В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
29 марта 2005 года состоялась Коллегия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на тему: `Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2004 году и задачи Министерства на 2005 год`, н Назад
29 марта 2005 года состоялась Коллегия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на тему: `Итоги деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2004 году и задачи Министерства на 2005 год`, н
Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы подводим итоги деятельности Министерства за 2004 г. и намечаем задачи на 2005 г. У вас на руках имеется подробный доклад об итогах деятельности Минэкономразвития России за истекший год и сборник, посвященный итогам развития экономики, что избавляет меня от необходимости детального изложения данного вопроса. Остановлюсь кратко на основных итогах деятельности нашего Министерства в 2004 г.

1. Итоги работы Министерства в 2004 г.

Слайд 1. В соответствии с принципами административной реформы, основная задача Министерства состоит в реализации правоустанавливающей функции. Министерством в 2004 г. разработано и внесено в Правительство 58 законопроектов, также мы участвовали в подготовке еще 162 законопроектов. Это и Водный и Лесной Кодексы, и Закон о Недрах и Закон о закупках и ФЗ "О накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих" и закон, регулирующий доступ к информации государственных органов и создание единого кадастра объектов недвижимости и поправки в земельное законодательство. Также, в 2004 г. Минэкономразвития России обеспечило комплексное совершенствование законодательства о банкротстве, являющегося важным институтом рыночной экономики и обеспечивающим ликвидацию неэффективных компаний и возможность финансовой реструктуризации потенциально эффективных. В Государственную Думу внесен пакет из пяти законопроектов по банкротству, разработанных Министерством. Также велась серьезная работа по разработке нового закона о защите конкуренции, концептуально меняющего вектор антимонопольного регулирования.

Слайд 2. В истекшем году достигнут существенный прогресс на переговорах о присоединении России к ВТО. На взаимовыгодных условиях завершены переговоры с ЕС, Китаем и другими странами, на долю которых приходится около 80 процентов российской внешней торговли. В целом завершена работа над приведением российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. В результате проведенных Министерством торгово-политических мероприятий по снятию ограничений для доступа российских товаров и услуг отечественные компании получили возможность сохранить или увеличить свой экспорт более чем на 800 млн.ам.долларов (в 2003г. - на 400 млн.ам.долл.).

Слайд 3. Одной из важных задач Минэкономразвития России в 2004 г. было осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и Правительства Чеченской Республики по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Были достигнуты следующие основные результаты:

- обеспечена выплата компенсаций за утраченное жилье и имущество 39000 граждан, проживающих в Чеченской Республике;

- начато новое строительство жилья в г. Грозном;

- начата реализация проекта по созданию банковского городка в г.Грозном, как основы создания финансово-инвестиционной системы республики;

- начата разработка Схемы развития и размещения производительных сил в Чеченской Республике;

- в целях усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств и восстановительным процессом экономики Республики внедрена система мониторинга территории Чеченской Республики с использованием современных средств цифровой фотосъемки;

Реализация всего комплекса данных мероприятий позволила заложить основы перехода от режима восстановления к устойчивому социально-экономическому развитию Чеченской Республики.

Слайд 4. В 2004 году Министерством были усовершенствованы процедуры формирования и реализации федеральных целевых программ, являющихся действенным инструментом реализации приоритетных направлений развития российской экономики:

1. Уточнена система критериев формирования перечня ФЦП на среднесрочную перспективу с учетом их вклада в реализацию приоритетов экономической и социальной политики Российской Федерации;

2. Подготовлены и приняты Правительством изменения и дополнения в Порядок разработки и реализации ФЦП в котором:

а) сроки разработки ФЦП увязаны со сроками подготовки проекта закона о федеральном бюджете на очередной год;

б) ужесточены требования к принятию новых ФЦП;

в) предусмотрена подготовка концепций программ на вариантной основе;

г) усилен контроль за ходом выполнения ФЦП.

3. Подготовлены и поддержаны Правительством предложения по проведению формализованной оценки реализации программ за отчетный период с целью определения объемов их дальнейшего финансирования.

4. Подготовлен и внесен в Правительство Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.

Слайд 5. В 2004 г. во многом благодаря ранее созданной и развивающейся системе администрирования, а также сформированной в Министерстве профессиональной команде управленцев, мы в основном преодолели издержки периода реформирования и смогли эффективно выстроить после марта 2004 года деловые процессы в новой организационно-штатной конструкции ведомства. Более того, нами была проведена существенная работа по совершенствованию системы управления Министерством и подведомственными организациями.

Внедрены элементы управления по результатам. Подготовлен доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития, в котором четко обозначены цели, задачи, показатели деятельности министерства, проведена оценка затрат на их осуществление. Утвержден план по повышению результативности бюджетных расходов, который сегодня активно выполняется. В этом году мы планируем внедрить систему управления по результатам до уровня структурных подразделений министерства (и эта работа уже идет), и может быть даже до уровня отделов и конкретных сотрудников. Разрабатывается концепция создания системы внутреннего аудита результативности (комментарий: не финансовый аудит, а именно аудит результативности) - инструмента, позволяющего четко отслеживать сбои в процессе работы по достижению целей.

