В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На заседании Правительства Российской Федерации выступил Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф на тему: `Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2004 году и задачах на 2005 год` Назад
На заседании Правительства Российской Федерации выступил Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф на тему: `Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2004 году и задачах на 2005 год`
Материалы выступления Министра Г.О. Грефа

Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2004 году и задачах на 2005 год.
Уважаемые коллеги!
Минэкономразвития России совместно с Минфином России, Росстатом, Банком России и другими министерствами и ведомствами представляет итоги социально-экономического развития России в 2004 году.
Хотя первые итоги 2004 год были уже рассмотрены, сейчас есть возможность проанализировать всю картину экономического развития в целом и извлечь уроки, необходимые для понимания перспектив роста экономики в текущем году.

Слайд No1 Основные показатели развития экономики - таблица
Основной вывод: в 2004 году экономика России сохранила высокие темпы роста, превосходящие развитые страны мира.

Слайд No2 Рост российской экономики в сравнении с другими странами.
Однако во второй половине года рост существенно замедлился. По итогам года рост ВВП составил 7.1%, против 7.3% годом ранее. При этом среднемесячный рост снизился с 0.7% в первом полугодии до 0.5% во втором.

Слайд No3 Цены на нефть и среднемесячные темпы прироста ВВП и промышленности.
Следует заметить, что замедление роста происходило на фоне исключительно благоприятной мировой конъюнктуры, прежде всего на нефть, газ и металлы. Это отражает всю неустойчивость внутреннего инвестиционного климата и низкий уровень конкурентоспособности российской экономики. Однако на финише года экономика продемонстрировала наличие значительного потенциала расширения внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Это повысило траекторию экономического роста по сравнению с тенденциями третьего квартала почти на 0,5 проц. пункта ВВП.

Источники роста
Сверхблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура привела к увеличению вклада нефтяного фактора и экспортных цен в целом в рост экономики. Однако это отнюдь не означает, что вклад всех других факторов - поведения бизнеса, работников, государственных институтов был отрицательным.

Слайд No4 Динамика ВВП и вклад факторов прирост ВВП.
По оценке Минэкономразвития, вклад внешнеэкономического фактора (нефти, газа, металлов) в рост ВВП составил в прошедшем году 3.9 п.п., или 56% общего прироста ВВП. Это выше показателей предыдущих лет, когда он оценивался в 2.8п.п., или 45%. В 2004 году цены на нефть выросли на 26.5%, среднегодовая цена барреля URALS достигла 34.4 доллара. Таким образом на внутренние поведенческие факторы развития экономики и экономической политики приходится в прошедшем году чуть менее половины роста ВВП.
С другой стороны, несмотря на относительное усиление зависимости от внешней конъюнктуры наметились и позитивные тенденции, связанные с усилением импульса роста со стороны внутреннего спроса. Если в 2002 и 2003 годах темпы роста внутреннего спроса существенно отставали от темпов роста внешнего спроса (разрыв составлял 5.7% и 4.6%, соответственно), то в 2004 году произошло их сближение (2.7 процента).

Слайд 4 Динамика инвестиций и оборота розничной торговли
В целом экономический рост стал более потребительски-ориентированным. Если в 2003 году темпы роста инвестиций опережали динамику роста розничной торговли (12.5% против 8%), то в прошедшем году - картина обратная: темп роста розничной торговли поднялся до 12%, тогда как инвестиции сбавили его до 11%. Однако значительная часть прироста потребительского спроса удовлетворялась за счет импорта, и в результате суммарное влияние этого фактора на рост экономики сократилось с 2.4 п.п. до 1.3 п.п.
Такая структура движущих сил экономического роста не соответствует задачам ускорения роста и модернизации экономики, учитывая ожидаемое сокращение вклада внешнеэкономического импульса.

Рост экспорта, сохранение его сырьевого характера
В 2004 году стоимость российского экспорта товаров достигла нового рекордного уровня - 183.2 млрд. долл. США, что более чем на треть больше, чем в 2003 году. При этом физический объем экспорта товаров увеличился на 11,6 %, что почти вдвое опередило рост промышленного производства.

