В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление А.С.Пржездомского в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на совещании с представителями политических партий Назад
Выступление А.С.Пржездомского в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на совещании с представителями политических партий
Уважаемые участники совещания!

По заинтересованному разговору на нашем совещании, по активности законодателя, вносящего все новые и новые коррективы в избирательное законодательство, по уже проглядываещему накалу политических страстей - по всем этим признакам чувствуется приближение больших федеральных выборов.

Как всегда на карту снова будет поставлены авторитет избирательной системы страны, зрелость гражданского общества, ориентированность власти на интересы граждан.

Именно эти три составляющие должны обеспечить максимальные возможности для свободы волеизъявления граждан, продемонстрировать их готовность и способность услышать голос каждого гражданина, проти-востоять правонарушающим технологиям и различным способам предвыборной манипуляции.

Сделать это непросто, особенно в обществе, не отличающемся политической стабильностью и толерантностью. И, тем не менее, у нас у всех есть реальные возможности работать на эти задачи и добиваться результатов в данной сфере.

В связи с этим Российский фонд свободных выборов совместно с Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества предпринял ряд практических инициатив, ориентированных на предстоящие федеральные выборы.

В частности, речь идет о следующем: Во-первых, с начала 2007 года открывается федеральная "горячая линия" связи с избирателями, которые смогут по многоканальному телефону задать любой вопрос о процедуре и формате предстоящих выборов, выразить свое мнение о ходе и качестве подготовки к ним, получить информацию о потенциальных участниках предвыборной гонки, новейших технических средствах голосования и т. д. Уже с середины года такая линия связи заработает во всех федеральных округах, расширяя географический спектр участников выборов, а с началом избирательной кампании она дополниться системой "горячих линий" общественных организаций, которые в совокупности с федеральной и окружными создадут широкую сеть учета общественного интереса, удовлетворения информационных потребностей граждан перед выборами и, в конечном счете, учета общественной "температуры" в избирательной сфере.

Накануне дня голосования и в ходе него система "горячей линии" от субъекта Федерации до общественного пункта мобильной связи в здании ЦИК России позволит оперативно реагировать на все нарушения избира-тельного законодательства, устранять возникающие конфликтные ситуации, держать руку на "пульсе" выборного настроения российских граждан, создавать реальную, а не мифическую систему обратной связи с избирателем.

Мы наладим работу таким образом, чтобы получаемая в ходе работы "горячих линий" информация стала доступна всем политическим партиям и средствам массовой информации.

Опыт работы Российского фонда свободных выборов на выборах 2003-2004 гг. (многие, наверное, помнят об этом) показал, что с помощью общественных инструментов можно добиваться серьезных результатов в деле защиты интересов избирателя.

Даже, несмотря на драматизм политического противоборства или элементы политической конъюнктуры! Если избиратель будет чувствовать реальную общественную поддержку, если он будет знать, что его инте-ресы находятся в поле внимания общества, Общественной палаты, если он будет уверен, что любым махи-нациям может быть поставлен надежный заслон, степень его доверия к выборам станет гораздо выше, а уверенность в их легитимном исходе - более прочной. Не в этом ли заключается наша общая задача?

Во-вторых, извечная проблема прозрачности подведения итогов голосования, эффективный контроль за тем, кто и как "считает голоса".

Традиционная для нашего общества подозрительность в этом вопросе, постоянно возникающие после выборов упреки в адрес организаторов избирательного процесса и партнеров по предвыборному состязанию могут быть сведены до минимума пока только с помощью одного предусмотренного законом инструмента - института наблюдателей.

Но он, как известно, теперь исключительно партийный! Так что из этого следует: теперь и наблюдатели будут вовлечены в процесс "перетягивания избирательных канатов"?

Полагаем, что нет! Но только в том случае, если этот институт сохранит приверженность закону, а не политической конъюнктуре, нормам избирательного права, а не узкопартийным интересам.

К слову сказать, с наблюдателями у нас всегда были проблемы, большей частью связанные с дееспособностью этого института.

Студенты-тусовщики и старушки-пенсионерки никогда не были способны выполнять миссию реального наблюдения, а лишь создавали либо видимость общественного контроля, либо очаги гражданского напряжения.

И только там, где на избирательные участки приходили подготовленные в правовом отношении люди, знающие процедуру голосования и умеющие грамотно реагировать на ее нарушение, возникал реальный шанс подлинного контроля за соблюдением норм избирательного закона, что давало основания считать тот или иной результат объективным, отражающим реальное мнение избирателя и гарантирующим легитимность избранной власти.