Также, мы создали современную коммуникационную сеть и мощный информационный центр. Эта фундаментальная база дала возможность обеспечить управление такими необходимыми в современных условиях инструментариями, как IP-телефония, уникальная для федеральных органов исполнительной власти система электронного документооборота, информационно-поисковые системы контроля исполнения поручений и хода законопроектных работ. Эти технологии позволили нам сформировать новый порядок планирования текущей работы. Каждый департамент имеет ежеквартальные ориентиры по своим задачам, которые основаны на планах Правительства Российской Федерации, планах и прогнозируемых показателях деятельности всего Министерства.

В 2004 г. Министерством проводились мероприятия, направленные на завершение процесса оптимизации торгпредств. Количество торгпредств предлагается сократить вдвое, одновременно укрепив в кадровом и материально-техническом отношении оставшиеся. Мы кардинально перестраиваем работу торгпредств, ориентируя ее, в первую очередь, на расширение и диверсификацию российского экспорта, увеличение притока инвестиций и укрепление конкурентных преимуществ России на мировом рынке. Для каждого торгпредства сформулированы конкретные задачи на 2005 г. и утверждены планы мероприятий по их реализации. В них содержатся реальные цифры повышения товарооборота и роста российского несырьевого экспорта в страну пребывания. Оценку результатов деятельности торгпредств мы намерены проводить на основе показателей по бальной системе.

Слайд 6. Сейчас в Министерстве, в отличие от 2003 года, не 58, а 17 департаментов. Организационное руководство обеспечивают, вместе с Министром, не 18, как ранее, а лишь два заместителя Министра. Анализ показывает, что мы еще не достигли оптимального баланса между нагрузкой и ресурсным обеспечением деятельности Министерства. Нагрузка на заместителей Министра по рассмотрению поручаемых Министерству вопросов возросла минимум в 5 раз (цифры указаны на слайде). Слайд 7. Аналогичная ситуация по департаментам. Цифры свидетельствуют, что при сокращении численности работников увеличилась нагрузка на руководящий состав департаментов, и мы имеем двойное и более увеличение нагрузки на каждого руководителя.

Слайд 8. Особая тема - участие Министерства в обеспечении работы Правительства Российской Федерации. Около трети всех вопросов к заседаниям Правительства, касающихся выработки стратегических решений и определения социально-экономической политики, готовится нашим министерством. При этом участвуем мы в подготовке большинства пунктов повестки дня.

Далее я кратко остановлюсь на результатах работы в 2004 г. служб и агентств, находящихся в ведении министерства.

Слайд 9. Федеральная Таможенная Служба России. В прошлом году таможенная служба Российской Федерации начала работать по новому Таможенному кодексу Российской Федерации. Велась работа по упрощению таможенных процедур, разработке и внедрению перспективных технологий, таких, как "Зеленый коридор", "Калининградский транзит", предварительное информирование и электронное декларирование, система управления рисками. К настоящему времени уже 15 таможенных постов перешли на оформление таможенных деклараций, поданных в электронном виде.

Эти нововведения способствовали тому, что более 98% грузовых таможенных деклараций оформлялись в предусмотренные Кодексом три дня и около 92% - за один день.

В 2004 году введено в эксплуатацию 24 объекта таможенной инфраструктуры, в том числе 6 автомобильных пунктов пропуска. Общая пропускная способность введенных пунктов составила почти шесть с половиной тысяч автомобилей в сутки.

По сравнению с 2003 годом прирост таможенных платежей в федеральный бюджет составил 462 млрд. руб., общие поступления превысили 1,2 трлн. рублей. Таможенные платежи обеспечили 41,6% доходной части федерального бюджета в 2004 году.

Слайд 10. Росимущество. В 2004 г. процедура приватизации была завершена по 565 пакетам акций (долям) в хозяйственных обществах и 525 ФГУП. Эффективность продаж федерального имущества, рассчитываемая как отношение числа реализованных пакетов акций к объявленным для продажи, в 2004 году составила 51% против 45% в 2003 году. Это произошло, в том числе за счет активного использования способов приватизации "второго эшелона" - продажа посредством публичного предложения и продажа без объявления цены. Эти вторичные по отношению к аукционам и специализированным аукционам способы предполагают снижение цены в процессе продажи и ориентированы на реализацию низколиквидных объектов федеральной собственности.

Бюджетное задание по доходам от приватизации на 2004 год было установлено в размере 63,3 миллиардов рублей, полученные доходы составили 65,8 млрд. рублей. Из числа наиболее крупных приватизационных сделок 2004 года можно отметить следующие: продажу 7,59 % акций "Нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" за более чем 58 млрд. руб. (58,1); продажу 17,84 % акций Магнитогорского металлургического комбината за 21,9 млрд. руб.

Росимущество обеспечило поступление в федеральный бюджет по дивидендам от участия в акционерной собственности - 17,2 млрд. рублей, перечислению прибыли федеральных государственных унитарных предприятий - 2,5 млрд. рублей, доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности - 11,9 млрд. рублей.

