В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
5 апреля 2005 года Министр Г.О. Греф выступил на парламентских слушаниях по теме: `Налоговая реформа, состояние и перспектива` Назад
5 апреля 2005 года Министр Г.О. Греф выступил на парламентских слушаниях по теме: `Налоговая реформа, состояние и перспектива`
Тезисы выступления Министра Г.О. Грефа на парламентских слушаниях на тему:

"Налоговая реформа: состояние и перспективы"

5 апреля 2005 года.

В настоящее время налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года No 95-ФЗ окончательно оформилась структура налоговой системы России: в частности, в первой части Налогового кодекса Российской Федерации была установлена и введена в действие система налогов и сборов.

Вместе с тем, как показывает практика пробелы в законодательстве и недостаточная ясность формулировки правовых положений зачастую приводят к тому, что правоприменительные органы при администрировании налогообложения интерпретируют ту или иную норму права в свою пользу. В этой связи субъекты предпринимательской деятельности зачастую оказываются незащищенными от противоправных посягательств со стороны контролирующих органов.

Поэтому в рамках основных направлений налоговой политики главное внимание должно быть уделено совершенствованию налогового администрирования, направленного, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, а также создание для них максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

В этой связи, в настоящее время Минфином России совместно с Федеральной налоговой службой, Минэкономразвития России и Минюстом России ведется работа по созданию проектов федеральных законов о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В рамках указанной работы Минэкономразвития России в адрес Минфина России направило предложения по внесению изменений и дополнений в части первую Налогового кодекса и главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса.

Однако ряд предложений Минэкономразвития России не нашли своего отражения при подготовке законопроектов.

Разногласия не были сняты и в ходе проведения согласительных совещаний и рабочих встреч.

Среди предложений, представленных Минэкономразвития России в части внесения изменений и дополнений в часть первую НК РФ не нашли своего отражения вопросы регламентации проведения мер налогового контроля.

1. Четкое разграничение видов налоговых проверок.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два вида налоговых проверок - камеральные (документальные) и выездные.

Камеральная проверка - имеет своей целью оперативное выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком при определении объектов налогообложения и исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а также устранение этих ошибок путем установления достоверных сведений о суммах налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками, и направления налогоплательщикам соответствующих требований. На данном этапе налогового контроля должны проверяться логические связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
Целью выездной налоговой проверки является правильность формирования налоговой базы и исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей.

Вместе с тем, как показывает практика, по количеству и видам запрашиваемых налоговыми органами у налогоплательщиков документов, камеральные проверки, по сути, превращаются в выездные.

Однако, по мнению Минэкономразвития России, камеральные проверки должны осуществляться только на основе налоговой и бухгалтерской отчетности с использованием регистров бухгалтерского и налогового учета. Камеральные проверки не должны служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представленный законопроект не решает указанную проблему и возлагает на камеральную проверку функции и задачи не свойственные ей, дублируя, тем самым, выездную проверку и препятствует ведению деятельности хозяйствующим субъектом.

Кроме того, законопроектом предусматривается введение отдельного вида проверок - встречная налоговая проверка. Вместе с тем, действующее законодательство о налогах и сборах встречную налоговую проверку не выделяет в отдельный вид мероприятий налогового контроля, поскольку указанная проверка носит характер дополнительного мероприятия налогового контроля и должно проводиться в рамках выездной проверки и в те же сроки.

2. Установление предельного срока проведения всех выездных проверок, осуществляемых в течение года и регламентация процедур приостановления выездной проверки.

В настоящее время согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выездные проверки могут осуществляться по одному или нескольким налогам, в порядке контроля за деятельностью налогового органа вышестоящим налоговым органом, а также при реорганизации и ликвидации организации. Таким образом, у налоговых органов появляются основания проводить проверки практически круглогодично.

По мнению Минэкономразвития России, необходимо установить, что общая продолжительность всех выездных проверок, осуществляемых в отношении одного налогоплательщика в течение календарного года не должна превышать 5 календарных месяцев. При этом все меры дополнительного налогового контроля (экспертиза, встречные проверки) должны быть осуществлены в течение этого же периода.

Еще одним из ключевых вопросов, затрудняющих деятельность налогоплательщиков является приостановление выездных проверок и продление их срока, поскольку это не соответствует принципам налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности, приводит к нарушению прав налогоплательщиков. На практике, зачастую, приостановление проверки сводится к продлению ее сроков по причине неэффективности внутренней организации и взаимодействия в системе налоговых органов.

Законопроект также не решает указанную проблему.

Минэкономразвития России считает необходимым установить в Налоговом кодексе, что вынесение налоговым органом решений о приостановлении налоговых проверок с продлением их срока не допускается, за исключением случая, когда приостановление проведения налоговой проверки производится по мотивированному заявлению налогоплательщика.

3. Взимание штрафов с авансовых платежей.

Ряд положений законопроекта предлагают рассматривать авансовый платеж в качестве самостоятельного вида платежа наряду с налогом и сбором с применением одинакового порядка его взыскания, в том числе, с применением штрафных санкций.

