В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
5 апреля 2005 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на VI Международной научной конференции `Модернизация экономики и выращивание институтов`, проводимой Государственным университетом - Высшей школой экономик Назад
5 апреля 2005 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф выступил на VI Международной научной конференции `Модернизация экономики и выращивание институтов`, проводимой Государственным университетом - Высшей школой экономик
Тезисы выступления Г.О. Грефа:

Уважаемые коллеги!

В продолжение темы выращивания институтов как необходимой предпосылки для модернизации экономики хочется подчеркнуть, что эта задача является ключевой для устойчивого экономического роста. Тема конференции, таким образом, крайне актуальна.
Экономика России сохраняет довольно высокие темпы экономического роста, достигшие уровня 7,1% в прошлом году. Это довольно неплохой показатель. Но, к сожалению, во многом этот рост обусловлен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. В этом году нефтяные цены продолжают держаться на крайне высоком уровне, но мы не можем рассчитывать на них как на основной фактор роста.

Для абсолютного большинства стран, решающих проблемы увеличения темпов экономического роста, наиболее важным вопросом является недостаток капитала. Нам, благодаря хорошей конъюнктуре цен на товары российского экспорта, удалось обойти эту проблему. Проблема привлечения средств для российского бизнеса тоже стоит сегодня не так остро, как ранее. При этом мы столкнулись с другой проблемой - рост спроса (как со стороны населения, так и со стороны государства) не поддерживается ростом предложения
Другим словами, у потребителей есть деньги и желание их потратить, а производители при наличии ресурсов для организации производства не очень стремятся это делать. В чем же проблема? Прежде всего, в низком качестве социально-экономических институтов. В современной глобальной открытой экономике, частью которой Россия является, инвестиционные ресурсы перемещаются очень быстро. И решение инвесторов зависит прежде всего от доверия - доверия к экономике, правительству страны. В свою очередь доверие основывается, во-первых, на открытости органов власти, четкости следования заявленному курсу, и во-вторых, на эффективности существующих в стране социально-экономических институтов. Решение этих задач - прямая обязанность Правительства и ключ к обеспечению устойчиво высоких темпов экономического роста.

Экономические успехи последних лет, точнее внешнее проявление развития экономики в виде роста ВВП, объема промышленного производства и так далее, позволили правительству сбавить темпы осуществления институциональных преобразований. Сокращение темпов и качества проведения институциональных преобразований - очень серьезная проблема. В отсутствие активных действий Правительства по осуществлению реформ, основанных на открытых процедурах принятия решений, мы рискуем дискредитировать прорабатываемые сейчас механизмы взаимодействия государства и бизнеса - и концепцию усиления роли саморегулируемых организаций и частно-государственное партнерство.
Основной движущей силой стабильного долгосрочного экономического роста может быть только частный бизнес, функционирующий в конкурентных условиях. Таким, образом, создание экономических институтов, позволяющих бизнесу эффективно развиваться, является ключом к решению поставленной Президентом задачи обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста.

Тем не менее, приходиться констатировать, что преобразования идут крайне медленно. А те, которые идут, часто осуществляются неудовлетворительно. Примеры всем известны.
При этом в Правительстве, в органах власти в целом, нет кризиса идей. Явно видны болевые точки, четко известно, в какую сторону нужно двигаться для решения проблем. Есть кризис управления. Сегодня мы проходим трудное испытание - испытание высокими ценами и сверхдоходами бюджета. В этих условиях велик соблазн не проводить сложные, но необходимые реформы, а жить сегодняшним днем. Также все более явно проявляется неспособность существующей административной машины четко и эффективно осуществлять необходимые действия - будь то проведение институциональной реформы или реализация конкретного инфраструктурного проекта.
В английском языке существует такое понятие - "road map" - "дорожная карта". Это пошаговое описание действий. Пользователь даже может не знать, почему именно этой дорогой он идет, но он обязательно придет в точку назначения оптимальным путем. Сегодня мы должны научиться разрабатывать такие "дорожные карты" для каждой реформы, чтобы каждое действие каждого ведомства было согласовано между собой.

В этой связи правительству необходимо:
Первое. Перейти к проектному подходу в осуществлении реформ;
Второе. Выработать четкую политику по развитию приоритетных секторов, прежде всего инфраструктуры.
По сути, речь идет о применении элементов бизнес-планирования, проектного менеджмента в государственном управлении. Любой проект должен раскладываться на следующие шесть составляющих:
- цели;
- задачи;
- инструменты и меры (набор действий в определенной последовательности);
- ресурсы и сроки;
- ответственные ведомства и конкретные чиновники;
- риски.

Этот подход должен распространяться на все действия министерств, именно в такой структуре необходимо планировать и осуществление институциональных реформ, и реализацию отраслевых, инфраструктурных проектов.

Я в своем выступлении специально не стал заужать тему сегодняшней конференции, не заострял внимание на том, что надо делать в той или иной области, какие институты нам выращивать. Ключевая проблема сегодняшнего дня, на мой взгляд, состоит в неспособности Правительства вырастить эти институты, и именно на ее решении нам предстоит сосредоточиться в ближайшее время.


2005-04-05
Источник: МЭРиТ


Док. 294501
Перв. публик.: 05.04.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 473

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``