В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вопросы институционализации участия молодежи в политической жизни: федеральный, региональный и местный аспекты (на основе опыта развития молодежного парламентаризма в России) Назад
Вопросы институционализации участия молодежи в политической жизни: федеральный, региональный и местный аспекты (на основе опыта развития молодежного парламентаризма в России)
В 2006 году исполнилось 100 лет российскому парламентаризму. В 1906 году императором Николаем II утверждены "Основные государственные законы Российской империи" и Россия обрела свой парламент - Государственную Думу. К голосованию допускались только мужчины старше 25 лет, а женщины, кочевники и студенческая молодежь были лишены права голоса. В современной России совершеннолетняя молодежь имеет право не только голосовать на выборах, но и активно участвовать в развитии парламентаризма.

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывается 39,5 миллиона молодых граждан, что составляет 27% от общей численности населения страны . Развитие современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. No 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации (далее - Стратегия), где говорится, что от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие потенциала молодежи в интересах России. Стратегия определяет приоритеты государственной молодежной политики до 2016 года: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Содержательной частью в первый и второй приоритеты Стратегии ложатся вопросы развития различных форм молодежного самоуправления в России. Одной из таких форм, получившей активное развитие в последние годы в России, является молодежный парламентаризм.
Молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал решения таких актуальных и тонких вопросов, как проблемы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями. В числе таких вопросов и лоббирование интересов общества, в том числе молодежи, через государственные органы на этапе законотворческого процесса, повышение правосознания молодежи, роста ее гражданской и, как следствие, политической активности.
Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства .
В качестве основных принципов развития молодежного парламентаризма выделяются:
- приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;
- доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;
- легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного парламентаризма;
- демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов и/или конкурсов;
- использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;
- формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет), если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
- социальная эффективность и ответственность.
Предполагается, что сочетание данных принципов позволяет создать условия, при которых молодежные парламентские структуры способны представлять интересы не отдельных молодых людей, молодежных общественных объединений и иных заинтересованных организаций, а интересы молодежи целого региона, страны.
На официальном сайте молодежного парламентаризма можно познакомиться с подробной историей развития этого движения в России . Один из первых молодежных парламентов был создан в начале 90-х годов прошлого века в Республике Калмыкия. Затем молодежные парламенты появились в Удмуртии, Республике Саха (Якутия) и в других субъектах Российской Федерации.
Как показал анализ, молодежные парламентские структуры создаются в стране по инициативе следующих политических субъектов:
- федеральных органов государственной власти (Федеральное собрание Российской Федерации);
- органов государственной власти субъекта Российской Федерации (при законодательном органе (Думе, Совете, Собрании); главе субъекта Российской Федерации, правительстве (администрации); органе по молодежной политике);
- органов местного самоуправления.
На федеральном уровне сегодня сформирована следующая инфраструктура поддержки и развития молодежных парламентских структур. Так, в начале 2005 года молодыми лидерами из регионов России создан Центр развития молодежного парламентаризма в России. Основными его целями являются: привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего в молодежных парламентах.
Создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации определило на федеральном уровне позицию государства к развитию молодежного парламентаризма .

Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации создана в 2001 году для изучения проблем молодежи в Российской Федерации, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Государственной Думы Российской Федерации в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи. Общественная молодежная палата при Государственной Думе Российской Федерации - совещательный, консультативный орган, который осуществляет свою деятельность на общественных началах. Деятельность Общественной молодежной палаты ведется в комиссиях, которые организовывают работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы. Заседания палаты проводятся три раза в год. При необходимости могут быть организованы внеочередные заседания. Общественная молодежная палата разрабатывает и принимает рекомендации для рассмотрения в соответствующих комитетах Государственной Думы.
Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации действует на основании положения "О совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблее)". Молодежная ассамблея - постоянно действующий совещательный орган при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Участники ассамблеи - представители региональных молодежных парламентов.
На федеральном уровне молодые парламентарии - депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации принимают участие в различных национальных и международных совещаниях, "круглых столах", сессиях, конференциях, форумах и слетах, где обмениваются опытом поддержки молодых парламентариев в регионах и обсуждают внесение поправок в законы разного уровня. Так, в октябре 2006 года состоялся III Всероссийский форум молодых парламентариев. Такие форумы проводятся ежегодно и является одним из центральных мероприятий, которое собирает руководителей молодежных парламентов и молодых законодателей из регионов.
В российском федеральном законодательстве деятельность молодежных парламентских структур отдельно не закреплена. Одновременно роль, которая отводится молодежному парламентаризму в современной России и в решении указанной проблемы, можно понять, если проанализировать законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время ряд субъектов России закрепил правовой статус молодежных парламентов в законах, касающихся молодежи и государственной молодежной политики. Так, статья 6 Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года No70-3 "О молодежной политике в Нижегородской области" относит к компетенции Законодательного собрания области в сфере молодежной политики созыв Совета молодежных организаций (Молодежного парламента). В данном законе существует специальная статья 26 "Совет молодежных организаций (Молодежный парламент)". Согласно статье 14 Закона Калининградской области от 28 января 2000 г. No 169 "О государственной молодежной политике в Калининградской области" для выработки рекомендаций при проведении государственной молодежной политики, участия в разработке программ и нормативных правовых актов, касающихся молодежной сферы, областной Думой образуется областная Молодежная парламентская ассамблея, имеющая статус научно-консультативного совета при областной Думе....Решение областной Молодежной парламентской ассамблеи имеет для органов государственной власти области рекомендательный характер". В Курской, Томской и Новосибирской областях рассматривается вопрос о принятии отдельных региональных законов о молодежном парламенте.

