В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр экономического развития Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, регулирующих порядок создания и функционирования особых экономических зонах в Российской Федерации Назад
Министр экономического развития Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, регулирующих порядок создания и функционирования особых экономических зонах в Российской Федерации
10 марта 2005 г.
Цели создания ОЭЗ (слайд 1)
В первую очередь я хотел бы рассказать о целях создания Особых Экономических Зон, какие задачи экономического развития страны мы предлагаем решать, используя этот механизм.
Слайд 2. Приоритет экономического развития страны - это создание условий, обеспечивающих стабильное повышение благосостояния населения. Это возможно только на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого необходима концентрация усилий Правительства на сохранении макроэкономической стабильности и диверсификации экономики посредством развития отраслей с высокой степенью переработки и наукоемких, высокотехнологичных отраслей. Создание Особых Экономических Зон является одним из широко используемых как в развитых, так и в развивающихся странах, механизмов диверсификации экономики и регионального развития. Каких результатов мы достигнем путем создания таких зон?

· Во-первых, это улучшение инвестиционного и предпринимательского климата
· Во-вторых - выравнивание условий межстрановой конкуренции
· В-третьих, это развитие "новой экономики", то есть наукоемкого производства и услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок
· И, наконец, создание ОЭЗ - это инструмент для развития депрессивных территорий
Основные подходы, заложенные в предлагаемом законопроекте:
· в первую очередь, это упрощение процедуры выделения земельных участков и создание на них высококачественной инфраструктуры;
· во-вторых, снижение административных барьеров и, соответственно, издержек на их преодоление и возможностей для коррупции, упрощение процесса общения бизнеса с властью;
· в-третьих, снижение налоговой нагрузки и предоставление льготного, упрощенного таможенного режима.
Мировой опыт создания и функционирования ОЭЗ
Механизм создания особых экономических зон широко используется многими странами, стоящими на разных уровнях экономического развития, от США и Великобритании до Индии и Китая.

Слайд 3. В мировой практике выделяют 4 типа ОЭЗ: зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах, например, Нидерланды, Латвия, Италия, производственные или промышленно-производственные зоны (присутствуют в Южной Корее, Бразилии, Мексике), технико-внедренческие зоны (или технополисы, технопарки - в Японии, США, Западной Европе, Индии, Юго-Восточной Азии), сервисные зоны или зоны услуг (в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, на Кипре, в странах Карибского бассейна). Общее число созданных в мире ОЭЗ составило около 1200 ОЭЗ, из них около 400 - это зоны свободной торговли, 300- промышленно-производственные зоны, 400- технико-внедренческие и 100- сервисные.

Опыт создания ОЭЗ в промышленно развитых странах и развивающихся странах принципиально различается. В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять ОЭЗ, являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение роли страны в международной торговле. Основным или даже единственным источником привлекаемого капитала в этом случае являются иностранные инвестиции. В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, то есть ОЭЗ создаются именно в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и, соответственно, социального развития. При этом в качестве критериев при выборе территории для создания ОЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда ограничено. В связи с тем, что характерной чертой развития ОЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой является не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, государственные дотации и кредиты.

Я хотел бы остановиться подробнее на принципах функционирования зон свободной торговли, промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. При этом необходимо отметить, что такая классификация достаточно условна, так как многие ОЭЗ являются зонами смешанного типа, в частности это касается зон свободной торговли и промышленных зон.

1. Зоны свободной торговли
Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока этот товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. Ввозные пошлины и НДС (в странах, где есть НДС), таким образом, уплачиваются не при ввозе товара для переработки, а только после производства готовой продукции и ее продажи. Во многих странах, особенно развивающихся, компании, располагающиеся в таких зонах, также получают различные налоговые льготы.
Об успешности этого механизма на примере Соединенных Штатов Америки говорят следующие данные:
· В настоящее время в США 253 зоны этого вида. В 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в так называемых Зонах Внешней Торговли, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд. долл.
· Через Зоны Внешней Торговли проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны.
· В Зонах Внешней Торговли развиваются предприятия, производящие готовую продукцию на базе местных и зарубежных комплектующих. При этом, товары, произведенные в США составляют 75% от общего объема ввозимых товаров, то есть зоны глубоко интегрированы в экономику страны. Основные пользователи зон - заводы по сборке автомобилей, на них приходится почти две трети всего объема выполняемых в зонах работ.

