В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
23 октября 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в международной конференции `Инвестиции в Россию` Назад
23 октября 2004 г. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф принял участие в международной конференции `Инвестиции в Россию`
Международная конференция "Инвестиции в Россию"


Приветствую участников конференции "Инвестиции в Россию" и высказать свою благодарность организаторам: информационному агентству "Интерфакс" и Королевскому институту международных отношений.
Судя по представительному уровню участников и выступающих, становится понятным, что тема инвестиций в России интересна и мировому и российскому инвестиционному сообществу, включая чиновников, отвечающих за эти вопросы.
Для нас участие в таких конференциях дает возможность рассказать об успехах Правительства в деле привлечения инвестиций и улучшить инвестиционный имидж, узнав при этом, что о нашей политике думают представители компаний.
Интерес инвесторов - получить объективную информацию о текущем инвестиционном климате и перспективах его дальнейшего развития, как говорится, "из первых уст".
Основной тезис моего сегодняшнего выступления - работа по улучшению инвестиционного климата Правительством ведется, и ведется успешно.
Об этом говорит и ощутимый прирост иностранных инвестиций в российскую экономику в этом году. В первом полугодии в страну поступило 19 млрд. долл. иностранных инвестиций. Рост, замечу, составил порядка 50% по сравнению с первым полугодием предыдущего года.
На этом фоне мы можем констатировать восстановление доверия к России зарубежного инвестиционного сообщества: инвестиционное рейтинговое агентство Moody"s в октябре 2003 года повысило рейтинг России до инвестиционного уровня, признание Европейским Союзом рыночного характера российской экономики.
Экономика России обладает многими преимуществами как перспективный реципиент иностранных прямых инвестиций по сравнению с такими быстро развивающими экономиками как Китай и Индия. Но препятствия в виде незавершенных реформ в области государственного регулирования существенно увеличивают риски вложения в Россию и как следствие сдерживают потенциальный приток иностранного капитала в российскую экономику.
Как показало XVIII заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, важнейшим барьером является несовершенный институт государственного регулирования экономики. Правительством Российской Федерации сегодня проводятся реформы в самых разных направлениях, но реформа системы государственного регулирования является, пожалуй, важнейшей как с точки зрения улучшения условий ведения бизнеса в российской экономике, так и с точки зрения повышения эффективности функционирования государства.
И хочу отметить, что Правительство Российской Федерации при выработке приоритетов социально-экономической политики прислушивается к потребностям иностранных инвесторов. В том числе с учетом их рекомендаций к числу приоритетных реформ отнесены административная реформа, реформа правоприменения и реформа технического регулирования.
В этом году активизировалась работа по административной реформе в части оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и устранения дублирующих функций. Была обновлена структура министерств, служб и агентств. Работа по оптимизации новой структуры будет продолжена с целью сделать ее более удобной как для нас, чиновников, так и для российского бизнеса и иностранных ивесторов.
Особое значение для улучшения делового климата имеет реформа правоприменения, которая является залогом снижения рисков в процессе реализации инвестиционных проектов. Мне хочется успокоить и российских и иностранных инвесторов. Реформа не стоит на месте. Продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства.
О реформе судебной системы хочу сказать особо. Это стержень всей реформы правоприменения. Если реформа пройдет успешно, а есть все основания говорить, что так оно и будет, мы уберем одно из главных препятствий на пути инвестиций в Россию.
Еще одним направлением реформ, в рамках которых Правительство Российской Федерации активизирует свои усилия, является реформа технического регулирования. Основополагающий федеральный закон о техрегулировании принят. Следующим шагом должно стать принятие подзаконных актов, регламентирующих основные положения закона.
