В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
10 декабря 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на конференции, посвященной пятилетию Центра стратегических разработок (ЦСР) Назад
10 декабря 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на конференции, посвященной пятилетию Центра стратегических разработок (ЦСР)
Сегодняшняя конференция, с одной стороны, - прямое продолжение этих традиций ЦСР, с другой стороны - конференция особенная. Мало кто пять лет назад мог прогнозировать, что Центр стратегических разработок проживет так долго...


Уважаемые коллеги, участники конференции,


Большинство из вас находится в этом зале далеко не в первый раз. Кто-то был на обсуждениях в теперь уже кажущемся далеким 2000 году, кто-то в последние два года. За прошедшие пять лет мы обсудили в этих стенах практически все злободневные проблемы социально-экономической жизни нашей страны. Обсуждения, семинары, дискуссии, круглые столы, конференции шли в этих стенах почти без перерыва.
Сегодняшняя конференция, с одной стороны, - прямое продолжение этих традиций ЦСР, с другой стороны - конференция особенно значимая. Мало кто пять лет назад мог прогнозировать, что Центр стратегических разработок проживет так долго. Тогда, в 2000 году, мы не загадывали надолго - Центр создавался для решения одной очень важной задачи. Этой задачей было формирование долгосрочной стратегии развития страны - первого взгляда на перспективы России после десятилетия управления страной, которое не позволяло нам заглядывать даже на два-три года вперед.
ЦСР тогда справился с задачей. Стратегия была написана и стала основой всех правительственных программ и планов действий на следующие четыре года. Не все из того, что предложил тогда Центр, было реализовано. Но и то, что за эти годы сделано в рамках реализации положений Стратегии, уже оказало влияние на жизнь страны.
Реализованы на практике многие идеи в сфере налоговой и пенсионной реформы, дебюрократизации экономики. Мы помним ожесточенные дискуссии в этих стенах по поводу введения плоской шкалы подоходного налога и снижения этого налога до 13%. Многие тогда сомневались в правильности такого шага, другие считали слишком высокими риски снижения доходов бюджета. Но время показало, что именно в тех случаях, когда мы брали на себя разумный риск, создавая при этом реальные, действенные стимулы к изменению экономического поведения населения, мы получали положительный результат.
Другая важнейшая реформа - реформа земельных отношений, также во многом обязана ЦСР. Именно здесь специально созданной рабочей группой был написан текст базового закона в этой сфере - Земельного кодекса. И не случайно, что именно здесь сейчас идет работа по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере природопользования. При значительной поддержке Центра мы смогли, наконец, подготовить проекты новых редакций Лесного и Водного кодексов.
Хотя не всё удалось реализовать, создан задел, который имеет шансы на реальное воплощение в ближайшие три года. Уже доходят до стадии практической реализации разработки Центра последнего года - это и создание накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих, и упомянутые уже Лесной и Водный кодексы, и инициативы в области здравоохранения и образования, административной реформы и пакет законодательных актов по созданию рынка доступного жилья.
Но кроме собственно экспертной функции, Центр стратегических разработок известен еще и тем, что стал за эти годы эффективным посредником между экспертным сообществом, бизнесом и государством в вопросах обсуждения конкретных задач социально-экономической политики. На площадке Центра стратегических разработок нет высоких должностей, регалий и размеров личного состояния - чиновник любого уровня или влиятельный бизнесмен здесь только эксперт, на равных со всеми остальными участвующий в обсуждениях и дискуссиях. Это позволяет на обсуждениях в Центре сформировать непредвзятую, неангажированную позицию, основанную на аргументах и доказательствах, а не на должностях и личном влиянии. И именно такой подход дает нам основания рассчитывать на успех тех реформ, которые разрабатываются и обсуждаются в ЦСР. Появление Центра во многом позволило изменить практику выработки политики, сделав ее более публичной.

