В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа на Морской коллегии 17 декабря 2004 г. Назад
Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли РФ Г.О.Грефа на Морской коллегии 17 декабря 2004 г.
В соответствии с планом проведения Морской коллегии мне предложено выступить с информацией по 15 вопросам, определенным Председателем Морской коллегии (от 14 октября 2004г. No Мф-П26-8)
Следует отметить, что соответствующие доклады по рассматриваемым вопросам представлены в Правительство Российской Федерации.
Для сокращения времени сосредоточусь на вопросах, по которым Министерство является головным исполнителем. Остальные вопросы освещу, если в этом будет необходимость.
1. О результатах анализа выполнения Минэкономразвития России решений Морской коллегии в 2001-2004 годах и предложениях по их безусловной реализации.
Протоколами заседаний Морской коллегии за этот период Минэкономразвития России было дано 10 поручений, все поручения выполнены (Справка прилагается, Приложение 1).
Основные результаты.
Минэкономразвития России, как государственный заказчик - координатор ФЦП "Мировой океан", совместно с государственными заказчиками подпрограмм в 2002 г. осуществило корректировку подпрограмм с учетом повышения их эффективности и результативности, а также решения задач по реализации морской политики, изложенной в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года.
Разработаны предложения по уточнению нормативной правовой базы и обеспечению реализации направлений национальной морской политики, которые вносят изменения концептуального характера в положения законов "О недрах" и "О животном мире".
Подготовлены предложения по финансированию конкретных инвестиционных проектов и мероприятий, необходимых для становления морской инфраструктуры, продолжалась реализация ряда проектов, направленных на развитие морской деятельности.(Справочно. Завершены работы по строительству радиотехнического поста на горе Большой Иосиф г.Владивосток и ведется строительство на мысе Железный Рог г.Новоросийск, в рамках проекта "Меридиан" и "Меридиан-плюс" осуществляется изучение природы Мирового океана на ограниченном числе наиболее важных направлений по изучению минеральных и биологических ресурсов).
Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти провело инвентаризацию 200 действующих законов и ведомственных актов в области морской деятельности. Сводный доклад о результатах инвентаризации и предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы морской деятельности России представлен на заседании Морской коллегии 17.10. 2003 г.
Подготовлена общая структура проекта Концепции сводного законодательного акта, кодифицирующего основополагающие правовые нормы о государственном управлении морской деятельностью.

2. О результатах анализа хода выполнения ФЦП "Мировой океан"
Федеральная целевая программа "Мировой океан" разработана на основе Концепции, одобренной Президентом Российской Федерации, и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. No 919. В состав утвержденной программы вошли одиннадцать подпрограмм. (Справка прилагается, Приложение 2)
Управление и контроль за реализацией ФЦП "Мировой океан" осуществляют в установленном порядке государственный заказчик - координатор Минэкономразвития России и государственные заказчики подпрограмм. Оперативная координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации программы в течение 1998-2003 годов была возложена на межведомственную комиссию, (образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. No 919) которая в 2004 году упразднена (постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. No 380).
Во исполнение положений Морской доктрины Российской Федерации и в соответствии с решениями Морской коллегии (от 21 декабря 2001 г. и 19 июля 2002 г.) государственными заказчиками, как уже говорилось осуществлена корректировка программных мероприятий ФЦП "Мировой океан". При этом особое внимание на втором этапе реализации - 2003-2007 годы уделено повышению эффективности и результативности программы, обеспечению концентрации финансовых ресурсов на ключевых направлениях изучения, исследования и использования Мирового океана. В программу включены соответствующие показатели и индикаторы, отражающие результаты и эффективность реализации программных мероприятий по годам и этапам.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и концентрации финансовых ресурсов на наиболее чувствительных для экономики направлениях Правительством Российской Федерации принято решение о завершении в 2004 году реализации 3-х подпрограмм. (постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. No 649 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. No919").
Подробно о результатах и проблемах выполнения подпрограмм думаю доложат их государственные заказчики. Интегрально можно констатировать следующее.
Результаты реализации программы способствовали стабилизации экономического и сырьевого потенциала страны, сохранению грузовой базы морского транспорта и повышению уровня загрузки российских морских портов, увеличению рентабельности рыболовства, повышению уровня занятости населения, увеличению платежей в бюджет.
Впервые за годы реализации программы привлеченные средства из внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации превысили 46% от общего объема финансирования. Данные финансовые ресурсы используются преимущественно для реализации межведомственных проектов. Это обеспечивает концентрацию средств на приоритетных направлениях, понижает потребность в государственных финансовых ресурсах. Кроме того, значительно повышает отдачу средств, выделяемых из федерального бюджета, и повышает совокупную эффективность ФЦП "Мировой океан".