2. Промышленные или промышленно-производственные зоны
Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Часто такие зоны направлены на импортозамещение, увеличение экспорта, или оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах. Компаниям, располагающим свое производство в таких зонах предоставляются разнообразные налоговые льготы и упрощение административных процедур. Например, в Южной Корее, компаниям, располагающимся в таких зонах, предоставляются различные виды привилегий:
· освобождение от уплаты налогов на сырьё, а также на импортируемое оборудование;
· иностранные компании, инвестировавшие 10 млн. долл. США, освобождаются от корпоративного налога на срок от трех до семи лет, либо до получения первой прибыли, в зависимости от вида зоны; затем на последующие три года они получают скидку в размере 50%; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов;
· освобождение от уплаты арендной платы в течение 50 лет и право продления аренды на последующие 50 лет на тех же условиях;
· оказание поддержки для создания социальной инфраструктуры (медицинское обеспечение, жилье, образовательные объекты).
По состоянию на 2004 год в Южной Корее существовало семнадцать различных видов Особых Экономических Зон. В частности, семь зон иностранного инвестирования занимали площадь в 1,6 млн. кв. м., а сумма инвестиций в эти зоны составила 848 млн. долл. США. А в Великобритании существует 30 зон, направленных на стимулирование экономической деятельности в регионах, где в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической активности. Анализ первых 22 созданных зон показал, что в объекты на территории этих зон было вложено более 2 млрд. фунтов стерлингов частных инвестиций и создано 60 тыс. дополнительных рабочих мест.

3. Технико-внедренческие зоны.
Технико-внедренческие зоны или технопарки создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в аренду на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей. В таких технопарках создана высококачественная инфраструктура, включая как инфраструктуру для ведения предпринимательской деятельности так и социальные инфраструктуру. То есть, в зависимости от специализации зоны, это и широкополосный Интернет-доступ и централизованные научные-производственные лаборатории и, например, жилье для сотрудников, инфраструктура развлечений. Компаниям, располагающимся в таких зонах, также могут предоставляться различные налоговые льготы (это делается далеко не во всех странах) и помощь в виде осуществления технологической экспертизы изобретений, защиты интеллектуальной собственности.

Особенный интерес предоставляет подход, используемый в Индии. В 1990 г. были созданы три так называемых "технопарка для разработки программного обеспечения" (Software Technology Parks), количество которых теперь превышает 20. В дальнейшем были также созданы отдельные зоны для производства электроники и развития биотехнологий. Государственная политика Индии в области технопарков представляет собой интегрированную концепцию, одновременно основанную на двух подходах:
· использование концепции технопарков по примеру многих других стран, т.е. предоставления качественной инфраструктуры в непосредственной близости от ведущих образовательных и научных учреждений и
· использование механизма экспортно-ориентированных особых экономических зон, в пределах которых компаниям предоставляются различные налоговые и таможенные льготы.
Индийское Правительство осуществило следующие основные действия:
· Создание высококачественной инфра структуры, в частности сетей для передачи данных;
· Организация работы госорганов по принципу "одного окна" в области разрешительных процедур, включая импортную и экспортную сертификацию;
· Предоставление различных налоговых и таможенных льгот компаниям, расположенным в технопарках;
· Содействие экспорту IT-услуг путем проведения маркетинговых и PR-мероприятий.

Краткая характеристика основных положений проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Слайд 4. Особая экономическая зона - это определяемая постановлением Правительства часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

Планируется создание двух типов ОЭЗ:
· промышленно-производственных (в целях размещения объектов производственного назначения; общей площадью не более 10 кв. м, на срок не более 20 лет);
· технико-внедренческих (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 кв. км; на срок не более 20 лет).

ОЭЗ будут функционировать следующим образом:
· При создании ОЭЗ Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, разрешенные на территории конкретной ОЭЗ. При этом, на территории ОЭЗ не допускается:
- добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка;
- производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов и материалов для электроники);
- производство и переработка подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов).
· На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, то есть лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации без распространения на них льгот и преференций.