Такой подход не может быть поддержан ввиду его несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации в силу действия которой, на физических и юридических лиц возлагается обязательность по уплате законно установленных налогов и сборов, но не авансовых платежей, имея ввиду, что налоговая база в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах формируется только по итогам каждого налогового периода.

4. Взыскание штрафа на основании решения налогового органа.

В законопроекте предусматривается возможность взыскания штрафа на основании решения налогового органа (т.е. в административном порядке).

Однако, указанное предложение не соответствует правоприменительной практике изложенной в решениях органов судебной власти. Как отметил в своем Постановлении от 20 мая 1997 г. No 8-П Конституционный Суд Российской Федерации статья 35 Конституции Российской Федерации, закрепляя гарантии охраны частной собственности законом и возможности лишения имущества не иначе как по решению суда, распространяет их как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Таким образом, возможность взыскания штрафа на основании решения органа исполнительной власти (налогового органа) является неконституционным.

В целях совершенствования действующего порядка применения налога на добавленную стоимость (НДС) Минфином России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

В целом ряд предлагаемых законопроектом решений может способствовать совершенствованию действующего порядка применения НДС. Однако, следующие предложения Минэкономразвития России не нашли в указанном законопроекте своего отражения.

1. По поставкам товаров в рамках экспортных контрактов с целью совершенствования системы мер по налоговому регулированию в целях поддержки экспорта.

На сегодняшний день возмещение НДС при экспорте осуществляется в течение 6-7 месяцев с даты подачи декларации при отсутствии претензий к пакету документов со стороны налоговой инспекции. В соответствии с НК РФ этот срок должен составлять 3 месяца. Срок возмещения НДС через суд составляет около 12 месяцев.

Таким образом, из оборотных средств налогоплательщиков отвлекается значительные средства. Экспортер кредитует государство, неся при этом существенные издержки в виде потерь по процентам за кредиты при пополнении оборотных средств.

Предложенные Минфином России поправки в части экспорта, а это, по сути, только исключение специальной декларации по ставке "0" процентов не решают проблем экспортеров.

Минэкономразвития России неоднократно направляло свои предложения в части совершенствования системы мер по налоговому регулированию в целях поддержки экспорта. Был предложен комплекс мер по применению налоговых вычетов по НДС, оптимизации комплекта документов, представляемых в соответствии с НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки "0" процентов, исключение из налогооблагаемой базы авансов, полученных в рамках экспортных контрактов.

Оптимизация перечня документов, обосновывающих нулевую ставку.

Предлагалось исключить из перечня документы, подтверждающие оплату товара иностранным покупателем, транспортные и товаросопроводительные документы при обосновании применения ставки "0" процентов при поставках товара.

Изменение момента определения налоговой базы при реализации.

Моментом определения налоговой базы по экспортным поставкам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных НК РФ. По мнению Минэкономразвития России, момент определения налоговой базы по экспортным поставкам должен определяться в соответствии с нормами, устанавливаемыми законопроектом в отношении внутренних поставок. Налогоплательщик должен иметь право применить ставку "0" процентов при реализации продукции, а в течение определенного времени подтвердить право применения ставки документами в соответствии с НК РФ.

Применение единых норм взимания налога по экспорту и на внутреннем рынке ведет к выравниванию условий налогообложения, снижению налоговой нагрузки на экспортеров.

Предоставление вычета в общем порядке

Право на налоговые вычеты по экспортным поставкам определяется как момент подачи всех документов, обосновывающих нулевую ставку. В то же время, вычет по внутренним поставкам применяется в момент "появления" налоговой базы. Таким образом, специальный порядок применения вычетов при экспортных поставках ухудшает положение экспортеров, по сравнению с поставщиками внутреннего рынка.

В системе НДС не должно применяться ограничение права вычета, в особенности, при реализации мер по поддержке экспорта российских товаров.

2. Налогообложение авансов, полученных налогоплательщиками в счет будущих поставок товаров (работ, услуг) в том числе предоплат, полученных по экспортным контрактам.

В Российской Федерации налогообложение авансов создает существенные проблемы для предприятий с длительным циклом изготовления продукции по следующим причинам: не принимается к вычету НДС по выданным авансам на приобретение товаров (работ, услуг) до момента получения этих товаров (работ, услуг), суммы НДС из бюджета своевременно не возмещаются.

При переходе на единый метод исчисления НДС необходимо отменить обложение НДС авансовых платежей.

В законопроекте не предусмотрено взимание НДС с авансов, полученных по поставкам экспортных товаров, цикл производства которых составляет свыше 6 месяцев.

3. Вычет НДС при осуществлении капитального строительства.

В целях стимулирования инвестиционных процессов законопроектом предлагается установить вычет налога по материальным ресурсам, приобретаемым для работ капитального характера, в том числе, выполняемым строительными организациями в течение срока реализации инвестиционных проектов, до окончания строительства объектов и ввода их в эксплуатацию.

