В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр Г.О. Греф выступил на заседании Правительства РФ по вопросу: `О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года и параметрах цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных Назад
Министр Г.О. Греф выступил на заседании Правительства РФ по вопросу: `О сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года и параметрах цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных
Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа

О сценарных условиях социально-экономического развития на 2006 год и на период до 2008 года

Уважаемый Михаил Ефимович,

уважаемые участники заседания,

На ваше рассмотрение представлены сценарные условия социально-экономического развития на 2006 год и на период до 2008 года. Я думаю, вы все успели хорошо познакомиться с данным документом в процессе работы над ним в рамках Бюджетной комиссии, что избавляет меня от его детального изложения. Поэтому остановлюсь на отдельных ключевых вопросах, на которые хотелось бы обратить ваше внимание.

1. Эффект высоких нефтяных цен уже учтен в достаточной степени, и резерва роста за счет превышения их прогнозируемого уровня практически нет

В предшествующие три года фактический рост экономики был значительно выше, чем прогнозировалось. (1.Слайд динамики ВВП и цен на нефть: прогноз и факт) В основном этот добавочный рост было связан с тем, что в параметрах прогноза закладывались более низкие мировые цены на нефть, чем они фактически складывались на рынке, и мы ориентировались на их последующее снижение, а не повышение. В частности, в параметрах закона о бюджете на 2005 год была заложена цена на нефть в 28 долл. за барр., тогда как сейчас мы ожидаем в среднем около 39 долл.

В этом году, в отличие от прошлых лет, при разработке сценарных условий и параметров прогноза, мы изначально исходили из гипотезы о высоких нефтяных ценах, и особого резерва роста экономики за счет превышения прогнозного уровня цен у нас скорее всего не будет. Тем не менее, в дальнейшем, 2006-2008 годах, наиболее вероятным представляется перелом динамики нефтяных цен в сторону понижения - в предельном случае до 28 долл. за барр. (в первом сценарии), и в основном наиболее вероятном втором варианте - до 33-34 долл.. Вместе с тем нельзя исключить, что продолжающийся перегрев нефтяного рынка может сохранить нефтяные цены на сверхвысоком уровне, и в 2005 году "Urals" достигнет в среднем 42-45 долл. за барр., а в дальнейшем так и не опустится ниже 37-40 долл.

Высокие нефтяные цены дают нашей экономике дополнительные сверхдоходы и позволяют наращивать профицит бюджета и Стабилизационный фонд. Профицит бюджета в 2005 году может повыситься до 4,9% ВВП (при цене нефти Urals 39 долл. за барр.) против 1,5% ВВП по Закону о бюджете. Это позволит не только покрыть возросший дефицит Пенсионного фонда и профинансировать досрочное погашение долгов МВФ, но и увеличить Стабилизационный фонд до 1500-1600 млрд. руб. к началу 2006 года.

С другой стороны, каждый добавочный доллар повышения цены нефти уже не дает такого вклада в рост экономики, как раньше. Наши расчеты показывают, что резкое падение нефтяных цен, например, на 10 долл., т.е. до уровня в 28-29 долл. за барр., приведет к снижению темпов роста экономики почти на 1,5 проц. пункта. Однако повышение нефтяных цен до 45-50 долл. и выше само по себе практически ничего не добавляет к экономическому росту, но при этом заметно усиливает инфляционные риски и масштабы оттока капитала.

Таким образом, ускорение роста экономики только за счет нефтяного фактора невозможно. Высокие цены не позволяют нам отказаться от реформ и от политики структурных сдвигов в экономике. Именно этот подход, ориентированный на развитие, качественное обновление модели экономического роста и проведение реформ, заложен в сценарных условиях и прогнозе на 2006-2008 годы.

