В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы доклада Г.О. Грефа на общероссийском Форуме `Опора России` Назад
Тезисы доклада Г.О. Грефа на общероссийском Форуме `Опора России`
ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДОКЛАДА

Правительство Российской Федерации рассматривает развитие малого предпринимательства как основной резерв, позволяющий:
- ускорить экономический рост:
- повысить конкурентоспособность страны, бизнеса, человека;
- создать новые рабочие места вне добывающих отраслей промышленности;
- сократить бедность.
Общеизвестно, что в настоящее время вклад малого предпринимательства в экономику страны несопоставим с показателями развитых стран.
По данным Росстата в России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей; доля в ВВП - 10-12%; доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого предпринимательства, - 17-19%. Эти данные требуют пояснения.
Критерии, применяемые в странах ЕС, США, и в России абсолютно несопоставимы. В России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью 100 человек, в развитых странах - 250. К тому же в развитых странах оценивается вклад малых и средних предприятий, а в России понятие среднего предприятия отсутствует.
Официальная статистика учитывает показатели только юридических лиц, вклад предпринимателей без образования юридического лица учитывается на основе экспертных оценок.
    Несмотря на это, можно с уверенностью говорить, что малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России.
Анализ, проведенный в 2004 году Агентством США по международному развитию совместно с ресурсным центром малого предпринимательства РФ, показал, что вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России в 2002 и 2003 гг. составил:
    2002    2003
Доля в общей численности предприятий    93%    94%
Доля МСП в общей занятости    45%    49%
Доля рынка (доля МСП в общем объеме выручки)    39%    47%
Другим распространенным показателем развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) является число предприятий с численностью занятых до 250 на 1000 человек из числа экономически активного населения. В России этот показатель по итогам 2003г. составил 118 предприятий и ПБОЮЛ на 1000 человек из числа экономически активного населения, отметим, что в 2002г. эта цифра достигала лишь 113.
При рассмотрении сектора малых и средних предприятий с числом занятых до 500 (европейские критерии отнесения к числу малых и средних предприятий) человек цифры еще несколько возрастут.
    2002    2003
Доля в общей численности предприятий    96%    98%
Доля МСП в общей занятости    58%    61%
Доля рынка (доля МСП в общем объеме выручки)    47%    54%
А плотность уже составит 122 малых и средних предприятия на 1000 человек из числа экономически активного населения против 116 в 2002г.
Конечно, темпы наблюдающейся в течение последнего года положительной динамики роста субъектов малого предпринимательства, еще малы, но мы считаем, что они достигнуты благодаря осуществленной в 2002-2004 годах государственной политикой по следующим направлениям:
упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использование принципа "одного окна", в течение 5 рабочих дней;
введение трехлетнего моратория на проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий;
установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход).

Цели и приоритеты Программы поддержки МСП

Основными целями государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу являются:
- создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
- увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение вклада малых и средних предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в численность привлекаемых наемных работников.
Основными способами решения поставленных задач будут:

- критериальное определение границ МСП: корректировка действующих критериев выделения субъектов малого предпринимательства - в том числе, в связи определением понятий микро- и среднего бизнеса, на сегодняшний день отсутствующих в российском законодательстве. Установление общего статистического определения субъекта малого и среднего предпринимательства с выделением базовых целевых групп МСП (микро-бизнес, стартующий бизнес, инновационный малый и средний бизнес и т.п.), для которых могут быть предусмотрены специальные меры поддержки.
- софинансирование из федеральных средств проектов и инициатив, связанных с поддержкой МСП; При поддержке конкретных инфраструктурных проектов - ставка на инициативу снизу (от частного сектора, институтов поддержки и регионов). Выделение федеральных средств осуществляется только на принципах софинансирования - в дополнение к средствам, идущим от регионов, частного сектора, структур поддержки. Федеральные бюджетные средства являются катализатором процесса, но не источником постоянного субсидирования частного предпринимательства и/или региональных институтов поддержки. Инфраструктура поддержки МСП формируется на основе частно-государственного партнерства.
- формирование в срок до 2007 года инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, адекватной стоящим задачам и возможностям государства и частного сектора, в том числе - информационной инфраструктуры (не менее 100 бизнес-инкубаторов);
- Выделение целевых групп поддержки: стартующих предпринимателей, самозанятых, инновационных МСП и др.
- Ориентация на поддержку субъектов МСП, обладающих потенциалом развития (через поддержку предприятий-"первопроходцев", осваивающих новые технологии, выходящих на экспортные рынки и т.д., а также через реализацию принципов "first come - first served" при оказании поддержки.
- Формирование кластеров МСП (на базе промышленных и свободных экономических зон, технопарков и т.п.).

