В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не хватает воспитания Назад
Не хватает воспитания
Основная беда российского правосудия в том, что государство не защищает свидетелей и жертв преступлений. А те в свою очередь не хотят помогать государству бороться с нарушителями закона. Как следствие - размытая статистика, нераскрытые уголовные дела, затянутое судопроизводство, люди, поплатившиеся за честность собственным здоровьем. Причины и способы выхода из кризиса обсудили участники проходившего вчера в Госдуме "круглого стола" на тему "Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России". А накануне мы встретились с одним из его участников, первым заместителем председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Валерием ГРЕБЕННИКОВЫМ .- Валерий Васильевич , расскажите, в каком положении в России находятся люди, помогающие следствию.- Что касается свидетелей, а уж тем более потерпевших, они ничем не защищены. Мы рассчитываем на них как на главный источник сведений о преступлении. Они должны помочь объективному выяснению всех обстоятельств дела, сотрудничать со следственными органами, содействовать своими показаниями тому, чтобы преступник понес заслуженное наказание.При этом мы забываем о том, что у преступника есть друзья и пособники, которые могут как-нибудь воздействовать на свидетеля или жертву. Сначала звонят, потом приходят и спрашивают:"А может, ты все перепутал? Может, не так все было, как ты рассказал следователю?" Если свидетель упорствует, ему могут угрожать, шантажировать, наносить ему или членам его семьи телесные повреждения. Людей убивают, калечат, подкладывают мины, воруют родственников - мы все это слышим слишком часто. Свидетеля нужно защищать, потому что он способствует тому, чтобы преступнику было предъявлено обвинение.- Как же защитить свидетелей и потерпевших?- До недавнего времени государство не принимало никаких мер. Всего два с половиной года назад был принят закон о защите прав свидетелей и потерпевших в уголовном процессе - хороший, грамотный, правильный закон.Но у него есть один "маленький" недостаток - он не исполняется и не может исполняться, потому что все его нормы требуют материального подкрепления. Многие из обязанностей возлагаются на органы милиции - охрана свидетелей, предоставление им возможности сменить документы, место жительства, работу. У милиции нет для этого средств. Это бюджетное учреждение, у которого все деньги - целевые. А если, например, конкретному человеку и его семье на время надо сменить место жительства? В принятой Правительством в конце прошлого года программе по реализации этого закона выделяются такие смехотворные деньги, что всерьез об этом говорить нельзя.- Какую же сумму не пожалело Правительство?- 50 миллионов рублей на три года. А закон и программа касаются нескольких ведомств: МВД, Прокуратуры, ФСБ, МЧС, Министерства юстиции, Миграционной службы. По восемь миллионов в год, каждому примерно по 1 миллиону рублей. Причем чтобы министерство получило хоть что-нибудь из этих денег, оно должно предварительно, на стадии подготовки бюджета, написать заявку в Министерство финансов. Таким образом, то, что было принято в 2006 году, ничего не решает на 2007 год. В этом году ни одно министерство денег не получит хотя бы потому, что программа принята после утверждения бюджета.Любое ведомство должно в рамках целевой программы написать заявку с обоснованиями в Минфин и заранее просчитать, сколько им понадобится денег. А как Министерство внутренних дел может узнать, сколько людей к ним обратятся в 2008 году? Допустим, министерство вовремя напишет заявку с приблизительными подсчетами и получит 500 тысяч рублей. А сколько стоит квартира, смена документов, содержание специального засекреченного аппарата в МВД, который будет заниматься защитой свидетелей и потерпевших?..Этим людям тоже нужно платить деньги, и немалые, ведь все мы знаем, как человек бывает слаб и как легко подорвать его решимость хранить в тайне секретные сведения.Закон не может работать в том виде, в котором он находится сейчас, и при установленном для него механизме реализации.Мы должны подумать, как обеспечить выделение достаточных средств на оперативной основе.- Наверное, дело не только в законодательстве.Часто люди вообще не обращаются в милицию, потому что не хотят связываться с сотрудниками правоохранительных органов, избегают общения с ними. Как изменить такое отношение?- Если спросить милиционера, кому он служит, он ответит: я работаю на государство. Так это ведь государство создало милицию, чтобы она охраняла людей и им служила. Пока милиция не обслуживает людей, она государству не нужна. Милиция работает на деньги налогоплательщиков, которые платят им за службу. Милиция работает у людей по найму. Но никто и никогда об этом не говорил, и милиции выгодно сейчас ощущать себя этакими терминаторами с дубинками внутри корпорации, которая сама себя защищает от людей, а всех остальных считает врагами.- Сталкивались ли вы лично с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей милицией?- Как у водителя у меня контакты с милицией возникают главным образом на дороге. Всякий раз, когда меня останавливают, мне приходится спрашивать милиционера, неужели уже отменена Инструкция о порядке общения, утвержденная министром внутренних дел. Они шалеют и смотрят на меня непонимающими глазами. Эта инструкция предписывает милиционеру подойти к гражданину и представиться, а только потом предъявлять претензии. А они агрессивно пренебрегают своими обязанностями. Нам надо изменить мышление российской милиции, и понадобятся десятки лет, чтобы объяснить им, что они существуют для людей.- За границей людей защищает не только милиция. Там есть крупные правозащитные организации, занимающиеся правами свидетелей и потерпевших. Когда нечто подобное появится у нас?- Это еще один аспект. Надо привлекать к этой работе широчайшие круги общественности, потому что государству самому не справиться с этими проблемами.Опыт ознакомления с защитой свидетелей в других странах показывает, что до тех пор, пока при содействии государства, под его опекой не будет создано мощное правозащитное движение по защите прав потерпевших, положение не изменится. В Германии, Великобритании, Нидерландах, Чехии существуют такого рода движения. Все они созданы на общественных началах, там бесплатно работают волонтеры в симбиозе с государственными органами. Часто человеку нужна просто юридическая помощь или психологическая защита.Как показывает статистика, людей, которые оказываются пострадавшими от правонарушений, за год в нашей стране насчитывается - около 17 миллионов. А помощь в рамках закона о защите прав свидетелей и потерпевших в прошлом году получили 502 человека. Это значит, что миллионы людей в очередной раз перестали быть нашими союзниками.- Подытожив сказанное, какие меры вам кажутся первоочередными?- Во-первых, нужны деньги на реализацию закона о защите прав свидетелей и потерпевших. Во-вторых, необходима воспитательная работа среди сотрудников правоохранительных органов, в ходе которой они бы поняли, что обязаны не только ловить преступников, но и заботиться о людях. В-третьих, мы обязательно должны воспитывать в людях ощущение необходимости взаимопомощи.В Государственной Думе рабочая группа, созданная в январе этого года, работает над внесением изменений в закон о защите прав потерпевших и свидетелей, в Уголовно-процессуальный кодекс, в законодательство об организации судебной системы, возможно, в законы о здравоохранении и "Об образовании".


Парламентская газета. Москва

16 Февраля 2007 г.




Док. 294747
Перв. публик.: 16.02.07
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 196

  • Гребенников Валерий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``