Слайд No6 Товарная структура экспорта России
Структура российского экспорта сохраняла сырьевой характер - более половины его приходится на топливно-энергетические товары. Следует отметить, что в прошедшем году значительно - до 17%, - выросла доля металлов и изделий из них (14% в 2003 году). Машины и оборудование занимают в структуре экспорта менее 8% (9% в 2003 году) и их объем в сопоставимых ценах вырос на 12,4%, что меньше показателей 2003 года (рост на 21,3%) и свидетельствует как о недостаточной конкурентоспособности российских машин и оборудования, так и об отсутствии эффективной системы поддержки экспорта.

Рост импорта и вызов конкурентоспособности
В 2004 году стоимостной объем импорта товаров увеличился по сравнению с предыдущим годом на 25%. При этом импорт машин и оборудования вырос в сопоставимых ценах на 45%, что почти в четверо опередило рост отечественного производства. Таким образом рост внутреннего спроса все больше работает на увеличение импорта, чем на развитие отечественного производства.

Слайд No 7 Товарная структура импорта России
В товарной структуре импорта произошло довольно значительное увеличение (около 4 п.п.) доли машин и оборудования - до 41%, и сокращение (примерно на 3 п.п.) доли продовольственных товаров и сырья для их производства - до 18%. Эти структурные сдвиги можно оценить как прогрессивные, отвечающие потребности в модернизации экономики. Вместе с тем это означает повышение инерционности импорта и снижение его эластичности к занижению курса национальной валюты.

Слайд No 8 Индекс конкурентоспособности
Ухудшение конкурентоспособности в 2004 году нельзя объяснить только укреплением курса рубля. Хотя повышение эффективного реального курса рубля на 5% способствовало росту импорта. Основные причины в другом. Это прежде всего отсталость значительной части отечественной продукции, слабый маркетинг и быстрый рост ключевых издержек - по оплате труда, стоимости металлов и топлива. Цены производителей выросли в прошедшем году на 28,3%, черные металлы - на 66%, нефть на внутреннем рынке - на 49%, бензин - на 34%.
Усиление конкуренции на внутреннем рынке, вызванное усилившимся ростом импорта, стимулировало дальнейшее повышение производительности труда в экономике - 6.3% в 2004 году, против 6.5% в 2003 году и 2.9% в 2002 году. Частично это происходило за счет занятости - во всех отраслях промышленности (кроме газовой) отмечалось абсолютное сокращение численности работников. Особенно существенным оно было в легкой и нефтедобывающей промышленности.
Однако этот темп повышения эффективности недостаточен для того, чтобы компенсировать увеличение заработной платы, которая повысилась в реальном выражении почти на 11%, и укрепление среднего реального эффективного курса рубля (на 6.1 процента). Во всех отраслях экономики, кроме отрасли "связь", темпы роста производительности труда отставали от темпов роста среднемесячной заработной платы, хотя и немного сблизились по сравнению с 2003 годом.
В результате конкурентоспособность российских промышленных товаров, по оценке МЭРиТ в 2004 году уступала уровню предкризисного 1997 года почти на 20%. Учитывая дальнейшую тенденцию к укреплению курса рубля вызов конкурентоспособности станет одной из ключевых проблем российских компаний в 2005 году.

Замедление инвестиционного спроса
Повышение конкурентоспособности невозможно как без качественного улучшения менеджмента российских компаний, так и без значительного обновления технологий, всей инфраструктуры экономики, что требует поддержания высокого темпа роста инвестиций. Поэтому тенденция к замедлению динамики инвестиционного спроса не может не вызвать тревоги. Напомню, что инвестиции в основной капитал увеличились в 2004 году к предыдущему году на 11% против 13% в 2003 году. Снижение темпов роста инвестиций было вызвано падением инвестиций в нефтедобычу (на 6%, по предварительной оценке), цветную металлургии (на 7,3%), пищевую промышленности (на 6,2%). С другой стороны, в лидеры инвестиционной активности вышла черная металлургия, где ведущие компании запустили масштабные проекты и удвоили капиталовложения.
В конце года инвестиционная и строительная активность стали восстанавливаться, темпы роста инвестиций и строительства заметно ускорились. Растущий спрос российский компаний на капитал привел тому, что с сентября отмечался чистый приток капитала. Правда, в целом за весь 2004 год сальдо движения капитала было отрицательным, и его чистый отток составил около 8 млрд. долл., что превысило уровень 2003 года в четыре раза. Все эти тенденции говорят о значительной неустойчивости инвестиционного процесса. Хотя доходы российских компаний и возможность заимствований позволяют активно наращивать инвестиции, поведенческий фактор и высокие риски инвестиций в обрабатывающие высокотехнологичные проекты порождают большие волны в инвестиционном процессе.

