В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
21 сентября 2004 г. состоялось выступление Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа по каналам видеосвязи на III международной конференции инвесторов `Второй президентский срок: большие надежды` (г. Нью-Йорк, США) Назад
21 сентября 2004 г. состоялось выступление Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа по каналам видеосвязи на III международной конференции инвесторов `Второй президентский срок: большие надежды` (г. Нью-Йорк, США)
Материалы к выступлению Министра Г.О. Грефа на III международной ежегодной конференции инвесторов "Второй президентский срок: большие надежды"


Проходящая конференция инвесторов является уже третьей по счету. Это говорит о том, что она имеет устойчивую, а главное, заинтересованную аудиторию и, надеюсь, будет не последней.
Преимуществами подобных конференций является возможность достаточно неформального общения с инвесторами. Для нас очень важно донести до инвесторов, уже работающих в России, собирающихся это сделать, либо пока оценивающих перспективы инвестирования в нашу страну наряду с другими, что Россия - страна заинтересованная в иностранных инвестициях, с благоприятным инвестиционным климатом и работающая над дальнейшим его улучшением.
И не случайно конференция инвесторов проходит в США. Соединенные Штаты - один из наших ведущих экономических партнеров. По объему накопленных инвестиций США входят в первую десятку инвесторов (шестое место), а по накопленным прямым инвестициям США занимают 3 место.
Справочно: объем американских накопленных иностранных инвестиций в экономике России на конец июня 2004 г. составил 5630 млн. долларов США, из них 3893 млн. долларов США - прямые инвестиции. В первом полугодии поступило 1216 млн. долларов США.
В названии конференции акцент сделан на политических вопросах и их влиянии на экономику. Действительно, 2004 год - год президентских выборов и в России и в США. В России выборы уже состоялись и продемонстрировали стабильность, консолидацию общества и поддержку проводимого нами курса. США выборы еще предстоят, и надеюсь, что в перспективе экономические отношения между нашими странами будут развиваться.
Что касается тематики конференции, то, я бы даже предложил немного другое название - не "большие надежды", а "большие перспективы" связаны со вторым президентским сроком. Период надежд нами уже пройден, эти надежды во многом оправдались, именно поэтому сейчас уже стоит говорить о перспективах российской экономики.
И достигнутые нами результаты говорят о том, что они базируются на реальном фундаменте. Последние пять лет Россия демонстрирует довольно высокие темпы роста. Опасения позапрошлого года о том, что рост будет затухать, не подтвердились. Резкий рост инвестиционной активности стал еще одним мощным фактором развития экономики. Все это говорит о достаточно успешной политике Правительства.
Это не означает, что правительство может успокоиться на достигнутом. Наоборот, это означает, что мы будем больше работать, для того, чтобы укрепить наши конкурентные преимущества, потому что положение России на мировом рынке капитала изменилось.
В начале 90х мы как страна с трансформирующейся экономикой могли претендовать на особое отношение. Нам прощали несовершенство законодательства, не сильно критиковали за отдельные нарушения и противоречия в политике. Теперь все это в прошлом. К нам подходят с такими же требованиями, иногда довольно жесткими, как и к остальным странам.
Но в том, что страна перестала претендовать на исключительное отношение, есть и свои преимущества. Это говорит о зрелости экономики, о том, что наши преимущества основываются не на том, что к России хорошо относятся, или на том, что в Россию "модно" вкладывать деньги. Бизнес при принятии решений основывается на более прочном фундаменте - перспективах российской экономики, оценке рисков и рентабельности инвестиций, имеющихся ресурсах и объемах рынка сбыта.
Этим изменения в положении России на мировом рынке не ограничиваются. В последние несколько лет российские компании все активнее выступают на рынке в качестве инвесторов. Я говорю не о пресловутой утечке капитала, когда деньги просто выводятся из страны через оффшоры, а о реальных инвестициях, сделанных компаниями. Сделанных, потому что это выгодно, потому, что это необходимо для развития компании.
Именно такие события больше всего говорят о том, что Россия - не страна, только пробивающаяся на мировой рынок, а один из его полноправных участников.
Возвращаясь к перспективам и конкурентным преимуществам российской экономики хочу сказать, что нельзя забывать и о том, что свою лепту в повышение темпов роста внесли аномально высокие цены на углеводородное топливо. Да, сырьевой сектор - одно из наших конкурентных преимуществ. В то же время очевидно, что устойчивого развития экономики он обеспечить не может.
Поэтому задача Правительства на ближайшую перспективу - создать условия для развития, и, соответственно, привлечения инвестиций в высокотехнологичные сектора. Мы хотим позиционировать Россию как технологически развитую, инновационно активную страну, и мы располагаем необходимой базой для такого развития. Присутствие на этой конференции представителей высокотехнологичного сектора России, например ОАО "МТС", говорит об обоснованности наших амбиций.
