В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Воронов: Особый взгляд на нацпроекты: экономия развития Назад
Юрий Воронов: Особый взгляд на нацпроекты: экономия развития
Доступное жилье

Принципиальных замечаний к нацпроекту "Доступное жилье" пять. Первое - доступное жилье делает недоступным место работы. В Новосибирске, например, под программу массового жилищного строительства выделено 9 площадок. И нигде поблизости от этих площадок нет мест труда. Второе замечание - ПНП построен по принципу "деньги не пахнут". Напомню, что тезис этот относится не к рыночной экономике, а к рабовладению и сбору налогов. Нужно привязать проект, хотя бы частично, к решению других задач. Например, если это деньги молодого врача или станочника - это одно. Если это деньги папы с мамой, остатки временно не конфискованного имущества - это другое. Третье замечание - нацпроект фактически стравливает отцов и детей, позволяя детям занять комфортное жилье, а родителям - оставшуюся часть жизни прозябать в хрущевках. Четвертое замечание - доступное жилье по определению не может быть комфортным.

Чтобы облегчить вхождение в ПНП молодежи из малообеспеченных семей требуется официальное одобрение малокомфортного жилья, квартир-студий, в которых нет ванны, только душ, домов из быстровозводимых конструкций и т.д. В российской традиции - делать первый шаг маленьким. Молодая семья, получив первую дешевую квартиру в 21 кв. м., начинает понимать, что нужно сделать следующий шаг. Но "сверху" должны разъяснять сочетание "доступное и комфортное" таким образом: "Сначала доступное, а потом (когда заработаете) и комфортное жилье". Тогда молодежь будет не впрыгивать в ПНП с разгона, а будет входить плавно. Наконец, пятое замечание. По нашим расчетам стоимость СМР к 2025 году возрастет в 4,4 раза. Понятно почему. При росте стоимости жилья растет стоимость стройматериалов, поскольку их производители хотят "войти в долю". Когда доходы от продажи традиционных стройматериалов растут, нет интереса осваивать новые, более современные стройматериалы. Поэтому в нацпроекте должен быть раздел "новые строительные материалы", иначе эта удавка будет смертельной для проекта.

Моя фирма (консультационная фирма "Корпус") в настоящее время по заказу администрации Новосибирской области разрабатывает концепцию промышленной политики региона. В рамках этой работы мы готовим концепцию развития промышленных городов-спутников вокруг Новосибирска. Это будут небольшие - до 50 тысяч человек - города, принципиально отличающиеся от аналогичных городов при заводах. Главное отличие - объединяющим для всех жителей будет не одно предприятие, а инженерный центр, который трактуется как специально оборудованное место (корпуса, офисы, коммуникации и пр.) для развития многих предприятий разных профилей. В каком-то смысле эти города, ориентированные на молодежь, будут напоминать малоизвестные идеи Ивана Грозного о создании российской экономики, параллельной экономике боярской (в настоящее время таковая называется РАО). Опричнина в большинстве современных голов связывается с казнями и разгулом опричников, но общий замысел состоял в том, что строится хозяйство "опричь" существующего.

Промышленные города-спутники будут обеспечены хорошими дорогами и гаражами с тем, чтобы посещение театра или музея в мегаполисе не представляло для его жителей проблемы. Создание промышленных городов-спутников позволит по-новому взглянуть и на проблемы вывода некоторых производств с очень дорогой земли городов-мегаполисов. Итак, программа малоэтажного строительства должна быть дополнена программой строительства промышленных городов-спутников.

К числу мер по продвижению НП "Доступное жилье" можно отнести и наше предложение о преобразовании города Новосибирска в межмуниципальное образование, состоящее из пяти муниципалитетов. К числу нескольких достоинств этого проекта относится и формирование подвижной границы города. Для того, чтобы малоэтажное строительство активно развивалось, необходимо, чтобы границы крупных городов можно было легко изменять в соответствии с пожеланиями жителей коттеджных или промышленных поселков.



Здоровье



К сожалению, этот проект воспринимается только как меры федерального уровня: повышение зарплаты врачам, выделение УАЗиков и забавная публичная война с непобедимым Зурабовым. Но есть более принципиальные вещи, которые должны решаться на региональном уровне.

Первоочередная из них - реорганизация сети медицинских учреждений в городах. Примерно десять лет назад мы с местными специалистами-медиками предложили мэрии реорганизовать городскую стоматологическую службу. А именно - разделить текущую помощь и сложные проблемы. Сделать два мощных стоматологических центра, и остальные поликлиники преобразовать в сеть приближенных к населению стоматологических кабинетов. Предложение проигнорировали.

За прошедшие десять лет в этой сфере действовала "невидимая рука рынка", и сейчас сеть частных стоматологических кабинетов складывается. Но теперь власть озабочена другим - что же делать с неконкурентоспособными муниципальными поликлиниками? А ведь этих забот можно было бы избежать.