Слайд No 9 Динамика инвестиций и оттока капитала
Несмотря на присвоение России инвестиционного рейтинга третьим ведущим рейтинговым агентством Standard and Poor s, в целом в истекшем году отсутствовал значимый прогресс в улучшении предпринимательского и инвестиционного климата в стране. Настороженность в отношении бизнеса к политике властей не преодолена, любые негативные тенденции (проявившиеся летом проблемы в банковской системе, негативная информация о перераспределении собственности или даже слухи и спекуляции в этой сфере, неэффективность мер по борьбе с коррупцией и другими криминальными явлениями) оказывали сдерживающее воздействие на инвестиционную активность предпринимателей.
Это ухудшение доверия бизнеса проявилось в стагнации фондового рынка. Индекс РТС в течение года практически не вырос, несмотря на высокие макроэкономические показатели и присвоение всеми тремя рейтинговыми агентствами инвестиционного рейтинга России.

Слайд No 10 Динамика фондового индекса
Промышленное производство - замедление роста при улучшении его структуры
Замедление роста инвестиционного спроса и снижение конкурентоспособности привели к снижению темпов роста промышленности . Промышленность увеличила выпуск на 6.1% или на 7,3% в методологии видов экономической деятельности (ОКВЭД). Общее замедление промышленного производства в 2004 году сопровождалось некоторым улучшением структуры его роста - повышением совокупного вклада обрабатывающих отраслей (машиностроения, пищевой, легкой промышленности) до с 40% до 50% в общий промышленный прирост.

Слайд No 11 Динамика отраслей промышленности
В целом за 2004 год по сравнению с 2003 годом отмечен рост производства во всех крупных отраслях промышленности, за исключением легкой (падение по итогам года на 7.5%). Наибольший рост произошел в машиностроении и металлообработке (на 11.7%), в химической и нефтехимической (на 7.4%), в топливной промышленности (на 7.1%), промышленности строительных материалов (на 5.3%), черной металлургии (на 5 процентов). В то же время в нефтедобыче после высоких темпов роста в первом полугодии, во втором полугодии 2004 г. происходило помесячное снижение темпов роста среднесуточной добычи нефти. Это объясняется, прежде всего, сокращением эксплуатационного и разведочного бурения нефтяными компаниями и уменьшением ввода в эксплуатацию новых скважин.
Неустойчивость темпов роста во многом связана с низкой конкурентоспособностью, что проявилось в неровной производственной динамике автомобилестроения. В автомобильной промышленности выпуск легковых автомобилей в 2004 году вырос на 9,7 %, но их ввоз их из-за рубежа возрос более чем в 2 раза.
Несмотря на хороший урожай сельское хозяйство продемонстрировало скромные темпы роста - 1.6% против роста на 1.3% в 2003 году. Успехи растениеводства перекрыты продолжающимся падением животноводства, что внесло заметный вклад в опережающий рост цен на мясо на внутреннем рынке из-за отставания предложения от спроса. Правда, и в животноводстве сформировался "очаг роста" в виде птицеводства, которое демонстрирует рост около 10 и более процентов в год на протяжении четырех лет.

Жесткая бюджетная политика и рост монетизации экономики
Финансовое положение страны значительно укрепилось. В 2004 году доходы федерального бюджета существенно превысили запланированный уровень и составили 20,6%%ВВП.

