В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
17 февраля Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в итоговой коллегии Федеральной таможенной службы Назад
17 февраля Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в итоговой коллегии Федеральной таможенной службы
Уважаемые коллеги!
Прошедший год для таможенной службы Российской Федерации ознаменовался двумя важнейшими событиями. 1 января вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации, а затем началась реформа органов государственной власти.
Вступление в силу нового Таможенного кодекса потребовало от таможенной службы мобилизации всех административных ресурсов. Новые подходы к таможенному оформлению и таможенному контролю, новые принципы построения взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности.
Теперь, когда прошёл год с начала работы по новому Таможенному кодексу, мы можем сделать некоторые выводы.
Прогнозы, как мы помним, были самые неблагоприятные. Говорили, что кодекс не заработает. Говорили, что таможенная служба не справится. Говорили, что ничего не изменится.
Благодаря вашей самоотверженной работе эти прогнозы не оправдались. Кодекс заработал, и наметились позитивные тенденции в области таможенного администрирования.
Огромная заслуга в этом успехе принадлежит тем сотрудникам ГТК России, которые смогли в предельно сжатые сроки подготовить необходимые нормативные правовые акты, почти целиком заменившие устаревшие многочисленные приказы, распоряжения, инструкции, письма.
Сыграла свою роль и активная деятельность ГТК России по разъяснению положений нового Таможенного кодекса как таможенникам, так и коммерсантам. Нам очень важны оценки коммерсантов и наших зарубежных партнёров, что, несмотря на имеющиеся недостатки, таможенное дело превратилось в одну из наиболее транспарентных областей государственного регулирования. Когда нас просят разъяснять положения новых законов, в пример нередко ставят работу ГТК России по разъяснению нового Таможенного кодекса всем, кто был в этом заинтересован.
Несмотря на отдельные недочёты, таможенная служба продемонстрировала достаточно высокую степень готовности к работе в новых условиях. Это видно по формальным показателям, таким как показатели собираемости таможенных платежей, эффективности правоохранительной деятельности. Но что ещё более важно, среди оценок деятельности таможенных органов преобладают благоприятные отзывы участников внешнеэкономической деятельности о практике применения нового Таможенного кодекса.
В удовлетворительном режиме продолжается освоение кредита Мирового банка, направленного на усовершенствование информационных систем таможенных органов.