2. Преодоление тенденции замедления темпов роста

Во второй половине прошлого года и в начале этого у нас наметилась тенденция замедления экономического роста. Темпы роста ВВП с сезонной очисткой снизились с 0,7% в среднем за месяц в первом полугодии 2004 г. до 0,5% во втором и 0,1-0,2% в начале нынешнего года. Причем это замедление происходило на фоне роста мировых цен на нефть до рекордных отметок. Разрыв между динамикой нефтяных цен и темпами роста отнюдь не является показателем того, что экономическая политика государства была плохой, или что неконкурентоспособным был российский бизнес. Для нас это, прежде всего, показатель того, что механизм экономического роста начинает меняться, и развитие не может дальше опираться только на экспорт нефти и высокие мировые цены. В то же время - это и сигнал тревоги, что мы действительно плохо используем имеющиеся возможности. Рекордный приток "нефтедолларов" слабо работает на развитие и перестройку экономики и экономических институтов.

При разработке Сценарных условий мы ориентировались, прежде всего, на тот потенциал роста, который связан с активной государственной политикой и улучшением делового и инвестиционного климата. Назову их основные направления:

Первое - это активная социальная политика. Перед нами поставлена задача по удвоению доходов работников бюджетной сферы и пенсий к 2008 году. Реализация такой активной социальной политики будет стимулировать рост внутреннего спроса со стороны населения, хотя и потребует значительного напряжения в бюджетной сфере.

Второе направление - целый комплекс мер, направленный на всемерное стимулирование формирования новых очагов роста и диверсификации экономики. Можно сказать, что это политика предложения, а не только политика спроса. Этот комплекс мер включает:

· Пакет инвестиционно-ориентированных налоговых новаций;

· Дальнейшее развитие институциональных преобразований, направленных на облегчение доступа на рынки, снижение трансакционных издержек в целом, защиту конкуренции на рынках, включая местные и региональные, облегчение создания и регистрации новых бизнесов;

· Увеличение государственных инвестиций в высокоэффективные проекты, обеспечивающие развитие экономики по инновационному пути. Мы считаем, что инвестиции государства, при правильном подходе, будут не замещать частные инвестиции, а напротив, снизят риски для частного бизнеса, и будут способствовать повышению его склонности к инвестированию в России, а не за рубежом.

3. Два варианта развития экономики

В зависимости от того, как быстро и эффективно будет реализовываться эта активная государственная политика стимулирования внутренних факторов роста, Министерство разработало 2 варианта прогноза развития. (2.Слайд основных показателей социально-экономического развития)

Вариант 1 характеризуется инерционной динамикой развития: отсутствием существенных институциональных преобразований и отказом от реализации стратегий развития секторов экономики. При этом он предполагает заметное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры. Темп роста ВВП по этому варианту в 2006-2008 годах - в среднем 4,3%-4,6% в год. Даже при более высоких нефтяных ценах темпы роста не превысят 5-5,5%.

Второй базовый вариант - можно рассматривать как иновационно-ориентированный, который подразумевает повышение конкурентоспособности российского бизнеса и реализацию системы реформ и стратегий развития ключевых секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства. Хотя основные результаты реформ и структурных сдвигов проявятся в полной мере к 2008 году, темп роста ВВП заметно превышает показатели первого варианте и можно сказать, что в этом сценарии удается преодолеть инерцию торможения роста. В 2006 году рост ВВП оценивается в 5,9% и в 2007-2008 годах - около 6,1-6,2% в год.

(3.Слайд темпов роста ВВП по вариантам 1 и 2)

Цены на нефть в этом варианте, как отмечалось, приняты на уровне 39 долларов за баррель в 2005 г., 34 доллара - в 2006 г., 33 и 33,5 долларов за баррель в последующие годы.

