В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нам не денег не хватает, а совести Назад
Нам не денег не хватает, а совести
ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА

Что мешает бороться с теми, кто загрязняет леса и поля

Владимир Грачев председатель Комитета Госдумы по экологии

Сегодня вопросы экологии для нас равносильны гамлетовскому "быть или не быть". А если быть, то какими? Об этом и о многом другом размышляет председатель Комитета Госдумы по экологии Владимир Александрович Грачев в разговоре с корреспондентом "ПГ".

- Владимир Александрович, проблема отходов - одна из главных экологических проблем страны. Все мы на себе ощущаем, как становится труднее дышать, видим горы мусора вокруг и, чего доброго, скоро будем жить на одной большой свалке и ходить в противогазах. Перспектива, прямо скажем, безрадостная# - Действительно, проблема превращается в самую злободневную, особенно для крупных мегаполисов. Взять, к примеру, Москву. В столице выбросы в воздух составляют 1 млн. 900 тыс. тонн ежегодно. А всего отходов образуется около 12 млн. тонн в год. Это колоссальные цифры. Поэтому, естественно, во всех регионах, особенно в крупных городах, экологические проблемы стоят очень серьезно. Одна из главнейших - загрязнение атмосферного воздуха. Сейчас, осенью, когда усилились потоки транспорта, стало особенно заметно, как в городе буквально нечем дышать. На всех магистралях, ведущих по Москве в область, превышение допустимых концентраций составляет минимум два раза. А ведь это непосредственно влияет на здоровье, в частности на сердечные заболевания людей.

- Но, может быть, с этими проблемами, общими для всех постиндустриальных стран, нужно просто примириться? Противопоставить такому нашествию нам, похоже, нечего...

- Не совсем так. Проблему загрязнения атмосферного воздуха удалось решить многим европейским государствам. Причем простым способом: у них запрещены все виды техники и горючих материалов, загрязняющих воздух. Если это бензин, то применяется стандарт "евро-4". А у нас, извините, "евро-2", а можно встретить и ниже. Бывает и просто какой-нибудь самопальный бензин. Соответственно выбросов больше, так как никак не можем отойти от наших устарелых норм и перейти на общеевропейские. Современные наука и технологии помогают значительно снизить все вредные выбросы. Это очень важная, в том числе законодательная, проблема.

- Значит, и от вас лично, и от ваших коллег многое зависит. За чем же дело стало? - В нашем комитете разработан закон о переходе в мегаполисах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, на стандарт топлива "евро-4", и о том, чтобы в этих городах не продавались и не эксплуатировались машины, не соответствующие данным стандартам.

Очень серьезное положение сложилось в промышленных городах. Например, Кемерово. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обращался к нам в комитет, и мы рассматривали этот вопрос. Суть такова. В центре города находятся два крупнейших химических предприятия. Они выбрасывают в воздух огромное количество вредных газов, пыли и т.д. Кроме того, там много отходов от добычи угля. Все это оказывает огромное негативное влияние на жизнь и здоровье населения. Нужны законодательные регламентации жизни подобных предприятий в городах, и мы обязательно решим этот вопрос.

- Надо полагать, Кемерово - не единичный негативный пример?

- Это касается и многих других городов России. К сожалению, нам досталось плохое наследство - металлургические предприятия зачастую расположены прямо в городе. Мы просто травим людей. Взять Липецк. Новолипецкий металлургический комбинат рапортует: все прекрасно. А когда мы берем реальные справки... Вот я вам читаю заключение санэпиднадзора: в Липецке наблюдается рост степени загрязнения атмосферного воздуха по диоксиду азота в 1,4 раза, оксиду углерода - 1,2 раза. А оксид углерода, как известно, - это яд! Одна десятая миллиграмма убивает человека, смертельная доза. Дальше. Превышение свинца - в 1,6 раза. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Липецке остается очень высоким. На расстоянии 1000 метров от факела ОАО НМК зарегистрировано превышение по 10 ингредиентам из 25 определяемых, в том числе по сероводороду, нафталину, фенолу, азоту, взвешенным веществам от 1,2 до 3,7 пдк (предельно допустимое количество). Или возьмем курортные города. Минеральные Воды, например. Прямо в городе работает спиртозавод, сливает барду - вонища идет на весь город. От силы за километр - областная больница. Ну что это такое? Разве нельзя запретить? Надо просто забрать лицензию на производство спирта!

- Не могу не задать вопрос, который волнует москвичей: долго еще московский НПЗ будет травить столичных жителей?

- Некоторые предлагают закрыть нефтеперегонный завод в Капотне, который травит весь юго-восток Москвы, и вынести в область. Но что, если он в области будет травить людей, лучше? Поэтому я считаю, что его просто надо закрывать. Почему? Потому что у нас есть прекрасные заводы, производящие "евро-4". Вот этот бензин лучше гнать сюда по нефтепроводам, цистернами привозить. Зачем в Москве и Московской области, где огромная плотность населения, производить бензин? Я бывал на этом предприятии. У них там стоят, как я говорю, "чумазейные бадейки", то есть емкости, облитые нефтепродуктами. Выделение газов, протекания в землю, окружающей среде наносится огромный вред... В Подмосковье, в городе Видное, есть коксогазовый завод. Зачем он здесь нужен? 100 тонн в год выбрасывает в атмосферу цианистого водорода, сильнейшего яда! И все это впитывают растения на юго-востоке столицы. Это безобразие давно надо прекратить. Мы, как депутаты, принимаем все усилия, чтобы эти предприятия перестали травить людей, ведь нет ничего дороже здоровья. Говорят, нам иногда не денег не хватает. Нам совести не хватает. Для того чтобы не выбрасывать мусор, никаких средств не надо. Посмотрите на подмосковные леса - все загажено. Самой важной задачей в области экологии считаю пропаганду, просвещение и образование. К сожалению, люди никак не могут взять в толк, что если они выбросили в окно электрички пакет с мусором, то тем самым разбросали вреднейшие вещества, которые потом, когда станут разлагаться через воду, воздух, растения, будут впитывать и сами они, и их дети. Если ты сливаешь масло, кислоту, выкидываешь старый аккумулятор или шины, нужно ясно сознавать: все это к тебе вернется с той же питьевой водой. Ну погубим природу, что дальше?

Так что вопрос отходов - очень серьезный вопрос. Им надо заниматься системно. Сортировка отходов - проблема и законодательной, и исполнительной власти. Но главное - преодолеть экологически негативное сознание людей, их элементарную экологическую безграмотность. Именно это чаще всего и губит нашу природу. - Но ведь существует и такая точка зрения: главное - производство, научно-технический прогресс. А оглядка на природу лишь тормозит наше развитие, в том числе экономическое.

- Никакими экономическими причинами и целями нельзя оправдать действия тех, кто загрязняет природу. Добывайте, производите, но так, чтобы не травить людей, не уничтожать плодородие почв, не выбрасывать в воздух вредоносные примеси. Очень серьезные меры по наказанию нарушителей следует принимать в нашей стране. Контролирующие службы должны работать лучше. А нужные законы есть. Они в значительной степени уже сейчас действуют. Но есть еще поле для совершенствования - и самих законов, и законоприменительной практики. Ведь по закону, конечно, нельзя ни сливать отходы, ни превышать пдк. Но все-таки и сливают, и превышают. Поэтому следует ужесточить экологическое законодательство, чтобы те, кто нас постоянно травит, в зависимости от степени содеянного несли не только административную, но и уголовную ответственность.


Парламентская Газета. Москва

13 Октября 2005 г.





Док. 294655
Перв. публик.: 13.10.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 358

  • Грачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``