В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
22 июля 2004 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу `О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную Назад
22 июля 2004 года Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф выступил на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу `О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную
Выступление Г.О. Грефа на заседании Правительства Российской Федерации
МП-164

К заседанию Правительства
Российской Федерации

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства,

Позвольте представить Вашему вниманию доклад "О ходе реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на государственную поддержку экспорта промышленной продукции в Российской Федерации".
Эта тема рассматривается на заседаниях Правительства уже не в первый раз: Ровно год назад 22 июля 2003 года были одобрены основные направления государственной поддержки экспорта промышленной продукции. И сегодня я бы хотел доложить о проделанной работе.
Но прежде необходимо осознать с какими показателями экспортной эффективности мы закончили 2003 год.
Доля экспорта в ВВП в России составила 35% (в пересчете по официальному обменному курсу рубля к доллару США). Для сравнения: в Чехии данный показатель составляет 55%, а в Венгрии - более 65%.

(слайд 2: Структура российского экспорта по отдельным товарам в 2003 году)
Таковы цифры и это несмотря на то, что в 2003 году общий объем российского экспорта вырос на 25,3% по сравнению с 2002 годом и составил 133,7 млрд. долл. США, но этот рост был связан с ключевыми для России товарными рынками, прежде всего, рынком энергоносителей. Доминирование топливно-сырьевых товаров в российском экспорте обусловило крайне низкую степень диверсификации зарубежных поставок, причем уровень концентрации отечественного экспорта на узкой группе сырьевых товаров и материалов еще более существенно увеличился за последние годы, из чего можно сделать вывод о крайней степени зависимости темпов роста российского экспорта от ценовых колебаний на мировых рынках сырья.
И это происходит в то время, когда большинство стран наращивают долю машин и оборудования в общем объеме своего экспорта. На этом фоне товарная структура промышленного экспорта отечественной продукции не претерпела каких-либо существенных изменений: доля машин и оборудования по-прежнему составляет порядка 9% , в то время, как в мировом экспорте она уже достигла 40%, в США - 48%, в Германии - 50%, в Японии - 70%. Что касается объемов, то у России они ниже соответствующего показателя Южной Кореи в 6,5 раза, Малайзии - в 5,5 раза, Таиланда - в 2,5 раза.

(слайд 3: Экспорт машин и оборудования)
И хотя в 2003 году общий объем экспорта машин и оборудования в абсолютных значениях вырос на 18,5 %, его относительное значение продолжает сокращаться на фоне резкого увеличения поставок сырья за рубеж. Удельный вес продукции машиностроения в общем стоимостном объеме экспорта в 2003 году составил 8,5%, что на 0,6 процентных пунктов ниже уровня 2002 года и на 1,7 процентных пунктов ниже уровня 2001 года.

(слайд 4: Удельный вес промышленной продукции в общем объёме экспорта)Доля промышленной продукции в общем объеме экспорта в России существенно ниже аналогичных показателей других стран, причем даже не только высокоразвитых. Отчасти это объясняется низкой конкурентоспособностью российских товаров.
Всемирный экономический форум в своих последних оценках за 2003 год ставит Россию по уровню конкурентоспособности лишь на 70 место среди 102 оцениваемых стран.
В этих условиях совершенно очевидно, что отечественным предприятиям действительно необходимо выходить на новые уровни работы по качеству и конкурентоспособности своей продукции. Такая работа невозможна без активного участия государства в рамках международных договоренностей, взятых на себя Российской Федерацией.
(слайд 5: Меры поддержки экспорта, применяемые за рубежом - общие)
Системы поддержки экспорта существуют практически во всех странах. На данном слайде представлены меры, наиболее часто использующиеся за рубежом.

(слайд 6: Меры поддержки экспорта, применяемые за рубежом - специфические)
Но существуют и специфические меры поддержки экспорта, применяемые в дополнение к основным мерам в отдельных странах.

И в России год назад была разработана с учетом мирового опыта и одобрена Правительством комплексная система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, которая призвана обеспечить конкурентные преимущества, поддержать и защитить интересы отечественных экспортеров на внешнем рынке, обеспечить рост экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.

