В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
16 марта 2005 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф принял участие в мероприятии `Диалог с европейским бизнесом` Назад
16 марта 2005 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О.Греф принял участие в мероприятии `Диалог с европейским бизнесом`
Выступление Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса



Уважаемые дамы и господа!

Мне бы хотелось поблагодарить организаторов сегодняшнего мероприятия в лице Ассоциации европейского бизнеса и лично Райннера Хартмана и Йеруна Кеттинга. Я всегда положительно оценивал диалог бизнеса и государства. И считаю, что такое общение привносит больше открытости деятельности российского правительства для Вас. Очень надеюсь, что наш сегодняшний диалог будет действительно диалогом, и все смогут высказать свое мнение по вопросам, которые мы будем сегодня поднимать.

Я понимаю, что здесь собрались представители компаний из разных стран - не только европейских. И это даже хорошо, потому что мы стремимся к тому, чтобы создать равные условиях для всех. Все иностранные инвесторы без исключения получают в России национальный режим инвестирования. И мы не делаем здесь различий.

Для нас очень важно увидеть, как оценивают нашу работу сами инвесторы. Совсем недавно по инициативе Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и Минэкономразвития России был проведен опрос иностранных инвесторов. Возможно, очень многие из Вас приняли участие в этом проекте.

Недавно, я рассказывал об этом исследовании на встрече с Президентом Российской Федерации. И сейчас я хочу поделиться с Вами итогами опроса. Быть может Вам это будет интересно.

В опросе участвовало 158 крупных международных компаний, которые уже работают в России и которые еще рассматривают такую возможность.

Основные выводы, полученные в ходе проведения исследования, сводятся к следующему: в реальности инвестиционный климат в России лучше, чем принято о нем думать за рубежом. Во многом это заслуга зарубежных СМИ, которые являются порой основным источником информации о российской экономике.

Оказалось, что 80 % опрошенных иностранных инвесторов, которые вложили в российскую экономику, оценили свои проекты как успешные. И 78 % из них намерены расширять операции и инвестиции у нас в стране.

Что касается потенциальных инвесторов, то 65 % из них планируют осуществить инвестиции в Россию в ближайшие 3 года. А главное, мы выяснили, что каждый второй инвестор считает, что инвестиционный климат в нашей стране будет улучшаться.

На просьбу назвать 5 основных инвестиционных преимуществ России Вы перечислили следующие:

1) объем российского рынка;

2) устойчивые темпы роста экономики;

3) высокое качество и низкая стоимость рабочей силы;

4) макроэкономическая стабильность;

5) политическая стабильность.

В подтверждение назову несколько цифр.

5 лет российская экономика демонстрирует стабильно положительную динамику своих основных макроэкономических показателей.

По оценкам Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации рост ВВП в 2004 году составил 7,1%. Сохраняются позитивные тенденции роста промышленного производства - 6,1 %, в частности, обрабатывающая промышленность произвела в прошлом году больше на 9,1 % по сравнению с предыдущим периодом. В 2004 г. динамично развивался сектор связи. Он вырос на 23,1 %.

Инвестиционная активность оставалась по-прежнему на высоком уровне - 10,9 %.

Объем золотовалютных резервов на сегодняшний день превысил 134 млрд.долл.США.

Вот уже несколько лет подряд растет реальная заработная плата российских граждан. Рост в прошлом году составил порядка 8 %. По состоянию на конец сентября 2004 г. доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 18,7 %. Еще 5 лет назад этот показатель составлял 26,4 %.

Не остывает интерес иностранных инвесторов к российской экономике. По нашим данным в 2004 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 82 млрд. долларов США. В прошлом году в Россию поступило 40,5 млрд.долл.США иностранных инвестиций. Это на 36,4% больше, чем в 2003 г. Из них 9,4 млрд.долл.США поступило в виде прямых инвестиций (Справочно: рост - 39 %).

Среди 10 крупнейших стран-инвесторов в нашей экономике преобладают европейские: на долю Кипра, Германии, Франции, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Австрии и Швейцарии приходится порядка 79 % накопленного иностранного капитала и 82 % поступивших в прошлом году.

Давайте посмотрим на отраслевую структуру инвестиций европейских стран. В обрабатывающие производства было инвестировано приблизительно 12 % всех вложенных средств европейских стран, в добычу полезных ископаемых - 25 %, в оптовую и розничную торговлю - 24 %.