Более динамичное развитие во втором базовом варианте достигается за счет реализации следующих условий и факторов (4.Слайд Вклад в динамику ВВП факторов ускорения роста):

во-первых, более высокого вклада внешнего фактора, возникающего вследствие как более высоких прогнозных цен на нефть, так и роста объемов экспорта нефти и газа. Здесь возрастает значимость развития инфраструктуры экспорта энергоресурсов, а также политики государства по стимулированию экспорта продукции высоких технологий. В частности, рост цен и более интенсивный рост экспорта энергоресурсов может обеспечить около 0,6 п.п. ВВП в 2006 г. и 0,3-0,4 п.п. в последующие годы;

во-вторых, за счет роста инвестиционной активности частных инвесторов и притока иностранных инвестиций благодаря улучшению инвестиционного климата и развития инфраструктуры в стране. Это обеспечит дополнительно 0,2 п.п. ВВП в 2006 г. и 0,4 п.п. в последующие годы;

в-третьих, за счет реализации национальных стратегий развития и расширения участия государства в финансировании эффективных инфраструктурных проектов - 0,2 п.п. ВВП в 2006 г. с последующим увеличением до 0,4 п.п. ВВП;

в-четвертых, политики государства по росту доходов в бюджетной сфере: увеличения оплаты труда занятых в этой сфере, индексации жалования военным, роста пенсий и т.п., что обеспечивает прирост потребительского спроса населения, эквивалентный 0,2-0,3 п.п. ВВП в 2006-2008 гг.

Одним из важных направлений, стимулирующих расширение инвестиционной деятельности и деловой активности, является осуществление реформ в налоговой сфере. Произойдет снижение налоговой нагрузки на производителей на основе введения в 2006-2007 гг. комплекса инвестиционно-ориентированных налоговых новаций. (5.Слайд Дополнительный рост при принятии предложений по налогам)

Предлагаемый пакет новаций, в случае его реализации с 2006 года, позволяет значительно активизировать инвестиционный процесс и добавить к росту ВВП около 0,2 процентных пункта в 2006 г. и 0,1-0,2 процентных пункта в 2007-2008 годах, при этом налоговые потери бюджета оцениваются в районе 1% ВВП.

Идти сейчас на более масштабное снижение налогов, например, за счет сокращения НДС до 13%, преждевременно. Хотя бизнес от этого выигрывает, потери бюджета приведут или к возникновению дефицита в размере 1,5-2% ВВП, или к отказу от финансирования нового социального пакета и увеличения инвестиционных расходов, а тем самым и к потере темпа и качества роста. Поэтому в основу прогноза и проектировок бюджета положен ограниченный пакет налоговых новаций.

4. Инфляционные риски

Макропрогноз предусматривает некоторое повышение верхнего уровня целевой инфляции по сравнению с предыдущими оценками. (6 Динамика инфляции и цен на нефть) Причина в том, что мы пересмотрели в сторону повышения оценки роста валютных резервов и денежного предложения, а также и более высокой, чем ранее ожидалась, оказалась плата за реформирование ЖКХ и транспорта. В первом квартале текущего года инфляция составила 5,3%, при этом рост регулируемых платных услуг населению - 20%, из них ЖКХ - 27%. Тем не менее, при рекордных нефтяных ценах, удержание инфляции на уровне около 10% в текущем году, с постепенным ее снижением до 4-5,5% к 2008 году, может считаться значительным успехом.

За два года цены на нефть на мировом рынке выросли на 45%, на металлы - на 70%. Весь этот рост мировых цен передается и на повышение внутрених цен - на бензин они повысились в прошедшем году на 34%, на черные металлы - на 62%, на продовольствие - на 12%. Этот рост цен, напрямую по продовольствию, и в меньшей степени по нефти и металлам, отразился на темпах инфляции.

Влияние монетарной составляющей. Жесткая бюджетная политика профицитного бюджета последних лет, как и ограничение темпов роста денежного предложения Банком России, сыграли заметную роль в снижении темпов инфляции. Однако чувствительность потребительских цен к темпам роста денежного предложения, а также и к уровню цены отсечения в бюджет, заметно понизилась за последнее время. Так, рост широкой денежной базы в 2004 году (25%) оказался вдвое ниже, чем в 2003 году, а темп инфляции почти не снизился. Несмотря на ожидаемый избыток предложения валюты и ликвидности, базовая инфляция может быть понижена с почти 11% в 2004 году до 8-8,6% в 2005 году, примерно до 7% в 2006, и в 2008 году может опуститься до уровня не выше 4-4,5%. Повышение цены отсечения с 20 долл. за барр. до 27 долл., хотя и сократит существенно поступления в Стабилизационный фонд, на наш взгляд, отнюдь не блокирует решение задачи снижения темпов инфляции.

