В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Арбатов: волна подозрительности в отношении США набрала большую силу Назад
Алексей Арбатов: волна подозрительности в отношении США набрала большую силу
Андрей Лощилин    


По некоторым данным, уже в апреле США могут нанести удар по объектам ядерного и ракетного производства Ирана. В интервью телеканалу "Вести" ситуацию комментирует руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.

- Алексей Георгиевич, на прошлой неделе по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор президентов США и России, в ходе которого Владимир Путин изложил мотивацию российской обеспокоенности планами Вашингтона создать базу ПРО в Центральной Европе, а Джордж Буш, в свою очередь, выразил готовность к сотрудничеству с Москвой в этой сфере. Американцы объясняют свои приготовления угрозой со стороны иранских ракет. Но, по некоторым данным, по объектам ядерного и ракетного производства Ирана Соединенные Штаты уже в апреле могут нанести удар. По логике, тогда они могут прекратить развертывание системы ПРО.

- Если такой удар будет нанесен, то, конечно, они этот проект прекратят, потому что в Иране ничего не останется ни от ядерной инфраструктуры, ни от ракетостроительной инфраструктуры. Начнется тяжелая затяжная война с огромными последствиями в виде терроризма. Но конкретная угроза ракет и возможного ядерного оружия Ирана будет снята. Поэтому что касается ПРО в Польше и Чехии, то Соединенные Штаты, конечно, тогда не будут и разворачивать.

- С одной стороны, планы Соединенных Штатов разместить элементы своей ПРО в Польше и Чехии для защиты от неких иранских ракет, действительно, для российского уха звучат странно и наводят на подозрения об антироссийской направленности. С другой стороны, речь идет всего лишь о десяти противоракетах, что менее чем несущественно для российских сил сдерживания. Что, на ваш взгляд, реально стоит за этими планами и столь резкой реакцией на них Москвы?

- Здесь есть несколько составных элементов такой острой российской реакции. Я напомню, что изначально Россия была категорически против денонсации договора по ПРО как краеугольного камня всей системы ограничений стратегических вооружений и гарантий безопасности и России, и США. Когда все-таки Соединенные Штаты вышли из этого договора, Россия скрепя сердце пошла на уступки, не стала разрывать переговоры с Соединенными Штатами. И был заключен договор о стратегических наступательных потенциалах, сокращении примерно втрое наступательных ядерных вооружений стратегического назначения по сравнению с нынешним их уровнем, а также была подписана совместная декларация о новых стратегических взаимоотношениях. Все это одновременно, в мае 2002 года. Помимо всего, предполагалось, что стороны будут сотрудничать в развитии стратегической противоракетной обороны. Но сотрудничества никакого не произошло. Был ряд событий, которые серьезно обострили политические отношения между Россией и США. И тут вдруг ко всему прочему был обнародован план развертывания стратегической противоракетной обороны США в Польше и Чехии, под боком у России. Вы понимаете, что в политическом отношении с учетом всей истории вопроса и нынешней напряженности это было расценено, и не без оснований, просто как политическая провокация, и соответствующая была российская реакция. Со стороны США преднамеренной провокации в отношении России не было, но в очередной раз сказалась самонадеянность, абсолютная неспособность считаться с интересами и законами, беспокойствами другой страны. Разразился скандал, началось нагнетание напряженности. Американцы спохватились, позвонили. И вот президент США позвонил президенту России. О чем-то они говорили, мы не знаем, линия связи защищена, мы не слышали их разговора. Но, видимо, американцы всерьез забеспокоились. Но уже, как всегда, поздно, уже набрала большую силу волна враждебности и подозрительности в отношении США. И для того, чтобы теперь завязать сотрудничество, нужны в 10 раз больше политические усилия, чем тогда, когда США изначально подошли бы к этому корректно, в духе партнерства между двумя великими державами.

- После телефонного разговора президентов России и США некие высокопоставленные представители российского МИД в интервью западным информационным агентствам сообщили, что неофициальные переговоры по противоракетной обороне между нашими странами уже начались, и они могут даже завершиться договоренностью о создании коллективной ПРО. Но уже на следующей неделе официальный представитель российского МИД Михаил Камынин дезавуировал это сообщение. Что это, следствие трудностей перевода в изложении информагентств или отражение наличия различных точек зрения на перспективы диалога с Вашингтоном?

- Речь шла о возможности сотрудничества в соответствии, повторяю, с совместной декларацией 2002 года, где черным по белому написано, что стороны будут сотрудничать в создании стратегической противоракетной обороны. Но сотрудничество - это не значит размещение ПРО на территории России. Это может означать, скажем, объединение наших систем раннего предупреждения - радаров, которыми пользуется Россия, радаров, которыми пользуются США, и спутников раннего предупреждения. Это может означать сотрудничество в создании каких-то элементов перехвата.

05.04.07 18:44 Вести.Ru

Док. 294823
Опублик.: 16.04.07
Число обращений: 537

  • Арбатов Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``