Слайд No 12 Расходы бюджета расширенного правительства
Проводилась достаточно жесткая бюджетная политика, что привело к относительному сокращением бюджетных расходов. Непроцентные расходы снизились на 0,9%ВВП по сравнению с уровнем 2003 года, что сыграло сдерживающую роль в росте производства. Неравномерность финансирования непроцентных государственных расходов по прежнему оказывает значительное негативное влияние на динамику экономического роста и создает дополнительную инфляционную волну в конце года.
В результате профицит бюджета достиг более 4% ВВП обеспечив стерилизацию избыточного денежного предложения. Стабилизационный фонд превысил 500 млрд. рублей, что поставило вопрос о расходовании части его дополнительных накоплений на досрочное погашение внешнего долга и финансирование дефицита пенсионного фонда.
Рекордное сальдо внешнеторгового оборота позволило нарастить золотовалютные резервы за 2004 год на 47,6 млрд. долл., или более чем на 60%. На конец года они составили 124,5 млрд. долл., при этом накопленный объем резервов превышает объем текущего внешнего долга России, и, как результат, Россия стала государством - внешним нетто-кредитором. В 2004 году Россия вошла в первую пятерку стран мира по объему валютных резервов.
Несмотря на стагнацию денежного предложения в первой половине года в целом монетизация экономики существенно возрасла. Отношение денежной массы к ВВП за год повысилось с 24.2% до 26%. Банковский сектор в целом быстро поправился после летней паники и в целом за истекший год активы банковского сектора возросли на 27,4%, кредиты предприятиям и населению - на 39%. Это ниже показателей 2003 года, однако является достаточно высоким темпам, отражающим повышение вклада банковского сектора в рост экономики. Можно сказать, что прошедший год и банковские потрясения июня-июля серьезно подтолкнули внутреннюю реорганизацию банковского сектора и повысили требования к качеству банковского надзора.

Инфляция и факторы ее роста

Слайд No 13 Вклад в инфляцию основных факторов
В прошедшем году Правительству не удалось снизить инфляцию до целевого уровня в 10%. Темп инфляции за 2004 год составил 11.7%, или на 1.7 п.п. выше целевого уровня, несмотря на достаточно жесткую денежную политику и укрепление рубля. По сравнению с предшествующим годом, вклад монетарного фактора в инфляцию сократился с 10.5п.п до 7.5п.п.. Укрепление рубля также способствовало снижению темпов инфляции, но в меньшей степени чем в 2003 году.

Слайд No14 Динамика цен промышленности и потребительской инфляции
В значительной мере повышенный уровень инфляции определяется опережающим подорожанием товаров, ценообразование которых тесно привязано к динамике мировых цен (бензин, дизельное топливо и другие горюче-смазочные материалы, основные продовольственные товары). Кроме того, серьезное влияние оказывает монополизм на региональных рынках нефтепродуктов и некоторых других товаров. Повышение внутренних цен на ГСМ, по оценке, добавило в инфляцию 2004 года примерно 1,2 п.п., мясомолочные продукты - около 2 п.п.
В январе-феврале 2005 г. инфляция, по предварительной оценке составит 3,7-3,9%, против 2,8% в январе 2004 г., что обусловлено значительным повышением регулируемых тарифов на услуги ЖКХ и городского транспорта. Это уже почти половина целевого ориентира инфляции на 2005 год, что ставит Правительство и Банк России перед необходимостью принятия дополнительных мер по сдерживанию инфляции. Что надо сделать:
Прежде всего, наряду с ограничением роста федеральных тарифов на услуги естественных монополий в целевых пределах необходимо сдержать дальнейший рост тарифов на ЖКХ и транспортные услуги в регионах. В январе 2005 года тарифы повысились от 20 до 51% в 29 регионах, от 10 до 20% - в 26 регионах, менее 10% - в 33 регионах, - при повышении тарифов в среднем по России на 19,4%.
Для того чтобы выйти на целевой уровень инфляции в 2005 году, необходимо, чтобы прирост указанных тарифов за год не превышал 30%. Это означает, что дальнейшее повышение тарифов в марте-декабре должно быть практически приостановлено. С другой стороны, от Банка России потребуется достаточно жесткая денежная политика и номинальное укрепление курса рубля, что может негативно сказаться на конкуренции импортных и отечественных товаров.


Население: Рост реальных доходов опережает рост ВВП. Усиление дифференциации доходов при понижении уровня бедности

Слайд No15 Динамика реальных доходов, заработной платы и пенсий
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2004 году на 8.2% значительно уступал темпу роста в 2003 году (около 15%). Это связано с замедлением динамики доходов от собственности и от предпринимательской деятельности. Кроме того, искажающее влияние на картину доходов оказал резко возросший объем покупок и продаж валюты населением. Если устранить влияние двойного счета при обороте валюты, то реальный рост располагаемых доходов составил в 2004 году около 9%, что незначительно уступает уровню 2003 года (около 11%).