(7.Слайд Динамика инфляции, валютных резервов и профицита ФБ) При ожидаемом росте валютных резервов в 2005 году на 48-51 млрд. долл., он более чем наполовину может быть стерилизован за счет бюджета. Профицит бюджета, скорее всего, достигнет почти 5% ВВП, и это позволяет стерилизовать около 36 млрд. долл. В случае более высоких нефтяных цен и росте резервов до 60 и более млрд., задача стерилизации и борьбы с инфляцией усложнится. Тогда, с одной стороны, возможности бюджета по стерилизации также несколько увеличатся, а с другой - более значительные усилия могут потребоваться со стороны Банка России. Тем самым монетарная составляющая инфляции останется под контролем.

В дальнейшем рост валютных резервов может снизиться до 28-33 млрд. долл. в 2006 году и 20-15 млрд. в 2007-2008 годах. При поддержании профицита федерального бюджета в 2006 году на уровне 1,6% ВВП этот прирост ликвидности можно стерилизовать при цене отсечения 27 долл. за барр., и не допустить превышения целевого уровня инфляции - во всяком случае, за счет монетарной составляющей.

Более того, в 2007-2008 годах мы можем столкнуться с обратной ситуацией: уже не избытка ликвидности, а ее недостатка - если прирост резервов опустится ниже 20 млрд. долл., а профицит будет не менее 1% ВВП, что соответствует цене отсечения в 27 долл.. В этом случае потребуется существенное увеличение рефинансирования банковской системы со стороны Банка России, чтобы недостаток ликвидности не стал тормозить развитие экономики.

Если в результате улучшения инвестиционного климата мы столкнемся в 2007-2008 годах с чистым притоком капитала, и рост валютных резервов достигнет 20-25 млрд. долл., то проблема избыточной ликвидности сохранится. Однако, на наш взгляд, профицитного бюджета при цене отсечения 27 долл. за барр. достаточно для решения задачи ее стерилизации, при условии дополнительных мер Банка России.

Мы ожидаем, что спрос на деньги (М2) будет расти, опережая темпы роста денежного предложения (широкой денежной базы). Спрос будет расти как со стороны развивающегося бизнеса, так и со стороны населения - за счет увеличения его склонности к сбережению, по мере повышения доверия к банковской системе и национальной валюте. Монетизация экономики может повыситься с 26% ВВП в 2004 году до 32-34% ВВП в 2008 году. Замедление оборачиваемости денег также внесет позитивный вклад в сдерживание инфляции.

Влияние роста доходов населения. Основные инфляционные риски связаны не только с денежной сферой, но и с опережающим ростом доходов населения по сравнению с предложением товаров и услуг.

Ожидается, что рост заработной платы в реальном секторе в ближайшие годы все еще будет опережать рост производительности труда. В целом по экономике за 2005-2008 годы производительность труда вырастет в 1,3 раза, а номинальная заработная плата - в 2 раза. По промышленности эти цифры составят соответственно 1,8 и 2,2 раза.

Существенные инфляционные риски несет ускоренное увеличение оплаты труда в бюджетной сфере. Инфляционный мультипликатор социальных расходов бюджета выше, чем у инвестиционных расходов. Увеличение социальных, зарплатных обязательств бюджета на 1% ВВП добавляет к инфляции около 0,5 проц. пункта в год. А увеличение расходов инвестиционного харкактера может повысить инфляцию только на 0,2-0,3 проц. пункта. Это не означает, что мы должны бороться с инфляцией за счет населения. Но необходимо отдавать себе полный отчет в том, что активный социальный пакет, предусмотренный для реализации в 2006 - 2008 годах, значительно усложняет задачу снижения темпов роста цен, если он не будет поддержан активным ростом предложения товаров.