(слайд 7: Структура мер государственной поддержки экспорта)
Данная система включает в себя меры финансового и нефинансового характера.
Актуальность реализации данной системы подтверждается и постоянными обращениями российских производителей промышленной продукции.


(слайд 8: Структура обращений экспортеров по основным направлениям поддержки экспорта)
Основная доля обращений связана с проблемами финансовой поддержки, а именно отсутствием возможности:
получения дешевых и долгосрочных кредитов;
получения гарантий по экспортным поставкам и по тендерным предложениям;
своевременного возврата НДС;
реализации имеющихся конкурентных преимуществ в связи с несовершенством тарифного регулирования.
Кроме того, существенная доля обращений посвящена вопросам информационной поддержки экспортных контрактов.
Таким образом, очевидно, что российские экспортеры ждут скорейшего внедрения разработанной Министерствами (МЭРТом, Минфином и Минпромом) системы мер поддержки экспорта промышленной продукции.
В связи с этим позвольте более подробно остановиться на проделанной в течение истекшего года работе.

Во-первых, во исполнение принятых решений была разработана Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, которая была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г., предусматривающая три основных финансовых механизма поддержки.

(слайд 9: Механизмы финансовой поддержки экспорта промышленной продукции)
Кроме того:
- уточнены условия предоставления гарантий;
- предусмотрено при формировании проекта федерального бюджета на 2004 год предоставление государственных гарантий на поддержку экспорта промышленной продукции в объеме не менее 500 млн. долларов США;
- представлен в установленном порядке проект типовой формы суверенной гарантии, выдаваемой иностранным государством в пользу экспортера российской промышленной продукции;
- разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты актов о порядке предоставления государственных гарантий экспорта промышленной продукции и о порядке исполнения обязательств по данным гарантиям.
Вместе с тем, до настоящего времени полностью нереализованным остается следующее решение:
- не определен механизм субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по кредитам.

В целях реализации основных положений Концепции был разработан и утвержден План мероприятий, который в силу объективных причин до настоящего времени по большинству пунктов не выполнен, что привело фактически к срыву реализации программы финансовой поддержки промышленного экспорта в 2004 году. В результате средства в размере, эквивалентном 500 млн. долларов США, выделенные из бюджета на эти цели, остались до настоящего времени неиспользованными.
Однако даже в случае утверждения необходимых порядков не снимается проблема поддержки крупных проектов, а именно, действующие положения Бюджетного кодекса содержат ограничения по выдаче государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму свыше 10 миллионов долларов США. Такие гарантии утверждаются Федеральным собранием в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.
Следование такой процедуре в случае выдачи гарантий по программе поддержки экспортеров, в определенной мере усложнит процесс оформления гарантирования, что в большинстве случаев повлечет за собой потерю актуальности государственной поддержки для получателя гарантии.
В этой связи, считаем целесообразным рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, устанавливающих исключительный порядок для выдачи гарантий, которые осуществляются в рамках утвержденных правительственных программ. Согласно таким изменениям, не подлежали бы отдельному утверждению выдача гарантий на сумму свыше 10 миллионов долларов США, если данные гарантии осуществляются в рамках программы поддержки экспортеров.

(слайд 10: Проекты подготовленных документов )
Что касается реализации такого механизма государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, как возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам, то Минэкономразвития России совместно с Минпромнауки России были подготовлены основные нормативные документы, регламентирующие данный порядок.

(Слайд 11. Наличие механизма субсидирования в отдельных странах.)
В то же время даже развитые страны широко используют указанный механизм поддержки своего экспорта.
Внедрение данного механизма позволило бы содействовать продвижению товаров российского обрабатывающего сектора на внешние рынки, прежде всего за счет обеспечения их ценовой конкурентоспособности, ведь не секрет, что процентные ставки по кредитам в российских коммерческих банках неконкурентоспособны по сравнению с условиями, предлагаемыми зарубежными банками, что подтверждается обращениями российских экспортеров.
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на наличие необходимой правовой основы и экономической необходимости внедрения финансовых механизмов поддержки экспорта промышленной продукции, начало реализации недопустимо затянулось.

