В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Воронов: Запад искажает причины терроризма Назад
Юрий Воронов: Запад искажает причины терроризма
Злобин в чем-то напоминает Жириновского как по функциональному его назначению, так и по обрывочному изложению мыслей. Эти две аналогии можно объединить в одну.

Разумные высказывания Злобина перемешаны со скрытой пропагандой, которая подается в стиле естественных, само собой разумеющихся тезисов.

Достигается это порождением удачного сочетания действующих субъектов. Один из них называется "Соединенные Штаты", этот субъект "значительно уменьшает проблему терроризма", "правильно или неправильно прилагает усилия", и т.д. Параллельно с этим действует еще один субъект - Буш и его администрация. Различий между ними Злобин не описывает, хотя за пределами интервью эта разница известна: второй субъект желает не только лишить террористов свободы без суда, но и пытать их, а первый субъект - того же самого, но без пыток.

Применительно к России Злобин порождает трех субъектов: Россия, Путин, окружение Путина. Почему же для США порождено два субъекта, а для России - три? Одно объяснение такому приему подсказал в свое время Уинстон Черчилль, когда говорил: "Дядя Джо (имелся в виду Сталин) - хороший человек, но он, к сожалению, находится под влиянием плохих членов Политбюро". Такое разделение позволяло Черчиллю объяснить, почему он контактирует и сотрудничает с преступником, уничтожающим собственный народ.

Но черчилевский вариант разделения первого лица и его окружения не объясняет в полной мере схему "2+3", предложенную Злобиным. Действительно фундаментальная причина лежит в стремлении уйти от обсуждения того, что порождает желание "изменить западный образ жизни". Автор совершенно справедливо пишет "главный источник терроризма - это когда люди не имеют возможности выразить свои интересы, какими бы они ни были, мирным путем". Более четко, независимо и существенно ранее Злобина такую мысль выразил Ф.М.Достоевский, когда писал, что преступление - это нормальная реакция нормального человека на ненормальные условия жизни.

Естественным направлением рассуждений далее было бы следующее: "мешает ли западный образ жизни" уходу потенциальных террористов от "ненормальных условий жизни"? Но вместо этого Злобин порождает еще одну пару субъектов. Как тут не вспомнить бритву Оккама: "Не следует умножать сущности без необходимости".

Эти два новых разделенных субъекта - терроризм как таковой (обобщенный терроризм) и Бен Ладен, который, как выясняется, гуляет сам по себе. Получается подмена. Хотя мы знаем, что терроризм - это не Бен Ладен, но так приятно думать, что терроризм, все-таки, несмотря на понимание исходных причин, - чья-то личная инициатива. Конечно, признается Злобин, если убьем Бен Ладена, терроризм не прекратится. Но остается неоговоренная лазейка - а если мы убьем не только его, да еще какое-то число подозреваемых посадим в секретные тюрьмы, может обойдется и терроризм рассосется после этого сам собой. Вместо того, чтобы жестко осудить правительство США за фактическое стимулирование терроризма через убийства и преследование главарей террористов, Злобин уходит в построение еще одной конструкции. К пяти субъектам схемы "2+3" добавляются еще два: терроризм и Бен Ладен. Характерно, что у Бен Ладена, как и у Буша, нет окружения, которое на него влияет, плохо или хорошо - уже другой вопрос.

Общая ошибка Злобина в том, что он ставит на один уровень явление и персонажей. Терроризм есть явление, а Путин, Буш и Бен Ладен - персонажи. Явление живет существенно дольше персонажа. Даже серийные Буши приходят и уходят, а явления остаются. Окружение лидеров в одном случае появляется, в другом нет. Это мерцающее в сознании окружение имеет промежуточные сроки существования между явлениями и персонажами. Но в нем смешаны как те, так и другие.

Мне представляется, что Злобин максимально приблизился к моему собственному пониманию проблемы терроризма, которое я постарался изложить в двух статьях в журнале ЭКО. С ними можно ознакомиться на сайте Копус-Консалтинг или на сайте журнала ЭКО. Но ангажированность Злобина не позволяет ему идти дальше общих рассуждений относительно полной моральной эквивалентности в глазах всего мира бомбежек Югославии и событий 11 сентября. И то, и другое - от беспомощности. США не могут сохранить доллар как мировую валюту без локальных агрессий, террористы не способны без взрывов положить на лопатки владеющих миром имущественных атеистов, которые гонят в мир наркотики, алкоголь и проституцию. А страдают от этого все прочие - кто не желает участвовать в разборках, которым безразличны доходы одних и моральные ценности других.


Замечания Юрия Воронова, вице-президента Новосибирской Торгово-промышленной палаты на интервью сотрудника Центра оборонной информации США Николая Злобина политической экспертной сети
Кремль.Org 12.09.06.

"Кремль.ORG".

Док. 293998
Перв. публик.: 12.09.06
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 355

  • Воронов Юрий

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``