Слайд No16 Динамика уровня бедности

В 2004 году удалось заметно сократить уровень бедности граждан. Если в 2003 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла около 30 млн. человек (20.3% от общей численности населения), то в 2004 году, по предварительной оценке, она сократилась до 25.5 млн. человек (17.8% всего населения). Негативным аспектом структуры бедности населения является замораживание разрыва между заработной платой в бюджетной и производственной сферами, что приводит к попаданию в состав бедного населения значительной части работников образования, здравоохранения, культуры.
В тоже время уровень дифференциации доходов повысился. Разрыв между верхней и нижней доходной группой возрос с примерно 14 раз в 2002 году до 14,8 в 2004, что связано с сверхдоходами от экспорта и застойной бедностью в структурно отсталых секторах экономики.

Основные тенденции 2005 года
Особенностью 2005 года является ослабление внешних факторов роста, прежде всего, в результате прогнозируемой тенденции стабилизации или некоторого снижения мировых цен на нефть, а также замедления роста физических объемов экспорта энергоресурсов и ряда других товаров.
Рассматриваются два основных варианта динамики цен на нефть:
первый - более благоприятный с сохранением и небольшим снижением цен URALS до среднегодового уровня в 34 долл. за баррель в 2005 году и 32 долл. в 2006 году;
другой - с более значительным снижением - до 31 долл. за баррель в 2005 году и 30 долл. за баррель в 2006 году.
В первом случае влияние нефтегазового фактора в рост экономики снижается с 2.5 п. п. ВВП в 2004 году до 1.7 п.п. в 2005 году и 1.2-1.4 п.п. в последующие годы. Это означает, что если вклад внутренних факторов остается неизменным, темпы роста экономики снизятся примерно на 1.4 п.п. в 2005 году и составят около 5.7 п.п. ВВП, в 2006 году снижение будет более значительным.
Во втором варианте при более низкой динамике цен на нефть и более сильном замедлении роста физического объема экспорта вклад внешнего фактора снижается еще более значительно - на 1.7-1.8 п.п. и, следовательно, в этом случае без активизации внутренних факторов темп роста экономики в 2005 году понизится до 5.3-5.4%, а в 2006 году до 5 процентов.
Если цена окажется выше - около 35-36 долл. в 2005 году то это, в современных условиях, может добавить к росту экономики лишь около 0,2-0,3 п.п. ВВП.

Слайд No 17 Факторы ускорения роста ВВП
Таким образом, основной вопрос сохранения в ближайшие годы темпов экономического роста на уровне 6% состоит в возможности активизации внутренних факторов роста, прежде всего, повышения конкурентоспособности российской промышленности, роста инвестиций, расширения внутреннего потребительского спроса.
2005 год должен стать годом инвестиционного спроса, в отличие от предыдущего, в котором преобладал потребительский спрос. В связи с этим стимулирование инвестиционного процесса, улучшение инвестиционного климата и создание конкурентных условий стало одним из основных приоритетов плана действий Правительства как на текущий год, так и на среднесрочную перспективу.
Созданию благоприятного инвестиционного климата будет способствовать постепенное решение таких задач, как развитие финансовой системы страны, реструктуризация естественных монополий, совершенствование земельного законодательства, реформирование судебной системы. После присвоения России инвестиционного рейтинга всеми тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами можно рассчитывать на улучшение условий заимствований для российских компаний и увеличение притока иностранных инвестиции через 1-2 года.
Укрепление взаимного доверия государства, бизнеса, банков и населения является ключевым фактором улучшения инвестиционного климата в России, повышения доли средств, направляемых на инвестиции в основной капитал.
В результате, по нашим оценкам, в благоприятном варианте темп роста инвестиций может составить в 2005 году примерно 10.3%. В последующие годы с учетом реализации ряда крупных национальных стратегий развития отдельных секторов и сфер экономики темп роста инвестиций может стать устойчиво составлять около 10%.
Таким образом, вклад инвестиционного фактора с учетом реализации более эффективных проектов, в т.ч. с участием государства, даже повысится с 1.3 п.п. в 2004 году до 1.4 п.п. в 2005 году и 1.5 п.п. в 2006 году.
Важным фактором роста экономики является расширение потребительского спроса за счет повышения реальных доходов населения. Речь идет о проведении государством активной политики доходов.
В 2005-2008 годах сохранятся относительно высокие темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения (примерно на уровне 9%). Во многом это связано с сохраняющимися существенными темпами роста реальной заработной платы (111.9% в 2005 году и 109.9% в 2006 году).
Динамический рост заработной платы обуславливается как ожидаемым высоким темпом роста производительности труда, так и заметным снижением налоговой нагрузки на фонд заработной платы вследствие снижение ставки ЕСН и введения регрессивной шкалы, что должно способствовать легализации заработной платы.
Одновременно на рост доходов населения будут влиять меры по дополнительной социальной поддержке малообеспеченных категорий населения в ходе монетизации социальных льгот (в том числе пенсионеров, военнослужащих, студентов и др. категорий льготников).
Учитывая необходимость повышения к 2008 году в 2 раза размера заработной платы работникам бюджетной сферы и среднего размера трудовой пенсии, в 2005 году предусматривается увеличение фонда заработной платы бюджетников на 25%, а среднего размера трудовой пенсии - на 23% (который в 2005 году составит почти 2400 рублей);
Росту реальной заработной платы во многом будут также способствовать меры Правительства по поэтапному приближению к 2008 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) к величине прожиточного минимума. В рамках реализации данной задачи уже в текущем году будет дважды повышен МРОТ (до 720 рублей с 1 января и до 800 рублей с 1 сентября 2005 года). С 1 мая 2006 г. МРОТ предполагается увеличить до 1100 рублей;
Начиная с 2006 года страна вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Если в 2006 году указанная численность сократится на 30 тыс. человек, то в 2007 году - уже на 370 тыс., а в 2008 году - на 538 тыс. человек. В условиях ожидаемого существенного сокращения численности трудовых ресурсов одним из важнейших факторов формирования трудового потенциала и его размещения по территории страны становится миграция населения.