Как видите, отраслевая структура вложений европейских компаний не очень хорошо диверсифицирована. Мы заинтересованы в привлечении ваших инвестиций большей частью в отрасли обрабатывающей промышленности. И главное, для этого есть все: и квалифицированные кадры, и материальные ресурсы, и благоприятный налоговый режим.

Положительные тенденции, которые закрепились в российской экономике в последние годы, и политическая стабильность способствуют улучшению инвестиционной репутации России за рубежом. Об этом свидетельствует признание Европейским Союзом России как страны с рыночной экономикой. Наряду с этим на протяжении полутора лет нам был присвоен инвестиционный уровень кредитного рейтинга тремя ведущими рейтинговыми агентствами Moody"s, Standard&Poor"s и Fitch. (Справочно: последний был присвоен в конце января этого года - агентством S&P).

Существенный прогресс наблюдается и в улучшении институциональной среды для привлечения инвестиций. Об этом, в частности, свидетельствуют заключения экспертов ведущих международных экономических и финансовых организаций. По оценкам Института международных финансов наша страна по инвестиционной привлекательности стоит на одном уровне с Китаем.

На мой взгляд, перечисленные экспертные оценки - это признание правильности выбранного направления рыночных реформ. В соответствии с упомянутым ранее опросом, с этим согласен каждый третий инвестор.

Хочу поподробнее остановиться на тех направлениях институциональных преобразований, которые реализовывались весь прошлый год. А также постараюсь рассказать о новых веяниях этого года.

Условно разделю реформы на 2 блока: создание благоприятной инфраструктуры для активизации инвестиционной деятельности и повышение инновационной составляющей в российской экономике.

В рамках первого блока ключевым направлением можно считать реформу системы государственного управления. Весной прошлого года проведена реструктуризация вертикали государственной исполнительной власти. Это было сделано в целях повышения эффективности ее функционирования. В этом же направлении проведена большая работа по выявлению дублирующих и избыточных функций министерств и их устранению.

Сегодня мы имеем трехуровневую федеральную исполнительную власть: министерства, агентства, службы. Теперь федеральные министерства отвечают за формирование социально-экономической политики и разработку законов. К федеральным агентствам отошли функции по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг. А федеральные службы занимаются контролем и надзором.

Насколько удачно прошла реформа? Сложно судить об этом сегодня. Такая масштабная реформа редко проходит без ошибок. Я думаю, через пару-тройку лет можно будет с уверенностью сказать насколько новая система состоятельна.

Другим направлением, не менее важным, на мой взгляд, стала реформа в финансовом секторе. К сожалению, российские производители по-прежнему испытывают нехватку инвестиционных ресурсов. И связано это с недостаточно развитыми банковской системой и фондовым рынком.

Мы начали постепенно реализовывать систему страхования вкладов физических лиц. Страхование будет набирать обороты с каждым годом.

Ожидается, что это позволит привлечь в банковскую систему деньги российских граждан, которые из-за страха их потерять, находятся сегодня "под матрацами". А это миллиарды долларов США. Необходимо, чтобы деньги не лежали мертвым грузов на руках у населения, а пошли в высококлассные инвестиционные проекты отечественной промышленности.

Российский рынок корпоративных облигаций развивается бурно только потому, что на сегодняшний день это один из наиболее доступных для средних предприятий источников заимствований. С 1 января 2004 г. ставка налога на операции с ценными бумагами была понижена до 0,2 % от суммы эмиссии, но не более 100 тыс. рублей. Это позволяет выйти на рынок все большему числу российских предприятий, ищущих источники финансирования своих инвестиционных проектов.

Еще одним важным шагом на пути активизации инвестиционной деятельности стало принятие Федерального закона "О кредитных историях". Этот закон регламентирует функционирование нового для России института - кредитных бюро.

Таким образом, мы создаем условия для повышения прозрачности информации о кредитоспособности российских заемщиков. С одной стороны это позволит реализовать потенциал кредитования реального сектора, который накопился в банковском секторе, а с другой - облегчить доступ предприятий к инвестиционным ресурсам в экономике.

Большая работа была проделана в области регламентации деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Мы постарались снизить основные риски, стимулировать развитие новых финансовых инструментов и совершенствовать систему раскрытия информации эмитентами.