3. Об обеспечении финансирования ФЦП "Мировой океан" и ее подпрограмм в полном объеме.
Целью федеральной целевой программы "Мировой океан" является комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее границ. Программа является реальным механизмом реализации Морской доктрины России.
Справочно: Доклад Председателю Правительства Российской Федерации об обеспечении финансирования ФЦП "Мировой океан" и ее подпрограмм представлен от 3.11.2004 г. No 18691-ВС/Д17.
Мероприятия, осуществляемые по ФЦП "Мировой океан" затрагивают интересы различных министерств и ведомств, включая Минобороны России, МПР России, Минсельхоз России, Минпромэнерго России, Минтранс России, ФСБ России, МИД России, Росгидромет, Росрыболовство, Роснауку, Роспром.
В 2004 году на финансирование указанной программы из федерального бюджета Правительством Российской Федерации предусмотрено 275 млн.рублей, из них 90 млн.рублей - на реализацию инвестиционных проектов (Справка прилагается, Приложение 3).
При реализации ФЦП "Мировой океан" в текущем году основное внимание уделяется комплексным проектам, которые позволяют решать важные задачи, имеющиеся в отдельных подпрограммах, и привлекать внебюджетные средства. Важное место в программе занимают разработка научно-обоснованной системы мониторинга, исследования природной среды, оценка минерально-сырьевых, биологических и энергетических ресурсов Мирового океана и рациональное их использование.
В Федеральном бюджете на 2005 год на реализацию мероприятий подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан" Правительством Российской Федерации выделено 290 млн. рублей.
Объем предусмотренных средств определяет целесообразность реализовать для ФЦП "Мировой океан" схему финансирования, при которой из федерального бюджета поддерживаются конкретные исследования (в том числе и двойного назначения), имеющие народнохозяйственное значение. При этом не проводится прямое финансирование долгосрочных дорогостоящих экспедиционных исследований огромных пространств Мирового океана, на которых настаивают Минпроэнерго России и РАН.



4. О формировании в Минэкономразвития России Межведомственной комиссии по национальной морской политике и федеральной целевой программы "Мировой океан"
Скажу откровенно, мы не поддерживали и не поддерживаем принятые на этот счет решения Морской коллегии.
Однако, решение, вопреки мнения ряда Министерств состоялось и мы его выполняем.
Образован новый Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений, которому поручено осуществлять на постоянной основе информационно-аналитическое обеспечение и контроль за целевым и рациональным использованием государственными заказчиками подпрограмм ФЦП "Мировой океан" финансовых, кредитных и иных видов ресурсов, выделенных на выполнение программных мероприятий, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральной целевой программы "Мировой океан".
Как нам казалось, работа целого Департамента сможет быть адекватной деятельности МВК, однако аппарат продолжает настаивать на создании МВК и мы завершаем эту процедуру.
Разработано положение о МВК по национальной морской политике и федеральной целевой программы "Мировой океан" и разослано на согласование в 12 заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Подготовлен проект соответствующего приказа по Минэкономразвития России.
Хотел бы отметить, что не все Министерства считают целесообразным назначение МВК по национальной морской политике и федеральной целевой программы "Мировой океан" ( Минсельхоз России, МИД России) и вяло реагируют на наши предложения.