Кроме того, заслуживает определенного внимания и проблемы в реализации такой формы государственной поддержки отечественных производителей как предоставление государственных кредитов на цели сооружения объектов за рубежом.
Как известно, в период становления рыночной экономики в Российской Федерации и отказа от политики государственного регулирования цен, начиная с 1992 года, возникла существенная разница между уровнем цен на внутреннем рынке и экспортными ценами на аналогичную продукцию.
Расчеты бюджета с российскими поставщиками продукции для объектов, сооружаемых за рубежом в счет государственных кредитов, осуществлялись с применением коэффициента 0.4, который к 1995 году был повышен до 0.7. В дальнейшем Минфин России перешел к практике установления размера коэффициента по каждому проекту решениями Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что в настоящее время по всем видам товаров внутренние цены практически равны, а в отдельных случаях даже превышают цены на мировых рынках, а также укрепление рубля по отношению к доллару, считаем возможным осуществлять по новым контрактам оплату поставок и услуг российских организаций, строящих в счет государственных кредитов объекты технического содействия за рубежом, исходя из полного рыночного курса рубля к доллару США (Коэффициент = 1).

Если же говорить о мерах нефинансового характера, то в рамках исполнения решений Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в период с июля 2003 года осуществлялась работа в следующих направлениях.

(слайд 12: Меры таможенно-тарифного регулирования)
Важнейшей мерой, связанной с обеспечением интересов отечественных компаний на внешних рынках является совершенствование мер тарифного регулирования.
В этой области основным направлением является:
- решение задачи увеличения экспортных возможностей предприятий и организаций Российской Федерации путем сокращения перечня товаров, подпадающих под обложение экспортными пошлинами;
- снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, необходимое для модернизации основных производственных фондов.
В настоящее время подготовлены проекты постановлений о полном освобождении от таможенных пошлин ввозимых на территорию Российской Федерации компонентов (материалов и комплектующих), необходимых для производства на экспорт промышленной, в том числе, наукоемкой высокотехнологичной продукции.
В июне текущего года состоялось первое заседание межведомственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике под моим председательством.
Комиссия рассмотрела 16 проектов постановлений Правительства РФ по корректирующим ставкам экспортных и импортных пошлин. Основные решения Комиссии были связаны со снижением до 0% ставок экспортных пошлин по более чем 90 товарам с высокой степенью переработки (справочно: по состоянию на 21.07.04г. экспортные пошлины действуют по 536 товарным позициям). Кроме того, Комиссия приняла решение о снижении до 0% ставок импортных пошлин на технологическое оборудование для целлюлозно-бумажной, мебельной, легкой и текстильной промышленности.
(Слайд 13. Задачи по совершенствованию мер налогового регулирования)
Одной из острых проблем, препятствующей эффективному экспорту является совершенствование мер налогового регулирования. При этом речь идет не о специфических налоговых льготах для экспортеров, что противоречит общепринятым международным нормам, а о решении процедурных вопросов, затрагивающих те или иные аспекты экспортной деятельности.
Основные проблемы, с которыми продолжают сталкиваться отечественные экспортеры, связаны с несовершенством порядка применения нулевой ставки и возмещения НДС при экспортных поставках, а также налогообложения авансовых платежей по экспортным поставкам, установленного действующим налоговым законодательством. Это обусловливает необходимость совершенствования мер налогового регулирования при экспорте промышленной продукции по данным направлениям.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года отмечено, что наряду с изменением процедур взимания НДС необходимо решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям, а также исключить налогообложение авансовых платежей.
Однако приходится констатировать, что до 2006 года данный вопрос скорее всего решен не будет.
(слайд 14: Информационно-поисковая система "Экспортные возможности России".)
Необходимой составляющей процесса выхода на внешние рынки является наличие у экспортера информации о своем внешнеторговом партнере, а также возможность предложения собственной продукции с использованием современных технологий.
По имеющейся у нас информации, до 3% затрат, связанных с подготовкой и реализацией экспортных контрактов, приходится на информационное обеспечение.
Исходя из этого была разработана и в сентябре 2003 года запущена в открытый доступ в сети Интернет информационно-поисковая система "Экспортные возможности России".
Данная система предоставляет возможность экспортоориентированным предприятиям на безвозмездной основе размесить информацию о компании и предлагаемой продукции, доступ к которой будут иметь потенциальные иностранные партнеры, а также получить информацию о торговой политике той или иной страны. Ежедневно услугами сайта пользуются более 200 компаний. К настоящему времени база данных российских экспортеров содержит информацию более чем о 1500 предприятиях, осуществляющих экспортные поставки промышленной продукции.