Сегодня, ровно через пять лет после начала деятельности Центра стратегических разработок мы можем не только взглянуть на то, что было сделано за эти годы, обсудить успехи и неудачи реформ, но и снова, как пять лет назад, заглянуть в будущее - поговорить, в том числе и в контексте мирового опыта, о приоритетах социально-экономической политики на годы вперед. "Экономические реформы: российская повестка дня и мировой опыт" - так обозначена тема сегодняшней конференции.
Никому из здесь присутствующих, я думаю, не надо говорить о текущей экономической ситуации. Кратко ее можно охарактеризовать так: рост есть, но не такой высокий и не такого качества, как нам хотелось бы. А это говорит о том, что еще очень многое нужно сделать Правительству в сфере экономических преобразований.
Сегодня Минэкономразвития России вносит в Правительство проект среднесрочной программы. В ней мы попытались сформулировать и обосновать те приоритеты, которые считаем действительно главными на следующие три года работы правительства. Многие из них не новы - они в том или ином виде были названы еще в Стратегии ЦСР 2000 года. Но за последние пять лет изменилось их наполнение. По ряду направлений мы значительно продвинулись в понимании того, что же действительно нужно делать. Это касается, в том числе, таких важных разделов, как борьба с бедностью, реформа здравоохранения, жилищная реформа, природопользование, политика в сфере науки и инноваций.
Я со своей стороны в качестве начала обсуждения обозначу всего два приоритета, которые считаю на сегодняшний день самыми важными.
Первый - продолжение административной реформы, наряду со многими другими реформами, разрабатываемой в значительной степени Центром стратегических разработок. От успеха этой реформы во многом зависит успешность большинства других реформ. В этой связи не случайно, что большинство тем сегодняшней конференции так или иначе затрагивают эту проблему - либо с позиций мирового опыта, либо с точки зрения совершенствования исполнения отдельных функций государства, как в сфере конкурентной политики и природопользования, так и в сфере развития науки и инноваций.
Другим важнейшим приоритетом я бы назвал реформу правоохранительных органов и судебной системы. Эта реформа во многом выходит за рамки социально-экономической политики, поэтому Центр пока не выступает на этом поле активным игроком. И тем не менее, сегодня уже всем, я думаю, очевидно, что система правоприменения стала реальным узким местом, сдерживающим реализацию почти всех остальных инициатив. И раз уж Центр взялся за административную реформу, я думаю, что исследования ЦСР в области совершенствования системы правоприменения тоже не за горами. Тем более, первый шаг в этом направлении уже сделан - именно на площадке Центра состоялись первые обсуждения по формированию индикаторов оценки эффективности деятельности правоохранительных органов.
Я не буду перечислять остальные приоритеты, тем более, что часть из них будет, надеюсь, подробно раскрыта в третьей части нашей конференции руководителями экспертных групп, занимающимися в ЦСР этой проблематикой. Скажу лишь, что Центр стратегических разработок на сегодня является организацией, четко представляющей себе реальное состояние нашей экономики, и постоянно ищущей новые, неординарные пути решения проблем. Именно поэтому разработки Центра так часто используются в деятельности органов государственной власти, внушительный список которых приведен в розданной сегодня всем участникам конференции брошюре о деятельности ЦСР. И именно поэтому направления государственной политики, намечаемые в Центре, так часто становятся реальными приоритетами Правительства.

И, наконец, в качестве заключения...
Я надеюсь, что те приоритеты, которые мы сегодня будем обсуждать, не останутся только на бумаге, не станут одной из многих концепций развития страны, хорошо написанной, но невыполняемой. Работа Центра дает основания на это рассчитывать - ведь как показывает практика последних лет, все, что обсуждается в этих стенах, так или иначе находит свое отражение в практической деятельности Правительства.


2004-12-10
Источник: МЭРиТ


Док. 294343
Перв. публик.: 10.12.04
Последн. ред.: 16.04.07
Число обращений: 485

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``