Вместе с тем необходимо учитывать, что проделанная работа требует продолжения. Мы находимся на том этапе реформы, когда замедление темпов недопустимо. Остановка грозит крахом проделанной работы и дискредитацией всех преобразований, состоявшихся к этому времени.
При этом необходимо сконцентрировать усилия на наиболее важных областях таможенного администрирования, среди которых я должен в первую очередь выделить следующие:
- высокий уровень подготовки персонала таможенных органов;
- информационное обеспечение;
- управление рисками как базовая философия таможенного контроля.
Эти направления касаются разных аспектов деятельности таможенных органов. Они тесно взаимосвязаны.
Главным, на мой взгляд, является кадровая проблема. Прекрасно известно, что сегодня большинство сотрудников таможенных органов уже обладают достаточно высоким уровнем подготовки в той области, в которой они непосредственно заняты. Не последнюю роль здесь играет активная работа Российской таможенной академии по подготовке молодых специалистов, повышению квалификации более опытных сотрудников.
Юристы прекрасно знают таможенное и гражданское законодательство. Специалисты по товарной номенклатуре безупречно знают ТН ВЭД. Досмотровые инспектора демонстрируют чудеса, выявляя контрабандные перевозки. В нашем представлении если не все, то большинство сотрудников, непосредственно взаимодействующих с участниками внешнеэкономической деятельности, находятся на своём месте и отлично знают своё дело.
Но почему тогда постоянно возникают конфликты, судебные разбирательства? Почему появляются критические статьи в прессе? Почему иностранные партнёры на переговорах о присоединении Российской Федерации к международным организациям, будь то Всемирная торговая организация или, например, Организация экономического сотрудничества и развития, в первую очередь говорят о неблагоприятном климате с точки зрения таможенного администрирования?
Изучение этих вопросов, жалоб, обращений наглядно демонстрирует, что в большинстве случаев причина не в законодательстве. Причина в людях. Наиболее вопиющим примером является ответ одного таможенника на замечание декларанта. Когда декларант сказал таможеннику, что его требования основываются на старом кодексе, а новый кодекс регулирует данную ситуацию совершенно иначе, таможенник ответил: "Мне это известно, но мы привыкли так, и будем так действовать в дальнейшем".
Последовавшее изучение ситуации продемонстрировало, что на этом таможенном посту подобное поведение являлось нормой. Сотрудники привыкли к старым правилам и не пожелали принять во внимание новый Кодекс. Проигнорировали и приказ ГТК России, изданный в развитие этого Кодекса и содержащий прямые поручения по соответствующим направлениям.
Наверное, это не единичный пример. И если данный случай впечатляет цинизмом, то прочие подобные ситуации также вызывают тревогу.
Ни для кого не является секретом, что там, где есть денежные потоки, где есть возможность принятия нескольких решений, неминуемо возникает коррупция. Но опасным симптомом является то, что, нарушая закон, многие таможенники действую дерзко, демонстративно, вызывающе и цинично, с полной уверенностью в своей безнаказанности.
Самое неприятное, что зачастую такое поведение сотрудников таможенных органов не обусловлено корыстными мотивами. Просто человек наделён силой и властью и не желает снисходить до того, кто зависит от его решения.
Прошли те времена, когда в провинции молодёжь толпами шла в милицию, в налоговую полицию, в прокуратуру, наконец, в таможню. Есть форма, есть оружие, есть власть, есть сила, есть беспредел и безнаказанность. А другой работы нет. И брали по объявлению, и не смотрели на уровень подготовки, лишь бы человек работал. Сейчас, когда экономическая ситуация в стране стабилизируется, постоянно растёт зарплата государственных служащих, стоит задача повышения культуры правоохранительных органов.