Слайд 11. Роснедвижимость. Роснедвижимостью совместно с органами велась целенаправленная работа по завершению инвентаризации и внесению сведений в автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра. Это позволяет существенно повысить показатели бюджетных поступлений от налогообложения объектов недвижимости.

В 2004 г. агентство обеспечивало консультационно-методическое сопровождение работ по кадастровой оценке земель всех категорий и видов функционального использования. По состоянию на 1 января 2005 года работы по государственной кадастровой оценке земель поселений завершены во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чеченской Республики. Работы по кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий полностью выполнены в 84 субъектах Российской Федерации, по оценке земель водного фонда - в 46 регионах России.

Росрезерв. Росрезерв продолжил работы по реализации государственной политики в сфере управления государственным материальным резервом, в числе которых основными являлись: сохранение потенциала федеральных стратегических запасов и поддержание их качества на требуемом уровне; предоставление государственных услуг регионам и организациям России; оказание гуманитарной помощи правительствам и народам стран ближнего и дальнего зарубежья. Запасы государственного резерва активно использовались при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. Ключевые проблемы 2004 г., которые определяют приоритеты на 2005 г.

Слайд 12. 2004 год можно считать достаточно успешным с точки зрения экономического роста и сохранения макроэкономической, политической и социальной стабильности, однако остается целый ряд нерешенных задач. В целом по темпам роста (7,1%) Россия превосходит развитые страны мира, но при этом уступает ряду стран с переходной экономикой, в том числе Китаю и странам СНГ. Остаются нерешенными существенные проблемы социально-экономического развития нашей страны, которые определяют приоритеты работы нашего Министерства и Правительства в целом на 2005 год.

Слайд 13. Среди множества иных проблем, подлежащих решению в следующем году, можно выделить 5 ключевых. Это:

Первая и основная проблема - снижение темпов роста в 2004 году и неудовлетворительное качество экономического роста.

2. низкое качество государственного управления,

3. недостаточный уровень развития человеческого капитала,

4. недостаточная интеграция России в мировую экономику,

5. наконец, неравномерность развития российских регионов и отсутствие стимулов для регионального развития.

Я остановлюсь более подробно на каждой из этих проблем.

Первое. Снижение темпов роста в 2004 году и неудовлетворительное качество экономического роста.

Слайд 14. Хотя в 2004 г. сохранились достаточно высокие темпы экономического роста, нельзя забывать, что существенная доля этого роста была обеспечена наращиванием объемов экспорта нефти и повышением мировых цен на нефть и металлы. Более того, некоторое замедление темпов роста в течение года происходило на фоне роста мировых нефтяных цен до рекордных отметок. Среднемесячные темпы реального роста ВВП, очищенные от сезонного фактора, начали снижаться во втором полугодии и по кварталам 2005 года составили 0,5% в первом квартале, 0,8% во втором, 0,5% в третьем, и 0,4% в четвертом квартале.

Слайд 15. Хотя в этом году нефтяные цены продолжают держаться на крайне высоком уровне, мы не можем рассчитывать на них как на основной фактор роста. Так, в период с 2000 по 2004 год среднегодовые темпы роста в нефтедобыче колебались от 5,8 до 10,9%. При этом к 2007 году рост в отрасли, по нашим оценкам, снизится до уровня 0,6 (составив 5,7% в 2005 году и 1,2% в 2006). В связи с этим мы должны в максимально короткий срок сформировать новый механизм экономического развития путем стимулирования диверсификации экономики.

В 2004 году продолжилось повышение инвестиционного рейтинга России. Однако, на этом благоприятном фоне увеличился отток капитала, а внутренняя инвестиционная активность российских компаний ослабла. В ряде сфер бизнеса, например, нефтедобыче и пищевой промышленности, произошло сокращение капиталовложений в реальном выражении. Сейчас норма инвестиций в основной капитал в России составляет 16,3% ВВП, что значительно ниже, чем даже у некоторых стран СНГ (так, на Украине норма инвестиций оценивается в 19,3%, в Казахстане 29,8%). Для повышения темпов роста экономики и технологического обновления нам нужно создать такие условия для бизнеса, чтобы норма накопления значительно возросла, а увеличение оттока капитала, которое мы наблюдали в прошедшем году, сменилось его чистым притоком.

Одна из ключевых проблем российской экономики - низкий уровень конкурентоспособности основной массы российских компаний. Из-за низкой конкурентоспособности основной массы продукции российских компаний, существенная часть прироста как инвестиционного, так и потребительского спроса удовлетворяется за счет импорта. Так, темп роста импорта машин и оборудования почти вчетверо опередил рост отечественного машиностроения, темп роста импорта потребительских товаров - в 3,6 раза выше их отечественного производства.

