В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
22 сентября 2004 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом на тему: `О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностя Назад
22 сентября 2004 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации с докладом на тему: `О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностя
Материалы выступления Г.О. Грефа

О проекте
федерального закона
"О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации"

Цель законопроекта заключается в создании правовой базы для реализации ранее закрепленного пенсионным законодательством права застрахованных лиц на получение накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данный законопроект обеспечивает реализацию положений пункта 2 статьи 31 и статьи 38 Федерального закона No 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и положений пункта 9 статьи 14 Федерального закона No 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
***
Предлагаемый законопроект направлен на регулирование самостоятельного комплекса отношений, складывающихся при реализации права на накопительную часть трудовой пенсии. Проект касается застрахованных лиц, осуществляющих формирование накопительной пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации.
Основными задачами законопроекта являются: законодательное установление порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий после ее назначения застрахованному лицу, особенностей инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц пенсионного возраста, а также порядка определения ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии, необходимого для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии и ее корректировки.
***

Нормами законопроекта устанавливаются:

Обособление средств, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии, путем образования аннуитетного резерва.
Справочно. Термин "аннуитет", как пожизненно выплачиваемая пенсия, использован в Постановлении Правительства РФ от 20.05.1998 N 463 "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (пункт 5.3. Программы)

При назначении каждому застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии средства пенсионных накоплений, сформированные в его пользу, подлежат передаче в аннуитетный резерв (статья 5), где аккумулируются средства пенсионных накоплений всех застрахованных лиц, которым назначена и выплачивается накопительная часть трудовой пенсии. Таким образом, обеспечивается обособленный учет средств, предназначенных для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Необходимость обособления обусловлена тем, что Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена пожизненная выплата трудовой пенсии, включая ее накопительную часть, и пенсионные накопления, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии, теряют свой персонифицированный характер с момента назначения застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии, а сами застрахованные лица утрачивают возможность влиять на то, как именно инвестируются на стадии выплаты пенсионные накопления, формируемые в их пользу. Другими словами застрахованные лица уже не могут выбирать управляющую компанию или перейти в негосударственный пенсионный фонд после назначения накопительной части трудовой пенсии.
Справочно. В случае установления застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по инвалидности на определенный срок (на срок инвалидности), средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу такого застрахованного лица, согласно законопроекту, не обособляются в аннуитетном резерве, а подлежат передаче на этот срок в инвестиционный портфель государственной управляющей компании, в котором находятся пенсионные накопления, формируемые в пользу лиц, не воспользовавшихся выбором инвестиционного портфеля. После истечения указанного срока у соответствующего застрахованного лица вновь появляется право выбрать управляющую компанию или перейти в негосударственный пенсионный фонд.

Управление средствами аннуитетного резерва через отдельную управляющую компанию.
При формировании аннуитетного резерва средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которые обратились в Пенсионный фонд Российской Федерации за назначением накопительной части трудовой пенсии, передаются из соответствующих управляющих компаний в управляющую компанию средствами аннуитетного резерва. Соответственно, инвестирование указанных пенсионных накоплений осуществляется в составе аннуитетного резерва обособленно от пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, которым накопительная часть трудовой пенсии не назначена. Датой передачи средств является дата назначения застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии.
Справочно. Учитывая присущую фондовому рынку волатильность передачу средств пенсионных накоплений в аннуитетный резерв целесообразно осуществлять не одномоментно, а поэтапно по достижении застрахованными лицами предпенсионного возраста (за пять лет до наступления установленного законом общего пенсионного возраста). Эта задача, согласно законопроекту, будет реализована в соответствии с отдельным федеральным законом, начиная с 2009 года, поскольку в первые годы размер пенсионных накоплений будет незначительным, что не приведет к существенным потерям в размере накопительной части трудовой пенсии при возможных колебаниях стоимости активов (пункт 1 статьи 4 законопроекта).