Основные проблемы развития малого бизнеса, которые выделяют предпринимательские объединения: налогообложение, административные барьеры, неравные условия конкуренции, недостаток помещений.

1. Налогообложение.
С 1 января 2003 года вступили в силу две главы Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" и "Единый налог на вмененный доход".
Указанные главы Налогового кодекса широко обсуждались с предпринимательскими объединениями. Было высказано много скептических замечаний, в том числе прогнозировалось, что упрощенную систему налогообложения будет применять незначительное количество малых предпринимателей. Однако статистика свидетельствует об обратном.
Упрощенная система налогообложения позволяет малым предприятиям платить один налог вместо НДС, налога на прибыль (на доходы физических лиц), налога на имущества; социальные налоги составляют 14% вместо 26% при обычной системе налогообложения. Новая глава об упрощенной системе предоставила предпринимателям право выбрать ставку налога: или 15% с прибыли, или 6% с дохода. Исследования, проведенные ЦЭФИР в 2004 году в рамках Мониторинга административных барьеров малого предпринимательства, показали, что из числа предприятий, которые удовлетворяют условиям применения упрощенной системы, ее применяет 59% (показатель в 2002 году до введения в действие главы составлял 40%).
Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период января-сентябрь 2004 г. относительно января-июня 2003 г. в целом по стране увеличились более чем в 1,6 раза, при этом положительный рост отмечается в 83 субъектах РФ.
В январе-сентябре 2004 г. по сравнению с январем-июнем 2003 г. поступления единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД) в целом по России увеличились более чем в 1,6 раза. Увеличение поступлений ЕНВД произошло в 81 регионах.
Дискуссии, связанные с размером предельного размера валового оборота по упрощенной системе налогообложения (15, 18, 30 или 50 млн.рублей) и с размером базовой доходности для системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход считаем необходимым продолжить совместно с представителями предпринимателей. Предлагаем организовать работу над стандартами исчисления базовой доходности для единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности, что позволит определить размер эффективной налоговой нагрузки. Предлагается выделить референтные группы предприятий, чтобы подтвердить каждую цифру базовой доходности исследованиями, как это сделано в ряде европейских стран.

2. Административные барьеры.
Административные барьеры для малого бизнеса по-прежнему запредельно высоки - до 10% от выручки компании. В результате реализации федеральной целевой программы "Административная реформа" ставится задача за 5 лет снизить издержки на преодоление барьеров в 3 раза.
Недавно в Государственной Думе РФ прошел первое чтение закон о поправках в кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает возможность приостановления деятельности предприятий исключительно по суду. Этот законопроект был инициирован предпринимательским сообществом и получил поддержку Правительства Российской Федерации. В скором времени будет подготовлен законопроект, запрещающий изымать оригиналы документов без предоставления предпринимателю их копий. Надеюсь на поддержку данного законопроекта.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации Минэкономразавития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законопроектом предусматриваются сокращение около 40% лицензируемых видов деятельности, а также упрощение порядка лицензирования. Это именно те виды деятельности, в которых вклада малого бизнеса весьма заметен. (Законопроект принят в первом чтении в Государственной Думе).
Минэкономразвития России в 2005 году будет вести работу над реформой организации и проведения государственного контроля, используя при этом следующие концептуальные подходы:
- Разделение понятия надзора и контроля, что позволит сосредоточить надзор в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемой субъектами рынка, аккредитованными в установленном порядке. Такое решение откроет новый рынок услуг для малого предпринимательства, который ранее был монополизирован государственными учреждениями.
- Переход от обязательных плановых проверок к реагированию на факты нарушения законов (внеплановый контроль) в рамках законодательно установленных процедур.