Слайд 16. При этом ухудшение конкурентоспособности нельзя объяснить только укреплением курса рубля. Основные причины в другом. Это, прежде всего, отставание значительной части отечественной продукции по качеству от импортных аналогов и быстрый рост ключевых издержек - по оплате труда, стоимости металлов и топлива. На снижении конкурентоспособности отразилось и то, что в 2004 году не удалось развить наметившуюся в 2003 году тенденцию ускорения роста производительности труда в экономике. Во всех отраслях экономики, кроме сферы связи, темпы роста производительности труда отставали от темпов роста среднемесячной заработной платы. Таким образом, для обеспечения устойчивого развития экономики недостаточно стимулирования спроса, необходима также политика стимулирования предложения и эффективности экономики.

Стимулирование предложения товаров и услуг также приобретает особую важность для сдерживания инфляции. В прошедшем году нам не удалось снизить темпы роста потребительских цен до целевого уровня. В нынешнем году также будет чрезвычайно трудно уложиться в целевой ориентир 8,5%. Более активному снижению темпов роста потребительских цен мешает как рост денежного предложения из-за рекордного торгового сальдо, так и административное повышение цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, а также повышение спроса за счет увеличения доходов населения. Без достаточного увеличения предложения отечественных, а там где необходимо и импортных товаров, мы не сможем при сильном повышении спроса сбить инфляцию.

Слайд 17. Вторая ключевая проблема социально-экономического развития страны - это низкое качество государственного управления. Неэффективная работа государственных органов тормозит экономическое развитие страны. Основными проблемами в этой сфере остаются высокий уровень коррупции, избирательно правоприменение и непоследовательность в работе судебной и правоохранительной системы, в частности низкое качество услуг, которые государственные органы оказывают бизнесу и обществу.

Слайд 18. Третье - это недостаточный уровень развития человеческого капитала. Мы должны сформировать новый подход к использованию человеческого капитала для роста экономики. В первую очередь это создание всех условий для возможности работать и зарабатывать для активной части трудоспособного населения, создание предпосылок для расширения среднего класса. В 2004 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась с 20,3% до 17,8%. Но при этом, к сожалению, не сокращается дифференциация по доходам.

Необходимой составляющей создания условий для развития человеческого капитала является высококачественная система образования, отвечающая требованиям экономики и общества. Слайд 19. Наша страна же все больше и больше отстает как от развитых, так и от многих развивающихся стран по качеству образования. В частности, в рамках "Международной программы оценки учащихся" (PISA) в 2004 году была произведено оценка уровня образования школьников из разных стран и российские школьники заняли в рейтинге 29 место. Снижается доступность образования для многих учащихся вследствие расширения "теневой" оплаты.

Аналогичные проблемы можно наблюдать в здравоохранении. Мы находимся в числе "лидеров" в мире по количеству сердечно-сосудистых заболеваний, в 55 % случаев именно сердечно-сосудистые заболевания становятся причиной смерти россиян. Крайне низкой остается продолжительность жизни, и качество медицинского обслуживания играет в этой проблеме не последнюю роль.

Другой серьезнейшей проблемой в области человеческого капитала является сокращение численности населения трудоспособного возраста. В следующем году она сократится на 30 тыс. человек, в 2007 году - уже на 370 тыс., а в 2008 году - на 540 тыс. человек. Поэтому одним из важнейших факторов формирования трудового потенциала и его размещения по территории страны становится миграция населения. В то же время миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья имеет тенденцию к сокращению. Если в 2000 году положительный миграционный прирост населения страны на 22,3% компенсировал естественную убыль населения, то в 2004 году, согласно оценкам только на 5%. Эти демографические угрозы требуют формирования новых подходов к демографической политике и либерализации миграционного законодательства и регулирования.

Слайд 20. Четвертая проблема экономического развития нашей страны - это недостаточная интеграция России в мировую экономику, и прежде всего узкая, сырьевая направленность нашего экспорта. Экспорт топливно-энергетических товаров составил 51% в общем объеме экспорта товаров и услуг в 2004 г., металлов - 15%. Доля экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции ничтожно мала. Низкая конкурентоспособность продукции наших компаний в несырьевых секторах экономики, о которой я уже говорил, является основной причиной такого положения вещей. Для того, чтобы в нашей стране производилась продукция, конкурентоспособная на мировых рынках, необходимо стимулировать инвестиции частных компаний, как российских так и иностранных, содействовать развитию высокотехнологичных, наукоемких отраслей экономики и внедрению инноваций в традиционных отраслях.

Наконец, последняя негативная тенденция социально-экономического развития, которая требует активных действий Правительства, - это неравномерность развития российских регионов и отсутствие стимулов для регионального развития. На экране показана численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения по регионам. Цветом выделены 3 типа регионов: темно-зеленый - регионы с высоким уровнем развития; светло-зеленый - регионы со средним уровнем развития; и последняя группа - бледно-зеленый цвет - регионы с низким уровнем развития. Вы видите динамику развития ситуации в регионах с 1999 по 2004 год.

Следующий слайд - темпы роста ВРП. И на третьей картинке - развитие малого бизнеса в регионах, отраженное в числе малых предприятий (в тыс. ед. - по высоте столбцов) и объема производства малых предприятий (в млн. руб. на тыс. населения) с 1998 по 2004 год.

