В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутаты поставят общественность под контроль власти Назад
Депутаты поставят общественность под контроль власти
Группа депутатов Госдумы вчера внесла в палату проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Большинство предложенных поправок касаются законов "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". После их вступления в силу учредить такую организацию в России станет гораздо сложнее, а уже существующие объединения попадут под жесткий контроль федеральной власти.

По заветам президента

Как подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту, его разработка была вызвана необходимостью уточнить порядок госрегистрации некоммерческих организаций (НКО) "в связи с отсутствием в законодательстве механизма контроля за их деятельностью". Осуществлять этот контроль, по мнению авторов поправок, необходимо по двум основным направлениям: во-первых, государство должно точно знать, сколько в стране таких организаций, а во-вторых, быть в курсе того, чем именно и на какие деньги они занимаются.

Согласно федеральному закону "О некоммерческих организациях", к ним относятся структуры, "не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками". Законом предусмотрены семь форм НКО, в том числе общественные и религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства.

Нерешенность проблемы учета связана с тем, что по действующему закону эти организации вправе "функционировать без госрегистрации и приобретения прав юридического лица". А, стало быть, о существовании подобных структур государство может и не подозревать. Правда, заставить все общественные объединения регистрироваться думцы не рискнули, ограничившись пунктом о том, что организации, не желающие получать статус юридического лица, должны "уведомить" госорганы о своем создании и начале деятельности. Но и этого достаточно, чтобы Минюст и Федеральная регистрационная служба (ФРС) получили полный список всех 400 тыс. некоммерческих организаций в России.

Для решения второй проблемы авторы поправок предложили обязать НКО регулярно предоставлять в регистрирующие органы (то есть в ФРС) не только сведения об их деятельности, но и "финансово-хозяйственные документы". А ФРС при этом наделяется правом осуществлять контроль за расходами НКО на предмет их соответствия уставным целям этих организаций. Другими словами, если ФРС узнает, что какой-нибудь фонд защиты сирот перечислил средства в избирательный фонд некоего кандидата в депутаты, это будет считаться нарушением закона со всеми вытекающими последствиями в виде приостановления деятельности и последующей судебной ликвидации организации.

Наконец, есть в законопроекте и еще одно новшество - это принципиально новое основание для отказа в госрегистрации НКО. Если до сих пор отказать организации в регистрации можно было по причине несоответствия ее устава Конституции либо из-за несоблюдения ею установленной процедуры, то теперь причиной отказа может стать фигура учредителя НКО. Согласно поправкам, организация не будет зарегистрирована, если "цели, задачи и формы деятельности" ее учредителя "противоречат Конституции" или "направлены на осуществление экстремистской деятельности, способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем". Как и кем будет оцениваться факт "экстремистской деятельности" или "легализации", в проекте не поясняется. Но можно предположить, что, скажем, предъявленное Генпрокуратурой совладельцу ЮКОСа Леониду Невзлину обвинение в отмывании денег может послужить для ФРС достаточным основанием для отказа в регистрации любой организации, в учредителях которой значится господин Невзлин.

"У меня волосы на голове от ужаса шевелятся!"

Хотя в пояснительной записке к проекту нет прямой ссылки на слова Владимира Путина о недопустимости финансирования политической деятельности из-за рубежа, сказанные им 20 июля 2005 года на встрече с правозащитниками, это замечание, похоже, стало для депутатов руководством к действию. Правда, конкретных фактов на этот счет до сих пор обнародовано не было, если не считать озвученного в августе требования депутата Госдумы от ЛДПР Николая Курьяновича закрыть Московское бюро по правам человека, которое "финансируется из-за рубежа и ведет откровенно конъюнктурную, а может, где-то даже и подрывную деятельность по дискредитации общественно-политического образа и имиджа России".

Зато информации о финансировании из-за рубежа "оранжевых революций" в странах СНГ в СМИ было предостаточно. Так, в конце июля 2005 года французский журнал Le Nouvel Observateur подробно рассказывал о том, как оппозиция на Украине и в Грузии получала финансовую поддержку от американских неправительственных организаций German Marshall Fund, Freedom House и от Фонда Сороса. А поскольку угрозу "оранжевой революции" в России Кремль считает вполне реальной, вчерашние поправки, видимо, должны стать препятствием для повторения подобных сценариев в России.

"Это контрреволюционный законопроект. Он связан с фобиями против "оранжевой революции" и с представлениями, что некоммерческие организации и есть та сила, через которую организуются и финансируются такие революции,- подтвердил Ъ президент института национального проекта "Общественный договор", член совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Александр Аузан.- В связи с этим хотел бы напомнить депутатам слова президента Путина 20 июля. Мы обсуждали вопрос о роли некоммерческих организаций в украинской революции, и президент высказал следующую мысль: "Я понимаю, что там были западные деньги. Но давайте скажем откровенно: причиной революции является не то, что есть некоммерческие организации, а то, что режим прогнил и цеплялся за власть"".

"Общая политика Кремля в последние пять лет направлена на усиление контроля над всеми важными сферами,- пояснил Ъ президент фонда "Индем" Георгий Сатаров.- Единственный сектор, который до сих пор оставался вне этого контроля,- общественные организации. Кроме того, Кремль не скрывает, что боится финансирования "оранжевых революций" из-за рубежа. Эти поправки призваны не допустить этого".

Однако представители общественных организаций полагают, что новый проект направлен на борьбу не с "оранжевой революцией", а именно с ними. "У меня волосы на голове от ужаса шевелятся! Эта разработка президентской администрации полностью порабощает гражданское общество в России, это бюрократическо-полицейский закон тоталитарного государства!" - заявил Ъ руководитель информационно-аналитической службы некоммерческого общественного движения "За права человека" Евгений Ихлов. По его мнению, "после вступления этого закона в силу единственным общественным движением станет Общественная палата при президенте России". "Этот проект полностью ликвидирует самостоятельные общественные организации, они оказываются на крючке",- подытожил он.

"Нас напрямую касается право органа госрегистрации в любой момент запрашивать финансовые документы. Это еще один способ давления на общественные организации и вмешательства в нашу деятельность",- считает глава общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал"" (правозащитный центр "Мемориал") Олег Орлов. "На каком основании гражданам России, пусть и совершившим ранее что-то противозаконное, может запрещаться участвовать в учреждении объединений? Это нарушение конституционного права",- заявил он Ъ.

"Это безобразный законопроект, мы будем его громить и употребим все силы, чтобы он не стал законом",- заверила Ъ руководитель региональной общественной организации "Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений" (Московская Хельсинкская группа) Людмила Алексеева. По ее мнению, "власть присваивает себе право решать, соответствует ли наша деятельность уставу, и намеревается вмешаться в то, что совершенно не должно ее волновать. Во всех нормальных странах общество контролирует власть, а у нас наоборот".

09.11.2005
http://www.sovetpamfilova.ru/text/1997/?parent=42

Док. 294757
Перв. публик.: 09.11.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 430

  • Алексеева Людмила Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``