3. Неравные условия конкуренции. Недостаточный спрос на продукцию.
Современный уровень развития конкуренции на товарных и финансовых рынках Российской Федерации оставляет желать лучшего. Глобализация мировой экономики и обострение международной конкуренции, высокий уровень концентрации на внутренних товарных рынках, отсутствие действенных механизмов пресечения монополистических проявлений, "диктат" монополий - вот далеко не полный перечень факторов, препятствующих развитию малого бизнеса и экономическому росту.
Разработанный Федеральной антимонопольной службой совместно с Минэкономразвития России проект федерального закона "О защите конкуренции" содержит весь спектр механизмов и инструментов для защиты и развития конкуренции, используемых во всем мире (контроль предоставления государственной помощи, контроль экономической концентрации, в том числе концентрации ограниченных природных ресурсов, контроль доминирования, в том числе коллективного, запрет параллелизма действий и экономической координации).
Все эти инструменты позволят сконцентрировать усилия антимонопольного ведомства на борьбе с естественными монополиями и хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, выведя из-под мелочной опеки сделки, не влияющие на конкуренцию.
Советом Федерации Федерального Собрания одобрен закон, исключающий из сферы антимонопольного контроля сделки по слиянию компаний, если сумма сделки не превышает 100 млн. долларов США, что избавляет малые и средние компании от необходимости получать соответствующее согласование.
Нормы, регулирующие предоставление государственной помощи хозяйствующим субъектам, позволят поставить заслон аффилированным с государством компаниям, облегчат малому бизнесу доступ к государственному заказу.
Доступ к заказам субъектов естественных монополий критически важен как для развития малого бизнеса, так и для снижения издержек естественных монополий. Первый шаг в этом направлении готово сделать РАО ЕЭС, которое уже в ближайшее время внесет необходимые изменения во внутренние регламенты, позволяющие увеличить долю субъектов малого предпринимательства в числе внешних поставщиков.

4. Недостаток помещений.
По мнению Минэкономразвития России, задача обеспечения помещениями субъектов малого предпринимательства является задачей региональных и муниципальных властей. Однако полностью устраниться от проблемы в настоящее время федеральная власть не может.
Предстоит обеспечить формирование, поддержание в актуальном состоянии перечня и открытый доступ к перечню сведений об использовании федерального, государственного и муниципального недвижимого имущества, включая производственные мощности, объекты незавершенного строительства. Данная обязанность органов власти включена в проект федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
По-прежнему высока доля субъектов малого предпринимательства, арендующих помещения у государства (по данным Мониторинга ЦЭФИР около 32% предпринимателей). Но договоры аренды, в основном, краткосрочные, что порождает неуверенность и мешает развитию бизнеса. При этом у этих же предприятий, самая высокая доля подвергшихся угрозе со стороны государственных органов лишить прав на занимаемой фирмой помещение (18%). Правительство Российской Федерации запланировало на 2005-2006 гг. высвобождение большого массива имущества государственных предприятий и учреждений. При реализации программы будет предложен механизм, который позволит субъектам малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество: рассрочка платежей, формирование специальных имущественных фондов, малые лоты, система пулов заявок.
Речь идет не о том, чтобы продать дешевле, а чтобы обеспечить малому бизнесу возможность честной конкуренции за помещения.

5. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства на 2005 год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрены средства на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в размере 1 500 млн. рублей.
Реализация государственной поддержки малого предпринимательства в 2005 году будет осуществляться по следующим направлениям:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий.
Реализация указанных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства будет осуществляться при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации/местными бюджетами.
Направление "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов" подразумевает под собой создание самостоятельных юридических лиц, предоставляющих на правах льготной аренды небольшие офисные помещения субъектам малого предпринимательства, возможно предоставление в аренду рабочих мест. Максимальный срок пребывания предпринимателя 2-3 года, после чего предприниматель обязан покинуть бизнес-инкубатор, освободив помещения для новых предпринимателей.
Бизнес-инкубаторы позволят решить проблему дефицита пригодных и доступных производственных и офисных площадей для малого бизнеса; значительно снизить высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение).

Ожидаемый эффект
Создание около 45 бизнес-инкубаторов;
Создание новых предприятий малого бизнеса (от 900 до 1125);
Создание от 9000 до 11250 новых рабочих мест;
Снижение издержек для субъектов малого предпринимательства на администрирование и организацию бизнеса;
Повышение "выживаемости" субъектов малого предпринимательства;

Направление "Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта" заключается в частичном субсидировании процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (далее - банки) субъектами малого предпринимательства, производящими продукцию на экспорт, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также в частичной компенсации предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-экспортера, являющихся необходимыми для экспорта продукции и связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.
Реализация указанных направлений приведет к увеличению доли продукции российского малого бизнеса, поставляемой на экспорт, а также повышению конкурентоспособности малого бизнеса.

Ожидаемый эффект
Среднее количество предприятий - потенциальных участников программы субсидирования процентной ставки - 444;
Среднее количество предприятий - потенциальных участников программы компенсации затрат на выполнение обязательных требований - 800.
Среднее количество предприятий - потенциальных участников программы поддержки выставочной деятельности - 930.
Направление "Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства" будет осуществляться в рамках субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, потребительских обществ (микрофинансовые организации) для реализации программ предоставления займов членам кооперативов.
Реализация данного механизма позволит расширить доступ субъектов малого предпринимательства к заемным средствам, увеличить рост числа микрофинансовых организаций за счет расширения географии их распространения, а также снизить процентную ставку для конечного заемщика.
Ожидаемый эффект
Сумма выданных кредитов членам кооперативов может достигнуть 7 млрд. руб. (около 30% от существующего объема микрофинансирования)

Направление "Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий" подразумевает под собой предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании. Что в свою очередь приведет к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия.
Для развития этой категории субъектов предпринимательства необходимо появление институтов венчурного финансирования среднего и, главным образом, малого бизнеса. Государство должно взять на себя роль основного агента поддержки инноваций в малом и среднем бизнесе через развитие системы бизнес-инкубаторов для высокотехнологичных проектов, предоставление бюджетных грантов на конкурсной основе, венчурное финансирование, облегчение доступа инновационных МСП к фондовому рынку и совершенствованию механизмов превращения частных компаний в открытые.
Ожидаемый эффект
Создание в 2005 году государственных региональных Фондов соинвестирования по 50-100 млн.рублей каждый. С учетом софинансирования со стороны частных инвесторов предполагается привлечь около 800 млн. рублей в инновационные проекты малых предприятий.

Реализация вышеуказанных финансовых механизмов позволит в значительной степени решить задачи государственной политики в области малого предпринимательства, такие как создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства, увеличение вклада малых предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, численности привлекаемых наемных работников.
Конечно же, поддержка малого бизнеса не ограничивается 4 проектами и названной программой. В 2006-2008 гг. расходы на поддержку будут кратно увеличены. План действий Минэкономразвития России на 2006-2008 годы будет закреплен в ведомственной программе, которую в марте мы обсудим на Совете по предпринимательству при Министерстве.
В заключение хотелось бы отметить, что такие цели, как качественный экономический рост и повышение уровня жизни населения невозможны без свободного развития малого бизнеса.
То наша совместная задача.


2005-03-02
Источник: МЭРиТ


Док. 294389
Опублик.: 16.04.07
Число обращений: 571

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``