Описанную практику необходимо искоренять и в таможне. Мы несколько лет цитируем классификацию Всемирной таможенной организации. Мы всем говорим, что мы не таможня для таможни, что мы не таможня для бюджета. Мы - таможня для участников внешнеэкономической деятельности. Чтобы была таможня для участников внешнеэкономической деятельности, каждый таможенник должен до мозга костей осознать: он - таможенник для участника внешнеэкономической деятельности. Он - не надсмотрщик, не каратель. Таможенник - обслуживающий персонал. Таможенник - союзник, помощник коммерсанта.
Российские участники внешнеэкономической деятельности привыкли и приспособились к этой нездоровой ситуации. Очень часто они не имеют претензий ни к таможне, ни к конкретным таможенникам. У них всё в порядке. Некоторые из них и сегодня откровенно заявляют, что даже не читали Таможенный кодекс. Они знают, что не это важно в отношениях с таможенниками, а личный контакт, который за долгие годы совместной работы налажен.
Но иностранные партнёры постоянно говорят нам: сделайте более дружественный таможенный климат. Business-friendly - вот ключевые слова, которые проходят красной нитью через наши переговоры с иностранными партнёрами и международными организациями. Нам пора принять эту просьбу к сведению и к руководству.
Таможенник больше не должен распоряжаться своими блестящими знаниями так, чтобы сначала выкрутить руки участнику внешнеэкономической деятельности, а потом, когда к нему придут проверяющие, доказать, что тот сам виноват. И при этом одновременно наносить ущерб и государству, и коммерсантам, вместо того чтобы служить им.
Было бы непростительной наивностью вслед за предпринимателями повторять слова о порочности российской таможни, о том, что таможня коррумпирована насквозь, о том, что в таможню идут за длинным рублём. Мы профессионалы и прекрасно понимаем, что таможня - это, в сущности, обычный государственный орган.
Орган, который живёт по общим для всех правилам бюрократии, где есть те, кто работает с коммерсантами, те, кто работает с законам, те, кто работает с бухгалтерской отчётностью. Люди с разными целями в жизни, с разными интересами и увлечениями. Люди с разным образованием, уровнем культуры в конце концов. Живые люди, существующие по общим для всех законам психологии и морали.
Мы не можем мерить всех одним аршином и огульно обвинять сотрудников во всех ошибках таможни. Безусловно, большая часть таможенников - люди ответственные, искренне болеющие за своё дело, трудоголики, профессионалы. Но налицо критическая ситуация, и в свете описанных проблем нам совершенно необходимо неотлагательно приступить к изменению отношения таможенников к своей работе и к своим клиентам.
Как таможня концентрирует свои усилия при осуществлении таможенного контроля на товарах особого риска, так и руководство ФТС России должно определить группы риска в персонале таможенных органов. Необходимо в кратчайшие сроки определиться с тем, какие категории сотрудников оказывают неблагоприятное воздействие на моральный климат в таможенных органах.
В последние годы персонал таможенных органов насчитывает десятки тысяч человек. Кадровая служба таможенных органов имеет прекрасный опыт работы с людьми. Я знаю, что в таможенных органах есть психологи, люди, обязанные вести воспитательную работу. С высокой эффективностью работает служба собственной безопасности.
К выполнению поставленной задачи мы подходим не с пустыми руками. Это даёт нам уверенность в сравнительно скором достижении поставленной цели, которую я оцениваю, как одну из приоритетных. Поэтому я рассчитываю, что с приложением максимальных усилий она будет достигнута в наиболее короткие сроки.