Слайд No 18 Динамика трудоспособного и занятого населения

В то же время миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья имеет тенденцию к сокращению. Если в 2000 году положительный миграционный прирост населения страны составил 213,6 тыс. человек и тем самым на 22,3% компенсировал естественную убыль населения, то в 2004 году, согласно оценкам за январь-ноябрь прошлого года, указанный миграционный прирост составил всего 32,7 тыс. человек (3,9%). Одновременно возрастающая территориальная дифференциация темпов экономического развития и уровня жизни населения будет усиливать дефицит рабочих кадров в относительно бедных регионах и сужать их возможности экономического роста.
Эти демографические угрозы требуют формирования новых подходов к демографической политике и либерализации миграционного законодательства и регулирования. Следует упростить процедуры привлечения иностранной рабочей силы, отказаться от системы квот на въезд иностранных граждан для работы, особенно для высококвалифицированных кадров и лиц с высшим образованием.
Разумеется, эффективность мер по повышению доходов населения должна базироваться на общем улучшении ситуации в экономике, устойчивом экономическом росте и увеличении производительности труда, преодолении ресурсных ограничений, повышении конкурентоспособности российской промышленности.
Во многом на решение этих задач нацелены стратегии развития отраслей российской экономики, представленные в составе проекта Среднесрочной Программы.
В 2005 году в этом направлении необходимо сделать следующее.
Во-первых, считаем, что в течение текущего года необходимо начать создание финансовой инфраструктуры инновационного и инвестиционного процесса. Речь идет прежде всего о создании государственного инвестиционного фонда.
Во-вторых, необходимо увязать финансирование стратегий развития секторов экономики и планируемых реформ с перспективным трехлетним государственным бюджетом.
В оборонно-промышленном комплексе необходимо утвердить государственную программу развития ОПК на 2006-2010 годы и без раскачки начать ее реализацию, в авиастроении - приступить к созданию Объединенной авиастроительной компании.
В рамках стратегии развития нефтегазового комплекса необходимо приступить к активной реализации восточного нефтепроводного проекта "Тайшет-Находка"; третьего этапа строительства Балтийской трубопроводной системы, предусматривающей увеличение ее пропускной способности с 50 до 60 млн. т нефти в год.
В части транспортной стратегии требуется быстро провести необходимые изменения в законодательстве, направленные на ликвидацию основных разрывов и узких мест опорной транспортной сети, реализацию транзитного потенциала и повышение конкурентоспособности российских перевозчиков. Необходимо продолжить строительство новой железнодорожной линии "Беркакит-Томмот-Якутск", осуществление ряда крупных проектов в части дорожного строительства (в частности, кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга), увеличение пропускной способности морских портов, реконструкцию аэропортов (в том числе, Внуково, Домодедово, Храброво в Калининградской области).
Таким образом, анализ возможностей роста экономики в 2005-2006 годах за счет всех основных групп факторов позволяет сделать следующие выводы:
разрыв между консервативным и оптимистичным сценариями развития составляет около 0.7 п.п. роста ВВП в 2005 году и около 1.1 п.п. в 2006 году. Этот разрыв, т.е. переход от более низких темпов роста к более высоким, может быть заполнен при следующих условиях:
во-первых, более интенсивным ростом экспорта нефти и других энергоресурсов, что обеспечит около 0.4 п.п. ВВП в 2005 году и 0.3 п.п. в 2006 году;
во-вторых, ростом инвестиционной активности частных инвесторов и притока иностранных инвестиций благодаря улучшению инвестиционного климата в стране, что обеспечит в сравнении с консервативным вариантом дополнительно 0.1 п.п. ВВП в 2005 году и 0.2 п.п. в 2006 году;
в-третьих, расширением участия государства в финансировании эффективных государственных проектов и реализации национальных стратегий развития - 0.05 п.п. ВВП в 2005 году и 0.3 п.п. в 2006 году с последующим увеличением этого фактора по мере реализации стратегий развития;
в-четвертых, около 0.1 п.п. ВВП в 2005 году обеспечивает прирост потребительского спроса населения за счет более быстрого увеличения реальных доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом, в 2006 году - около 0.2 п.п. ВВП.
При выполнении всех этих условий можно говорить о наиболее вероятных темпах роста экономики в 2005-2006 годах на уровне 6.1 процента.