Разумеется, институт наблюдателей, даже партийных, должен быть эффективным, дееспособным с точки зрения защиты интересов избирателя.

Собственно говоря, это в интересах самих партий, которые, к сожалению, зачастую лишь непосредственно перед самими выборами вспоминают о необходимости подготовки наблюдателей.

Учитывая, как положительный, так и отрицательный опыт прошлого, (а Российский фонд свободных выборов много работал по подготовке наблюдателей - с Единой Россией, с аграриями, ЛДПР, СПС, Народной партией, "Яблоком", другими участниками выборов) нам представляется, что нужно заблаговременно начать работу с партийным активом, занимающимся темой выборов.

В связи с этим сообщаю вам о том, что нами развернута масштабная образовательная программа, ориентированная на подготовку двух категорий.

Первая - это инструкторы-консультанты по организации обучения наблюдателей из числа партийных работников, занимающихся этим направлением деятельности в своих партиях.

Их подготовка будет вестись в Москве (на базе Российского фонда свободных выборов) и в федеральных округах, для чего будут привлечены наиболее компетентные специалисты-практики, рассматриваться наибо-лее острые модельные ситуации, возникающие на избирательных участках, использоваться оборудованные по последнему слову техники и атрибутики классы и аудитории.

Таким образом намечается подготовить около 3-х тыс. инструкторов-консультантов, которые получат соот-ветствующий общественный сертификат. Заметьте, делаться это будет на безвозмездной основе!

Вторая категория - это собственно наблюдатели, которых политические партии будут использовать на вы-борах в субъектах Российской Федерации. Их подготовка будет осуществляться силами инструкторов-наблюдателей, а также с помощью средств дис-танционного обучения и в режиме видеоконференций - через возможности ряда образовательных организаций, что позволит охватить максимально большой круг специалистов более чем в 300 точках России - там, где будут задействованы соответствующие терминалы.

Как и в первом случае, обучение будут вести квалифицированные специалисты юридического профиля, не только знающие все нюансы нового избирательного законодательства, но и эффективную практику наблю-дения за выборами.

Переход на качественно новый уровень подготовки избирательного персонала, включая членов избиратель-ных комиссий с правом совещательного голоса, позволит заблаговременно начать формирование политиче-скими партиями контингента системы общественного контроля за соблюдением свободы волеизъявления граждан, что позволит им к началу выборов иметь, я не побоюсь этого слова, достаточно профессиональный "боевой отряд", способный не только отстаивать интересы "своей" политической партии, но и защищать интересы российского избирателя в целом. Вся эта работа будет строиться с участием Общественной палаты Российской Федерации.

Мы намереваемся вовлечь в нее также общественные палаты и другие общественные органы на местах, а также многочисленные негосударственные организации, традиционно работающие в избирательной сфере. В ближайшее время будет сформирован общественный Координационный совет, который возьмет на себя миссию объединения усилий общественных организаций в реализации наших планов и замыслов.

Прежде всего, мы делаем ставку на те организации, которые имеют большой профессиональный опыт и занимают конструктивную позицию, ориентируются не на массовый пиар и политическую конъюнктуру, а на реальную, практическую работу, оказание полноценного содействия участникам выборов в том, чтобы сделать их более свободными и справедливыми. Я обращаюсь к присутствующим здесь представителям политических партий России с предложением активно воспользоваться открывающимися возможностями подготовки избирательного персонала, установить рабочее взаимодействие по выстраиванию системы обратной связи с избирателем.

При этом мы готовы будем учесть конкретные пожелания каждой политической партии, как по характеру и тематике подготовки, так и по алгоритму работы "горячей линии".

Причем апробировать некоторые элементы системы мы намереваемся уже в марте следующего года. Я обращаюсь к организаторам выборов - членам ЦИК России и председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - оказать моральную поддержку и организационное содействие в решении указанных задач, рассматривать потенциал общественных организаций не как досадную обузу, а как достойного партнера.

Я привлекаю внимание средств массовой информации к обозначенным общественным инициативам, кото-рые, как нам кажется, не только создадут заметные информационные поводы для освещения хода подготов-ки и проведения выборов, но и повысят избирательную активность российских граждан.

Нам надо сделать все для того, чтобы эффективно использовать далеко не раскрытые ресурсы гражданского общества нашей страны, громадный, еще не до конца востребованный человеческий потенциал общественных организаций исключительно с одной целью - на благо российского избирателя, ресурс доверия которого к выборам не безграничен.

www.rfsv.ru

Док. 294070
Опублик.: 13.04.07
Число обращений: 394

  • Пржездомский Андрей Станиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``