Важно также повышать ответственность сотрудников таможенных органов. Замыкание права принятия решения на вышестоящего начальника, а то и на вышестоящий таможенный орган, не оправдывает себя. Таможенник, находящийся на месте события, докладывает информацию, как он её видит. Кто-то передаёт её, как может, выше по инстанции. Там кто-то принимает решение и, нередко, уже на основе искажённой информации. При этом проходит время. А если при этом ещё происходит серьёзная ошибка, то понять, кто ошибся, кто виноват, уже невозможно.
Так создаётся порочная практика круговой поруки, когда один не так выразился, другому не так доложили, а страдает коммерсант, потребитель, а в конечном счёте - государство.
К этой проблеме надо подходить осторожно, но так же решительно.

Итак, главные задачи в сфере кадровой работы я вижу следующим образом:
- повышение культуры поведения сотрудников таможенных органов;
- обеспечение единообразного понимания сотрудниками норм таможенного законодательства, контроль за соблюдением этого правила;
- повышение ответственности сотрудников, делегирование полномочий, уход от круговой поруки при принятии решений.

Информационное обеспечение также является жизненно важным для деятельности таможенных органов. Огромные размеры нашей страны в дальнейшем не должны быть причиной наших проколов. У нас создана мощная таможенная служба, состоящая из профессионалов высокого уровня. Государство развивает информационные таможенные системы, повышается обеспечение таможенных органов техническими средствами.
У нас есть силы, чтобы не допустить манипулирование возможностями, предоставляемыми Таможенным кодексом. Например, есть возможность декларировать товары любым таможенным органам. И декларанты, не сумев протащить товары по заниженной стоимости в одной таможне, следующую поставку отправляют через другую и добиваются желаемого, занижая платежи в разы, а то и в десятки и в сотни раз.
Это недопустимо. В этой стране мы хозяева, и мы должны знать лучше, чем кто бы то ни было, что происходит в каждом уголке страны. Нельзя позволять коммерсантам злоупотреблять либерализацией таможенного администрирования.
Поэтому первая и главная задача в данной области - налаживание информационного взаимодействия между таможенными органами.
Там, где это возможно, следует избавляться от бюрократических процедур во внутреннем документообороте. Приказ не должен идти от руководства ФТС России до сотрудника на посту две недели. А нередко так и происходит.
Необходимо активно внедрять в практику таможенных органов электронный документооборот.
Другая задача в области информации - налаживание взаимодействия с зарубежными таможенными службами. Здесь очевиден серьёзный прогресс. Успешно и быстро развивается информационное взаимодействие с Китаем. На очереди - новые страны. В ближайшей перспективе - налаживание сотрудничества с Турцией.
Так мы должны решать и проблемы неорганизованной торговли, и несоответствие таможенной статистики Российской Федерации таможенной статистике зарубежных партнёров.
И, наконец, чрезвычайно важно повышать транспарентность деятельности таможенных органов. Участники внешнеэкономической деятельности должны предельно чётко знать свои права и обязанности. Они не должны испытывать абсолютно никаких затруднений при получении информации по таможенным вопросам.
Я знаю, что правовая служба таможенных органов активно занимается информированием и консультированием. Но нередко ответы на запросы носят формальный характер. Заявителей ловят на слове, на незнании юридической лексики и отвечают отписками.
Это также недопустимо.
Вне всякого сомнения, за неграмотными формулировками заявителей нередко стоит желание подловить таможенников на неточном ответе и пойти с ним в суд. Мы знаем, что некоторые пишут одни и те же запросы в разные таможенные органы и в зависимости от ситуации играют на противоречиях. Мы уже сами успели столкнуться с такими случаями.
Но когда мы ко всем подходим с одной меркой, подозревая в недобросовестности, мы теряем намного больше.
Антагонизм между таможенниками и торговцами возник сотни лет назад, ещё в момент появления таможни. Сейчас уже не вспомнишь, кто кого обманул первым. Наша задача в том, чтобы наладить деловые отношения с коммерсантами. Мы должны действовать ко взаимной выгоде, и понимать, что честный коммерческий успех коммерсантов - это и наш успех.
Повышение уровня грамотности участников внешнеэкономической деятельности - это и наша задача. Мы два года отбиваем атаки на Таможенный кодекс, когда нас обвиняют в том, что он сложен для понимания. Мы с вами понимаем, что сложен не Кодекс, сложны правоотношения. Но мы должны помочь коммерсантам разобраться в правилах игры.
Для этого следует использовать все имеющиеся ресурсы: Интернет, средства массовой информации, печатные издания таможенных органов. И опять напоминаю о необходимости доброжелательного отношения к представителям деловых кругов.
И, наконец, не меньшая по важности задача - продолжение внедрения информационных технологий в процессы, связанные с осуществлением таможенных процедур. Особую роль я отвожу электронному декларированию.
Мы внимательно следим за теми экспериментами по использованию электронного декларирования, которые проводятся в таможенных органах. Бесспорно, это та область, где мы должны в самые короткие сроки догнать более развитые государства. Это продиктовано и требованиями бизнеса, в том числе зарубежных партнёров, и самой жизнью.
Могу заверить, что вопросы, связанные с использованием информационных технологий в таможенном деле и требующие нормативного урегулирования, будут рассматриваться министерством в приоритетном порядке.

Итак, главные задачи в информационной области:
- налаживание информационного взаимодействия с таможенными органами;
- таможенное сотрудничество с иностранными коллегами;
- активное использование информационных технологий в таможенных процедурах, внедрение электронного декларирования;
- установление партнёрских отношений с бизнесом.