Региональные молодежные парламенты (думы, советы, палаты, правительства и др.) часто имеют реальное право выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, способствуют решению проблем молодежи, активизируют позицию самой молодежи в решении своих проблем. К основным направлениям работы молодежных парламентских структур можно отнести:
1) содействие становлению системы молодежного парламентаризма в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.
2) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе по вопросам молодежной политики.
3) взаимодействие с избирательной комиссией субъекта Российской федерации. Формы организации такого сотрудничества могут быть различны. Например, организация выборов в молодежные парламентские структуры (молодежные парламенты, советы школ, учебных заведений и т.п.) в целях повышения заинтересованности молодого поколения к избирательным кампаниям, обеспечение преемственности поколений в вопросах гражданской активности, создание резерва кадров организаторов избирательного процесса.
4) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам финансового обеспечения молодежной политики. В ряде субъектов Российской Федерации наиболее остро стоит вопрос финансирования мероприятий в области молодежной политики. В этом вопросе часто молодежные парламентские структуры выступают буфером взаимодействия между исполнительными и законодательными органами.
5) содействие расширению общественно-политического кругозора молодых граждан. В настоящее время степень вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь достаточно низкая. В то же время молодежь не отрицает политики, равно как и своего участия в политической жизни. В этом плане, деятельность молодежных парламентских структур в области общественно-политического просвещения велика и значима: проведение конференций, семинаров, "круглых столов", в том числе и на базе образовательных учреждений, а также организация консультационных пунктов и общественных приемных, призванных оказывать консультационную правовую помощь молодым гражданам в случае нарушения их прав.
6) организация взаимодействия молодежных организаций с законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Сам факт наличия молодежной парламентской структуры при органе законодательной власти отчасти решает данную задачу. Такие мероприятия, как открытые депутатские (парламентские) слушания, проводимые законодательными (представительными) органами по инициативе молодежных парламентов, "круглые столы" по актуальным проблемам молодежной политики, являются эффективной площадкой для конструктивного диалога власти и общества, механизмом выработки взаимоприемлемых решений;
7) создание условий для консолидации общественного молодежного движения. В большинстве субъектов Российской Федерации общественные молодежные объединения по-прежнему остаются разобщенными. Представляется, что для более эффективного осуществления молодежной политики общественностью необходим постоянный информационный обмен между молодежными объединениями. Сотрудничество организаций в рамках молодежных парламентских структур является одним из способов решения данной задачи.
Сегодня молодежные парламентские структуры созданы в 53 субъектах Российской Федерации на региональном уровне и в 64 на муниципальном.
Как нетрудно заметить, молодежные парламенты создаются не только на уровне субъекта Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. В Новосибирской области, например, обсуждалась региональная программа, регламентирующая создание молодежных парламентов в каждом муниципальном образовании. Процесс создания молодежных парламентских структур на муниципальном уровне начался и в Мурманской, Рязанской, Владимирской, Самарской, Саратовской областях. Этот факт приводит к мысли, что идея молодежного парламентаризма тем эффективнее, чем ближе она самой молодежи. На местном уровне такие органы ближе к молодым гражданам, что позволяет им стать реальным аккумулятором идей молодежи и содействовать реализации политики на муниципальном уровне. В этом отношении молодежное парламентское движение развивается в унисон с Федеральным законом от 6 октября 2003 года No 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в России", который расширяет доступ для участия граждан в управлении территорией - места их проживания, в частности, расширяет и возможности молодых людей для участия в этом процессе.
Прошедшие местные выборы по новому закону показывают следующую статистику: доля молодых депутатов (от 18 до 30 лет) в представительных органах местного самоуправления составляет в Краснодарском край - 17 %, в Кировской области - 6%. При этом заметен процент участия в местных выборах вчерашних лидеров молодежных парламентских структур, активистов молодежных общественных объединений. Средний процент по России - 7,7%.
Логично это направление ложится и в развитие общественного территориального самоуправления: создание и организация работы товариществ собственников жилья, народных дружин по охране правопорядка и т.д. Ресурс движения этих реформ в инициативе и понимании их содержания у молодых граждан, в возможности реализовать молодыми людьми своих возможностей и способностей через участие в создаваемых на местном уровне институтах.
Одновременно на муниципальном уровне молодежный парламентаризм имеет свою специфику.
Предполагается, что молодежный парламент на уровне городского округа и муниципального района следует организовывать при представительном органе местного самоуправления по тем же основаниям, что и в случае создания молодежного парламента субъекта Российской Федерации.
Следует предусмотреть возможность создания молодежных парламентских структур при городских (сельских) поселениях при исполнительных органах. В ряде поселений представительные органы местного самоуправления выполняют номинальную функцию, фактически не осуществляя нормотворческой деятельности. В то же время отсутствие возможности (юридической, финансовой и др.) создания структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов поселений, уполномоченных на решение вопросов в области молодежной политики, позволяет сделать вывод о необходимости деятельности молодежных парламентских структур при исполнительно-распорядительном органе поселения. Фактически, в данной ситуации, молодежные парламентские структуры являются органом, уполномоченным на решение вопросов в области молодежной политики поселения. Координацию деятельности молодежных парламентских структур поселений в таких случаях возлагается на молодежный парламент муниципального района (городского округа).
Как правило, основой кадрового обеспечения молодежного парламентского движения на районном (городском) и поселенческом уровнях являются общеобразовательные учреждения. В ряде школ существуют советы старшеклассников, составляющих основу общественного молодежного движения.
Учитывая изложенное, можно выделить специфические задачи молодежного парламентаризма на уровне муниципального района (городского округа). Такими задачами являются:
1) содействие развитию молодежных парламентских структур в городских (сельских) поселениях;
2) разработка нормативных актов местного самоуправления, муниципальных программ в области молодежной политики;