При этом Правительство имеет реальную возможность эффективно ответить на стоящие перед страной вызовы. Политическая и экономическая стабильность, неоценимый опыт последнего десятилетия реформ создают необходимую базу для достижения долгосрочных целей.
Можно констатировать, что ни высокие цены на нефть, ни благоприятная мировая конъюнктура цен на другие основные товары российского экспорта не оказывают негативного влияния на деятельность российского Правительства. Проводятся в жизнь важнейшие и сложнейшие реформы. Зачастую они не оказывают непосредственного влияния на бизнес, но играют очень серьезную роль в долгосрочных перспективах развития страны.
Прежде всего хочу отметить административную реформу и реформу системы госуправления в целом. Трудно, но идут преобразования в отраслях инфраструктурных монополий. При этом нельзя не упомянуть о недавно принятом законодательстве по развитию ипотечного кредитования, крайне важном и с экономической, и социальной точки зрения процессе монетизации льгот.
Но проведенная реформа структуры исполнительной власти - только первый шаг более масштабной административной реформы. На повестке дня стоят и вопросы повышения качества государственных услуг, снижения коррупции, определения четких границ и правил вмешательства государства в экономику.
Совершенствуется судебная система - это и повышение ее открытости, и независимости судей. Защита прав собственности, эффективные финансовые институты - все это безусловно важно, как и реформирование института государственных услуг, реструктуризация бюджетной сети, адресность социальной помощи, что позволит выполнять те же, и даже бóльшие социальные обязательства с меньшими бюджетными затратами.
Здесь хочу перейти к еще одному существенному для нас вопросу - эффективность государственных расходов. Здесь можно выделить два аспекта. Во-первых, есть сферы, куда иностранные инвестиции не пойдут либо пойдут в недостаточном объеме, а основная часть расходов приходится на средства федерального бюджета. Во-вторых, ведется работа по повышению эффективности расход на выполнение государством своих функций.
Учитывая необходимость повысить эффективность государственных расходов, в том числе путем применения новых методов, федеральный бюджет на следующий год был впервые сверстан Правительством с широким применением программно-целевого подхода. В отличие от бюджетов прошлых лет, когда целевые методы ограничивались только применением федеральных целевых программ, в этом году б#972;льшая часть государственных расходов распределена с использованием инструментов бюджетирования по результатам.
Безусловно, еще рано говорить о том, что процесс составления бюджета перешел на новые рельсы, но огромный шаг к этому сделан. Учитывая тот решительный настрой, с которым Правительство прошло первый этап внедрения программно-целевых методов, думаю, что уже в среднесрочной перспективе бюджетополучатели станут мыслить не в терминах "как освоить средства", а в терминах "как достичь цели".
Не менее сложные преобразования происходят и в системе экономических отношений федерального центра и регионов. Не обсуждая политических аспектов последних инициатив Президента по укреплению вертикали исполнительной власти, хочу отметить, что с точки зрения повышения эффективности проведения реформ, этот шаг представляется сугубо положительным. Ни для кого не секрет, что большая часть нормотворческих инициатив федерального центра, направленных на активизацию экономической деятельности, либо нивелировалась региональным законодательством, либо "тонула" в правоприменительной практике на местах. В новых условиях федеральный центр, получая б#972;льшую ответственность, приобретает и возможность более активно влиять на социально-экономические преобразования в регионах.
Безусловно, предстоит огромная работа по выстраиванию и отладке новой системы - необходимо наладить мониторинг хода реформ в регионах, создать четкую иерархию целей и действий органов исполнительной власти всех уровней, создать механизмы эффективной консолидации и распределения ресурсов для решения поставленных задач.
Но еще хотел бы обратить ваше внимание, что российская экономика не ограничивается топливным сектором. В первую очередь, мы заинтересованы в инвестициях в обрабатывающую, в том числе высокотехнологичную, отрасль. Хотя это не означает, что мы будем создавать препятствия для инвестирования в топливную отрасль либо давать преференции инвесторам в отдельных отраслях промышленности.
Не хочу, чтобы у всех складывалось впечатление, что мы относимся к подобным конференциям только как к рекламным акциям. Это не просто возможность рассказать о перспективах России.
Это и возможность ответить на вопросы инвесторов, и определить дальнейшие направления действий, узнать мнение инвесторов. Конечно, каждый из инвесторов, у которого возникают вопросы или проблемы при реализации проекта в России может обратиться в одно из министерств либо, например, в Консультативный совет по иностранным инвестициям. Мы готовы помочь "советом и делом".
Надеюсь, что мое выступление будет стимулировать новых инвесторов к приходу в Россию и укреплению связей с уже работающими в стране компаниями.
Спасибо за внимание.


2004-09-21
Источник: МЭРиТ

Док. 294032
Перв. публик.: 21.09.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 471

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``