Система управления рисками.
Вы лучше, чем все остальные, понимаете значимость внедрения этой системы взамен отжившей практики тотального контроля. Не будет преувеличением сказать, что от системы управления рисками в значительной степени зависит и судьба внешней торговли Российской Федерации, и уверенность нашей позиции на переговорах с ВТО и многие другие важнейшие для российской экономики вопросы.
Первые успехи в этой области достигнуты. Мы уходим от тотального контроля. Контроль уходит на период после выпуска товаров, и это хорошо. Но не всё идёт гладко.
Если раньше стремились к тому, чтобы всё посмотреть на границе или в таможне, то сейчас, перестраховываясь, бросаем все силы на пост-контроль. Но вы прекрасно знаете, что смысл введения системы управления рисками не только в перенесении времени проверки, но и, повторяю, в уходе от тотального контроля, от распыления сил на те товары, где риск нарушения невелик.
А сейчас мы имеем ситуацию, когда таможенник говорит: у нас есть система управления рисками и пост-контроль. И выпускает товар, не глядя. Но сообщает при этом руководству, что проверить этот товар всё-таки не мешало бы. И получается так, что то же бремя тотального контроля теперь ложится не на выпускающего, а на проверяющего товары после выпуска - на сотрудника таможенной инспекции. И снова мы получаем недостаточно эффективный тотальный контроль.
Необходимо продолжать совершенствовать используемую систему управления рисками. Надо повышать эффективность работы с информацией, усиливать аналитические подразделения. И здесь мы неизбежно возвращаемся к вопросам повышения уровня персонала и обеспечения таможенных органов компьютерами, средствами связи, источниками информации.
Необходимо уделить особое внимание практической работе по разработке и применению так называемых профилей риска.
Считаю, что указанная работа должна осуществляться системно, на основе специальных методик. Профили риска должны издаваться после проработки последствий их применения. Надо учитывать их влияние не только на субъектов ВЭД, склонных к правонарушениям, но на добропорядочных участников внешней торговли.
Совершенно недопустим формальный подход по применению профилей риска без учета конкретных обстоятельств сделки и лица, перемещающего товары. Я обращаю на это Ваше внимание вот почему - в настоящее время на рассмотрении в одном из структурных подразделений Министерства находится обращение от участника ВЭД.
Его достаточно сложно заподозрить в склонности к правонарушениям, это одно из подразделений крупной компании с мировым именем (Electrolux), занимающееся в рамках инвестиционного проекта сборкой стиральных машин на собственных производственных площадях в Санкт-Петербурге. Electrolux, на свою беду, ввозит комплектующие, подпадающие под действие одного из профилей риска (кстати, в своем обращении организация сообщила не только номер письма ФТС России, имеющего гриф ДСП, которым был доведен профиль риска до таможенных органов, но и указала его полный номер).
В результате, к предприятию, использующему ввозимые комплектующие исключительно в целях их сборки в готовое изделие, имеющему производственную базу, налаженную систему бухгалтерского учета, были применены дополнительные меры таможенного контроля, выразившиеся в проведении 100% таможенного досмотра с фотографированием товаров. Таможенная стоимость была скорректирована до контрольного уровня, установленного профилем риска.
Складывается впечатление, что в данной ситуации сотрудники Санкт-Петербургской таможни совершенно механически, не принимая во внимание фактические обстоятельства, исполнили требования профиля.
Указанный формальный подход к реализации этой перспективной технологии недопустим.
Считаю, что практическое применение профилей риска не должно опережать их теоретическую проработку. Данный вопрос должен решаться последовательно и комплексно. В данной работе необходимо как можно шире использовать накопленный международный опыт работы фискальных органов. Этот опыт показывает, что проблематикой, связанной с анализом и управлением рисками, довольно часто занимаются специализированные подразделения, не входящие в структуру фискальных органов, имеющие статус самостоятельных организаций.
Возможно использование опыта ГТС Украины, где создано центральное бюро рисков и аудита. Это бюро является самостоятельной организацией, укомплектованной высококвалифицированными специалистами-аналитиками, имеющими знания и опыт в таможенном деле, но не являющимися сотрудниками таможенных органов.