Основные задачи Правительства в 2005 году.

Достижение высоких макроэкономических результатов во многом определяется тем насколько успешно Правительству удастся реализовать новые подходы в экономической политике.
Слайд No 19 Новый формат планирования действий
В этом году впервые будет применен новый формат планирования деятельности Правительства Российской Федерации. На основе среднесрочной программы, стратегий развития отдельных секторов, с учетом докладов о результатах и основных направлений деятельности субъектов бюджетного планирования будет подготовлен Сводный доклад Правительства о результатах и основных направлениях деятельности. Речь идет не о подготовке еще одного документа, а о переходе к перспективному финансовому плану, или трехлетнему бюджету, и "бюджетированию по результату" основных субъектов бюджетного процесса. Это не просто продление горизонта бюджетного планирования, а качественно новый подход и к бюджету, и к намеченным реформам. Необходимо заблаговременно оценить стоимость намеченных преобразований и проектов для бюджета и для общества, их ожидаемые результаты. Что реформы дадут и для роста ВВП, и для повышения качества общественных услуг, как они скажутся на доходах населения и качестве жизни? Все эти вопросы должны быть органично увязаны в новом формате организации работы субъектов бюджетного процесса и отражены в трехлетнем бюджете, макропрогнозе и Сводном докладе.

Приоритеты деятельности Правительства на 2005 год отражены в среднесрочной программе и плане действий по ее реализации, одобренных в основном Правительством.

Слайд No 20 Приоритетные задачи на 2005 год (1)

1. В первую очередь я бы отметил комплекс мер, направленный на восстановление доверия бизнеса и населения к власти и улучшение инвестиционного климата. Отток отечественного капитала и крайне низкий уровень прямых иностранных инвестиций остаются важнейшими барьерами экономического роста. Одно из важнейших направлений решения этой проблемы связано с повышением транспарентности и "комфортности" для бизнеса и для каждого гражданина налогового администрирования. Набор конкретных шагов в этой сфере известен:
i. ограничить продолжительность выездных налоговых проверок;
ii. установить закрытый перечень основания для проведения повторных налоговых проверок;
iii. установить закрытый перечень документов, которые могут истребоваться в рамках камеральных проверок;
iv. установить общий порядок принятия к вычету НДС по капитальным вложениям;
v. перейти к уведомительному порядку возмещения НДС по экспортным операциям при создании системы эффективной борьбы со злоупотреблениями;
vi. отменить ограничения на перенос убытков на будущее и сократить срок отнесения на расходы затрат на НИОКР

Слайд No 22 Приоритеты 2005 (2)

2. Важнейшей стратегической задачей является повышение качества человеческого капитала, и в ее решении на первый план надо поставить модернизацию образования, а также запуск реформы здравоохранения. Необходимо уже в 2005 году:
i. принять пакет законопроектов, посвященных реформе образования, а также новым организационно-правовым формам НКО;
ii. провести эксперименты по апробации образовательных стандартов и новых форм финансирования в рамках перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование;
iii. осуществить пилотные проекты по реструктуризации учреждений начального профессионального образования (их присоединения к учреждениям высшего профессионального образования или начального профессионального образования);
iv. создать пилотные интегрированные научно-образовательных структуры с участием организаций различных организационно-правовых форм.