3) консолидация деятельности советов старшеклассников общеобразовательных учреждений муниципального района (городского округа): советы старшеклассников при грамотном подходе к вопросу организации их деятельности имеют большой потенциал, в частности, в вопросах гражданского воспитания школьников, обучающихся в младших классах, а так же в исполнении программных мероприятий муниципальных и межмуниципальных программ в области молодежной политики.
4) информационное обеспечение деятельности общественного молодежного движения.
Наряду с молодежным парламентаризмом возникают идеи иных форм привлечения молодого поколения к политике. К примеру, мэр Москвы Ю.М. Лужков предложил на месяц во время отпуска министров, руководителей департаментов и комитетов, в августе текущего года сформировать управленческий корпус исключительно из лучших студентов вузов. По сути, вот уже более года создано альтернативное студенческое правительство города Москвы.
Надо сказать, что опыт России в сфере молодежного парламентаризма не единичен. В Европе поддержанию и развитию участия молодежи в политической жизни уделяется большое внимание. Задачи молодежной политики были сформулированы в Договоре о Европейском сообществе в 1993 году, и молодежь активно привлекается к интеграционному процессу - развивается академическая мобильность и международный молодежный обмен. В то же время государства - члены Евросоюза самостоятельны в ее проведении, т.к. молодежная политика в каждой стране реализуется по-своему, в нее вносится ряд инициатив по программам и мероприятиям, направленным на развитие международного молодежного обмена, стимулирование активного участия молодых людей в политике.
Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований содержит в себе специальный раздел "Институты для участия молодежи в жизни муниципальных и региональных образований". В нем подробно прописывается положение молодежных парламентских структур, аналогичных российским и действующих на территории Европы. Конгресс местных и региональных властей Совета Европы 21 мая 2003 года одобрил переработанный вариант Европейской хартии об участии молодежи в жизни городов и регионов (конгресс включает в свой состав представителей местных и региональных парламентов). Один из главных принципов хартии состоит в том, что все области политики должны иметь молодежную часть. Этот принцип касается образования и доступа к культуре, а также здоровья, работы, равноправия мужчин и женщин, окружающей среды. В хартии перечисляются средства, способствующие участию молодежи в политике с помощью информационной технологии и связи, а также участию молодежи в неправительственных организациях и политических партиях. Последняя глава хартии посвящена организационному участию в местных и региональных делах. Подчеркивается необходимость наличия "постоянных представительных структур, таких, как молодежные советы, молодежные парламенты или молодежный форум. Подобные структуры могут выполнить следующую функцию: предоставить возможность молодым людям делать предложения местным и локальным властям, и также предоставить возможность властям советоваться с молодежью по специальным вопросам".
Во многих европейских странах создаются также Национальные молодежные советы, которые объединяют различные детские и юношеские организации и сотрудничают с органами государственной власти. Основная их цель - представление интересов и защита прав молодого поколения на национальном уровне. Насчитывается более 25 подобных советов. Ежегодно проводятся форумы и конгрессы, посвященные актуальным проблемам общественной жизни, участия в ней молодого поколения. Европейской комиссией поддерживается специальный Интернет - портал, который содержит информацию о государственных программах по вопросам молодежной политики, данные о молодежных ассоциациях и участии молодежи в политике, об образовании и возможности трудоустройства в странах ЕС. Основной целью подобных медиа-ресурсов является построение диалога и привлечение молодых граждан Европы к активному участию в жизни сообщества. На сегодняшний день все мероприятия объединены в одну программу "Молодежь в действии, 2000 - 2006 год" (Youth Action programme), которая предназначена для молодых людей в возрасте 15 - 25 лет.
Национальные, региональные и местные молодежные советы являются базами для крупномасштабного политического и гражданского участия молодежи. Молодежные советы и форумы, которые могут различаться по своей структуре и мандатам, играют роль традиционных каналов сотрудничества и обмена информацией с национальными правительствами и другими органами, ответственными за принятие решений.
Рассматриваемое в данной статье явление молодежного парламентаризма на всех уровнях (местном, региональном, федеральном) стремится привлечь молодых граждан к тем процессам, которые происходят в обществе, повысить их гражданскую активность. Сегодня молодежь в массе своей апатична к тем процессам, которые происходят в обществе и государстве. Однако именно в молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает целый перечень прав и обязанностей. Важно, чтобы именно в молодости человек почувствовал свою необходимость и востребованность со стороны других людей и государства.
Молодежный парламентаризм, в этом отношении, становится одновременно: условием реализации творческой активности и самодеятельности молодого поколения; реальной формой молодежной демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; средством социально-правовой самозащиты.
Данные аспекты напрямую отвечают принципам построения гражданского общества и правового государства. Они направлены на создание и развитие правовых, экономических, организационных предпосылок для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократизации общественных отношений, личностной самореализации молодых людей.
Анализируя сегодня состояние общественного движения (в том числе молодежного и детского) следует отметить, что именно модель парламентского взаимодействия создает для молодежи трибуну для выражения своей позиции.
Молодежи свойственен максимализм, именно молодые люди наиболее подвержены экстремистским настроениям. Однако с уверенностью можно отметить, что пора революций осталась позади. Настало время поэтапного реформирования. И именно в это время молодежь должна занять позицию не бездумного критика и радикального оппонента, а паритетного партнера по отношению к власти. Приближенность молодежных парламентских структур к органам власти позволит сделать этот процесс менее болезненным.
Безусловно, только исторический опыт развития молодежного парламентаризма покажет его реальную значимость в становлении гражданского общества в России. Однако уже сегодня можно утверждать, что молодежные парламенты уже сейчас помогают решать проблемы молодого поколения, создают для молодежи условия влияния на принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления, формируют социально активных молодых граждан новой России.




Пастухова Л.С.,
аспирантка Московского гуманитарного университета,
Президент Центра развития молодежного парламентаризма в России

16.04.2007
www.nasledie.ru

Док. 294322
Опублик.: 16.04.07
Число обращений: 1294

  • Пастухова Лариса Сергеевна (в девичестве - Синякова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``