Еще одна проблема этого нацпроекта, которую, на мой взгляд, плохо разглядели наверху, - это фактическая гибель отечественной медицинской статистики. Если проект основывается только на отзывах врачей и пациентов, то это никакой проект. Нельзя понять, успешен он или нет.

Наряду с решением этих частных проблем, мы пытаемся взглянуть на национальный проект "Здоровье" в совершенной новом аспекте - как на этап в истории отечественной медицины. Я сейчас вместе с заведующей кафедрой Новосибирской медицинской академии пишу книгу об академике РАМН Влаиле Петровиче Казначееве под общей идеей: "Вот такие люди могли бы вполне успешно реализовать национальный проект "Здоровье", если бы не возраст". Такой подход позволяет оценить ПНП через идеи Боткина и других известных российских врачей.

Это очень важно для адекватного восприятия проекта врачами и пациентами. В противном случае неминуемо произойдет негативный всплеск, который выразится примерно так: "Опять иностранные советники очередную дурь нашептали".


Демография



Выдавая материнские капиталы, не нужно закрывать глаза на то, что единственный способ поправить демографию в России - мигранты. Во всяком случае, так считаю я. Применительно к Сибири, это - мигранты из Средней Азии, в противном случае это будут китайцы.

По этой причине мы активно выступаем за привлечение трудовых мигрантов из Средней Азии и Казахстана, ориентируясь, прежде всего, на те анклавы, где господствует использование двух или трех национальных языков, распространены смешанные браки. Население таких анклавов легче поддается ассимиляции. Наиболее привлекательной в этом отношении нам представляется Ошская область Киргизии, а именно - ее узбекское население, явно обиженное земельной реформой. Предложение об особых мерах по Ошской области от имени Новосибирской торгово-промышленной палаты было передано пару лет назад послу России в Киргизии, который приезжал тогда в Новосибирск с группой российских послов. Но пока на федеральном уровне нет принципиального понимания важности таких мер.

Требуется профинансировать разработку типовых проектов общежитий для молодых рабочих-мусульман, сформулировать межгосударственного взаимодействия при работе трудовых мигрантов на местах с вредными условиями. В Новосибирске, например, сохранилось 16 литейных цехов. Только три из них работают с относительно высокой нагрузкой. А спрос на их продукцию высок. Если бы построить общежития, определить, что нужно сделать для компенсации вреда здоровью, то все бы литейные цеха Новосибирска были загружены, работали на полную мощность. Но это не главное. У нас бы появились площадки для культурной ассимиляции среднеазиатской молодежи. Многие из них поддались бы чарам сибирских красавиц и стали бы их верными, на всю жизнь мужьями.

Миграционной службе, также от НТПП, мы предлагали сформировать специальную закрытую программу перевода в Россию коллективов отдельных предприятий, в частности, Чимкентского трансформаторного завода, который в Чимкенте все равно погибнет, а в России вполне может и развиваться. Но это одновременно - и семьи работников завода, и их демографический потенциал.



Образование



Важнейшей проблемой, с которой столкнулась Россия и многие другие страны мира - перегретый спрос на высшее образование. Полное недоверие к своим правительствам, которое распространилось по миру, заставляет людей делать бессмысленные траты на жилье и образование своих детей. При этом, чем бесполезнее образование, тем лучше.

В рамках разработки промышленной политики нами выдвинута идея возрождения заводов-втузов. Она доведена до властей местного уровня и находит у них понимание, но они все еще раздумывают, как взяться за ее решение. Конечно же, идея должна быть воспринята на федеральном уровне. Должны появиться соответствующие нормативные документы о втузах при заводах, а то менеджерам двух витринных бизнес-школ скоро некем будет менеджерить.

В отличие от большинства педагогов России мы с пониманием относимся к ЕГЭ как необходимой мере. Мы провели обработку результатов ЕГЭ за 2004-2005 годы. Получили нетривиальные выводы по влиянию социально-экономической среды на результаты ЕГЭ, вышли на предложения по совершенствованию методов интегральной (по нескольким предметам сразу) оценки результатов преподавания.

Но соответствующий институт Минобрнауки (кажется, Институт педагогических технологий) работает из рук вон плохо. Тесты ЕГЭ низкокачественны, они составляются на условиях сдельной (и мизерной) оплаты труда знакомых и приятелей. К составлению тестов не привлекаются кадры из регионов. Должна быть конкурсная основа процесса разработки. Директор этого института на семинаре в Новосибирске на все замечания учителей, собравшихся со всей Сибири, сказал: "Тесты хорошие", - и вышел вон.

11 Апрель 2007

Юрий Воронов, генеральный директор консультационной фирмы Корпус, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты

"Кремль.ORG".

Док. 293988
Опублик.: 13.04.07
Число обращений: 964

  • Воронов Юрий

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``