Влияние роста тарифов на услуги населению

(8.Слайд Вклад в инфляцию роста цен товаров и платных услуг населению)

Пересмотр тарифов ЖКХ на региональном уровне в начале года дал резкий всплеск инфляции. Его вклад в рост цен в первом квартале оценивается в 2,3 проц. Пункта, или почти половина прироста цен. Без завершения реформы ЖКХ и серьезного повышения его эффективности нельзя обеспечить быстрое снижение темпов инфляции. Сталкиваясь с растущим недостатком средств, который может еще более возрасти по мере удвоения зарплат бюджетников, регионы вынуждены форсировать процесс сокращения субсидий ЖКХ и транспорту. Поэтому решение проблемы сдерживания роста тарифов на региональном уровне необходимо рассмотреть с учетом всего комплекса межбюджетных отношений.

Влияние цен естественных монополий. (9.Слайд Вклад в инфляцию роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий) Сдерживанию инфляции служит и политика регулирования цен естественных монополистов. В соответствии с принятыми решениями, планируется повышение средней регулируемой оптовой цены газа на 11% в 2006 году, и на 7-8% в 2007-2008 годах. Вместе с тем, переоценка фондов Газпрома в 1,7 раза поставила под вопрос прибыльность поставок газа на внутренний рынок. В перспективе, с учетом предложенных Газпромом мер по снижению издержек и повышению эффективности, следует вернуться к вопросу о предельно допустимом уровне повышения цен на газ.

Мы сохранили и предусмотренные ранее предельные уровни повышения цен на электроэнергию и железнодорожные перевозки грузов, но отмечу, что речь идет именно о средних тарифах, внутри которых необходимо предусмотреть дифференциацию, которая позволит уменьшить существующие диспропорции.

5. Повышение эффективности экономики

В условиях достаточно высокой инфляции, которая стала основным фактором реального укрепления курса рубля, особенно остро встает вопрос конкурентоспособности российских производителей. (10.Слайд динамики производительности труда, заработной платы и реального курса)

Как уже говорилось, в ближайшие годы рост оплаты труда в отраслях экономики будет по-прежнему опережать повышение производительности труда. Вместе с укреплением реального курса это продолжит оказывать негативное воздействие на конкурентоспособность производства товаров и услуг.

В то же время основной фактор, сдерживающий рост нашей конкурентоспособности - это технологическая отсталость и низкий уровень корпоративного управления. Хотя решение этих вопросов, в конечном счете, в руках самого бизнеса и конкуренции, здесь есть сфера ответственности и государства. На повышение технологической, неценовой конкурентоспособности направлено планируемое развитие технико-внедренческих зон, наукоградов, особых экономических зон, реформирование сфер науки и образования.

6. Улучшение качества роста - переход от потребительски - ориентированного к инвестиционно-ориентированному росту (11.Слайд динамики инвестиций и товарооборота)

В Сценарных условиях мы прогнозируем изменение характера экономического роста: если в 2004 году он стал потребительски-ориентированным - розничная торговля росла быстрее инвестиций, - то уже в 2005 году ожидается опережающий рост инвестиционного спроса.

Инвестиционное поведение бизнеса - явление довольно хрупкое. Доверие может поддержать только последовательность в проведении реформ по поддержанию высокого уровня конкуренции и экономической свободы, а также опережающее развитие всей инфраструктуры финансовых рынков и банковской системы. И мы прогнозируем, что доля инвестиций в ВВП повысится с 16,3% в 2004 году до 19-20% в 2008 году.