Процесс создания ОЭЗ следующий:
· Субъект Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на территории которых предполагается создание ОЭЗ, подает в Правительство Российской Федерации заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок на создание ОЭЗ одного и того же типа осуществляется Правительством на основе конкурса.
· На момент принятия решения Правительством о создании промышленно-производственной ОЭЗ земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и/или пользовании граждан и юридических лиц, то есть речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты, так называемый greenfield; в случае создания технико-внедренческой ОЭЗ, земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, расположенные на ней, могут находиться во владении или пользовании образовательных или научно-исследовательских организаций.
· При принятии решения о создания ОЭЗ Правительство РФ и субъект подписывают соглашение, в котором четко указываются обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру.

Слайд 5. Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории Российской Федерации предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:
· разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);
· координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (планируется создание нового федерального агентства), управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (далее -Территориальный орган).

Особенности налогового, таможенного и административного режима в отношении резидентов ОЭЗ
Проектом федерального закона вводится категория налогоплательщиков - резиденты ОЭЗ. Резидент ОЭЗ - это индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с Территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
В промышленно-производственных зонах неотъемлемым условием получения лицом статуса резидента ОЭЗ является обязанность осуществить капитальные вложения в сумме не менее 10 млн. евро (не включая нематериальные активы). При этом в течение года с момента заключения указанного соглашения резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее 1 млн. евро.
Слайд 6. Специальный административный режим.
Для снижения административной нагрузки на субъектов экономической деятельности предусмотрен механизм, обеспечивающий реализацию принципа "одного окна", в соответствии с которым инвестор (предприниматель) по всем или по большинству вопросов взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти. Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению ОЭЗ (федеральному агентству).
Слайд 7. Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ (поправки в НК):
· для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении налога на прибыль предлагается установить
o ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
o особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2),
o снятие 30%-ного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды;
· для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на уровне 14 % с сохранением принципа регрессивности);
· на федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ.
Слайд 8. В законопроект включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

При вывозе иностранных и российских товаров и продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги уплачиваются.

При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины экспортер уплачивает в обычном порядке.

Заключение (социально-экономические последствия создания ОЭЗ)
Следствием создания и функционирования зон будут являться:
· привлечение инвестиций как иностранных так и российских компаний в отрасли обрабатывающей промышленности
· стимулирование развития регионов
· развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг
· создание высококвалифицированных рабочих мест

Проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" были направлены на экспертизу в Правовой Департамент Правительства Российской Федерации и главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. При рассмотрении данных проектов законодательных актов были получены рекомендации к проекту федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", которые по мнению Минэкономразвития России необходимо учесть при внесении данного законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации. Данные рекомендации касаются следующих вопросов:
· раскрыть в тексте проекта цели федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также цели создания на территории Российской Федерации особых экономических зон;
· изложить название главы 7 проекта в следующей редакции: "Порядок предоставления и пользования земельными участками, расположенными в пределах территории ОЭЗ";
· понятия, используемые в проекте по объектам запрещенным к размещению в особых экономических зонах промышленно-производственного типа, привести в соответствии с понятиями которые используются в Жилищном кодексе Российской Федерации;
· в пункт 4 статьи 5 проекта внести изменения по увеличению сроков для заключения соглашения между Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования с десяти до тридцати дней о создании ОЭЗ;
· в статье 10 проекта определить проведение контрольных мероприятий в отношении резидентов ОЭЗ, за исключением мероприятий таможенного и налогового контроля, только по согласованию с Территориальным органом, осуществляющим функции по управлению ОЭЗ, исключив норму определяющую проведение данных мероприятий не чаще одного раза в три года;
· дополнительно предусмотреть в проекте нормы по досрочному прекращению существования ОЭЗ при отсутствии ведения на территории созданной ОЭЗ экономической деятельности;
· исключить из проекта норму, в соответствии с которой резидент ОЭЗ лишается своего статуса с момента принятия судом заявления Территориального органа о лишении его статуса резидента ОЭЗ;
· статьи 34 и 36 проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" привести в соответствие действующим земельным законодательством;
· статью 40 проекта дополнить нормами, которые определяют особенности по уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при завершении таможенного режима свободной таможенной зоны;
· статьи 41 и 42 исключить из проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".


2005-03-10
Источник: МЭРиТ


Док. 294395
Перв. публик.: 10.03.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 558

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``