5. О разработке ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 гг."
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2004 г. No 1036-р Минобороны России поручено разработать проект ФЦП "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах" и представить его в Минэкономразвития России до 1 сентября 2004 г.
Анализ разработанного проекта, к сожалению, выявил большое количество недостатков и замечаний, которые сообщены и приняты Минобороны России для устранения (от 30 сентября 2004 г. No Д16-1407).
Одним из основных недостатков является то, что объемы финансирования не соответствуют возможностям федерального бюджета на среднесрочный период, определенные программой социально-экономического развития Российской Федерации в 2005-2008 годах.
Кроме того, отсутствие в проекте программы показателей и индикаторов эффективности реализации программы с разбивкой по годам лишает возможности реально оценивать ход реализации программы.
После доработки Минобороны России проекта программы, Минэкономразвития России представит его в Правительство Российской Федерации в возможно короткий срок.
Несмотря на отсутствие утвержденной программы, на ее финансирование в 2005 г. спланированы ассигнования в объеме 900,0 млн. рублей, что соответствует программным показателям следующего года.

6. О разработке на основе концептуальных документов по морской деятельности и в соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации в 2005-2008 годах - 3-летней программы действий, обеспечивающих поэтапную реализацию указанных концептуальных документов.
Проект "Среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации в 2005-2008 годах" внесен Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в Правительство Российской Федерации 8 декабря 2004 г. После утверждения указанной программы на основе концептуальных документов по морской деятельности, Минэкономразвития России примет участие в разработке 3-летней программы действий, обеспечивающих поэтапную реализацию этих документов.
Полагаем целесообразным уточнить сроки выполнения данного поручения Морской коллегии.

7. Об учете предложений федеральных органов исполнительной власти при определении объемов финансирования на 2005 г. федеральных целевых программ по проблемам социальной защищенности, сохранения здоровья населения российских приморских городов и поселков в Арктике, включая военнослужащих и членов их семей, а также предложения по созданию Единой государственной системы северного завоза.
По данному вопросу следует отметить, что объемы финансирования федеральных целевых программ на каждый год определяются Правительством Российской Федерации, а не Минэкономразвития России, исходя из бюджетных возможностей и предложений федеральных органов исполнительной власти. Они всегда компромиссны и согласуются членами Правительства Российской Федерации. Корректировка бюджета в этой части производится в процессе его исполнения и направлена на наиболее полное удовлетворения потребностей.
2005 год имеет ряд особенностей в связи с вступлением в силу известных федеральных законов (Федерального закона от 4 июля 2003 г. No 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 г. No 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. No122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Вопросы государственной поддержки завоза грузов в районы Севера исключены из компетенции федеральных органов исполнительной власти. Данный вид расходов бюджетов нижестоящих уровней будет учитываться при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
Минэкономразвития России при формировании проекта федерального бюджета на 2005 г. обращалось в Минфин России (письмо от 1 июня 2004 г. No 9842-ГГ/22) с предложением провести инвентаризацию кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации по поставкам продукции в рамках "северного завоза" и предусмотреть в федеральном бюджете средства на ее реструктуризацию. Однако данное предложение Минфином России поддержано не было.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. No 501 "Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации" выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития районов Крайнего Севера и Арктики отнесено к компетенции Минрегиона России.


8. О рассмотрении вопроса о снижении железнодорожных тарифов на перевозку экспортного угля через Архангельский торговый порт
Перевозка экспортного угля из Западной Сибири в порт Архангельск осуществляется по ставкам единого для всех пользователей железнодорожного транспорта Прейскуранта No 10-01. Уровень железнодорожных тарифов на перевозки угля каменного от углепогрузочных станций Западной Сибири через порт Архангельск не превышает средний уровень тарифа на перевозки угля через другие порты.