Здесь остается много нерешенных проблем, среди которых: создание условий для успешного ведения бизнеса и гармонизация существующих в стране стандартов с международными нормами. Ограничения, связанные с расхождениями в требованиях к производству, хранению, перевозке, реализации и т.д., не позволяют в полной мере реализовать наш экспортный потенциал, прежде всего в отраслях обрабатывающей промышленности. Поэтому мы должны акцентировать особо наше внимание на решении этих задач, которое по тем или иным причинам откладывалось.
Существенным для создания благоприятного инвестиционного климата является также налоговая система, точнее, уровень налоговой нагрузки на экономику. Согласитесь, что в этом направлении Правительством Российской Федерации сделано многое. Упомяну лишь снижение ставки НДС до 18 %, ЕСН до 26 % с 2005 года и снижение налога на операции с ценными бумагами, упростившее вход на фондовый рынок небольшим компаниям.
Одним словом, невысокий уровень налоговой нагрузки на российскую экономику можно смело рассматривать как один из стимулов инвестиционной активности. Это к вопросу о том, какие преференциальные условия Россия предоставляет иностранным инвесторам.
Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях построено таким образом, что исключить какую-либо дискриминацию российских инвесторов по сравнению с иностранными.
Самостоятельным блоком в инвестиционном климате можно выделить банковскую систему и фондовый рынок. Эти два института являются основными, наряду с собственными средствами предприятий, источниками финансирования инвестиционных проектов.
К сожалению, то положение, в котором сейчас функционирует фондовый рынок, не может полноценно решать проблемы дефицита инвестиционных ресурсов в экономику, который мы имеем сейчас. Рынок спекулятивен, плюс ко всему он доступен еще не всем компаниям в России.
В этом направлении Правительству Российской Федерации предстоит решить две глобальные проблемы: по-прежнему высокие барьеры входа и низкая прозрачность компании. В рамках первой проблемы были предприняты меры по расширению доступа на фондовый рынок - снижение налога на эмиссию с 0,8 до 0,2 %%, но не более 100 тыс. рублей, в планах совершенствование института регулирования рынка ценных бумаг.
Вторая проблема решается сложнее. Здесь требуется обеспечить плавный переход акционерных обществ и кредитных организаций на международные стандарты финансовой отчетности, совершенствовать корпоративное управление и многое другое.
Несмотря на хорошую динамику основных индикаторов развития российской банковской системы, сложно говорить о каких-либо качественных изменениях. По-прежнему присутствует сегментация структуры кредитных портфелей, существует сильная дифференциация по регионам, банковская деятельность сопряжена с высокими рисками, что лишний раз подтвердил миникризис банковской системы этого лета, последствия которого могут еще себя проявить.
Поэтому решение этого вопроса требует комплексного подхода, в частности, налаживание функционирования различных форм кредитных организаций, системы страхования вкладов физический лиц, кредитного бюро, совершенствование института банкротства кредитных организаций и совершенствование залогового механизма. Я назвал далеко не все направления, которые следует реализовать комплексно и активно.
Заметный интерес в деловом сообществе вызывает так называемое частно-государственное партнерство. Это реальный и весьма практичный механизм решения ряда важнейших проблем, назревших в области строительства транспортной инфраструктуры, ЖКХ, финансирования научных исследований, здравоохранения и предоставления социальных услуг.
В середине ноября 2004 г. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами внесет в Правительство Российской Федерации свои предложения на эту тему. Ожидается, что частно-государственное партнерство будет реализовываться преимущественно посредством концессионных механизмов. Думаю, что это будет законодательно закреплено.
Хочу также обратить Ваше внимание на вопрос безопасности иностранных инвестиций. Этот вопрос недавно поднимался в рамках XVIII заседания КСИИ. Все закрепленные в российском законодательстве гарантии будут сохранены. Российская экономика нуждается в иностранном капитале, поэтому Правительство Российской Федерации естественным образом будет способствовать сохранению стабильных условий реализации инвестиционных проектов на территории России и максимально идти на встречу иностранным инвесторам.
Надеюсь, что работа конференции позволит сформировать объективную картинку инвестиционного климата в России и помочь инвесторам в принятии ими решений в пользу российской экономики.



2004-10-27
Источник: МЭРиТ

Док. 294056
Перв. публик.: 27.10.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 546

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``