Наряду с изменением поведения российского бизнеса, предполагается значительное увеличение прямых иностранных инвестиций. (12.Слайд Динамика прямых иностранных инвестиций и притока капитала) В инновационном сценарии их доля в ВВП повышается с 1,6%ВВП в настоящее время до 2-2,5%ВВП в 2008 году. Мы предполагаем, что присвоение России инвестиционного рейтинга всеми тремя рейтинговыми агентствами, а также ожидаемое вступление в ВТО, через 1,5-2 года приведут к масштабному притоку иностранных инвестиций и с 2007 года Россия может из чистого экспортера превратиться в чистого импортера капитала. Конечно, нам предстоит создать для этого все необходимые внутренние условия.

Существенный вклад в решение проблемы повышения темпов роста и диверсификации экономики вносит и предусмотренное во втором, инновационно-активном сценарии увеличение государственных капиталовложений с 3% ВВП в 2005 году до 3,7% ВВП к 2008 году. В первом, инерционном сценарии, они замораживаются на нынешнем уровне в 3% ВВП.

Конечно дело не в количестве, а в качестве государственных инвестиций. Мы предполагаем, что государственные капиталовложения будут идти в первую очередь на такие инфраструктурные и высокотехнологичные проекты, которые смогут дать значительный долгосрочный системный эффект. Другими словами, государственные инвестиционные расходы - это финансирование нового программного подхода к развитию экономики, решению задач ее диверсификации и технологической конкурентоспособности. Государственные инвестиции нацелены не на вытеснение частных инвестиций, а на снижение рисков частного бизнеса и на развитие частно-государственного партнерства.

Следует сказать, что в настоящее время у нас только две отрасли, которые развиваются высокими темпами - это связь и телекоммуникации. Это отрасли с высокой добавленной стоимостью, дающие достаточно быструю отдачу на вложенные средства. Государственные инвестиции должны помочь создать бизнесу новые очаги роста производства товаров и услуг. Можно привести пример из опыта Франции, где одобрено создание Агентства промышленных инноваций с бюджетом около 2 млрд. евро и программы формирования 15 региональных центров технологической конкурентоспособности, с бюджетом около 750 млн. евро. Цель этих проектов - обеспечить Франции новые конкурентные инновационные позиции в глобальной конкуренции.

7. Результаты реализации сценариев

В результате ускоренного роста отраслей, ориентированных на внутренний рынок (их темп повысится с 5,7% до 7,1%), произойдут структурные сдвиги в производстве и экспорте. В основном они будут связаны с реализацией отраслевых стратегий развития, и более интенсивно будут происходить в условиях инвестиционного варианта.

С ростом спроса на продукцию отраслей промышленности, производящих продукцию конечного потребления, возрастет и доля инвестиций в эти отрасли (с 7,3% в 2004 г. до 8,5% в 2008 г.). При этом доля инвестиций в добывающие отрасли, в связи со снижением внешнего спроса на продукцию этих отраслей, снизится с 22,1% в 2004 г. до 18,9% в 2008 году.

(13.Слайд динамики структурных сдвигов в экономике) В 2003-2004 годах локомотивами экономического роста выступали нефтедобыча и металлургия. В среднесрочной перспективе мы ожидаем смены лидеров, прежде всего за счет торможения роста нефтедобычи и металлургического комплекса. В результате доля добывающих отраслей в совокупном выпуске промышленности, с 49% в 2004 г. до 45-47% в 2008 году, доля обрабатывающих отраслей промышленности возрастет с 51% в 2004 г. до 53-55%.

(14.Слайд динамики выпуска отдельных промышленных товаров) Особенно быстро продолжится рост производства отдельных товаров, ориентированных на потребление населения. Так, производство телевизоров уже в 2004 году по отношению к 2000 году выросло более чем в 3,5 раза,; производство холодильников, соответственно, в 1,9 раза.