Возвращаясь к успехам таможенной службы по реализации Таможенного кодекса, я хочу вспомнить время, когда эти успехи висели на волоске. Мы знаем, что административная реформа пришлась на самый расцвет работы по практическому внедрению Таможенного кодекса в практику таможенных органов.
Было понятно, что, хотя таможенная служба получила отсрочку до сентября, пережить эти структурные преобразования на пике таможенных реформ было непросто. Я рад констатировать, что таможенная служба с честью вышла из сложной ситуации.
Очень тяжёлым ударом был уход значительного числа профессионалов. Однако я считаю, что интеллектуальная основа, элита таможенной службы не покинула свой пост, и я благодарю вас за это.
Несмотря на то, что могущественной службе было психологически непросто изменить статус, большинство профессионалов смогло так или иначе понять и принять необходимость проведённых преобразований.
Сейчас, через несколько месяцев после начала реформы, её успех не выглядит очевидным. Но я призываю вас отнестись к этому с пониманием. Наивно было бы ожидать, что перестройка столь массивного бюрократического аппарата продемонстрирует блестящие достижения в первые же месяцы.
То, что говорилось выше о психологии таможенников, в неменьшей мере свойственно большинству российских чиновников. Нам тоже предстоит активная работа по решению этих проблем, в том числе у себя в министерстве.
Сейчас мы нарабатываем практику взаимодействия с ФТС. Я знаю, что вы пристально следите за нашей работой в сфере таможенного дела. Безусловно, вы знаете, что мы совсем недавно завершили формирование таможенного блока в Департаменте государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела.
Это произошло через полгода после создания департамента. Но причина не в нашем невнимании к таможенным вопросам, а в том, что мы взяли на себя моральное обязательство брать в эти отделы только профессионалов самого высокого уровня. Мы понимаем, что иначе никакого взаимодействия с ФТС нам не построить.
Теперь, когда эта фаза переходного периода завершена, мы можем рассчитывать на скорое выстраивание плодотворных взаимоотношений. Первым примером эффективного сотрудничества является издание приказа по упрощённым процедурам. Сейчас он на госрегистрации в Минюсте. Не за горами следующие успехи. Безусловно, все проблемы, затяжки сроков, недопонимание таможенной специфики отдельными сотрудниками Министерства будут уходить в прошлое.
Многие бывшие сотрудники ГТК России прекрасно вписались в коллектив и оказывают огромную помощь своим коллегам при работе по таможенным проблемам.


Перед нами сейчас стоит много важнейших задач, которые мы должны решить в ближайшее время совместными усилиями. Главной задачей является продолжение реформы таможенного администрирования. Но перед нами стоит:
- и задача развития свободных таможенных зон,
- и сокращение времени прохождения грузов через пункты пропуска на границе,
- и организация приграничной торговли;
- и борьба с челночной торговлей.
Сейчас с участием ФТС подготовлен и внесён в Правительство законопроект о свободных экономических зонах. Заложенные в нём нормы, касающиеся таможенного режима свободной таможенной зоны, в корне изменяют подходы к данному режиму, закреплённые в старом Таможенном кодексе. Это большой успех, поскольку данный закон позволит нам избежать тех ошибок, которые были допущены десять лет назад. Как вы знаете, свободные зоны в те годы не пытался создать только ленивый, а желаемый экономический эффект так и не был достигнут.
Поэтому сейчас мы пойдём по другому пути. Зоны будут создаваться под конкретные инвестиционные проекты. Территория зон будет сокращена до минимума, реально необходимого для реализации запланированного проекта. На этой территории не будет никаких посторонних организаций, лиц, вообще никого, кто не имеет непосредственной связи с проектом. Сама территория зон, земля, дома, сооружения - всё это будет свободно даже от прав посторонних лиц на эту территорию.
Инвестор должен осуществлять реальные вложения, осуществлять деятельность, результаты которой должны быть очевидны. Мы создаём такие условия, при которых участникам зоны будет невыгодно нарушать закон, создавать видимость деятельности, решать свои задачи за счёт государства.
Такой подход упростит и ваши задачи. Небольшую, до десяти квадратных километров, зону проще контролировать. Мы обяжем участника зоны подробно отчитываться о всех операциях, осуществляемых в зоне.
Объединение вашего и нашего опыта работы с зонами с использованием нашего политического ресурса должно привести к желаемому результату. А результат этот такой: развитие производства, привлечение инвестиций, распространение опыта на новые и новые зоны, недопущение обмана государства.

