В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
28 октября 2004 г. Министр экономического развития и торговли Г.О. Греф принял участие в открытии российско-германской конференции `Новые возможности для германских предприятий в России` (г. Штутгарт, ФРГ) Назад
28 октября 2004 г. Министр экономического развития и торговли Г.О. Греф принял участие в открытии российско-германской конференции `Новые возможности для германских предприятий в России` (г. Штутгарт, ФРГ)
Благодарю от имени Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации организаторов конференции за приглашение принять в ней участие и поближе познакомиться с представителями малого и среднего бизнеса Германии.
Подобные конференции проводятся во многих странах, но эта занимает для нас особое место. И не только потому, что Германия - давний и надежный партнер России и ведущий инвестор в экономику страны. Сейчас объем накопленных германских инвестиций в российскую экономику превышает 10 млрд. долл. США (на конец июня 2004 г.) или 15,6% от общего объема накопленных инвестиций. Надеюсь, что проводимая конференция позволит еще больше укрепить лидирующие позиции Германии.
Справочно: в общем объеме накопленных инвестиций на прямые инвестиции пришлось 23,8%, а на прочие - 72,7%. В первом полугодии текущего года приток германского капитала в Россию составил 823 млн. долл. США.
Ключевой особенностью конференции является возможность рассказать о перспективах и возможностях в России не только крупным производителям и ведущим инвестиционным фондам, а представителям малого и среднего немецкого бизнеса.
Это особая категория инвесторов, остро востребованных в нашей стране. Именно такие инвестиции являются подспорьем инновационного процесса в любой экономике, а для России важно не только привлечь инвестиции, но и сопутствующие им технологии, стандарты управления.
О последнем хочу сказать особо. В крупнейших компаниях корпоративное управление улучшилось, особенно если сравнивать с началом 90-х годов. А вот абсолютному большинству малых и средних компаний этот путь еще предстоит пройти, причем сейчас за редким исключением они только делают первые шаги.
Наша задача - создать все условия для успешной работы этой категории инвесторов. Первые результаты проводимой Правительством политики говорят о том, что мы на правильном пути. За последний год число малых предприятий в России выросло на 10%, а объем продукции, работ, услуг увеличился на 30%.
По степени важности для малого и среднего бизнеса выделю два основных направления политики - снижение административных барьеров и введение льготных налоговых режимов.
На административной реформе подробно останавливаться не буду - сокращение проверок, упрощение регистрации и лицензирования - вот основные реализованные меры в данной сфере. Отмечу еще введенный для малых предприятий мораторий на плановые проверки в течение первых трех лет существования компании.
Расскажу о налоговом режиме для малого бизнеса. Думаю, что этот вопрос особенно интересует представителей тех компаний, кто еще не начал работу в России.
У нас действует один из наиболее благоприятных налоговых режимов в Европе. Оцените сами: налог на прибыль составляет 24%, с этого года снижена ставка налога на добавленную стоимость до 18%, отменен налог с продаж, со следующего буден снижен единый социальный налог с 35,6% до 26%.
Для малых предприятий ситуация еще более благоприятна. Они могут использовать три льготных (специальных) режима налогообложения: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог для профильных компаний.
Упрощенная система налогообложения предоставляет предпринимателям право выбора объекта налогообложения: по ставке 15% облагается разница между доходами и расходами, по ставке 6% - валовая выручка.
При этом Правительство не считает, что можно ограничиться просто созданием благоприятных условий для малого бизнеса. Все-таки иногда им нужна б#972;льшая помощь со стороны государства. Малым предприятиям приходится решать проблемы, которые не являются проблемами для крупного бизнеса.
Соответственно, Правительство должно и будет обеспечивать специальную поддержку малому бизнесу. На 2005 год в России разрабатывается программа финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
Наши предложения базируются на необходимости развития рыночных механизмов кредитования малых предприятий, что предусматривает отказ от прямого кредитования за счет средств бюджетов. В ближайшее время основные проекты будут направлены на создание механизмов разделения рисков между государством, предпринимателями и банком.