В настоящее время региональная экономическая политика ограничивается в основном сферой межбюджетного перераспределения и не является политикой развития, а основной экономический потенциал страны по-прежнему концентрируется в ограниченном круге высокоразвитых столичных и нефтегазовых регионов. 16 регионов страны производят больше половины валового внутреннего продукта, Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский Автономный Округ - около четверти.

3. Меры, направленные на решение проблем

Именно так мы видим наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития страны. Для их преодоления требуется активная работа Правительства в течение нескольких лет, и все это заложено в новой среднесрочной программе. Но, тем не менее, можно выделить ключевые, приоритетные направления деятельности, на которых необходимо сосредоточиться в 2005 году.

Первый вызов. Замедление темпов и неудовлетворительное качество роста.

В течение десятилетий ключевым понятием теории и практики экономического роста был капитал. Считалось, что надо его только где-то раздобыть (внутри страны или за рубежом) и будут решены все проблемы темпов экономического роста. Россия из-за благоприятной сырьевой конъюнктуры, как известно, не испытывает проблем с наличием денежных ресурсов.

Проблема в другом - в невозможности потратить заработанные деньги без серьезных негативных последствий для экономики из-за незрелости и несовершенства институциональной среды. С одной стороны, высока вероятность банального разворовывания выделяемых, как в черную дыру, бюджетных ресурсов со всеми отрицательными производными этого в виде коррупции, откатов, криминала; с другой - накачка экономики со стороны инвестиционного и потребительского спроса приведет к росту неконтролируемой инфляции с понятными последствиями, прежде всего, для рядовых граждан. Мы и так наблюдаем, как рост доходов населения, опережающий, кстати, темпы роста производительности труда, выталкивает показатели инфляции за ожидаемые границы.

Совершенно очевидно, что мы должны обратить особое внимание на снятие барьеров на пути предложения для уравновешивания факторов спроса. При этом, мы исходим из понимания, что экономика предложения в нашем случае не ограничивается лишь налоговыми новациями, что было характерно для многих западных стран, но предполагает облегчение доступа на рынки, снижение трансакционных издержек в целом, защиту конкуренции на рынках, включая местные и региональные, облегчение создания и регистрации новых бизнесов, поощрение нововведений, рост предложения квалифицированной рабочей силы.

В современной глобальной открытой экономике, частью которой является Россия, капитал постоянно сканирует мировые рынки в поиске места для собственного применения. В последние годы произошло изменение требований к качеству проводимых правительствами стран мира экономической и финансовой политики. Главным является доверие к проводимой государством политике. Это доверие базируется на трех основаниях. Во-первых, на репутации правительства, как приверженного жесткой и последовательной, в долгосрочном плане, макроэкономической политике, поддержанию высокого уровня конкуренции и экономической свободы. Во-вторых, на максимальной открытости и прозрачности (транспарентности) как самих процедур и мотивов принятия решений, так и всей необходимой для ведения инвестиционной и деловой активности информации. Слайд 21. В-третьих, на постоянных институциональных изменениях, гарантирующих долгосрочный экономический рост. Наше Министерство привержено этим принципам и готово в текущем году обеспечивать работу Правительства по созданию долгосрочных предпосылок роста, предполагающих сочетание активного проведения реформ как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. При этом необходимо отметить, что стабильность роста в долгосрочной перспективе возможна только при условии достаточной диверсификации структуры экономики, и это должно оставаться одним из долгосрочных приоритетов правительства.

Перечислю конкретные задачи, которые должно решить Правительство в целом, и наше министерство в частности, для решения стоящих проблем:

· Во-первых, мы непреклонно будем проводить макроэкономическую политику снижения инфляции и здоровых финансов.

· Во-вторых, необходимо сокращать нерыночный сектор, обеспечивая конкурентные условия функционирования экономических агентов. К сожалению, в последнее время один из основных элементов нерыночного сектора - так называемые естественные монополии - разрастаясь количественно, практически не претерпевают качественных изменений. Осуществляя внешние инвестиции, они, по сути, распространяют свою неэффективность и на другие сектора. При этом даже звучат предложения об ослаблении государственного регулирования цен в монопольных отраслях. Эту негативную тенденцию, безусловно, надо менять.

· В-третьих, стимулирование инвестиций, повышение доверия между обществом, бизнесом и властью. Это и совершенствование корпоративного законодательства, включающее переход на международные стандарты финансовой отчетности, и развитие финансовых рынков, и меры по повышению эффективности использования государственных ресурсов, в том числе с помощью механизмов частно-государственного партнерства. Отдельно стоит выделить необходимость дальнейшего совершенствования налоговой и амортизационной политики.

· В-четвертых, необходимо приложить максимум усилий для стимулирования инновационной активности, в частности, через внесение изменений в налоговое законодательство, создание особых экономических зон, другие меры, которые будут структурированы в Концепции создания инновационной системы.