Справочно:
Наименование порта Расстояние до порта (км) Тариф (руб/тонна)
Архангельск 3965 418
Автово 4039 418
Мурманск 4844 432
Рига (Латвия) 4250 478
(до погранперехода) (российская часть)





Грузоотправители не заинтересованы в перевалке угля через порт Архангельск, так как Архангельский торговый порт имеет недостаточно развитую инфраструктуру и является мелководным. Так, на железнодорожных путях не общего пользования порта Архангельск отсутствуют гаражи размораживания и вагоноопрокидыватели. Это крайне ограничивает выгрузку сыпучих грузов и наносит ущерб вагонам, а также приводит к увеличению времени нахождения вагонов под грузовыми операциями и оборота вагонов в целом. В настоящий момент возможность роста экспорта угля не лимитирована ни пропускными мощностями портов северо-запада России, ни возможностями российских железных дорог. Транспортная система России обладает достаточным потенциалом для роста перевозок экспортных грузов в данном направлении.
При предоставлении понижающего коэффициента на порт Архангельск не произойдет увеличение общего объема экспортных перевозок через порты Северо-западного региона Российской Федерации, а произойдет перераспределение грузопотока, при этом и ОАО "РЖД", и порты России, расположенные на Балтике, будут недополучать значительные суммы доходов.
По экспертной оценке, предоставление понижающего коэффициента в размере 0,8 к железнодорожным тарифам на перевозки угля в порты Архангельск и Кандалакша и переориентация на эти направления до 10 млн. тонн угля в год приведут к недополучению доходов ОАО "РЖД" в размере до 1 млрд. рублей. В связи с изложенным полагаем нецелесообразным снижение железнодорожных тарифов на перевозку экспортного угля через Архангельский торговый порт.
При этом средняя доходность железнодорожных перевозок через порты Российской Федерации в 2004 г. покрывает только 75% затрат ОАО "РЖД" на эти перевозки, в 2005 г. планируется повысить показатель до 84%, что положительно скажется на снижении перекрестного субсидирования. Предоставление понижающего коэффициента на перевозки угля на каком-либо направлении при отсутствии увеличения общих объемов перевозок приведет к значительному снижению доходов и увеличению размеров перекрестного субсидирования.
По остальным поставленным для Минэкономразвития России вопросам, мы являемся соисполнителями. Спасибо за внимание.