В 2005 году в федеральном бюджете заложены 1,5 млрд. рублей на поддержку малых предпринимателей. Мы планируем сосредоточить работу в сферах имущественной поддержки, имеется в виду программы строительства бизнес-инкубаторов, поддержки экспорта и развития банковского кредитования.
Что касается бизнес-инкубаторов, то речь пойдет о 10-15 проектах со смешанным финансированием. Бизнес-инкубаторы будут создаваться и "с нуля" и на базе уже действующих объектов, при этом финансирование - строго на конкурсной основе с выходом в перспективе на самофинансирование.
Проблему привлечения малыми предприятиями кредитов на приемлемых для них условиях будем решать через использование механизма приобретения прав требования по кредитам малых предприятий уполномоченным банком у коммерческих банков. Федеральный бюджет, учитывая важность задачи, будет одним из основных источников финансирования.
Последнее, о чем я уже упоминал - поддержка экспорта. Малый бизнес, как я уже говорил, в принципе сталкивается с б#972;льшим количеством проблем, чем крупный, что в полной мере относится и к экспорту продукции.
Даже для больших компаний сертификация может стать проблемой, а для малого предприятия - это практически непреодолимая преграда, в том числе и финансовая. Поэтому государство будет обеспечивать финансирование расходов по сертификации в регионах, выигравших конкурс (10-20 регионов).
Как Вы можете видеть, в России уже много сделано для создания благоприятных условий для малого бизнеса, многое нам еще предстоит. Если страна хочет привлечь инвестиции, нужно продолжать работу по совершенствованию инвестиционного климата и не надеяться на сложившиеся экономические связи.
Конкуренция сейчас за инвестиции достаточно жесткая, и мы понимаем, что не можем рассчитывать на особое отношение со стороны немецких инвесторов. Россия - пусть давний партнер Германии, но не единственный.
В то же время Россия обладает рядом важнейших преимуществ перед такими странами-рецепиентами иностранного капитала как Китай, Индия или Бразилия.
В первую очередь, это значительный научный потенциал. Ни для кого не секрет, что в нашей стране высокий уровень качества человеческого капитала, который в том числе отражается в высокой квалификации специалистов.
Во-вторых, это низкие по сравнению другими экономиками производственные издержки производства.
В-третьих, это значительный рынок сбыта. В представлении российских граждан товары, произведенные в Германии или совместно с германскими компаниями, неизменно ассоциируются с гарантией высокого качества.
На российском рынке востребованы не только товары потребительского спроса, но и самые разнообразные оборудование, машины и технологии, которые являются важнейшей статьей германского импорта в Россию.
Таковы в целом перспективы для малого и среднего бизнеса в России и основные направления деятельности Правительства по дальнейшему улучшению условий их деятельности. Однако не только российское правительство работало над решением этих сложных задач.
И сейчас я хотел бы особо отметить роль германской стороны в этом процессе. Хочу поблагодарить Федеральное министерство экономики и труда Германии за оказанную поддержку в сфере развития малого бизнеса.
Сейчас работа ведется в том числе на основании соглашения между профильными министерствами России и Германии о реализации проекта "Совершенствование деятельности институтов поддержки малого предпринимательства".
Проектом предусмотрена работа над двумя направлениями: совершенствование механизмов финансирования и кредитования малого предпринимательства и поддержка начинающих предприятий, особенно в технологическом и инновационном секторах.
Хотелось бы поблагодарить Федеральное министерство финансов Германии за предложенную к обсуждению концепцию германской инициативы в области среднего и малого предпринимательства в России. Мы предлагаем также рассмотреть возможность активизации программы предоставления грантов.
Полагаю, что совместными усилиями мы сможем достичь значительных результатов не только в стимулировании германских инвестиций в Россию, но и решении более глобальных экономических задач, стоящих перед нашими странами.
Приглашаю всех к активному сотрудничеству.


2004-10-28
Источник: МЭРиТ



Док. 294063
Перв. публик.: 28.10.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 561

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``