К тому же в 2004 году был принят ряд федеральных законов, который направлен на повышение защиты средств клиентов участников рынка ценных бумаг. В частности, были затронуты проблемы эффективной дивидендной политики и соблюдения финансовой и хозяйственной прозрачности компаний.

Я понимаю, что иностранным инвесторам сложно работать с национальными стандартами бухгалтерской отчетности. Это порождает проблему непрозрачности наших компаний. Сейчас ряд крупных российских компаний на добровольной основе составляют финансовую отчетность по международным стандартам, но это не получило широкого распространения. Поэтому необходимо осуществить переход российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности в масштабах всей экономики.

С этой целью Минэкономразвития России был подготовлен законопроект о консолидированной отчетности, который содержит регламент перехода российских корпораций на эти стандарты в обязательном порядке. На текущий момент этот законопроект прошел два чтения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Надеюсь, что его примут в первом полугодии этого года.

Ранее я упомянул о снижении налоговой нагрузки на эмитентов ценных бумаг. Но этим не исчерпываются все изменения налоговой системы.

В прошлом году принят федеральный закон, который расширяет перечень видов предпринимательской деятельности для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Это должно подстегнуть развитие малых предприятий, которым мы уделяем большое внимание.

С 1 января этого года значительно снижены базовые ставки по единому социальному налогу и изменена сама регрессионная шкала.

Я не могу не упомянуть о либерализации валютного законодательства. В июне прошлого года вступила в силу новая редакция закона о валютном регулировании и валютном контроле. Для нас это серьезный шаг вперед.

Главное достоинство этого закона состоит в устранении излишнего вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Он предусматривает переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к уведомительному.

Еще одним приоритетом экономической политики Правительства Российской Федерации является повышение прозрачности в экономике.

В конце декабря 2004 г. была принята новая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в Кодексе, направлены на создание необходимых условий для всестороннего развития территорий и учета мнений всех заинтересованных лиц при решении вопросов в области градостроительной деятельности.

С целью повышения эффективности использования водных и лесных ресурсов и создания прозрачных условий доступа к ним были подготовлены новые редакции Водного и Лесного кодексов. Недавно мы внесли проекты этих кодексов на рассмотрение в Государственную Думу. А завтра на заседании Правительства Российской Федерации будет рассмотрен проект новой редакции федерального закона "О недрах".

В рамках второго блока реформ, который направлен на усиление инновационной составляющей в экономическом развитии России, выделю несколько направлений.

Во-первых, это совершенствование института защиты прав на интеллектуальную собственность. В июле были приняты поправки в Федеральный закон "Об авторских и смежных правах". Теперь они обеспечивают соответствие положений закона Конституции Российской Федерации и международным договорам. Параллельно ведется работа по ужесточению санкций за нарушение законодательства об авторских и смежных правах. Усиление ответственности должно снизить объемы нелегального оборота.

Во-вторых, создание технико-внедренческих зон. На прошлой неделе Правительством Российской Федерации в целом был одобрен проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". На мой взгляд, это большой шаг вперед.

Основной целью создания особых экономических зон на территории Российской Федерации является активизация инновационной деятельности. В рамках особых экономических зон предприятия получат выгодные условия для развития перерабатывающего и наукоемкого производств.

В-третьих, расширение механизмов финансирования инновационных проектов. Минэкономразвития России ведет разработку концепции механизмов частно-государственного партнерства. Мы предполагаем, что задействовав эти механизмы, нам удастся увеличить объемы инвестиций в инфраструктурные проекты и научные разработки.

Развитие этого механизма предполагает расширение использования концессионных соглашений, а также практики смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ. В этой связи нашим министерством сегодня прорабатывается вопрос о разработке нормативной базы по концессионным соглашениям. Предполагается, что соответствующий законопроект будет рассмотрен Государственной Думой во втором чтении в марте 2005 г.

Несмотря на ту радужную картину, которую я сейчас перед Вами обрисовал, экономическое развитие российской экономики натыкается на ряд ограничений, преодолеть которые наша задача. И в этом направлении будет строиться социально-экономическая политика Российской Федерации, что мы уже отразили в проекте Программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

В основном эти ограничения сводятся к коррупции, административным барьерам и слабой прозрачности государственного аппарата.

Устранение первого ограничения главным образом связано с повышением качества работы системы государственного управления. Реформа идет, но есть целый ряд задач, которые необходимо решить. И здесь я сделаю упор на реформу института правоприменения.