Однако, следует отметить, что при отсутствии реализации предоставление вычета при приобретении основных средств, при осуществлении капитального строительства представляться не будет.

Минэкономразвития России считает, что при реализации инвестиционных проектов новыми компаниями следует предоставлять вычет по капитальным вложениям в объекты, которые будут в дальнейшем использоваться для облагаемых операций.

4.Обложение НДС ввоза на территорию РФ технологического оборудования комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В законопроекте предлагается исключить норму, в соответствии с которой ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, не подлежит налогообложению НДС.

Указанная правка поддерживается при условии исключения ограничений вычетов по НДС при осуществлении капитальных вложений и своевременном зачете (возврате) НДС в соответствии с нормами, установленными НК РФ, в противном случае это окажет негативное влияние на инвестиционный климат.

5. Неденежные формы расчетов.

В НК РФ предлагается внести дополнение, в соответствии с которым сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Обязывание налогоплательщиков проводить расчеты между собой только с помощью безналичных расчетов платежными поручениями, исключая предусмотренные гражданским законодательством другие формы расчетов, является нарушением гражданского законодательства, и приводит, кроме того, к дополнительному изъятию оборотных средств налогоплательщиков.

6.Порядок возмещения налога.

Предлагается внести дополнения в статью 176 НК РФ, в соответствии с которыми порядок возмещения налога не применяется в случае, если на момент подачи заявления о возврате сумм налога налогоплательщик имеет неисполненные обязательства по уплате налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, по которым использовано право на вычет за соответствующий налоговый период.

Таким образом, при наличии кредиторской задолженности возврат налогоплательщику сумм налога не производится.

Следует отметить, что таковая задолженность может существовать, например, по длящимся поставкам, при получении товарной отсрочки, обусловленной договором.

Минэкономразвития Росси не поддерживает данную поправку.

Для улучшения администрирования НДС с целью стабильного и прогнозируемого пополнения источников доходов бюджета и расходов в части возмещения НДС, с одной стороны, и снижения нагрузки косвенного налогообложения, с другой стороны, следует создать систему Единого информационного пространства по НДС.

Данная система должна предусматривать консолидацию информационных ресурсов налоговых и таможенных органов, банковского сектора с целью подтверждения объемов и правомерности расчетов по НДС.

Совместное формирование и использование информационных ресурсов требует наличия соответствующей нормативно-правовой базы. Для координации этой работы считаем целесообразным создание специальной координационной рабочей группы с последующей подготовкой соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.

Решение указанных проблем возможно только путем комплексной автоматизации деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на основе обеспечения централизованного доступа к информационным ресурсам и разработки новых автоматизированных информационных систем контроля за фактическим вывозом товаров и транспортных средств при экспорте с использованием предварительного информирования таможенных органов и информации, поступающей от таможенных органов других государств, а также разработки автоматизированной системы по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства организациями - экспортерами и правомерности возмещения НДС, рассчитанного по ставке "0" процентов.

Другой мерой, позволяющей улучшить администрирование НДС, является создание и ведение открытого (публичного) федерального реестра налогоплательщиков НДС, системы накопления и анализа информации, содержащийся в счетах-фактурах, а, возможно, и банковских выписок, представляемых налогоплательщиками в электронном виде.

Открытый (публичный) федеральный реестр налогоплательщиков по НДС позволит налогоплательщикам проверить нахождение контрагента в данном реестре, подтвердив правомерность использования вычета по налогу.

Таким образом, открытый федеральный реестр, по нашему мнению, является защитой добросовестного налогоплательщика от предприятий, не являющихся плательщиками НДС или фирм, которые используются при незаконных "серых" схемах.

Основным документом, необходимым для начисления и обоснования вычетов по НДС должен являться счет-фактура, который отражает всю информацию, необходимую для исчисления и уплаты налога.

Принцип системы накопления и обмена информацией по НДС предусматривает обязательное ведение электронной базы данных для хранения и обработки информации, поступающей от плательщиков НДС, обмен информацией в системе налоговых органов.

Предлагаемая мера поможет отслеживать технологические цепочки производства от сырья до конечной продукции, оценить соответствие реальным затратам применяемых налогоплательщиками цен и, тем самым, эффективно бороться со случаями лжеэкспорта и незаконного возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость.

Применение системы единого информационного пространства подразумевает наличие современных компьютерных технологий не только у налогоплательщиков, но и в налоговых и таможенных органах. В силу этого, создание данной системы является высокозатратной мерой, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Минэкономразвития России подчеркивает, что изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации должны вноситься только при условии готовности налоговых органов к получению и обработке данной информации.

При отсутствии финансирования и невозможности обработки информации, полученной от налогоплательщиков, а также невозможности создания единой базы данных по счетам-фактурам, внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации является преждевременным.

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России нормы представленных законопроектов не обеспечивают баланса интересов ни государства, ни участников хозяйственной деятельности.



2005-04-05
Источник: МЭРиТ


Док. 294498
Перв. публик.: 05.04.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 526

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``