Вопросы, по которым Минэкономразвития России является
соисполнителем.
9. Об организации разработки и внесении в установленном порядке в Правительство Российской Федерации совместно с участием заинтересованных органов исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, направленных на решение наиболее актуальных вопросов рыбопромышленного комплекса. (пункт 4 раздела II)
Поступившие предложения от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минсельхоз России, МПР России, Минобороны России, Минпромэнерго России, ФСБ России) к сфере деятельности которых относится соответствующее нормативное правовое регулирование, и предложения приморских субъектов Российской Федерации имеют широкий спектр направлений по урегулированию вопросов и содержат в основном общие подходы к решению поставленных задач. Минэкономразвития России детально проработало предложения, направленные на решение наиболее актуальных вопросов рыбопромышленного комплекса с учетом сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти и внесло предложение в Правительство Российской федерации по уточнению ответственных исполнителей по этому пункту Протокола Морской коллегии от 16 июля 2004 г.
Правительством Российской Федерации приняты предложения Минэкономразвития России (Приложение 4) и при исполнении этого поручения определено руководствоваться Положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Экономическое стимулирование строительства промысловых судов.
Справочно: Положение о Минсельхозе России (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. No 315). Пункт 1. Минсельхоз России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, использования водных биоресурсов.
По мнению Минсельхоза России и Минпромэнерго России, экономическое стимулирование привлечения инвестиций для строительства высокоэффективных рыбопромысловых судов на российских судостроительных верфях целесообразно осуществлять путем выделения заказчикам судов квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Данное предложение в настоящее время прорабатывается Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Учитывая то, что судовое оборудование и запасные части к нему для рыбопромысловых судов в России практически не производятся, Минсельхоз России считает необходимым освободить ввоз указанного оборудования от уплаты таможенных платежей (НДС и таможенной пошлины), внеся соответствующие изменения и дополнения в пункт 1 статьи 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 35 "Освобождение от пошлины" Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", предварительно выделив это оборудование из числа прочих в самостоятельные коды ТН ВЭД.
Минэкономразвития России считает целесообразным Минсельхозу России отработать данный вопрос Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, утвержденный совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 17 июня 2004 г. No 166/154.
Упрощение процедуры захода рыболовных судов в российские порты.
Справочно: Положение о ФСБ России (Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. No 960). Пункт 9 раздела III. Организует деятельность органов и войск по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений.
Положение о Минсельхозе России (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. No 315). Пункт 1. Осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности в морских рыбных портах
Положение о Минэкономразвития России (постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. No 443). Пункт 1. Осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела.
По мнению Минэкономразвития России, внедрение на основе современных информационных технологий системы электронного документооборота между государственными органами, осуществляющими контрольные функции при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, позволит сделать процедуру контроля более эффективной и прозрачной. При этом применение системы электронного документооборота возможно только на основе разработки единой технологии информационного взаимодействия между государственными органами, участвующими в проведении контрольных мероприятий в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и подготовки соответствующей нормативно-правовой базы для ее функционирования.
В настоящее время решается вопрос об информационном обмене между ФТС России и ФСБ России, который является основополагающим для проведения упрощенной процедуры таможенного оформления рыбопродукции, направленной на улучшение администрирования и привлечения захода рыболовных судов в российские порты. Порядок информационного взаимодействия, подготовленный ФТС России, проходит согласование с ФСБ России. ФСБ России совместно с ФТС России и другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по оптимизации количества пунктов пропуска с учетом правовых оснований их установления, открытия и функционирования. В настоящее время завершена предварительная сверка перечня пунктов пропуска, и проводится его доработка в соответствии с замечаниями и предложениями Пограничной службы ФСБ России.
Снижение размеров и количество портовых сборов.
Справочно: Положение о Минсельхозе России (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. No 315). Пункт 5.2.10. Минсельхоз России самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности порядок взимания и использования портовых сборов государственными администрациями морских рыбных портов.
При рассмотрении этого вопроса представляется положительным ответ Калининградской области.
По информации администрации Калининградской области, решением правления Морской администрации портов Российской Федерации установлены следующие виды сборов: корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, швартовный, буксирный и причальный.
Согласно утвержденным ставкам сборов для рыболовных судов применяется понижающий коэффициент 0,3.
На примере Калининградской области решение проблемы снижения размеров и количества портовых сборов возможно на региональном уровне портовыми властями морских рыбных портов. Судам, приписанным к Калининградскому морскому рыбному порту, предоставляются дополнительные скидки со всех портовых сборов в размере 25%, а с причального сбора - 50%. Российские рыболовецкие суда, длиной менее 35 метров, осуществляющие прибрежный промысел в Балтийском море, территориальных водах или внутренних водах РФ, полностью освобождены от уплаты портовых сборов.
Минэкономразвития России считает целесообразным предложить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится данный вопрос, изучить положительный опыт работы Калининградского морского рыбного порта и распространить его на другие действующие портовые предприятия рыбопромышленного комплекса.
Уменьшение числа контролирующих инстанций.
Справочно: Положение о Минсельхозе России (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 г. No 315). Пункт 1. Минсельхоз России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах.
На решение данной проблемы, в частности, направлена административная реформа.
Относительно уменьшения числа контролирующих инстанций Минэкономразвития России поддерживает Минсельхоз России, который считает, что приняты на сегодня достаточные меры по их оптимизации в рамках действующего законодательства РФ и ведомственных нормативных и правовых актов.



