В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Северный поток` без экологических рисков Назад
`Северный поток` без экологических рисков
Над чем работали комитеты и комиссии Госдумы?
Комитет Государственной Думы по экологии провел координационное совещание в Санкт-Петербурге. Обсуждались вопросы, связанные с решением экологических проблем при реализации проекта строительства сухопутного и морского участков Северо-Европейского газопровода (СЕГ).
Стратегический по своему значению для России, беспрецедентный по техническим параметрам и жизненно важный для энергоснабжения стран Западной Европы проект осуществляется в сжатые сроки при неоднозначном к нему отношении со стороны некоторых стран Балтийского моря. Согласно проекту, пуск Северо-Европейского газопровода назначен на 1 октября 2010 года. Значительная сухопутная часть газопровода пройдет по территории Ленинградской области. Здесь же, в бухте Портовая, начнется и морской участок, так называемый "Северный поток" (Nord Stream).
В интервью корреспонденту "ПГ" председатель Комитета Госдумы по экологии Владимир ГРАЧЕВ рассказал о своем видении проблем и перспектив этого проекта.
- Владимир Александрович , насколько, на ваш взгляд, сопоставима экономическая выгода нашей страны от прокладки Северо-Европейского газопровода с экологическими рисками, возникающими на его же фоне?
- Экономическая выгода для России очевидна. Наша страна должна экспортировать свои энергоресурсы, и мы хотим при этом, по возможности, исключить политическое влияние на этот процесс третьих стран. Те инциденты, которые произошли уже с Украиной и Белоруссией, говорят о том, что экспортировать газ лучше напрямую. Экологические риски этого проекта связаны в основном с тем, что Балтика - это вообще сложное море. Это одна из самых судоходных акваторий. По Балтийскому морю осуществляется оживленная перевозка нефтепродуктов, это "внутреннее" море сразу для семи государств, в нем затоплено около трехсот тысяч тонн химического оружия. Это важный фактор, который действительно может оказать влияние на экосистему Балтийского моря. Тем не менее я считаю, что все эти проблемы можно решить, если внимательно к ним подойти: с привлечением общественности, с соблюдением законодательства. Надо тщательно выбрать коридор, по которому прошел бы газопровод. Нет особых причин для того, чтобы искать какой-то альтернативный (не морской путь), а именно на этом сейчас настаивают многие страны.
- Кто будет решать, где именно пройдет подводная нить газопровода?
- Решать, где именно проложить газопровод, будет проектирующий консорциум Nord Stream. Это сложная задача. Морское дно - это не ровная площадка. Это своеобразные горы и долины, но только под водой. Необходимо обойти те места, где находится скопление химического оружия. Еще одна опасность заключается в том, что 80 процентов бочек с химическими веществами разгерметизировались. Их содержимое в виде гелей уже попало в донные отложения. За последние годы было зарегистрировано 362 случая, когда рыбаки доставали эти отравляющие вещества. Были уже и поражения людей, и поражения морепродуктов. Датские рыбаки знают, когда видят некую красноватую массу в своих сетях, что это бывшее химическое оружие. Чтобы исключить такие случаи, необходимо принять определенные международные нормы и правила. Все эти вопросы мы обсуждали в Санкт-Петербурге.
- Какие решения были приняты?
- Принят целый протокол, он еще будет дорабатываться. Но главное решение совещания состоит в том, что необходимо очень серьезное экологическое сопровождение всего этого проекта. Нужен отдельный раздел, посвященный химическому оружию, нужно очень вдумчиво подойти к тому, чтобы соблюсти все нормы международных конвенций в сфере охраны окружающей среды. Это, в частности, так называемая Хельсинская конвенция и Конвенция "Об охране окружающей среды в трансграничном аспекте". Мы должны соблюсти также все международные нормы, представляя проект на обсуждение общественности в России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии, Литве, Латвии и Эстонии. Интересы всех этих стран будут затронуты при прохождении Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря.
- Не может ли произойти так, что международная оценка окажется отрицательной, и от строительства на дне морском придется отказаться?
- Я как эколог оцениваю вероятность положительной оценки достаточно высоко. Однако если мы будем пытаться решать проблемы наскоком, то можем получить и отрицательный эффект. Научно-технический прогресс сейчас получил настолько серьезное развитие, что строительство такого трубопровода вполне возможно. Тем более что опыт подобного строительства имеется. "Голубой поток" прошел через Черное море, и все нормально. А Черное море - тоже не подарок для строителей. Там огромные глубины, а их нижняя часть вообще заполнена сернистыми газами.
- Какие-то работы в Балтийском море сейчас ведутся?
- Работы собственно по строительству Северо-Европейского газопровода начаты пока только на суше. А в море ведутся только разведочные и исследовательские работы. На сухопутной части тоже есть проблемы. Они возникают, например, при переходе рек Шексны в Вологодской области, Волхова, Невы и Сайменского канала в Ленинградской области. Для подготовки трассы на территории Ленинградской области предстоит вырубать леса и рекультивировать полосу протяженностью около 500 км и шириной 45 50 метров. Кое-где придется отчуждать сельхозугодия и нарушить почвенный покров. На территории Ленинградской области трасса газопровода должна будет пересечь 40 автодорог, 17 железнодорожных путей и на отрезке в 100 километров будет уложена в скальном грунте. На совещании все эти вопросы обсуждались в присутствии представителей природоохранных служб. По их мнению, пока все идет нормально, с соблюдением законодательства.


Парламентская газета. Москва

30 Января 2007 г.




Док. 294680
Перв. публик.: 30.01.07
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 330

  • Грачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``