Актуарное оценивание пенсионных обязательств, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии, и требования к актуариям для осуществления указанной деятельности.
Актуарное оценивание средств аннуитетного резерва - ключевой элемент для обеспечения финансовой устойчивости накопительной составляющей пенсионной системы на стадии выплат. Поэтому внутренние актуарные расчеты в Пенсионном фонде Российской Федерации должны дополняться обязательным внешним независимым актуарным оцениванием ( статья 22).
Справочно. Актуарное оценивание аннуитетного резерва, согласно законопроекту, проводится независимым актуарием ежегодно, начиная с 2015 года (до этого актуарное оценивание осуществляется не реже чем раз в 3 года, а порядок его проведения устанавливается Правительством Российской Федерации)

Независимый актуарий отбирается на конкурсной основе. Конкурсный отбор независимого актуария призван обеспечить необходимую квалификацию лиц, привлекаемых к этой деятельности (требования к актуарию статья 23).
Актуарий должен заключить договор на проведение актуарного оценивания аннуитетного резерва с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В ходе выполнения актуарного оценивания независимый актуарий должен:
- подтвердить, что размер накопительной части трудовой пенсии рассчитывается и корректируется (индексируется) в соответствии с требованиями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и рекомендациями предыдущей актуарной проверки;
- провести анализ статистики смертности и выработать рекомендации относительно количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии;
- провести обзор инвестиционной политики управляющей компании средствами аннуитетного резерва и ее результатов;
- дать предложения относительно ожидаемого обоснованного уровня ежегодной индексации накопительной части трудовой пенсии на основе предположений об ожидаемом уровне продолжительности жизни и доходов от инвестирования, приемлемых при текущем состоянии аннуитетного резерва.
Отчет о результатах ежегодной актуарной проверки аннуитетного резерва представляется независимым актуарием в Пенсионный фонд Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Общественный совет по инвестированию, специализированный депозитарий, управляющую компанию средствами аннуитетного резерва.
На основании рекомендаций независимого актуария Правительство Российской Федерации утверждает параметры ежегодной индексации накопительной части трудовой пенсии и ожидаемый период ее выплаты (пункты 2 и 3 статьи 6).

Положения, конкретизирующие порядок расчета продолжительности ожидаемого периода выплаты накопительный части трудовой пенсии, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для расчета размера пенсии и ее ежегодной индексации.
Законопроектом (пункт 2 статьи 6) предусматривается ежегодное установление решением Правительства Российской Федерации ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии дифференцированного в зависимости от возраста, в котором застрахованное лицо обратилось за назначением накопительной части трудовой пенсии, и года её назначения. В свою очередь, ожидаемый период выплаты, согласно законопроекту, определяется на основании таблиц ожидаемой продолжительности жизни, составляемых для каждой возрастной группы.
Законопроектом предполагается, что соответствующие расчеты будут основаны на рекомендациях независимого актуария, осуществляющего оценивание средств аннуитетного резерва.

Особенности инвестирования средств аннуитетного резерва.
Особенности инвестирования средств аннуитетного резерва по сравнению с порядком, установленным Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" диктуются необходимостью снижения риска колебаний стоимости пенсионных накоплений в период выплаты застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованным лицом - т.е. по выплате трудовой пенсии или ее частей в назначенном размере с учетом установленной индексации. Поэтому инвестирование средств аннуитетного резерва, в соответствии с законопроектом, закрепляется за управляющей компанией, учредителем и единственным собственником которой является Российская Федерация (статья 14-требования к указанной управляющей).
Справочно. К инвестированию средств аннуитетного резерва не предполагается привлекать частные управляющие компании, а у застрахованного лица нет возможности выбора управляющей компании.

