление проницаемости межгосударственных перегородок (феномены "экономического гражданства" и "преодоления границ");
- резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударственных, транснациональных перетоков капиталов. Информации, услуг и человеческих ресурсов;
- массированное распространение западных стандартов потребления, быта, мировосприятия на все другие части планеты;
- усиление роли вне-, над-, транс- и просто негосударственных регуляторов мировой экономики и международных отношений;
- формированный экспорт и вживление в политическую ткань разных стран мира тех или других вариаций модели демократического государственного устройства;
- формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, резко усиливающего возможность для социализации личности, то есть для непосредственного приобщения индивида , где бы он ни находился, к общемировым информационным процессам;
- возникновение и культивирование в сфере глобальных информационных сетей образа ответственности всех и каждого индивида за чужие судьбы, проблемы, конфликты, состояние окружающей среды, политические и иные события в любых, возможно, даже неизвестных человеку уголках мира;
- возникновение "идеологии глобализации" как совокупности взаимосвязанных постулатов, призванных обосновать одновременно благо и неизбежность тенденций, "работающих" на объединение мира под руководством его цивилизованного центра, под которым так или иначе подразумевались США и их союзники .
В международно-политической науке принято выделять три измерения - или понимания - глобализации, о которых первым написал французский исследователь Б. Бади:
1) как постоянно идущего исторического процесса. Относительно этого измерения глобализации можно заметить, что в истории развития человечества действительно наблюдается тенденция ко все большему расширению пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие и структурирование международных отношений - от отдельных поселений, городов, княжеств к государствам, регионам и, наконец, после эпохи великих географических открытий, к миру в целом. Древнегреческие полисы исчезли с возникновением империи Александра Македонского (356-323 до н.э.), а кооперация в Европе после второй мировой войны привела к созданию наднациональных политических институтов, таких, как Европейский союз и Европейский парламент;
2) как универсализации и гомогенизации мира. Понимание глобализации как универсализации (усиления черт всеобщности) и гомогенизации (движения к однородному строению) мира можно датировать недавним прошлым, когда строились прогнозы о появлении глобальной деревни и всемирного правительства. Глобальная деревня - метафора, используемая в журналистике и популярной литературе, дабы выразить представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Считается, что глобальная деревня становится возможной благодаря распространению универсальных культурных образцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т.п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество. Всемирное правительство как термин означает гипотетическое, предполагаемое учеными возникновение всемирного центра власти.


Док. 294941
Опублик.: 17.04.07
Число обращений: 284


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``