3. Для формирования институциональной базы реформы здравоохранения следует принять федеральные законы "Об обязательном медицинском страховании" и "О государственных гарантиях медицинской помощи населению". Уже в 2005 году необходимо разработать необходимые для функционирования обновленной системы медицинского страхования стандарты обслуживания и состав базовой программы.

4. В рамках развития ипотеки и формирования рынка доступного жилья:
i. закончить формирование необходимой нормативной правовой базы;
ii. разделить сферу компетенции между уровнями власти;
iii. урегулировать правила выпуска и обращения эмиссионных и не эмиссионных ценных бумаг (закладных, закладных листов, ипотечных облигаций) и исполнения обязательств по ним;
iv. определить механизм перевода прав граждан и юридических лиц на земельные участки и связанных с ними обязательств в ценные бумаги.

5. В 2005 году надо сформировать законодательную базу механизма частно-государственного партнерства и подготовить запуск пилотных проектов, с тем чтобы нем потерять следующий 2006 год на раскачку и согласования:
i. принять законы "О концессионных соглашениях", Водный и Лесной кодексы, Новый закон о недрах;
ii. внедрить механизмы, обеспечивающие предоставление кредитов и госгарантий под экспорт российских высокотехнологичных товаров и услуг, а также грантов и консультационной помощи для предприятий-экспортеров малого и среднего бизнеса;
iii. Подготовить и провести конкурсы по отбору пилотных проектов на основе частно-государственного партнерства.

6. Для поддержки конкуренции и развития малого бизнеса
i. принять новый закон о конкуренции и выработать новые подходы к противодействию монопольной практике, особенно в завышении цен на региональных рынках;
ii. поддержка становления системы бизнес-инкубаторов;
iii. внедрение механизмов софинансирования маркетинговых расходов малых и средних предприятий по выходу на внешние рынки, получение международной сертификации и т.д.
iv. снижение стоимости кредитования малого бизнеса.

7. В целях развития национальной инновационной системы:
i. принять федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и осуществить конкурсный отбор территорий, на которых будут размещаться особые экономические зоны;
ii. провести эксперименты по поддержке кластеров, созданных на основе университетских технопарков и бизнес-инкубаторов;
iii. создать частно-государственные венчурные фонды для финансирования инновационных проектов;
iv. создать пилотные центры трансфера технологий;
v. утвердить порядок распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, созданными за счет средств федерального бюджета;
vi. сформировать механизмы, обеспечивающие эффективную защиту прав на интеллектуальную собственность;
vii. утвердить план мероприятий на 2005-2007 гг. по реструктуризации академического сектора науки.

8. Для стимулирования национальных сбережений и улучшения обеспеченности пенсионеров рамках дальнейшего развития пенсионной реформы следует:
i. принять законы, регламентирующие вопросы создания профессиональных пенсионных систем, выплаты накопительной части трудовых пенсий;
ii. разработать меры по стимулированию работы частных пенсионных фондов, а также банков с пенсионными накоплениями;
iii. внедрить механизмы дополнительного пенсионного страхование для стимулирования добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Эти задачи показывают, что экономическая политика и раньше и сейчас нацелена на развитие экономической свободы, формирование конкурентоспособной эффективной экономики и значительное повышение благосостояния всех россиян. Многие задачи в полной мере удастся решить в 2006-2008 годах, когда реформы будут реализованы и дадут свои позитивные плоды. Однако запуск реформ и проектов развития, всестороннюю подготовку их механизмов, правил, с учетом всех рисков и издержек - эту работу Правительство должно выполнить уже сейчас.

Благодарю за внимание.


2005-02-24
Источник: МЭРиТ


Док. 294388
Опублик.: 16.04.07
Число обращений: 488

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``