· В-пятых , будет задействован потенциал природных ресурсов для обеспечения экономического роста, прежде всего через создание эффективного нормативного поля в области лесопользования, добычи полезных ископаемых и использования водных ресурсов страны.

· В-шестых, в 2005 г. будет активизирована деятельность по поддержке малого предпринимательства. У нас доля малого бизнеса в структуре ВВП непозволительно мала - в два раза меньше, чем в развитых странах. Хотя за последние два года наметилась положительная динамика в этом секторе, необходимо более серьезные усилия государства по активизации этого сегмента экономики. Это серьезный резерв экономического роста. В подготовленном нами постановлении Правительства предусмотрены следующие формы поддержки малого бизнеса - создание бизнес-инкубаторов, микрокредитование, венчурное финансирование, а также поддержка вывоза продукции малых предприятий на экспорт.

· Седьмое. Государство должно активизировать свою деятельность в области развития производственной инфраструктуры.

· И, наконец, необходимо создать условия для обеспечения российских компаний достаточными трудовыми ресурсами, прежде всего через выработку новых подходов к миграционной политике, стимулирование рынка жилья, прежде всего посредством распространения механизмов ипотечного кредитования.

Второй вызов. Низкое качество государственного управления.

Необходимо преодолеть разрыв между состоянием государственного управления и существующим социально-экономическим потенциалом страны путем кардинального повышения эффективности и результативности работы органов исполнительной власти.

Для решения этих задач Министерство разработало федеральную программу "Административная реформа (2005-2010 годы)". Программа предусматривает внедрение современных методов управления по результатам в органах исполнительной власти, оптимизацию управленческих процессов за счет завершения процесса оптимизации функций органов исполнительной власти, внедрения стандартов государственных услуг и административных регламентов. В ходе ее реализации будет обеспеченно существенное повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Значительное внимание в программе будет уделено созданию механизмов, препятствующих неэффективному государственному вмешательству в экономику; проведению реформы контрольно-надзорных органов, обеспечению прозрачности и эффективного взаимодействия органов власти со структурами гражданского общества. Одним из направлений реформы является передача части государственных полномочий саморегулируемым организациям.

Открытость государства - важнейшее условие доверия граждан и бизнеса к власти. Для этого уже в текущем году необходимо принять федеральный закон о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, основополагающий принцип которого - любая открытая информация, которой владеет государственный орган, должна быть предоставлена по запросу гражданина либо размещена в Интернете.

К сожалению, государство все чаще показывает свою неспособность четкого проведения сложных социально-экономических преобразований. Для изменения ситуации необходимо внедрить новый, проектный подход в планировании реформ. Мы должны научиться четко обозначать цели, задачи, определять инструменты и мероприятия по каждому проекту, анализировать риски, рассчитывать распределение ресурсов и прогнозировать возможные последствия преобразований. Этот процесс уже начался, и сегодня мы работаем над составлением Сводного доклада (доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 годы), в котором на основе поступающей из министерств информации попытаемся представить четкий, взвешенный по задачам и ресурсам план деятельности правительства на ближайшие три года.

Одним из механизмов, повышающих эффективность участия государства в экономических процессах, является инструмент частно-государственного партнерства. Сейчас мы ведем поиск возможных направлений сотрудничества государства и бизнеса, и уже сегодня видно, что потенциал этого механизма не ограничивается только инфраструктурными проектами, а может эффективно использоваться и при поддержке государством конкурентоспособных секторов, и, что очень важно, решать задачу развития социальной сферы.

Говоря об эффективности государственного управления, нельзя обойти вниманием проблемы в области судебной системы и правоохранительных органов. Какие бы хорошие мы не писали законы, какие бы формальные институты мы не создавали, без нормальной, эффективно действующей системы правоприменения все наши усилия будут напрасны. Именно поэтому задача реформирования системы судебных и правоохранительных органов должна стать одним из важнейших приоритетов, напрямую влияющих на состояние российской экономики.

Третий вызов. Низкое качество человеческого капитала.

Качество человеческого капитала является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность развития экономики, качество экономического роста на долгосрочную перспективу. В этой связи реформирование здравоохранения, образования, науки должно стать одним из важнейших приоритетов Правительства. Наряду с положительным влиянием на качество человеческого капитала, реформы в этих секторах должны привести к серьезному сокращению доли нерыночного сектора в российской экономике.

Другой фактор, серьезно влияющий на качество человеческого капитала - это мобильность населения. Российские граждане должны иметь возможность свободно перемещаться по стране, и это вопрос не только и не столько законодательных ограничений. Главный барьер для повышения мобильности граждан - неразвитость рынка жилья и недоступность ипотечных кредитов для большинства населения.

Еще одно направление деятельности правительства в рамках решения проблемы качества человеческого капитала - повышение эффективности социальной помощи. Она должна быть строго адресной, ориентированной исключительно на нуждающихся граждан. При этом инструменты оказания социальной помощи необходимо отрегулировать таким образом, чтобы они мотивировали людей к активной деятельности, социализации в обществе.

Четвертый вызов. Недостаточная интеграция в мировую экономику.