Из числа активов, которые разрешены Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" для частных управляющих компаний, проектом исключаются акции - инструмент наиболее чувствительный к колебаниям рыночной конъюнктуры, а требования к корпоративным облигациям повышены (статья 8).
Отличаются требования к структуре инвестиционного портфеля (статья 9). В частности, не устанавливается ограничение на долю средств, размещаемых в банках, но вводится ограничение на общую долю средств в иностранной валюте.
При этом все ограничения сформулированы с учетом международной практики, экспертных оценок и позиций ведомств.
К числу особенностей относятся использование единственной управляющей компании, что отличает организацию инвестиционного процесса от схемы, которая реализована в Федеральном законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Все средства аннуитетного резерва инвестируются в составе одного инвестиционного портфеля.
Особое внимание было уделено законодательному обеспечению эффективного инвестиционного процесса в условиях отсутствия конкуренции со стороны других управляющих компаний и прекращения права застрахованного лица на переход в другую управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. В частности, предусматриваются более жесткие, чем в Федеральном законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", требования к участникам инвестиционного процесса (брокерам, банкам) при заключении ими договора с управляющей компанией средствами аннуитетного резерва (статьи 17, 18).
Проектом закрепляется конкурсный отбор контрагентов управляющей компании средствами аннуитетного резерва по процессу инвестирования и распределение рисков (обязанность управляющей компании средствами аннуитетного резерва работать с несколькими независимы брокерами, кредитными организациями).
Подход к вопросу оплаты расходов по инвестированию также отличается от установленного Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Предусмотрено, что эти расходы могут относиться только на доходы от инвестирования, а предельная величина не может превышать 0.5% стоимости чистых активов средств аннуитетного резерва.

Порядок направления средств пенсионных накоплений из аннуитетного инвестиционного портфеля управляющей компании средствами аннуитетного резерва в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Порядок предусматривает формирование Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующий финансовый год годового плана перечисления денежных средств, необходимых для выплаты накопительной части трудовой пенсии, с разбивкой по кварталам и месяцам (статья 12).

Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере отношений по финансированию выплат накопительной части трудовой пенсии.
Государственное регулирование осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а государственный контроль и надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, согласно полномочиям, закрепленным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за соответствующими федеральными органами исполнительной власти (статья 20).

Общественный контроль в сфере отношений по финансированию выплат накопительной части трудовой пенсии.
Общественный контроль сфере отношений по финансированию выплат накопительной части трудовой пенсии осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, образованным в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (статья 21).

***
Отсутствие данного законопроекта не позволит обеспечить реализацию прав застрахованных лиц на получение накопительной части трудовой пенсии на этапе осуществления ее выплаты и соответствующую защиту средств пенсионных накоплений, сформированных в их пользу.
В отличие от распределительной части пенсионной системы, функционирование накопительных механизмов финансирования выплаты трудовых пенсий требует специального правового регулирования, так как процесс инвестирования продолжается после назначения накопительной части трудовой пенсии и осуществляется одновременно с ее выплатой.

***
Подготовка законопроекта осуществлялась до принятия решения об исключении лиц среднего возраста из накопительной составляющей вместе с тем, необходимость в принятии данного законопроекта не позднее 2005 года сохраняется.
Необходимость осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии, может возникнуть уже в ближайшие годы. Это следует из того, что в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона No 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отдельным категориям работников, формирующим накопительную часть, трудовая пенсия по старости назначается на 5-10 лет ранее достижения общего пенсионного возраста. К таким категориям относятся лица, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (в частности по списку No 1 и списку No 2), массовый выход которых на пенсию начнется с 2012 года. В настоящее время количество назначений указанных пенсий составляет около 200 тысяч в год. Кроме этого, отдельным категориям граждан трудовая пенсия назначается независимо от возраста при наличии стажа работы от 15 до 20 лет. Такие граждане начнут выходить на пенсию еще раньше (2005 - 2006 гг.).
Справочно. В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статьи 27 и 28) установлено право на досрочное назначение трудовых пенсий независимо от возраста:
- работникам ведущих профессий на подземных и открытых горных работах (проходчикам, забойщикам, машинистам горных выемочных машин), если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
- мужчинам и женщинам проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности, летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья соответственно не менее 20 и 15 лет;
- спасателям, проработавшим в профессиональных аварийно-спасательных службах не менее 15 лет, по достижении 40 лет либо независимо от возраста;
- лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность, а также деятельность по охране здоровья населения в сельской местности;
- отдельным категориям лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене не менее 15 лет, независимо от возраста.

Кроме того, необходимо подготовить и принять ряд нормативных правовых актов по реализации данного закона, направленных на создание соответствующей нормативной правовой базы и инфраструктуры, обеспечивающей финансирование выплат накопительной части трудовой пенсии, включая формирование института актуариев и статистической базы данных, необходимых для осуществления актуарных расчетов.



2004-09-22
Источник: МЭРиТ

Док. 294036
Перв. публик.: 22.09.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 524

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``