10. Об организации разработки и внесении в установленном порядке в Правительство Российской Федерации совместно с участием заинтересованных органов исполнительной власти предложений по уточнению нормативных правовых документов в области взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в ходе пресечения правонарушений в данной области, в частности, при применении оружия
Справочно: Положение о ФСБ России (Указ Президента Российской Федерацииот11 августа 2003 г. No 960 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. No 870)
Пункт 1. Осуществляет государственное управление в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
Координационным федеральным органом исполнительной власти в области пресечения правонарушений (в том числе - с применением оружия) при защите государственной границы Российской Федерации является Пограничная служба (Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации").
В указанном законе (раздел VII, статья 30, пункт 18) предусматривается применение органами и войсками Пограничной службы оружия, боевой техники, специальных средств, физической силы и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом. Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации (статья 35 данного закона).
В соответствии с планом работы Государственной пограничной комиссии на 2004 год на очередном ее заседании (24 декабря 2004 г.) планируется рассмотреть вопрос "О мерах по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации". В рамках данного вопроса ФСБ России вносится на обсуждение проект Федерального закона "О статусе и защите государственной границы Российской Федерации", основная идея которого заключается в приведении федерального законодательства о государственной границе Российской Федерации в соответствие с современными условиями, требующими эффективного и адекватного реагирования на новые угрозы национальной безопасности в пограничной сфере.
Раздел III данного законопроекта посвящен вопросам защиты государственной границы Российской Федерации. В указанном разделе введено понятие вооруженной защиты государственной границы (статья 31). На основании этой статьи вооруженную защиту государственной границы осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации, внутренние войска, иные войска, воинские формирования и органы всеми находящимися в их распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций в порядке осуществления права Российской Федерации на индивидуальную или коллективную самооборону. При этом положения об основаниях и порядке применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники в ходе защиты государственной границы установлены статьями 32 и 33 законопроекта, положения которых должны получить свою конкретизацию в соответствующих актах Правительства Российской Федерации.

11. По обеспечению на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2003 г. No 425 "О совершенствовании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" независимого контроля с помощью космических средств и авиации за деятельностью судов в районах интенсивного промысла биоресурсов.

Справочно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2003 г. No 425 "О совершенствовании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" ответственными федеральными органами являются Минсельхоз России, Минобороны России.
Независимый контроль с помощью космических средств за деятельностью судов в районах интенсивного промысла осуществляется с 1999 года, причём за российскими рыбопромысловыми судами - во всём Мировом океане, а за иностранными - в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2003 г. No 425 соглашениями между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотрен обмен информацией о деятельности промысловых судов. В частности, такие соглашения были заключены бывшим Госкомрыболовством России с ВМФ России, ФПС России с бывшим ГТК России. Названными соглашениями предусмотрено использование этой информации перечисленными ведомствами для решения своих задач, выявления нарушений и принятия соответствующих мер независимо друг от друга.
Минобороны России предлагает утвердить систему мер, обеспечивающих независимый контроль с помощью космических средств и авиации за деятельностью промысловых судов в рамках Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки. Постановлением Правительства Российской Федерации No 425 бывшему Госкомрыболовству России и Минобороны России было поручено обеспечить информационную совместимость отраслевой системы с другими государственными системами наблюдения и сбора информации об обстановке в Мировом океане.
По мнению МПР России целесообразно подготовить Соглашение между органами охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и Минсельхозом России о взаимодействии в сфере обеспечения мониторинга водных биологических ресурсов, экологического контроля и прогнозирования развития экологической обстановки во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, а также разработать Положение об обмене информацией в этой сфере между МПР России и Минсельхозом России.
Целесообразно, по-видимому, было бы через "Головной центр отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" установить более глубокое информационное взаимодействие между заинтересованными ведомствами о нарушениях промысловыми судами установленных законодательством правил ведения промысловой деятельности (интегрированный информационный ресурс). Для нового интегрированного информационного ресурса потребуется подготовка соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации, в котором будет определен порядок создания этого ресурса, источники финансирования, а также порядок использования ведомствами этого ресурса.




2004-12-17
Источник: МЭРиТ


Док. 294350
Перв. публик.: 17.12.04
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 499

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``