Российская экономика за последние 15 лет прошла длинный путь от автономного производственного комплекса, закрытого "железным занавесом" до страны, активно участвующей в международном разделении труда. Тем не менее, нам еще предстоит стать полноценным участником международной торговли.

При этом по мере дальнейшей интеграции в систему мирохозяйственных связей, мы неминуемо придем к необходимости диверсификации российской экономики. Диверсификации как географической, так и по товарным группам. Совершенно очевидно, что по большинству товаров мы не сможем выигрывать в ценовой конкуренции (прежде всего Китая, Индии). Поэтому наше место в мировой торговле должно определяться прежде всего высоким качеством экспортных товаров и услуг.

Главная задача 2005 года во внешнеэкономической сфере - завершение переговоров о присоединении России к ВТО. Предстоит согласовать условия нашего присоединения по ряду чувствительных для нас областей - это финансовый сектор, сельское хозяйство, авиация, телекоммуникационный сектор, автопром. Также необходимо завершить работу по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Мы продолжим работу по активизации деятельности Торгпредств, развитию механизмов стимулирования российского экспорта, лоббированию интересов российских предприятий на зарубежных рынках.

Другие важнейшие задачи, которые предстоит решить в 2005 году:

1. Региональная диверсификация приоритетов внешнеэкономических связей, углубление сотрудничества с региональными экономическими объединениями в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Реализация "дорожной карты" по Общему экономическому пространству с ЕС позволит перевести наши отношения от традиционного урегулирования текущих проблем к системной работе по созданию благоприятной бизнес-среды на основе совместимых правил регулирования торговли и инвестиционной деятельности.

В рамках форума АТЭС наша деятельность должна быть нацелена на дальнейшее повышение роли и веса России в этом важном интеграционном объединении, использование его механизмов для продвижения наших интересов в странах регионах, создания благоприятных условий для развития районов Сибири и Дальнего Востока.

2. Усиление охраны прав интеллектуальной собственности как стимул создания инновационной экономики и диверсификации экспорта.

Эффективная защита российских и зарубежных правообладателей, в том числе экспортеров, будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что также позитивно скажется на национальных экономических интересах России.

3. Поддержка крупного российского бизнеса в его экспансии на внешние рынки, как в традиционных отраслях, так и новых сферах, включая участие в процессах приватизации в зарубежных странах.

В условиях обострения международной конкуренции на мировых рынках за природные ресурсы как источник экономического роста мы намерены содействовать крупным российским компаниям в создании транснациональных вертикально интегрированных структур в горнодобывающих секторах Украины, Гвинеи, Нигерии, Ганы, Анголы, странах Латинской Америки.

4. Продвижение совместных инфраструктурных проектов, в том числе в рамках энергодиалогов с ведущими торговыми партнерами России - ЕС, США, Китаем, Индией, Республикой Корея.

5. Продвижение регионального сотрудничества для поддержки экспорта товаров, услуг и технологий российского среднего и малого бизнеса.

Пятый вызов. Неравномерность развития российских регионов и слабые стимулы регионального развития.

Региональная политика в последние годы сводилась, как правило, к техническому выравниванию бюджетной обеспеченности регионов. Это не только не создавало стимулов к развитию слабых регионов, но и дестимулировало сильных.

Нам нужно демонстрировать внятную региональную политику, ориентированную на создание реальных, практически действующих механизмов создания стимулов и мотивов экономического развития регионов. Создание взаимосвязи между деятельностью региональных и местных органов власти по развитию экономики и доходами их бюджетов - основа такого стимулирования. Для этого, в частности, необходимо:

- довести до завершения реализацию разграничения полномочий между федеральным центром и регионами;

- провести необходимую подготовку и практически осуществить реформу местного самоуправления;

- реализовать на практике систему межбюджетных отношений, предусматривающую стабильность доходных источников, закрепленных за региональными и местными бюджетами в рамках принятого разграничения полномочий;

- переориентировать программы развития регионов с поддержания существующей инфраструктуры на создание стимулирующих механизмов регионального экономического развития;

- осуществить внедрение новых форм и методов стимулирования регионального экономического развития путем создания условий и поддержки развития особых экономических зон, региональных и муниципальных проектов частно-государственного партнерства, межрегиональных экономических кластеров;

- осуществить комплекс мероприятий по оказанию поддержки в развитии "рынка" региональных инвестиционных проектов;

- создать четкую систему мониторинга социально-экономических процессов, происходящих в регионе (в том числе нормативно-правовой базы, хода реформ, инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, имеющихся формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса, инвестиционной привлекательности и т.д.).

3.1. Задачи для агентств

В рамках решения этих задач перед органами исполнительной власти, находящимися в ведении Минэкономразвития в 2005 г. стоят следующие задачи:

ФТС России. Ключевой задачей Таможенной Службы является продолжение перехода на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления, применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, при обеспечении выполнения плановых заданий Правительства Российской Федерации по перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей и недопущении незаконного оборота через таможенную границу оружия и наркотических средств.