(слайд 15: Приоритетные направления в сфере государственной поддержки экспорта)
Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о существовании необходимого задела для начала крупномасштабной работы по государственной поддержке отечественных экспортеров. В качестве приоритетных необходимо рассматривать следующие меры:
1. Утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации:
проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении на 2004 год Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции";
проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении на 2004 год перечня иностранных государств, экспорту в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, с определением предельных объемов гарантирования и категорий страновых рисков для каждого государства, а также перечня товаров, экспорту которых не оказывается государственная гарантийная поддержка;
проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приведению уровня процентной ставки по кредитам, предоставляемым российским юридическим лицам - производителям и экспортерам промышленной продукции - победителям международных тендеров, к общемировому уровню";
проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении на 2004 год рейтинга и перечня товарных групп, на которые распространяется государственная поддержка экспорта промышленной продукции в форме предоставления субсидий из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приведению уровня процентной ставки по кредитам, предоставляемым российским юридическим лицам - производителям и экспортерам промышленной продукции - победителям международных тендеров, к общемировому уровню.


2. Внесение соответствующих изменений в бюджетный кодекс, которые бы установили исключительный порядок для выдачи гарантий, осуществляемых в рамках утвержденных правительственных программ.
3. Рассмотрение возможности осуществления оплаты поставок и услуг российских организаций, строящих в счет государственных кредитов объекты технического содействия за рубежом, с учетом рыночного курса рубля к доллару США.
4. Упрощение обязательных процедур, предшествующих экспорту промышленной продукции.
5. Повышение эффективности мер таможенно-тарифного регулирования.
6. Продолжение работы по снятию ограничений и обеспечению недискриминационного доступа российских товаров на внешние рынки.
7. Решение вопроса о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям, исключении налогообложения авансовых платежей, а также по введению особого порядка возмещения НДС по экспортным коммерческим кредитам, предоставляемым экспортерами инозаказчикам.

Реализация вышеуказанных мер при условии соответствующего бюджетного финансирования позволит увеличить объем экспорта российской промышленной продукции, что в среднесрочной перспективе окажет позитивный эффект на ряд экономических показателей, включая индикаторы внешнеэкономической деятельности.






(слайд 16: Предложения для внесения в Федеральный бюджет)
Достижение значимых результатов будет возможно при условии обеспечения в 2005 году финансирования мер поддержки экспорта, в связи с чем предлагается предусмотреть в федеральном бюджете на 2005 год:
1. Предоставление государственных гарантий на сумму не менее
600 млн. долларов США на поддержку экспортных операций.
2. Выделение средств:
в объеме 150 млн. долларов США на внедрение финансового инструмента в форме предоставления субсидий из федерального бюджета для финансирования мероприятий по приведению уровня процентной ставки по кредитам, предоставляемым российским юридическим лицам - производителям и экспортерам промышленной продукции - победителям международных тендеров, к общемировому уровню;
в объеме 100 млн. долларов США на предоставление экспортных кредитов.

(слайд 17: Государственная поддержка экспорта за рубежом)
Необходимо отметить, что предлагаемые объемы финансирования существенно уступают аналогичным суммам, выделяемым на данные цели как в развитых странах, так и в развивающихся странах. Однако нас это не смущает, так как основной задачей данного этапа мы видим запуск и отладку механизмов поддержки экспорта промышленной продукции.

Слайды к выступлению


2004-07-22
Источник: МЭРиТ

Док. 293916
Перв. публик.: 22.07.04
Последн. ред.: 13.04.07
Число обращений: 554

  • Греф Герман Оскарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``