Однако доля этих динамично развивающихся производств в общем объеме производства пока слишком незначительна, чтобы явно повысить темпы роста промышленности. Основные отрасли сектора конечного спроса - машиностроение, легкая промышленность, пока практически стагнируют, и весь прирост внутреннего инвестиционного и потребительского спроса сейчас удовлетворяется за счет импорта, а не отечественного производства. И на устранение этой диспропорции направлен весь комплекс мер активной государственной политики - от поддержки малого бизнеса до реализации стратегий развития всех секторов экономики.

Прогнозируемые темпы роста промышленности в 5,5-5,6% невозможно достичь без значительной перестройки структуры российского экспорта. К 2008 году изменится и структура экспорта, где возрастет доля экспорта продукции с более высокой степенью переработки. В среднесрочной перспективе мы ожидаем, что замедлением динамики экспорта энергоносителей и металла будет в значительной мере компенсировано сохранением высоких темпов экспорта машин и оборудования (около 9 процентов в год).

Динамичный рост экономики и реализация государством масштабного социального пакета обеспечат в 2005-2008 годах высокие темпы роста денежных доходов населения. (15.Слайд динамики доходов населения) В 2008 году, по отношению к 2004 году, денежные доходы населения в номинальном выражении возрастут по инерционному варианту примерно на 80%, а по основному варианту - более чем на 90%. Это связано прежде всего с запланированным удвоением за четыре года заработной платы в бюджетной сфере и средних пенсий, что должно остановить процесс их растущего отставания от заработков в частном секторе.

С другой стороны, мы прогнозируем сохранение динамичного повышения заработной платы, которое обусловлено не только ростом производительности труда и высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики, но и позитивным эффектом снижения с 1 января 2005 года ставки ЕСН. Хотя пока, по итогам первого квартал, повышения собираемости ЕСН и сокращения теневого рынка труда не видно, об этом еще рано говорить. Мы ожидаем, что эффект легализации заработной платы все же сыграет свою роль и добавит к росту реальной заработной платы около 1 проц. пункта. В целом реальная заработная плата может повысится за четыре года на 45%, что превысит темпы роста экономики. При этом перераспределение доходов в пользу работников будет сопровождаться сокращением с 2007 года общей численности занятых, прежде всего за счет бюджетной сферы.

8. Об изменении роли бюджета и перспективного финансового плана. (16.Слайд основных параметров ФБ)

Сценарные условия включают предварительную оценку основных параметров федерального бюджета на 2005-2008 годы. Эти цифры будут уточняться, когда позже будет представлен Перспективный финансовый план развития экономики на среднесрочную перспективу.

Однако мне хотелось бы сказать, что в существующих условиях, когда уже нельзя рассчитывать на рост экономики преимущественно за счет мировой конъюнктуры, необходимо менять подход к бюджетной политике.

Нам надо найти компромисс между функциями бюджета по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности и финансированию развития и реформ. Если для обеспечения первой функции надо наращивать Стабилизационный фонд и профицит бюджета, то для решения задач развития мы должны идти на увеличение расходов бюджета, особенно инвестиционного характера, при значительном повышении их эффективности.

Мы не можем пока отказаться от профицитного бюджета, так как это угрожает значительным ускорением инфляции. С другой стороны, наращивание профицита и сохранение низкой цены отсечения обрекает нас на темпы роста не выше 5,5-5,8% в год и фактическое замораживание реформ. Компромиссом между этими задачами является повышение цены отсечения до 27 долл., что позволяет стабилизировать непроцентные расходы бюджета на уровне около 15%ВВП, а профицит снижается до 1,6%ВВП в 2006 году и до 1-1,2% в последующие годы. При этом должен соблюдаться жесткий подход к планированию всех расходов и их эффективности, на что направлена, в частности, работа по бюджетированию по результатам. Однако без этих новых подходов к бюджетной политике, мы не сможет решить задачи развития, и упустим окно возможностей, которое представляет нам внешнеэкономическая конъюнктура и существующий потенциал доверия населения.


Благодарю за внимание.


2005-04-07
Источник: МЭРиТ


Док. 294763
Перв. публик.: 07.04.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 570

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``