Другая задача - ускорение прохождения грузов через границу.
Мы говорили об этой задаче на декабрьской коллегии, и я хочу сказать, что с тех пор мы серьёзно продвинулись в заданном направлении.
Как вы помните, стоит задача сокращение времени контроля на границе до 50, а в идеале - до 40 минут. Мы планируем решить эту задачу, реализуя принцип "одного окна". Водитель не должен ходить по кабинетам и стоять в очереди то к одному чиновнику, то к другому. Как только у какой-нибудь службы возникает задержка - стоит вся очередь.
Мы планируем решить эту проблему, оставив на границе таможенников и пограничников, между которыми будут разделены функции остальных контролирующих органов.
Важно при этом, оказав содействие бизнесу, не снизить эффективность государственного контроля. Хочу сказать, что мы идём на эту реформу осознанно. Это решение - не попытка прорваться "на авось", а продуманная стратегия, сформировавшаяся после анализа готовности людей к работе в новых условиях. Поэтому я хочу, чтобы вы знали, что возлагается большая надежда на профессионализм, кругозор и опыт сотрудников таможенных органов.
В связи с этим стоят две задачи:
- начать подготовку к переходу на новый режим работы в пунктах пропуска;
- учитывать предстоящие изменения при строительстве пунктов пропуска; где это возможно - на стадии планирования.

В области приграничной торговли мы изучаем практику применения этого режима зарубежными государствами. Неправильно думать, что за счёт приграничной торговли мы должны упорядочить отношения с китайскими челноками.
Наша задача на порядок выше и шире. Мы должны сделать приграничную торговлю одним из основных инструментов экономического роста приграничных регионов. Не только удовлетворять спрос, который не способна обеспечить наша промышленность, но и стимулировать своё производство, искать выгоду в приграничной торговле. И надо не только со страхом смотреть на Китай, но и с интересом изучать перспективы приграничной торговли на западе, на юге. Помимо Китая есть и Польша, и Финляндия, и Норвегия, которые сами могут быть заинтересованы в наших товарах.
Поэтому мы ставим высокие цели и ждём от вас активного, заинтересованного участия. Сейчас никто не готов сказать, как вести приграничную торговлю, тем более применительно к конкретным государствам. И вопросы таможенного контроля здесь чрезвычайно важны, потому что когда мы говорим о приграничной торговле, мы говорим о либерализации режима торговли, в том числе о либерализации таможенного контроля.
Мы не можем допустить повторения ситуации, когда либерализация внешней торговли в 1992 году превратила границу в одну большую дыру, через которую везли все, кто что мог в любом направлении. К началу приграничной торговли мы должны подойти не менее вдумчиво и осторожно, чем к свободным таможенным зонам.
Мы рассчитываем на вашу активную позицию по данному вопросу, потому что когда начнётся приграничная торговля, основные риски будут находиться в таможенной сфере. Мы должны быть готовы к этому.

Уважаемые коллеги! Перед нами стоят большие задачи, залог успешного решения которых - в нашем эффективном сотрудничестве, взаимодействии по всем вопросам таможенного дела.
Хочу заверить вас, что министерство не меньше, чем ФТС, заинтересовано в достижении высоких результатов во всех областях таможенного дела. Пока мы нарабатываем практику совместного решения поставленных задач, и не всегда работа идёт гладко.
Чтобы как можно быстрее преодолеть этот переходный период, я призываю вас постоянно информировать меня о возникающих проблемах и обещаю принять все меры к их устранению. Нам давно пора закончить все переходные периоды и сконцентрировать все усилия на решении задач, которые ставит перед нами жизнь.
Надеюсь на ваше понимание стоящих перед нами задач и готовность их решать с полной отдачей.
Спасибо за внимание.


2005-02-18
Источник: МЭРТ


Док. 294386
Перв. публик.: 18.02.05
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 489

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``