Судебная система Российской Федерации нуждается в модернизации. Динамично развивающее законодательство также накладывает свой отпечаток на качестве и производительности российских судов. Сегодня суды перегружены делами и эту проблему необходимо решать как можно скорее.

В проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) содержатся основные мероприятия, направленные на совершенствование института правоприменения в России.

Переход работы органов управления на качественно новый уровень также является задачей из разряда приоритетных. И это важно как для государства, так и для частного бизнеса. В этой области уже принят основополагающий закон об электронной цифровой подписи. К сожалению, в этой области не приняты ряд нормативных правовых документов, который обеспечит практическое использование электронной цифровой подписи. Это тормозит реализацию закона.

Аналогичным образом, отсутствие технических регламентов не позволяет реализовать очень важный закон в области технического регулирования. Работа по разработке этих регламентов ведется, но полной системы пока еще нет. В связи с этим, инвесторы испытывают большие трудности. Разумеется, работа в этом направлении будет ускорена.

Что касается второго ограничения, то здесь фронт работы для российского правительства значительно шире.

Нам часто задают вопросы о прозрачности работы Правительства Российской Федерации. Где можно увидеть проект закона? На какой стадии он находится? Насколько реально инвесторам защитить свои интересы на стадии разработки проекта нормативного правового документа?

Я должен сказать, что мы всегда открыты для инвесторов и внимательно относимся к Вашим предложениям.

Мне сложно говорить за другие министерства, но Минэкономразвития России практикует открытое обсуждение проектов нормативных документов до внесения их в Правительство Российской Федерации. После внесения проектов в Правительство они размещаются у нас на сайте, и любой может с ним ознакомиться.

В общем случае, такая практика распространяется на все федеральные органы исполнительной власти.

Что касается масштаба всей страны, то здесь есть еще "невспаханные участки поля". В первую очередь, это касается интернет-ресурсов субъектов Российской Федерации. Часть регионов не считает нужным обеспечивать информационную прозрачность. Конечно же, это свидетельствует о незаинтересованности администрации субъекта в улучшении инвестиционной репутации экономики своего субъекта.

Здесь мы мало, что можем сделать - только рекомендовать. Это скорее вопрос заинтересованности регионов в улучшении своей инвестиционной репутации.

Мы будем обеспечивать публичность на всех этапах принятия решения: начиная от разработки документа и заканчивая мониторингом их реализации. Будут использоваться и механизмы общественной экспертизы, и диалог государства и общества.

С проблемой информационной непрозрачностью российской экономики связана и проблема невысокой инвестиционной репутации страны на мировом рынке капиталов. К сожалению, наш имидж сегодня не отражает реального состояния инвестиционного климата России. Это естественным образом сдерживает приток иностранного капитала в нашу экономику.

В связи со сложившейся негативной тенденцией, российской правительство намерено реализовывать целенаправленную политику по улучшению инвестиционного имиджа России. Мы хотим обеспечить поступление за рубеж объективной информации об инвестиционных возможностях нашей экономики.

Я хочу еще раз вернуться к опросу иностранных инвесторов. Нам бы хотелось углубить проведенное исследование еще одним опросом. Сейчас мы хотим спросить у инвесторов, с какими именно сложностями и барьерами им приходится сталкиваться при реализации инвестиционного проекта в России. Это и таможенные вопросы, и налоговое администрирование, и проблемы сертификации - одним словом все то, что сопряжено с дополнительными издержками.

Поскольку здесь присутствуют первые лица крупных иностранных компаний, я, пользуясь случаем, хочу обратиться к Вам с просьбой. Окажите содействие, если к Вам обратятся с просьбой принять участие в новом опросе. Ведь это отвечает нашим общим интересам.

Думаю, на этом мой регламент исчерпан. Я хотел бы оставить побольше времени на Ваши вопросы и комментарии. На протяжении следующего часа я с удовольствием отвечу на них.

Но прежде, чем начнется дискуссия, я бы хотел еще раз поблагодарить организаторов этой встречи. Надеюсь, такие мероприятия приобретут регулярный характер. Нам важно иметь обратную связь с бизнесом. Это отвечает как Вашим, так и нашим интересам.


2005-03-16
Источник: МЭРиТ


Док. 294421
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 474

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``