Приоритетами деятельности являются:

1. Достижение оптимального соотношения времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля, и его эффективности, сокращение объема перемещаемых товаров, подлежащих фактическому контролю, до уровня, принятого в мировой практике.

2. Обеспечение максимально быстрого осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов.

3. Гармонизация и унификация таможенного законодательства Российской Федерации с учетом мировых стандартов, таможенного законодательства государств - участников СНГ, Союзного государства и государств - участников ЕврАзЭС.

4. Реализация мер по предотвращению коррупции в таможенных органах, укрепление кадрового потенциала и повышение социального статуса должностных лиц таможенных органов.

Росимущество. Основными задачами Росимущества в 2005 г. является:

1. Повышение эффективности управления федеральной собственностью, включая:

- повышение качества и полноты охвата участия представителей Российской Федерации в собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях;

-формирование четких и действенных процедур контроля за деятельностью унитарных предприятий, основанных на принципе сопоставления за отчетный период степени поставленных задач плановым показателям;

- совершенствование системы ведения реестра федерального имущества, изменив порядок сведений в него в объеме, необходимом для информационного обеспечения управления федеральной собственностью;

- переход к установлению ставок арендной платы исключительно на основе оценки рыночной стоимости передаваемого в аренду федерального имущества;

2. Вовлечение в рыночный оборот федерального имущества - в первую очередь реализация принципа соответствия состава федерального имущества полномочиям (функциям) Российской Федерации.

Роснедвижимость. Основными задачами Роснедвижимости является:

1. Завершение расчета кадастровой стоимости земельных участков с целью обеспечения возможности введения новой системы налогообложения земель.

2. Повышение эффективности осуществления государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель.

3. Проведение подготовительных работ, обеспечивающих осуществление функции государственного технического учета объектов капитального строительства в органах Роснедвижимости.

4. Разработка механизмов создания и ведения государственного кадастра недвижимости, включая разработку проекта федеральной целевой программы по созданию государственного кадастра объектов недвижимости на 2006-2011 годы.

Росрезерв. Основными направлениями деятельности по повышению эффективности системы госматрезерва являются:

1. совершенствование управления государственным материальным резервом, адекватное реагирование на мировые тенденции спроса и предложения по важнейшим стратегическим ресурсам посредством создания соответствующих запасов;

2. повышение эффективности работы агентства и системы в целом при размещении заказов на поставку продукции в госрезерв, а также при реализации выпускаемых из резерва материальных ценностей;

3. расширение прав и самостоятельности Минэкономразвития по принятию нормативных и правовых актов в сфере управления государственным материальным резервом, а также Росрезерва - по принятию решений при проведении операции с материальными ценностями с целью оперативного реагирования на события и конъюнктуру рынка.

4. Роль министерства и ресурсы

Слайд 22. Эффективное решение всех этих задач невозможно без обеспечения четкой координации деятельности правительственных органов, расчета возможных последствий преобразований, поиска оптимальных путей минимизации рисков.

Для этого в нынешнем году будет использован новый формат планирования деятельности Правительства. Сейчас нами готовится Сводный доклад Правительства о результатах и основных направлениях деятельности. Это не просто продление горизонта бюджетного планирования, а качественно новый подход и к бюджету, и к намеченным реформам. Все эти вопросы должны быть органично увязаны в новом формате организации работы субъектов бюджетного процесса и отражены в трехлетнем бюджете, макроэкономическом прогнозе и Сводном докладе.

В этой связи меняется наша роль в Правительстве. Минэкономразвития должно стать "штабом реформ", не только вырабатывая новые инструменты государственного управления, но и выполняя по сути функции координатора деятельности Правительства. Мы должны осуществлять взаимоувязку планов деятельности министерств, органично встраивая их в единую систему, находя оптимальное распределение ресурсов между приоритетными задачами.

Анализ и координация разработки институциональных преобразований и стратегий развития, предусматривающие четкий расчет последствий, становится одной из важнейших задач министерства. При этом планирование действий без планирования их ресурсного обеспечения теряет смысл. В этой связи нам необходимо более активно включаться в бюджетный процесс не только на стадии прогнозирования бюджетных доходов, но и на стадии определения направлений расходования средств. Стратегическое планирование деятельности Правительства и бюджетное планирование должны быть неразрывно связаны.

На сегодняшний день Правительство утвердило ряд документов, формирующих новую схему организации бюджетного процесса в увязке с процессом стратегического планирования. Фактически мы уже вовлечены в этот процесс. Можно назвать только основные направления деятельности: это и среднесрочная программа, и подготовка прогноза, и инвестиционные проекты, и анализ бюджетных докладов министерств, и подготовка сводного доклада Правительства.


2005-03-29
Источник: МЭРиТ

Очевидно, что при существующей нагрузке на аппарат министерства качественное выполнение новых важнейших функций, о которых я сейчас говорил, потребует дополнительных ресурсов. В ближайшее время мы подготовим соответствующие предложения и, надеюсь, получим поддержку Председателя Правительства в этом вопросе.



Док. 294487
Перв. публик.: 29.03.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 529

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``